Педагогический совет

Губайдуллина Надежда Павловна

Выступление на педагогических  советах по темам: 

  1. взаимодействие с семьями воспитогников по формированию нравственно- потриотических чувств 
  2. особенности современных методов работы в ДОУ по развитию речи 
  3. Современный подход к интеллектуальное развитие дошкольников

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности современных форм, методов работы  в ДОУ

по речевому развитию

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается очень  высокой.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • трудности в  построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
  • плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное и важное  дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

        Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

        Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

        В качестве второго  фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

        К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

        Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в своей работе по обучению связной речи я  использую:

        Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем, мнемотаблиц и т. д.

Прием наглядного моделирования можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Мнемотаблицы: Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:

1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то, что на ней изображено.

2 - Перекодирование информации, т. е. преобразовываем абстрактные символы в образы.

3 - Пересказываем информацию (сказку, рассказ) с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.

5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Разучивая с детьми стихотворения с помощью мнемотаблиц  проводятся следующие этапы работы над стихотворением:

 - выразительно читаем стихотворение;

 - сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть; затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

 - помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения;

 - выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме;

 - читаем отдельно каждую строчку стихотворения;

 - дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу;

 - дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Моделирование: Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

Модели служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественного произведения;

- при отгадывании и составлении загадок;

- при заучивании стихов.

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Работа по обучению предсказыванию русских народных сказок начинается с трёх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Составление описательных рассказов с помощью опорных схем. Формировать умение у детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Одним из приемов, которые значительно облегчают для ребенка составление описательного рассказа, является использование опорных схем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Они заметно упрощают задания, делают высказывания дошкольников четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, таким образом, малыш может строить по ним свой рассказ.

Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…

При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогут определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты в наглядном виде. Схема составлялась в результате обследования, поэтому дети имели возможность закреплять действия замещения.

Например: Яблоко

• что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? (глаза) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно…. (красного цвета) – ребенок находит сам карточку и выставляет на табло)

• что ещё узнаем, если посмотрим на него? (по форме оно круглое) - ребенок снова находит карточку и выставляет её.

• А ещё оно какое? (среднее, большое, маленькое)

 Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое (дети проговаривают)

Затем дети закрытыми глазами по запаху определяют местонахождения яблока.

• Что помогает определить запах яблока? (нос)

• Что можно сказать про яблоко. Какое оно? (душистое, ароматное)

Погладьте яблоко рукой. Что мы узнаем про него? Какое оно? (гладкое). А если на него надавить рукой? (твердое). С помощью чего мы узнаем, что яблоко гладкое и твердое? (рука)

• Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Надкусить его (появляется картинка – рта - дети пробуют). Чем наполняется рот, когда вы разжевываете яблоко? - Соком (дети подбирают символы – сладкое, кислое, сочное)

• Далее воспитатель показывает детям карточку со знаком вопроса. К какой группе можно отнести яблоко? Правильно к фруктам. Где они растут? – на дереве.

Затем после обследования этой схемы детям предлагается рассказать полностью рассказ-описание. Чтобы дети учились строить сложные предложения, воспитатель дает образец:

Это яблоко. Если его рассмотреть, то мы увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если его понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое, ароматное, пахучее. Когда мы его трогаем рукой, то чувствуем: оно гладкое, твердое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло-сладкий фрукт.

При описании других объектов применяются модели Т. А. Ткаченко. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины, самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе.

Данная наработка содержит опорные схемы, которые включают в себя разные лексические темы. Каждая схема состоит из нескольких ячеек, в которых расположены символы. Ячейка – условный пункт плана рассказа.

В схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.

Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.

Если систематически работать в течении года по всем лексическим темам, используя эти модели при описании рассказа, то дети самостоятельно, без наводящих вопросов смогут описывать и составлять подробные рассказы.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей, опорных схем можно достичь следующих результатов:

 - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

 - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

 - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

 - словарный запас имеет более высокий уровень;

 - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно высказываться.

Параллельно с этой работой используем речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.



Предварительный просмотр:

Современный подход

к интеллектуальное развитие

дошкольников

 Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

      Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

      В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

  Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольников.  

   Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

   Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

     Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) , умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

  • создается образовательная среда;
  •  обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новое знание, вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

     Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

    Современный  подход к  интеллектуальному развитию дошкольников по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста  очень  хорошо и быстро  происходит посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.

     Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня интеллектуальных способностей детей. Через  систему развивающих игр.

Задачи:

• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.

В своей работе  использовались следующие игровые технологии:

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича;

2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина;

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.



Предварительный просмотр:

«Взаимодействие семьями  воспитанников по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

     

     

      Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.  Одной из  задач, решаемых ФГОС ДО, является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

     Свою работу по  формирование нравственно-патриотических чувств у детей моей группы начинаю с воспитания чувства любви и уважения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, сестрам и братьям; к традициям своей семьи  укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Следующее направление в работе – формирование интереса, любви  к дошкольному учреждению, чувства уважения к труду его сотрудников.  Детский сад также должен стать домом, в котором жизнь была бы  интересной, насыщенной, запоминающейся, домом, в котором бы ребенок испытывал эмоциональный комфорт.  

     Формирование нравственно - патриотических чувств, проходит эффективнее, если дошкольное учреждение  устанавливает тесную взаимосвязь с семьями воспитанников, если родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей, становятся равноправными участниками формирования детской личности. Поэтому в своей работе  способствую активному взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения, которое осуществляется на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

     В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение обязано:

  • информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
  • обеспечивать открытость дошкольного образования;
    создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    В решении задач по нравственно – патриотическому воспитанию детей использую всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже известные всем, так и новаторские, инновационные, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей:

  • интерактивные игры;
  • мастер-классы;
  • участие родителей, детей и педагогов в совместной проектной деятельности различной направленности (творческое, поисково-исследовательской и т.д.);
  • консультирование специалистов ДОУ;
  • активное участие родителей в совместных праздниках и развлечениях; помощь родителей в их организации, семейные спортивные встречи;
  •  выставки совместных творческих работ родителей и детей по различным темам, праздникам, временам года;
  • участие детей и родителей в конкурсах различной направленности и  уровня;
  • выявление и пропаганда положительного семейного опыта воспитания; семейные проекты;
  • портфолио семейного успеха;
  •  конкурс семейных талантов и др.

     Таким образом, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Знакомство дошкольников с близким окружением, родным поселком, городом, областью и родной страной, национальной культурой – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи способствует более успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания. Родительская общественность, выступая как партнер в воспитании и обучении дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Партнерство детского сада и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.