Нашим родителям.

Габитова Гузель Раисовна

Предварительный просмотр:

"Трудные взрослые"

Не проси груш у тополя.

Как часто будущие родители не только заранее покупают чепчики, распашонки и придумывают имя своему наследнику, но и творят его образ, сочиняют биографию.

– У него будут такие же густые и длинные волосы и ресницы, как у тебя, – говорит жена.

– Но чтобы был синеглазый, как ты! – продолжает муж.

Это в случае семейной идиллии.

А бывает и по-другому: женщина, оставшись одна и все же решившись иметь ребенка, сквозь злые слезы обращается к своему будущему сыну:

– “Ничего, проживем! Он еще пожалеет! Он придет, будет умолять о прощении, а ты закроешь перед ним дверь!… Или нет, не так… мы идем по улице, и ты держишь меня под руку, а я еле достаю тебе до плеча. А он идет навстречу: никому не нужный, ободранный… Видит меня и спрашивает: “Кто это?”. А мы проходим, не оглянувшись…”

Почему-то в этих мстительных картинках обязательно фигурирует сын. И обязательно высокий. Широкоплечий. Этакий рыцарь Ланцелот.

Но наступает долгожданный день, и рождается…девочка. Да еще с астматическими приступами. И с очень тяжелым характером. И воздушный замок с множеством бойниц рушится в одночасье.

И начинается работа по переделке. Ну, девочка, – ладно! Но уж тогда пусть будет балериной! Меня в свое время не приняли, сказали: “Ноги коротковаты”. А она должна!

Ребенок – воск, глина, чистый лист, и что еще там полагается говорить в подобных случаях… Однако “воск” и “глина” оказываются вовсе не такими послушными! И упорное “сопротивление материала” окончательно выводит из себя. Вот тут-то и произносится сакраментальная фраза:

– Он (она) не оправдал моих надежд!

И это не просто горестное признание. Это приговор, который обжалованию не подлежит. А раз так, “не оправдал надежд”, значит – все дозволено! Можно попрекать ребенка своей загубленной жизнью. Можно все время ставить в пример мальчика из соседней квартиры или более “удавшегося” младшего брата. Можно в присутствии ребенка жаловаться на него подругам или даже таскать его по врачам и экстрасенсам.

“Доктор, сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой… Слишком тихий (или слишком назойливый), слишком вертлявый (слишком медлительный) и т.д.”

А за словами “какой-то не такой” застарелая претензия: “Не такой, как я хочу!!! Я, создатель, творец собственного ребенка…”

Но, во-первых, стоит ли отнимать роль творца у Творца? А во-вторых, даже если вы, будучи атеистом, считаете творцом себя, и только себя, то почему вы предъявляете претензии к своему творению? Разве оно виновато в ваших промахах? Конечно, бывает, что художник в ярости уродует неудавшуюся картину, но он просто вымещает на ней зло за свою неудачу. Если же вернуться к Творцу, то он, создав зайца, не заставил его охотиться на волка. Да и мы, кстати, не ждем этого от трусишки косого.

Прежде чем перекраивать детский характер, давайте посмотрим на исходный материал. У каждого человека есть свои ресурсы, возможности. И они не безграничны. Их сочетание, их соотношение во многом уже определено с самого начала, с первых месяцев жизни ребенка. И задача родителей – как можно скорее определить главные, доминантные черты его характера.

Безусловно, в ребенке можно что-то развить, а что-то сгладить, облагородить, сделать менее заметным. Только – “не проси груш у тополя”, как гласит испанская пословица. Ведь проси – не проси, груш все равно не дождешься, да и силы лучше бы употребить на другое! Тополь может вырасти чахлым и кривым, а позаботишься о нем – станет стройным красавцем. Так и человек. Озорник, сколько его ни ругай и ни наказывай, все равно не превратится в паиньку. Но от вас зависит, вырастет ли он хулиганом или станет предприимчивым организатором нового дела, а на досуге – душой компании. Застенчивый же человек душой компании, как ни старайся, все равно не будет, но опять же от вас зависит, вырастет он букой и мизантропом или все-таки научится общаться с людьми. Застенчивость (недостаток) уже будет восприниматься как скромность (достоинство).

Можно сказать, что правильное воспитание – это повышение уровня данной личности. Мы называем это психоэлевацией, возвышением души (от латинского слова – подниматься, восходить). Работая с детьми, помогая им справиться с психологическими трудностями, мы никогда не стремимся искоренить недостаток.

У нас принято много говорить о слепой материнской любви и совсем не принято о неприязни. Вернее, принято, но скорее в криминальном, а не в психологическом аспекте. Перед мысленным взором сразу предстает злодейка, которую с позором лишают родительских прав. Однако в жизни встречается гораздо чаще ситуация, которая далеко не всегда сопряжена со злодейством. Бывают случаи психологической несовместимости. Бывает, что ребенок – “копия отца”, а отец бросил. А бывает, ребенок помешал личному счастью. Да мало ли что в жизни бывает?! И, как правило, родители (особенно мать) стесняются даже себе сказать правду. Или говорят, но с каким-то истерическим отчаянием: “Да, не люблю, но ничего не могу с собой поделать!”. И в доказательство приводят поговорку: “Насильно мил не будешь”.

Не любить своего ребенка – большая беда. Не бороться со своей нелюбовью – огромная, страшная вина. Встает все тот же вопрос: что делать? Родителям, которые никак не могут полюбить своих детей, можно посоветовать мысленно проиграть такой этюд. Представьте себе, что вы – ребенок. И не абстрактный, а вполне конкретный. Ваш собственный. Вас не любит мама (или папа, или оба). А родители для вас – это весь мир ребенка замыкается на родителях. И этот мир оказался перевернут. Все в нем не так! Ударившись, вы вместо утешения слышите насмешку. Вам страшно, вы плачете, а вас обзывают трусом. Вы вбегаете в комнату, чтобы поделиться радостью, – и наталкиваетесь на раздраженное: “Отстань, уйди! Ты что, не видишь? Я с тетей Леной разговариваю!”.

И в этом перевернутом мире вы, в конце концов, тоже становитесь “мальчиком наоборот”. Но вовремя смеетесь, не к месту кривляетесь, пристаете к взрослым именно тогда, когда их надо оставить в покое… Хорошо еще, если у вас от природы веселый характер. Тогда вы думаете: “Надо же, все меня любят, только мама не любит!”.



Предварительный просмотр:

ТЕЛЕВИЗОР, КОМПЬЮТЕР…ДЕТИ.  

Вредное влияние этих монстров, с точки зрения медицины и дурное влияние их с точки зрения моральных устоев на развивающуюся личность, очевидны и я не хотела бы лишний раз сотрясать воздух, изобличая телевидение и интернет на современном этапе.

Из жизненного опыта нам всем прекрасно известно, что дети всегда заняты поиском и получением любой информации для использования их в своем развитии. Конечно, очень неплохо, когда такую информацию они получат от взрослых, при непосредственном с ними общении. Если такой путь получения информации отсутствует, то они обратятся к другим источникам, в частности, к телевидению и интернету. В наше время, ребенок, вышедший из ясельного возраста, сможет вполне оперативно управлять и телевизионной и компьютерной техникой и, только можно представить, чего только он не насмотрится в свободное от опеки взрослых время, когда содержание большинства передач, даже нас, взрослых, сможет привести в шоковое состояние. Следовательно, при общении детей названными устройствами, необходимо присутствие взрослых, исключающих ненужных для детского сознания передач.

Дети, охваченные воспитанием в детских садах, учащиеся школ, во время нахождения в них, конечно, ограждены от телевидения и интернета и, по крайней мере, во время нахождения в этих учреждениях. После возвращения домой они вливаются в объятия телевидения и интернета и будут находиться в нем столько, сколько родители позволят или им самим, наконец, надоест. В связи с вышеизложенным, можно с уверенностью полагать, что основная ответственность за охрану детских организмов от вредного воздействия телевидения и компьютеров лежит, в основном, на родителях.

Однако, как бы мы не критиковали телевидение и интернет, в наш бурно развивающийся век невозможно даже представить без них нашу жизнь. Более того, чем лучше владеешь ими, тем выше становятся параметры твоей жизни: легче добываются средства для проживания, комфортнее и полноценнее будет проходить время отдыха, оперативно осуществляется связь с любым абонентом в любой точке земного шара. И, если мы, теперь, будем ограничивать ребенку общения с телевидением и компьютером, то не станем ли мы невольными виновниками в его развитии при вступлении в жизнь; ведь, как раз в детском возрасте проявляется неистребимое желание освоить и пользоваться такими системами. Отсюда вытекает еще одна задача перед воспитателями детей, они всегда должны отличать ту, не совсем четкую, границу между «полезным» и «вредным» в общении с телевидением и компьютером.

Самым верным и действенным решением задачи ограждения детей от различных систем связи (телевидение, интернет, мобильная связь) является, конечно, обеспечение детей местами в детских учреждениях, особенно, в дошкольном возрасте. Школа у нас, практичес-

2

ки, охватывает почти 100% детей и, таким образом, определяется круг детей, наиболее подверженный возможному влиянию телевидения и интернета: дети с 3-х до 7-и лет, не посещающие детские учреждения.

К сожалению, оградить детей от бесконечного их просиживания перед телевизором и в интернете, постоянным манипулированием средствами мобильной связи в руках в домашних условиях смогут только родители и лица их заменяющие. Следовательно, в этом случае, решение задачи, затрагиваемой в данной статье, возможно при постоянном воспитании самих родителей, что, в свою очередь, является сложнейшей социальной проблемой нашего общества.



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
  12. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.  Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень              любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их,    помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Советы матерям.

  1. Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
  2. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
  3. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
  4. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
  5. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
  6. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
  7. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что  нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
  8. Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка
                «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  • Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.