Разработки уроков

Стоматова Нарине Владимировна

На этой странице представлены разработки уроков по различным предметам на разнообразные темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

  1. Тема урока: «А.С.Пушкин «Зимнее утро».

                               УМК «Перспективная начальная школа»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
  2. Прививать любовь к поэзии.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.

3. Уметь пользоваться словарем.

4. Видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, прием контраста.

Оборудование урока.

Портрет А.С.Пушкина, репродукция картины И.Э.Грабаря «Зимнее утро», карточки к словарной работе, толковый словарь (на каждой парте),музыка Моцарта.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Смолкли шаги в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

II. Повторение.

Вспомним биографию А.С.Пушкина. Викторина:

1. Когда родился А.С.Пушкин?     (6 июня 1799 года)

2. На каком языке говорили в семье Пушкиных?     (На французском)

3. О ком написано стихотворение?     (Няня Арина Родионовна)

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила,

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

4. Кто из женщин, кроме няни, прививал Пушкину любовь к родному языку?     (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)

5. В каком учебном заведении обучался поэт?     (В Царскосельском лицее)

6. Как звали жену поэта?     (Гончарова Наталья Николаевна)

7. Какие произведения Пушкина вы знаете?

8. Как погиб поэт?     (Смертельно ранен на дуэли)

9. Где он похоронен?     (Неподалеку от села Михайловского, в Святогорском монастыре)

10. Любимое время года поэта узнаете, отгадав загадку:

Тучи серые несу

Над землею вязкой,

И рисую я в лесу

Золотою краской.     (Осень)

III. Введение в тему урока.

Продолжаем изучать творчество А.С.Пушкина.

Узнайте из загадки о каком времени суток говорится?

Когда роса и солнце,

И зелень, и багрянец -

Все сразу соберется

На маленькой поляне?      (Утром)

Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас?     

Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представ-ляет зимнее утро?

Красивая картина?

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?     (О зимнем утре)

Кто является автором этого стихотворения?     (А.С. Пушкин)

Значит, тема урока …     (Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина)

Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»?

О чем же это стихотворение мы узнаем после физминутки.

IV. Физминутка.

V. Первичное восприятие.

Чтение стихотворения учителем.     (Картины природы на слайдах.     Слайды № 1-5).

Какие чувства, настроение вызывает это стихотворение?

VI. Словарная работа.

В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить.

1. Северная Аврора. Северная Звезда.

2. Аврора — древнеримская богиня утренней зари.

3. Северная звезда — планета Венера. Венера — древнегреческая богиня красоты.

4. Лежанка — длинный выступ (у печи, у стены) для лежания.

б) Карточки     (Работа в парах, работа с толковым словарем)

взоры

сомкнуты

нега

Аврора

вечор

мгла

нынче

лежанка

предадимся бегу

закрыты

блаженство (сон)

утренняя звезда

глаза

вчера

сегодня

тьма, мрак

полечимся

выступ у русской печи

Соединить слова.

Проверка.

VII. Тихое чтение стихотворения. Анализ.

Анализ стихотворения.

  • Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.
  • Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении?      В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?
  • Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.     (Чтение про себя)
  • Как герой обращается к своей собеседнице?     («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
  • Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?     (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью)
  • Какие настроения испытывает герой Пушкина?     (Настроения радостного ожидания, бодрости)
  • Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?     (Жужжащее чтение)
  • Каким настроением окрашена вторая строфа?     (Печальное, тревожное)
  • Докажите словами из текста.     («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
  • Герой наблюдает за природой из окна.     Прочитаем следующую строфу.     (Читает ученик)
  • Какое настроение у героя?     (Радостное, весёлое)
  • Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы.     (Олицетворение, сравнение).Приведите примеры.

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

  • Что можете сказать о настроении героя?     (Мечтательное, восторженное)
  • Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

           Как понимаете «янтарный блеск»?     (Тёплый, уютный, жёлтый свет).

          Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

         Весёлым треском

        Трещит затопленная печь…

Какие согласные помогают передать треск дров в печи?     (тр, т, ч)

  • Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна?
  • Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
  • Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?(Преобладают счастье, восторг. Он восхищается контрастными проявлениями природы)

Какой вывод можно сделать:

- это     стихотворение о красоте зимнего утра;

- это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком.

VIII. Работа над выразительным чтением стихотворения.

С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

Что надо передать при чтении первой строфы?

1 строфа — восторженно     

А второй строфы?

2 строфа — тревога, тоска, печаль; последняя строчка — удивленно     

Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

3 строфа — восторг, любование красотой природы     

4 строфа — мечтательно, спокойно     

5 строфа — ожидание приятных впечатлений      (Выразительное чтение у доски 5 учащихся)

Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?

IX. Рефлексия.

Какие открытия вы сделали на уроке?

Чему научил вас урок?

Кто доволен своей работой?

Кто считает, что может работать лучше?

Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

X. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                              Тема урока: «Синонимы.  Антонимы»

                               УМК «Перспективная начальная школа»

   Цель:  Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

метапредметные:

личностные:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

регулятивные:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность;

познавательные:

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

коммуникативные:

развивать умения работать в группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные:

объяснять значение слов «синоним», «антоним»,

использовать    синонимы и антонимы в собственной речи.

Тип вводимого знания: изучение нового.

   Задачи: дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях противоположного; развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их      значение;  повторить сведения о слове, его лексическом значении; прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.

Ход урока.

     1.Организация класса.

 - Проверьте готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш. Повторим хором правило, которое помогает в учебе: Дети: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!

      - Молодцы! Сядем все прямо, откроем рабочую тетрадь, положим ее под наклоном.

     2. Минутка чистописания. ор ро ар ра ора ара роа оао оар нора гора пора рога

       3. Изучение нового материала.

  Сообщение темы урока и постановка учебной задачи

- Прочитайте слова на доске (интерактивная доска)

 Синонимы    Антонимы

 - Сегодня мы должны с вами узнать, что обозначают эти слова, научиться их различать и употреблять в речи.

  Формулировка правила учащимися

 - В русском языке есть слова близкие по смыслу и противоположные по смыслу.

 - Прочитайте таблицу на интерактивной доске.Синонимы : красный - алый ,вьюга – метель. Антонимы : день – ночь, жара – стужа

 - Сделайте вывод, что такое синонимы, что такое антонимы. (Учащиеся делают вывод, что синонимы – это слова близкие по смыслу, антонимы – противоположные по смыслу слова). Так как в учебнике нет определения синонимов и антонимов, вывод записывается в тетрадь. Синонимы – слова близкие по смыслу. Антонимы – противоположные по смыслу слова

4. Закрепление изученного материала

Интерактивная доска

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Черный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри - снаружи,

Над – под,

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День – ночь

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья….

Здравствуйте… и до свиданья!

- Вам понравилось стихотворение? Чем?

- Назовите слова – синонимы из стихотворения?

- Почему вы не можете выполнить задание?

- Правильно, здесь их нет. Эти слова называются АНТОНИМАМИ

Устное упражнение в подборе антонимов к словам

Интерактивная доска

- Назовите антонимы к словам:

Маленький – ( большой),

низкий – (высокий),

черный – (белый),

хороший – (плохой

холодный - (горячий),

далеко – (близко),

тяжело – (легко),

быстро – (медленно),

толстый - (тонкий),

короткий – (длинный),

узкий – (широкий).

     5.  Физкультминутка

Каждый день по утрам (Наклоны вправо и влево)

Делаем зарядку

Очень нравится нам (Наклоны вперед

Делать по порядку: Весело шагать, (Ходьба на месте

Руки поднимать, (Поднимать руки вверх и опускать.)

 Приседать и вставать, (Несколько приседаний

Прыгать и скакать. (Несколько прыжков.)

  • Работа над упражнением 8 стр. 70. Работа в паре. Прочитай пословицы из словаря В. И. Даля. Хороша веревка длинная, а речь короткая. Корень ученья горек, да плод его сладок. Чему учит народная мудрость? Какие слова с противоположным значением - антонимы – употреблены в пословицах? Обсуждение в паре. Один из учеников объясняет смысл пословиц. (От короткой веревки почти никогда нет пользы, нужна длинная веревка. Речь приятно слушать понятную и сказанную коротко. Учиться иногда бывает трудно, но потом это очень пригодится, когда станем взрослыми.) - Спишите эти пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы. Проверка выполненного задания. Учащиеся называют, какие антонимы они подчеркнули: Длинная – короткая, горек – сладок. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения упражнения.
  • Выполнение упражнения 3 в тетради на печатной основе на стр. 22 - Откройте тетрадь на печатной основе на странице 23, найдите упражнение № 3. - Прочитайте задание к упражнению: вставь пропущенные буквы, записывая в скобках проверочные слова. Найди и подчеркни синонимы. Выполнение упражнения с комментированием, называют на какие орфограммы пропущены буквы и как их проверить. Стужа, ( морозы) мороз, зной, (холода) холод. Каша, пища, еда, (зёрна), зерно. Режим, (дело) дела, распорядок. Источник, родник, (воды) вода.
  • Выполнение упражнения 4 в тетради на печатной основе на стр. 23.

  - Прочитайте задание к упражнению.Какие из синонимов уместно употребить в каждом из предложений? Впиши их и вставь пропущенные буквы.

 - Выполните это задание самостоятельно. Кто сомневается, какие слова где употребить - выполняйте задание простым карандашом.

    Самостоятельное выполнение упражнения учащимися.  1).Осенью березки надевают свой золотой наряд. 2) На клумбе расцвели жёлтые тюльпаны. 3) С августа воздух начинает холодеть. 4) По ночам лужи стали леденеть. Проверка выполненного. Учащиеся называют какие буквы они вставили и почему, какие синонимы вставили.

 - Кто ошибся – исправьте свои ошибки.

  • Выполнение упражнения 5 в тетради на печатной основе на стр. 23 (задание из вариативной части). - Прочитайте задание к упражнению: В каждой группе найди слова с противоположным значением (антонимы). Соедини их линией. - Выполним это задание все вместе. Учащиеся читают группы слов и называют антонимы в каждой группе, слова соединяются линиями.

1.Маленький – большой, длинный – короткий.

2.Обман, ложь – правда.

3.Встречать – провожать, расставаться - приветствовать.

 4.Быстрый – медленный, неуклюжий – ловкий.

5.Друг – враг, неприятель.

 6.Гаснуть-разгораться, зажигаться.

   - Назовите синонимы во второй группе слов (обман, ложь). - Назовите синонимы в пятой группе слов (враг – неприятель). - Назовите синонимы в шестой группе слов (разгораться- зажигаться).

Итог урока. Рефлексия. Самооценка.

На доске: - Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы) - Что такое синонимы? (слова, близкие по смыслу) - Что такое антонимы? (противоположные по смыслу слова) - Благодарю вас за активную работу.

Домашнее задание.