Консультации для воспитателей

Методическое объединение воспитателей национальных групп

Консультации для воспитателей  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc36 КБ
Файл raspisanie_na_bash.yaz_.docx18.1 КБ
Файл rezhim_na_bash.yaz_.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

         Детский сад № 181 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

                               Консультация для воспитателей

                       «Башкирский национальный костюм»

                                                                                                    Дата проведения

                                                                                                    29 октября 2020

                                                                                                    Воспитатели:

                                                                                                    Вагадиева А.С.

                                                                                                    Чернышева И.Р.

 

 

                                                             Уфа 2020

                Башкирский национальный костюм

      Почему у башкир семь вариантов традиционного наряда.

Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.

Головные уборы

Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.

В северных деревнях можно было встретить – полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.

Башкирские девушки до вступления в брачный возраст ( до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.

В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки,  или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью,  а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.

Одним из таких платков был кушъяулык – головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс – маленький ситцевый платок.

Другой вид головного убора – покрывала – таскар. Его повязывали пожилые женщины.

 Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили  под платком стеганую ватную шапочку тупый.

Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах – меховая шапка.

По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые - светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.

Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.

Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.

Женский костюм

Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.

Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале XX века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.

Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.

Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху – расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.

Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже – эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но элен более длинный и расклешенный по подолу.

На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык.  Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.

Мужской костюм

Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоялся из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых камзол или легкий халат. На юг Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.

Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халата из домотканых материалов.

Зимой мужчина надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).

Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.

Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.



Предварительный просмотр:

                                       

                                                  Раҫланды:

                                                                                                бойроҡ № _____  «___» _____ 2020й.

                                                                   Мөдир    _________

 

 

Өлкән төркөмдөң дәрестәр теҙмәһе

Дүшәнбе

1. Телмәр үҫтереү  (Телмәр үҫтереү ) ………… 9.00-9.20

2. Физик  үҫеш (саф һауала)  ...............................9.30-9.55

Шишәмбе                              

1. Танып –белеү үҫеше  (ФЭМП)  ……… ......... 9.00-9.20

2. Художество-эстетик  үҫеш (Музыка )…….... 9.30-9.50

Көндөң икенсе яртыһы

Художество-эстетик  үҫеш (һүрәт төшөрөү)

Шаршамбы

1. Художество-эстетик  үҫеш

(әүәләү/ аппликация) …………………………… 9.00-9.20

2. Физик  үҫеш ………………………... ..............9.40-10.00

Кесаҙна

 1. Телмәр үҫтереү  (Телмәр үҫтереү  /башҡорт теле)                        ……………………………………………………  9.00-9.20

2. Художество-эстетик  үҫеш (Музыка)  .............9.30-9.50

Көндөң икенсе яртыһы

Танып – белеү үҫеше  ...............................................

                                       

Йома

1. Физик  үҫеш ………………………… .............9.00-9.20                                                        

2. Художество-эстетик  үҫеш (һүрәт төшөрөү) …9.30-9.50



Предварительный просмотр:

                                                  Раҫланды:

                                                                                                бойроҡ № _____  «___» _____ 2019й.

                                                                    Мөдир    _________

..  

Өлкән төркөмдөң көн тәртибе

(йылдың һыуыҡ ваҡыты)

Ҡабул итеү. Үҙаллы эшмәкәрлек. .................………………….7.00-8.00

Иртәнге гимнастика ……………………………………………8.00-8.08

Иртәнге ашҡа әҙерлек. Иртәнге аш. …………………………..8.05-8.25

Үҙаллы эшмәкәрлек, белем биреү эшмәкәрлегенә әҙерлек….8.25-9.00

Ойошторолған белем биреү эшмәкәрлеге……………….........9.00- 9.50

Уйындар, уҙаллы эшмәкәрлек ……………………………........9.50-10.20

Икенсе иртәнге аш         …………………………………………....10.00-10.10

Саф һауала йөрөү ………………………………....................... 10.30-12.00

Возвращение с прогулки………………………………………...12.00-12.20

Төшкө ашҡа әҙерлек, төшкө аш ………………………………  12.20-12.50

Йоҡоға әҙерлек. Йоҡо.…………………………………………...12.50-15.00

Йоҡонан тороу. Гигиеник процедуралар, уҙаллы эшмәкәрлек 15.00-16.15

Икенде ашҡа әҙерлек, икенде аш ……………….........................16.15-16.35

Уйындар, нәфис әҙәбиәт уҡыу ....................……………………16.35-17.00

Саф һауала йөрөү  . .. ……………………………........................17.00-19.00