Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка  в соответствии с ФГОС»

Сегодня  я буду  вести  речь о формировании общей культуры ребенка, ее взаимосвязи воспитателя и музыкального руководителя.  И наша с Вами роль, как педагогов в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности.

 Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном и театральном искусстве,  литературе).

Всем нам известно, что современная наука признает дошкольное детство, как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности часть нашего наследия, и начать использовать то, что нам даровано природой необходимо как можно раньше, поскольку невостребованное, как известно атрофируется… По мнению Василия Сухомлинского, музыка является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Мы все уже ориентированы на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который требует от нас  формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире.

Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом и конструированием.

Внедрение ФГОС в практику работы убеждает, что это как раз то, что позволит пересмотреть способы дошкольного образования, поиска новых путей и условий развития  дошкольников, и соответственно добиться новых образовательных результатов.

Так в чем же разница ФГТ и ФГОС в контексте моей темы? Мы с  Вами хорошо помним, что на этапе внедрения Федеральных государственных требований к нам пришло важное новшество: принцип интеграции. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам,

то теперь речь идёт о совокупности пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».  Музыкальным руководителям, понятие «интеграция» понятно и знакомо, т. к. музыка может использоваться во всех образовательных областях.

Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве с воспитателем.

          Музыкальные руководители  являются  связующей нитью в процессе   взаимосвязи с воспитателями. А  воспитатели оказывают  помощь при подготовке и проведении праздников и развлечений.

         Мне бы хотелось подробнее остановится на осуществлении взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в  вопросе формирования общей культуры ребенка через театрализованную деятельность реализуемую в нашем детском саду № 70. 

Свою работу мы строим на принципе координации деятельности педагогов, то есть деятельность воспитателя согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

        Успехи развития общей культуры дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. 

                                                                   

                                                                    1

 

В нашем детском саду разработан план взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей. И воспитатели включают в своё календарно-тематическое планирование задачи и цели НОД музыкального руководителя.

Мы ориентированы не только на систему занятий, но и на другие адекватные формы образовательной работы с детьми. Большое внимание уделяем взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя и делаем акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации.

Музыкально-театрализованная деятельность используется:

  • в ходе режимных моментов:
  • на утренней гимнастике;
  • во время умывания;
  • во время прогулки
  • перед дневным сном;
  • при пробуждении и т. д.
  • в совместной деятельности педагога с детьми:
  • в непосредственной образовательной деятельности;
  • во время праздников и развлечений;
  • музыка в повседневной жизни.
  • в самостоятельной деятельности детей.

Так же музыка используется в совместной деятельности с семьёй:

  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ
  • Театрализованная деятельность.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией знакомых детям сказок и произведений.  Так же имеет большое значение тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя,  при подборе пособий и атрибутов, дидактических музыкальных  игр, аудиовизуальных пособий. Развитие общей культуры через театрализованную детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, доступность, а также их достаточное количество. Становление общей культуры ребенка в условиях детского сада возможно при создании специальной предметно-развивающей среды.

При организации  музыкальных зон и уголков театрализованной деятельности в дошкольном учреждении воспитатель с музыкальным руководителем продумывает:

  1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
  2.  Разнообразие оборудования.
  3. Учет возрастных особенностей детей.
  4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
  5. Возможность переноса оборудования в другие места.

       

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал  для  творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки,  иллюстрации,   бутафорские музыкальные инструменты,  (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования.

3. Музыкально-дидактические игры и пособия:

4. Аудиовизуальные  пособия:  компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

         В каждой группе имеются записи песенок, музыкальных произведений, которые дети слушают и исполняют на музыкальных занятиях. Это способствует лучшему запоминанию материала, повышению интереса к музыкальным произведениям. В зависимости от времени года, следующего  праздника, песни меняются.

  Музыкальные зоны  мы объединяем с театральными зонами, где расположены пособия и атрибуты к театрализации и драматизации различных сюжетов и произведений, а также  находятся различные виды театров. 

Хорошо организованная музыкально-театрализованная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.

                                                          2

 Предметная среда нашей группы  обеспеченна разнообразными музыкально-дидактическими материалами, которые постоянно обновляются и дополняются.

При создании предметно-развивающей среды мы стремимся, чтобы и дети принимали активное участие в её оформлении и преобразовании. 

Конечно для того, чтобы у детей постоянно поддерживать интерес к деятельности мы совместно с воспитателем  время от времени  обновляем пособия в музыкально-театрализованном уголке.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию общей культуры.

Я думаю, Вы со мной согласитесь,  что грамотно организованная совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя  может стать эффективным и мощным средством становления общей культуры ребенка.

И в заключении своего выступления хочу показать нашу схему взаимодействия  по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе, по направлению «музыкально-театрализованная деятельность».»                     

СХЕМА   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Музыкальный руководитель

воспитатель

Составляет план НОД в соответствии с возрастом детей и внедряемой методики

Вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.

Вписывает в тетрадь взаимодействия необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально-дидактических игр в группе

Осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя

Ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы

Ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях

Обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы

Участвует в обсуждении

Обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к детям в НОД

- подготавливает детей к НОД

- следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия (чешки)

Следит за соблюдением порядка в музыкальном зале

-Помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в НОД

Подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия   обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам

-обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях

Оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий

Обращается к музыкальному руководителю, знакомит  с материалами