Международная экошкола/зелёный флаг.

Реализация международной программы «Экошкола/Зелёный флаг»

 как модель экологического обучения.

 

Емельянцева И.Б.

МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка

Ковалёва Л.И.

МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка

 Экологическое образование школьников - 

непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка,

направленное на формирование его экологической культуры,

которая проявляется в эмоционально-положительном

 отношении к природе, окружающему миру,

 в ответственном отношении к своему здоровью и

состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных

 моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

из Концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России [1]

 

Вот уже в пятый  раз наша образовательная организация становится  победителем в рамках международной программы «Экошкола/Зелёный флаг» и получит  пятый  зелёный флаг.  Победа – это всегда значимо, но что стоит за этим?

В 2014 году нами была разработана и утверждена программа «Экологическое воспитание учащихся МБОУ  ООШ №1 г.Слюдянки на 2014-2019уч.г.г.».

Цель программы: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи: сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды; сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе. Основные направления программы: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Целью направления «Экология природы» является воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. Реализация этого направления в школе осуществляется через участие детей в природоохранных акциях: «Мой экодом», «Кормушка», «Покормите птиц зимой!», «Жизнь роднику-человеку здоровье», «Чистый школьный двор»; тематические классные часы: «День птиц», «День воды», «День земли»; через общение с природой: наблюдение за жизнью природы, выращивание рассады цветов для клумбы, томатов, перцев, огурцов для реализации местному населению и учителям; экологические игры: «Меньше мусора», «Лесная аптека», «Знатоки природы»; экологические проекты: «Жизнь роднику — человеку здоровье», «Синичкин день», «Мы — за здоровый образ жизни», «Мы — за чистый и зелёный город», «Байкал- жемчужина  Сибири»; творческая деятельность: « Поделки из природного материала», «Что за чудо эти камни?».

В прошлом учебном году был успешно реализован и представлен на областном конкурсе «Зелёные идеи» проект «Родник моего детства», который представляла Капустина Ульяна, учащаяся 5 класса. Итогом работы стал Диплом за второе место.

Целью направления «Экология здоровья» является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи этого направления: научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека, воспитывать сознательное отношение к труду, формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда, формировать потребность в здоровом образе жизни.

Реализуем это направление через - общешкольные творческие дела: школьные турниры по баскетболу,  пионерболу, «Веселые старты», Дни здоровья, трудовые десанты, школьные туристические и учительские слеты; акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей»; социальный проект «Мы – за здоровый образ жизни»,  активные игры на воздухе, подвижные игры на переменах; беседы: «В гостях у Мойдодыра», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы» (для  детей с ограниченными возможностями здоровья); творческая деятельность: «Осенняя ярмарка», «Экомода», «Саквояж-шоу».

Например, особо хочется сказать о социальном проекте «Мы за здоровый образ жизни». В октябре 2015 года администрация города Слюдянки, обратилась с просьбой  к директору школы Зарубиной Алле Викторовне,  помочь очистить будущую лыжную трассу от природного мусора (камней, веток, спиленных деревьев) . Мы стали активными участниками этого субботника. На открытии лыжного стадиона, который состоялся 5 декабря, отряд получил грамоту за проделанную работу. Дети были приглашены для участия в лыжных гонках, но возникла проблема: желающих много, а лыж не хватает. Возникла идея разработать социальный проект «Мы за здоровый образ жизни», который направлен на получение гранда в размере 100 тысяч рублей, для покупки лыжного оборудования для школы. Проект был поддержан администрацией школы и успешно представлен перед меценатами Иркутской области. Наш проект поддержал Кондрашов Виктор Иванович, заместитель председателя правительства Иркутской области. Подарок был куплен и доставлен к 70- летнему юбилею школы.

Целью направления «Экология души» является формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

Задачи, которые решает это направление - формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру, гражданскую ответственность за свое поведение. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. Реализация данного направления происходит через - общешкольные творческие дела: предметные олимпиады, праздник «День школы», волонтёрская деятельность, участие в НПК «Земли моей лицо живое», «Всё обо всём», «Историко -культурное и природное наследие Сибири», «Экология города», «Байкальское кольцо»; экскурсии в музеи, на выставки, посещение кинофильмов и их обсуждение, библиотечные уроки, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, акция «Помоги ветерану», акция доброты и милосердия, «Тетрадка дружбы»; классные часы: «Герб и флаг России», «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная»; творческая деятельность: конкурсы, выставки «Чудеса из мусорной корзинки», «Животные из бисера сверкающего...»,«Цветы моего края. Чудесное оригами», кукольный театр «Лягушка-путешественница», выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».

С 26 марта по 9 апреля был успешно реализован проект «Слюдянка-Москва-Санкт-Петербург». Группе ребят – волонтёров из нашей школы посчастливилось побывать в экскурсионно-туристическом туре в г.г. Москва и Санкт-Петербург.  Программа тура предусматривала проезд на поезде практически через всю Россию: мы проехали Иркутскую область, Красноярский и Пермский края, Новосибирскую область, Урал со своей непередаваемой красотой Уральских гор, Татарстан.

Для большинства наших детей это событие было действительно историческим, т.к. кто-то из них впервые ехал в поезде и в туристическом автобусе, завтракал и ужинал в ресторане, обедал в кафе, жил в гостинице и катался в лифте, посещал музеи, Храмы и Соборы, спускался по эскалатору в знаменитое Петербургское и Московское метро, ну а самое главное то, что всё это происходило в главных исторических центрах нашей Родины. И все эти ребята смело могут сказать: - Я был в Москве и Санкт-Петербурге!

Программа   рассчитана на 5 лет и ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей.

Экологическое воспитание в понимании образовательной организации это - систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся экологического сознания.

Программа опирается на принципы системности, социальной активности, воспитания на успехе, взаимодействия личности и коллектива, единства образовательной и воспитательной среды, многообразие видов, форм, методов и средств, постоянного самосовершенствования, адаптивности.

В МБОУ ООШ №1 сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

 Библиография

1Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2014.

2 Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации 5-9 классы. М. «Просвещение»  2014.

3 Емельянцева И.Б., Ковалёва Л.И. «Экологическое воспитание учащихся МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки на 2014--2019г.», 2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 Планета «Экология» школы №1

 

                                                                                  Нам надо одно правило постигнуть

                                                                                  Нам надо экологию беречь

                                                                                  

       Вот уже в третий раз наша образовательная организация стала победителем в рамках международной программы «Экошкола/Зелёный флаг» и получила третий зелёный флаг.  Победа – это всегда значимо, но что стоит за этим?

   В школе успешно реализуется программа «Экологическое воспитание учащихся».

Основные направления программы: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Реализация  направления «Экология природы» в школе осуществляется через участие детей в природоохранных акциях: «Кормушка», «Покормите птиц зимой!» активными участниками были семьи Скрябиных Анатолия Николаевича и сына Жени, семьи Чекмарёвых: Артема Николаевича и его Юли и Яны,  «Жизнь роднику-человеку здоровье» (семьи Капустиных: Олега Владимировича и дочери Ульяны,  Кулагиных: Михаила Юрьевича и дочери Полины), «Чистый школьный двор» (Горбов Данил, Щербаков Игорь, Черняев Максим, Вагин Женя, Петров Леонид, Петрова Вика); тематические классные часы: «День птиц», «День воды», «День земли» (под руководством Ковалёвой Лидии Ивановны); через общение с природой: наблюдение за жизнью природы, выращивание рассады цветов для клумбы, томатов, перцев, огурцов для реализации  учителям (помощники: Губелидзе Марина, Дёмина Настя, Горецкая Оксана, Калмыкова Ксения, Вихляева Диана); экологические игры: «Меньше мусора», «Лесная аптека», «Знатоки природы»; экологические проекты: «Жизнь роднику — человеку здоровье», «Синичкин день», «Мы — за здоровый образ жизни», «Мы — за чистый и зелёный город», «Байкал- жемчужина  Сибири»; творческая деятельность: « Поделки из природного материала» (Афанасьев Дмитрий, Щепелина Алина, Позднякова Катя мастерят поделки на занятиях кружка «Мастерилка» руководит, которым Емельянцева Ирина Борисовна) , «Что за чудо этот бисер? (Капустин Владимир, Иванова Настя, Чекмарёва Юля, Мишурина Ариана, Петренко Степан, руководитель кружка «Бисероплетение» Скрябина Вера Сергеевна).

В учебном году был успешно реализован и представлен на областном конкурсе «Зелёные идеи» проект «Родник моего детства», который представляла Капустина Ульяна, учащаяся 6 класса. Итогом работы стал Диплом за второе место.

В конце апреля в школе прошла акция «Батарейка сдавайся!» в результате чего было собрано около 1000 штук отработанных  батареек. Лидерами в акции стали: Барбоев Максим, Вагин Женя, Бобкова Катя. Акция прошла под руководством выпускников: Клюевой Яны и  Руднева Дмитрия, Емельянцева Дмитрия, ученика 7 А класса.

Хочется отметить и участие во Всероссийском конкурсе по энергосбережению Щепелиной Алины, учащейся 7 класса под руководством Зарубиной А.В., учителя физики, занявшим в региональном туре победное 3 место.

          Реализация направления «Экология здоровья» проходит через общешкольные творческие дела: школьные турниры по баскетболу,  пионерболу, «Веселые старты», Дни здоровья, трудовые десанты, школьные туристические и учительские слеты (под руководством Ильенко Е.И и учителей физкультуры: Усковой Н.А. и Бурлакова Д.А; помощники Титов Алексей, Сороковиков Андрей, Ахади Роман, Попов Влад, Дёмин Дмитрий, Ночин Даниил); акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей» (Пономаренко Е.В);  активные игры на воздухе, подвижные игры на переменах (работа вожатых: Донской Дарьи, Пестовой Полины, Соковиковой Нади, Улановой Дианы, Божуковой Кати); беседы: «В гостях у Мойдодыра», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Экологическая тропа» под руководством Донской Е.Г., Сироткиной О.И., Пермяковой Т.В., Скрябиной Е.А., Холодовой В.С., Бардышевой О.А., Асламовой А.В.; творческая деятельность: «Осенняя ярмарка»( активные семьи: Зобниных, Петровых-Агафоновых, Поляковых, Жамолдиновых, Ткаченко, Волокитиных)

Успешно реализован социальный проект «Мы за здоровый образ жизни», который направлен на получение гранда в размере 100 тысяч рублей, для покупки лыжного оборудования для школы.  Наш проект поддержал Кондрашов Виктор Иванович, заместитель председателя правительства Иркутской области. Подарок был куплен и доставлен к 70- летнему юбилею школы.

Реализация направления «Экология души» происходит через - общешкольные творческие дела: предметные олимпиады, праздник «День школы» (под руководством Облаковой И.А.), волонтёрская деятельность отряда «Добрые руки» (Казакова Н., Григорьев М., Храмченко Н., Бакина А, Сафонова К., Ефремов С., Истомин Р, Клюжев Д), участие в НПК «Земли моей лицо живое» (Петров А., Емельянцев Д, Мишурина А., Самарская С.), «Всё обо всём» (Донская Д.3Акл.,Шахурова Н., СимоненкоД., Морозова Ю), «Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского» (Емельянцев Д.), «Байкальское кольцо - 2017» (Емельянцев Д., Мишурина А.) экскурсии в музеи (музей МВД г.Иркутск), на выставки, посещение кинофильмов и их обсуждение, библиотечные уроки (Мичкур А.В., Фомина М.В., Федосеева Е.Ю), конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, акция «Помоги ветерану», акция доброты и милосердия (рук.Раменская С.С.) , «Тетрадка дружбы» (рук.Емельянцева И.Б. и Ковалёва Л.И.); классные часы: «Герб и флаг России», «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная» (классные руководители); творческая деятельность: конкурсы, выставки «Чудеса из мусорной корзинки», «Животные из бисера сверкающего...»,«Цветы моего края. Чудесное оригами», кукольный театр, выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем» (рук. Скрябина В.С., Батаева Т.Ю., Емельянцева И.Б.).

Группе ребят – волонтёров из нашей школы посчастливилось побывать в экскурсионно-туристическом туре в г.г. Москва и Санкт-Петербург.  Для большинства наших детей это событие стало историческим.

     В МБОУ ООШ №1 сложилась определенная система воспитания и обучения, которой руководит Зарубина Алла Викторовна. Под её руководством накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Результатом всей экологической работы в школе стала необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

                                                                                         

                                                                                                    Емельянцева И.Б,.Ковалёва Л.И.

                                                                                          учителя МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка