Работа с родителями

Музыкальное воспитание в семье 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Любит ли ваш малыш петь?

Любит ли ваш ребенок петь? Это немаловажно для его развития. Пение – не только развлечение, но и тренировка, которая помогает сформировать правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. К тому же, по мнению многих врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. И это еще не все плюсы: вокальные «тренировки» способствуют формированию правильной осанки.

Но голос ребенка существенно отличается от голоса взрослого человека. Детские голосовые связки короткие и тонкие (гортань и голосовые связки в 2–3 раза меньше, чем у взрослых), легкие гораздо меньше по своей емкости. Поэтому и голос малыша звучит очень легко, несильно и звонко.

Если же ребенок пытается петь слишком громко, то это может привести к тому, что его голос потеряет необходимую легкость, приобретет неприятный горловой характер и перейдет на крик.

Часто дети пытаются петь взрослые песни. Многих родителей это умиляет. Но, скорее всего, только первое время. Ведь ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому ее исполнение превращается в попытку неумелого подражания, кривляние.

Такое пение не только портит художественный вкус малыша, но и наносит вред голосовому аппарату. Почему? Песни для взрослых технически более сложны. А ребенок пытается преодолеть трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Малыш старается петь громко, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поэтому голос портится, преждевременно изнашивается. Иногда даже могут возникнуть различные заболевания голосового аппарата.

Если вы собираетесь самостоятельно обучать ребенка пению, то придерживайтесь следующих советов:

1. Звуковой диапазон песен в репертуаре вашего малыша должен соответствовать объему его голоса.

2. Не позволяйте ребенку громко петь. И запретите ему в повседневной жизни громко кричать или визжать.

3. Не разрешайте малышу петь на улице при температуре воздуха ниже 18 °С и влажности выше 40–60 %. 

Какие песни выбрать?

Даже если какая–либо песенка очень нравится вам и вашему малышу, это еще не повод включать ее в репертуар маленького вокалиста.
При выборе песни учитывайте следующие моменты:
1. Смысл песни должен быть доступен ребенку.

2. Если в тексте песни есть сложные для понимания малыша слова и словосочетания, то их необходимо объяснить.

3. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз – они должны быть короткими, так как темп дыхания у детей более частый по сравнению с дыханием взрослого. В противном случае малышу придется разрывать слова в процессе пения для нового вздоха.

4. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3–4 лет это всего 4–5 звуков, у детей 6–7 лет он расширяется до октавы (8 звуков).

Учить ли ребенка музыке?


Часто можно услышать от родителей, не желающих обучать своих детей музыке, такие слова: «Моему сыну (дочери) медведь на ухо наступил». Но это всего лишь отговорка, которая выражает нежелание брать на себя лишние хлопоты и возиться с музыкальным обучением. Дело в том, что отсутствие у ребенка музыкального слуха – всего лишь миф, придуманный нерадивыми родителями. Точно так же можно и отказаться обучать ребенка чтению лишь из–за того, что у него нет особого волшебного «литературного» зрения.

О музыкальном слухе педагоги говорят тогда, когда имеют в виду степень натренированности звукоразличительных навыков, необходимых для достижения определенных уровней музыкального профессионализма. При этом речь идет опять–таки не о том, есть музыкальный слух или его нет, а о том, в какой степени он развит воспитанием и обучением.
Поэтому применять это понятие до обучения, да еще и по отношению ко всем детям, совершенно бессмысленно.
Слух как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне имеют абсолютно все нормальные дети (исключение составляют только глухонемые от рождения).
Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. И многие музыкальные педагоги придерживаются убеждения о потенциальной талантливости всех детей. Например, знаменитый Пётр Столярский, учитель Давида Ойстраха, бывало, прослушав начинающих, говорил их родителям так: «Ах, ничего особенного, обыкновенный гениальный ребенок».
Конечно, многие дети, проучившись некоторое время в музыкальной школе, так и не могут овладеть музыкальной грамотой. Но зависело ли это от природных способностей ребенка? Нет! Причин неудачи здесь может быть две.
Во первых, это слишком позднее обучение (в 7–8 лет начинать его уже поздно!), во–вторых, неверные методы. Ведь грамоте удается обучить даже самых нерадивых учеников! Тогда почему музыкальной грамоте, то есть беглому чтению нот, нельзя научить любого ребенка? 

Значение музыкального образования

Музыкальные занятия, помимо развития слуха и приобретения новых знаний, совершенствуют эстетический вкус ребенка. Занятия музыкой способствуют становлению таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивают сосредоточенность и память.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. К тому же игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук.
Таким образом, музыка оказывает влияние на всесторонее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Известный японский музыкальный критик Маруо уверен, что музыка меняет выражение лица. По его словам, он замечал этот интересный феномен неоднократно. Поэтому он пользуется методом «погружения человека в музыку» в полной уверенности, что музыка делает человека красивее.