Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Яковлева Татьяна Юрьевна

Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы образования :теория и практика», организованная БУ "Сургутский Государственный Педагогический Университет", НАО "Северо-Кахахстанский Университет им. М. Козыбаева" и ФГБОУ ВО "Пермский Государственный гуманитарно-педагогический Университет"

Доклад на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути их решения».
 
 
 

Региональный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

  

 

Открытое заседание ГМО воспитателей г. Сургута «Профессиональный рост педагога. Организация деятельности по реализации парциальной программы «Подготовка к обучению» Л.Е. Журовой» (обмен опытом между ДОУ) 

            

 

Педагогический совет №2

 «Повышение профессиональных компетентностей педагогов посредством цифровых технологий».
 
Мастер-класс «Создание  онлайн-игр, мультимедийных интерактивных упражнений»
 
  
 
 
Круглый стол «Создание цифровой образовательной среды в ДОУ: проблемы и условия».
 
 
 
 
Организация мастер-класса для молодых специалистов «Развитие речи детей 3-4 лет посредством дидактической игры».
 
    

Проведение игры-викторины с педагогами по теме "Русский фольклор".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 (из опыта работы)

    Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.

     Мы –педагоги, и мы должны сделать жизнь детей в детском саду интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.

     Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.

    Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения.

    В нашем саду программа Социокультурные Истоки реализуется с сентября 2018 года. В 2018-2019 учебном году, по программе работали в четырех группах : младшая, средняя, старшая и подготовительная группы, которые участвовали в инновационной деятельности.(Формирование познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры). В 2019-2020 учебном году реализуется программа Социокультурные Истоки в 10 группах, во всех возрастных группах. 31 (79%) педагогов из 39 прошли обучение по программе.

   Как я уже сказала выше: Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения.

    В своей работе я часто применяю педагогическую технологию – проектный метод.

   Метод проектов занимает главное место в педагогической практике современного дошкольного заведения. Он позволяет изменить стиль работы с детьми, педагогами, родителями. Деятельность по технологии проектов дает возможность детям развить творческие способности и коммуникативные навыки, умения экспериментировать самостоятельно, с помощью разнообразных средств находить информацию о предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    Родителям - выступать не только как источник информации, а также стать непосредственным участником образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт и получить удовольствие от своих успехов и успехов детей.

     Воспитывая у детей духовно-нравственные качества личности, мною, детьми и их родителями реализованы следующие проекты:

«Фольклор для малышей» в младшей группе, «Русские народные сказки» в средней группе.

Оба проекта долгосрочные, каждая реализовывалась в течение учебного года.

    В младшей группе тему проекта выбирали совместно с родителями, было проведено обсуждение о  значении этого проекта, анкетирование родителей;

Далее следовал подбор фольклорного материала, адекватного возрасту детей;

составление картотеки потешек для всех режимных моментов;

подбор иллюстрированного материала к фольклорным произведениям;

постановка целей и задач по данной теме.

   На основном этапе реализации нашего проекта я использовала русские потешки во всех режимных моментах. Читала их детям, заучивали наизусть. Проводила беседы по содержанию потешек. Обыгрывали их.

   Для родителей подготовила консультации «Знакомим малышей с фольклором», «Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Родители, в свою очередь, также читали детям потешки дома, заучивали наизусть. Рисовали вместе с детьми рисунки к любимым потешкам. 

      В результате проведения данного проекта у детей повысился интерес к

устному народному творчеству, в частности к потешкам. Дети стали их

узнавать, самостоятельно рассказывать, использовать потешки в самостоятельных играх, активизировалась речь у детей. Дети научились сострадать героям потешек, любить, уважать. Таким образом, нами был сделан вывод, что  малые фольклорные формы для маленьких несут в себе красоту, любовь, помогают воспитывать личностные качества.

  7. В средней группе тему для своего проекта мы выбрали «Русские народные сказки». Сказка, в народном творчестве, вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы замечаем, как вдруг оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.     «Сказка, писал Василий Александрович Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.». «Сказка – это зернышко, из        которого прорастает     эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.» -говорил Василий Алексеевич. А также,  сказка – это один из способов объединить взрослого и ребенка, дать возможность понять друг друга.

     Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают сказки, рассказывают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном.

     Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к русским народным сказкам.

   Итогом  этих двух проектов  было создание альбомов:«Наши любимые потешки» и «Наши любимые сказки».

  Сейчас мы воспитанники уже старшей группы. В старшем дошкольном возрасте духовно-нравственному воспитанию следует уделять особое внимание. Мы продолжаем работу по программе «Социокультурные истоки». Родителям нравится  быть активными участниками образовательного процесса, повышать свою педагогическую культуру.        Также продолжаем применение метода детско-родительских проектов для объединения усилия дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.



Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Яковлева Т.Ю.,

воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ №18 «Мишутка»

г. Сургут, Россия

SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS: PROBLEMS, WAYS TO SOLVE THEM.

Annotation.

 The deficit of verbal communication with adults has become the most noticeable, which has led to problems in the speech development of preschool children. This article discusses modern problems of speech development of preschoolers. The reasons that, according to modern researchers, are the source of this problem are listed. The article also discusses ways to solve the problem of children's speech development. The project method is proposed as one of the effective methods in solving the problems of speech development of preschoolers, based on the results from personal experience.

Keywords: preschool children, the problem of speech development, developing speech environment, the modern world, parents, educator, project method.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Аннотация. 

Дефицит речевого общения со взрослыми стал наиболее ощутимым, что привело к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста. В данной статье рассматриваются современные проблемы речевого развития дошкольников. Перечисляются причины, которые, по мнениям современных исследователей, являются источником данной проблемы. Также в статье рассматриваются пути решения проблемы речевого развития детей. Предлагается метод проектов – как  один из эффективных методов в решении проблем речевого развития дошкольников, основываясь на результаты из личного опыта.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста,  проблема развития речи, развивающая речевая среда, современный мир, родители, воспитатель, метод проектов.

Современный мир уже не такой, каким был 20-30 лет назад. Окружающий ребенка мир изобилует технически оснащенными интерактивными игрушками, компьютерами, мобильными телефонами, гаджетами и планшетами. Детям с ранних лет предоставлен свободный доступ к интернету и телевидению. Многие родители, поддерживая мысль «в ногу со временем», считают правильным приобщение ребенка с раннего детства к средствам технического прогресса. Все чаще живое общение со взрослым заменяется общением «экранным».

Изменения в современном мире приводят к изменению современного ребенка, к сожалению, не совсем  лучшим. Наиболее ощутимым стал дефицит речевого общения со взрослыми, что привело к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста.

Е.О. Смирнова в своей книге для родителей «Дошкольник в современном мире» приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: подрастает первое поколение «экранных детей». [1, с.254]

Неутешительные выводы от чрезмерного увлечения просмотров современных анимационных мультфильмов и комиксов делают также зарубежные исследователи, такие как Райнер Пацлаф [2, с.70], Манфред Хайнеман, Тео Борбонус и др. Ученые пишут, что молчание перед экраном не только препятствует формированию речи и артикуляции, но и блокирует творческие способности детей в спонтанной, сюжетно-ролевой игре.

Заведующий лабораторией Социальной психологии детства Института развития дошкольного образования РАО В.В. Абраменкова Источником проблемы речевого развития современного ребенка считает также печатную продукцию для детей и детские периодические издания. Исследователь указывает на обеднение языка литературы для детей, сокращение детской периодики. [3, с.74 ]

Многие педагоги-практики отмечают, что современные дошкольники поздно начинают говорить, многие из них говорят с дефектами в произношении. Все чаще встречаются дети с такими нарушениями речи, как тяжелое нарушение речи (ТНР) и общее недоразвитие речи (ОНР).

С каждым годом количество детей, нуждающихся в логопедической помощи увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. На рисунке 1 представлено количество детей в МБДОУ №18 «Мишутка», нуждающихся в логопедической помощи в разрезе трех лет (Рис 1).

Рис 1 – Показатели роста количества детей с нарушениями речи в МБДОУ №18 «Мишутка»

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод об актуальности излагаемой проблемы. Уже в дошкольном возрасте необходимо активизировать работу по речевому развитию детей, так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для усвоения ребенком разговорной речи, изучения родного языка, становления всех сторон языка.

Также одним из актуальных вопросов речевого развития детей является ухудшение связной речи как основное достижение речевого развития ребенка в дошкольном детстве. [4, с.176]

Ушакова О. С. в своих исследованиях отмечает, что развитие речи, речевого общения, совершенствование речевых навыков – одна из главных задач дошкольной психологии и педагогики. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение навыкам связной речи, привитие интереса к художественному слову посредством литературных произведений – решаются на протяжении всего дошкольного детства с постепенным усложнением содержания речевой работы на каждом возрастном этапе. [5, с.54]

Современные исследования также показывают, что на сегодняшний день, общее состояние связной речи ребенка дошкольного возраста значительно ухудшилось. Пересказ, как одна из форм развития речи, доступен только при наводящих вопросах воспитателя. Современный ребенок испытывает огромные трудности при составлении рассказов по картинкам. Он, в основном, перечисляет отдельные свойства изображенных предметов. Наблюдается проблема выстраивания логической цепочки, построения сюжетной линии. Составление рассказа по серии сюжетных картин, зачастую, является непосильной задачей. [4, с.177]

 Родителям и воспитателям необходимо понимать, осознавать и, самое важное, своевременно действовать, так как проблема в речевом развитии приведет к существенным проблемам в дальнейшем у ребенка. Неправильная речь отражается на психическом состоянии ребенка и может стать результатом неуспеваемости в обучении в начальной школе.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в современном мире меняются все: и дети и родители. Значит должен меняться и педагог. Он должен находиться в постоянном поиске, искать пути решения проблем. Наряду с использованием традиционных методов работы, нужно применять инновационные, иногда совершенно неординарные методы, гибко адаптировать их под возрастные и индивидуальные особенности детей, а также вовлекать родителей в образовательный процесс, в частности в решение проблем речевого развития современного ребенка дошкольника.

Метод проектов в дошкольной педагогике уже на протяжении многих лет дает хорошие результаты. В своей работе данный метод мы используем и для решения проблем речевого развития детей.

Совместно с обучающимися и их родителями мы реализовываем педагогический проект «Разноцветное детство»,  целью которого является  развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, формирование умения составлять описательный рассказ о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта.

В рамках проекта запланировано 9 «Цветных дней», с сентября – по май,  в каждый последний понедельник месяца (Таблица 1)

Таблица 1

№п./п

Месяц, число

Используемый цвет спектра

Задачи

1.

Сентябрь

Красный

-развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-формирование умения составлять описательный рассказ о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта;

-вовлечение родителей в работу по речевому развитию детей.

2.

Октябрь

Оранжевый

3.

Ноябрь

Желтый

4.

Декабрь

Зеленый

5.

Январь

Синий, голубой

6.

Февраль

Фиолетовый

7.

Март

Коричневый и серый

8.

Апрель

Черный

9.

Май

Белый

Таблица 1 – перспективный план работы по реализации проекта «Разноцветное детство»

Основная идея мероприятий состоит в том, чтобы родитель чаще общался с ребенком, ведь именно родитель является для ребенка значимым взрослым, является первым воспитателем и вводит ребенка в новый мир.

Ежемесячно к определенному «цветному дню» участники образовательного процесса готовятся заранее. Родители совместно с детьми изготавливают поделку либо рисуют рисунок с использованием запланированного цвета. В процессе совместного труда обсуждают, советуются и предлагают различные варианты. Таким образом, происходит общение взрослого с ребенком, которого «катастрофически» не хватает в современном мире. Ведь известно, что развитие ребенка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребенок открывает и познает мир, именно при поддержке и помощи взрослого он начинает себя пробовать в разных видах деятельности, определяет свои интересы.

Дети презентуют перед сверстниками выполненную с родителями работу. Ребенок в процессе сообщения рассказывает не только об изображенных предметах, но и о самом процессе изготовления, о своих чувствах, полученных от совместного с родителями труда. Некоторые из детей способны рассказывать о технике исполнения, они с восторгом делятся с окружающими полученными новыми знаниями. Ребенок составляет повествовательный рассказ из личного опыта.

Задачей педагога является организация речевой развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям обучающихся, так как только грамотная организация речевого пространства позволяет оказать эффективное воздействие воспитательного характера, направленное на развитие познавательных и речевых  способностей ребенка, расширение речевого потенциала дошкольников.

В «цветные» дни, групповое помещение декорируется шарами и другими предметами декорации данного цвета, педагог и дети одеваются в одежду этого же цвета. Вся воспитательно-образовательная работа проходит не в привычной для детей повседневной обстановке, а в особой «цветной» атмосфере, что, по нашим наблюдениям, создает условия для активизации речи детей и дает дополнительный стимул для раскрытия речевого потенциала каждого ребенка.  По итогам пройденного дня, готовится своеобразный отчет в виде фото и видео материалов для родителей. Пройдя по QR-коду, размещенного на цветных постерах в приемной, каждый родитель может наблюдать за моментами воспитательно-образовательного процесса за этот день.

К идее реализации данного проекта мы пришли в результате итогов педагогической диагностики на начало учебного года и, к концу года получили следующие результаты (Рис 2).

Рис 2 – Результаты диагностики речевого развития детей гр.№6 «Березка» на начало и конец учебного года

Поставленные задачи были достигнуты: 88%  обучающихся  имеют высокий уровень речевого развития. У детей сформированы умения составлять описательный рассказ о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта, владеют связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речью. Также удалось вовлечь родителей в работу по речевому развитию детей.

Сравнительная диагностика среди параллелей показала следующие результаты (Рис 3).

Рис 3 – Сравнительная диагностика речевого развития среди параллелей

Достигнутые высокие результаты показывают, что проект «Разноцветное детство» является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста и является одним из путей решения проблем в данном направлении.

Литература:

  1. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270с. Стр.254
  2. Пацлаф Р. Застывший взгляд. – М. 2003. – 224с.
  3. Абраменкова В.В. Обеспечение языковой безопасности в развитии культуры речи ребенка / В. В. Абраменкова // Педагогическое образование и наука. – 2017. - №5. – С.80-86.
  4. Ильина Т.А. речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т.А. Ильина, Е.А. Сергеева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. - №5 (243). – С.175-177.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010, 288с.