Обобщение опыта работы

Клименко Тамара Николаевна

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть.

Своё выступление я посвящаю теме музыкально-ритмического развития детей средствами музыкально-дидактических игр.

Слайд 1

Мы с Вами наблюдаем, что с каждым годом увеличивается количество неусидчивых детей, с речевыми расстройствами, с плохо сформированной системой управления движениями: страдает точность, ритмичность, координация движений и ориентировка в пространстве, что сказывается на выразительности и пластичности.

И вот тут я задумалась, как всё это исправить?

А ответ простой: маленькие дети очень непосредственны и эмоциональны, и, даже элементарные движения под музыку дарят детям огромное удовольствие.

Ведь они не могут усидеть на месте, когда звучит подвижная и ритмичная музыка.

Практика показывает, что музыкально-ритмическое деятельность помогает решать все, указанные выше проблемы.

Музыкально-ритмическую деятельность детей можно воплотить в различных формах.

Избежать формального подхода в работе с детьми мне позволяет синтез музыки с ритмическими движениями в игровой форме, а именно - в форме музыкально-дидактических игр.

Слайд 2

Музыкально-дидактические игры решают целый спектр задач - развивают:

  1. Музыкально-сенсорные способности: восприятие музыки и умение передавать в движении её характер, образы, настроение, основные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, регистр).
  2. координацию движений, мелкую моторику, артикуляцию.
  3. эмоциональную сферу и психические процессы: речь, внимание, волю, память, мышление.
  4. нравственно-коммуникативные качества.
  5. способность творческого осмысления, интерпретации музыки, потребность в самовыражении.

Слайд 3

В своей работе я применяю несколько видов музыкально-дидактических игр:

  1. Настольные игры.
  2. Подвижные игры.
  3. Игры с применением информационно-коммуникационных технологий (далее-ИКТ).

Слайд 4

Разрабатываю и провожу эти музыкально-дидактические игры:

  1. С «опорой» на наглядность.
  2. На основе сопоставления ритмических групп с доступными для понимания детей явлениями и образами.
  3. С опорой на личный характер участия ребёнка, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии».
  4. Следуя требованиям ФГОС ДО: вариативность, доступность, безопасность.

Вариативность заключается в том, что:

Ритм воспроизводится голосом, с помощью звучащих жестов, а также звуковысотных, шумовых детских инструментов.

Часть игр проводится с использованием магнитной доски и фигурок из бумаги и фетра, а часть с применением информационных компьютерных технологий – в форме презентации.

Доступность: стараюсь, чтобы участвовали все воспитанники, в том числе с отклонениями в развитии.

При этом, я придерживаюсь принципа, к примеру, в разучивании нового материала: песен, оркестров и так далее…. важен настрой детей на процесс, а не на  результат.

Я создаю добрую атмосферу, в которой каждый ребёнок имеет возможность раскрыться и проявиться в своём таланте.

Слайд 5

Мной разработаны следующие настольные игры:

  1. Игра на знакомство с понятиями «нота» и «пауза» «Что такое пауза?».
  2. Игры на чтение слов в ритме и озвучивание текста ритмослогами (например: «ти», «та»), подобранными и схожими по длительности с короткими и длинными звуками. Например: игра «Зимние чудеса», игра «Шагает осень по дорожке».
  3. Игра на определение жанра музыки «Что делают в домике?».
  4. Игра на закрепление слуховых представлений о равномерной пульсации звуков и навыков прямого счёта «Ритмический кубик».
  5. Игра на элементарное музицирование, речевое интонирование «По деревне мы шагаем».

Слайд 6 – 9 Игра «Что такое пауза?». Дидактический материал: картинки с изображением нот и паузы, жучка-ноты и червячка-паузы.

Слайд 10-12 Игра «Зимние чудеса»: разные по длительности ноты представлены фигурками снеговиков и снежинками из фетра на фоне зимнего пейзажа.

Слайд 13-14 Игра «Шагает осень по дорожке»: разные по длительности ноты представлены листочками, капельками из фетра на фоне осеннего пейзажа.

Слайд 15-22 Игра «Что делают в домике?» помогает сформировать представление о жанрах музыки, их характерных особенностях с помощью пособия - деревянного домика с открывающимися ставнями и карточек с изображением, соответствующим жанрам музыки.

Слайд 23 Игра «Ритмический кубик». Дидактический материал: кубики, на гранях которых изображено разное количество предметов: сапожки, капельки, нотки восьмые и четвертные, ладошки.

Слайд 24 Игра «По деревне мы шагаем». Дидактический материал: декорации деревенского двора, фигурок домашних животных и птиц из фетра, набор звуковысотных, шумовых и музыкальных инструментов.

Слайд 25. Также мной разработаны музыкально-дидактические игры с применением ИКТ.

Я хочу показать Вам две таких игры: «К нам весна шагает», «Ласковое солнышко».

Слайд 26.  В итоге можно резюмировать: педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и сформированных способностей в жизненной практике.

Это подтверждается положительными результатами освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, повышением количества детей, продолжающих своё обучение в музыкальных школах, вокальных студиях, танцевальных коллективах города, которые занимают призовые места на общероссийских конкурсах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Клименко Тамара Николаевна Музыкальный руководитель МБДОУ №13 Челябинская область, г. Миасс, 2018 год . «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВаМи МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Слайд 3

Музыкально-дидактические игры Позволяют развивать: Музыкально-сенсорные способности: восприятие музыки и умение передавать в движении её характер, образы, настроение, основные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, регистр). координацию движений, мелкую моторику, артикуляцию. эмоциональную сферу и психические процессы: речь, внимание , волю, память, мышление. нравственно-коммуникативные качества. способность творческого осмысления, интерпретации музыки, потребность в самовыражении.

Слайд 5

принципы разработки музыкально-дидактических игр: « опора» на наглядность. сопоставление ритмических групп с доступными для понимания детей явлениями и образами. опора на личный характер участия ребёнка, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии ». Следование требованиям ФГОС ДО: вариативность, доступность, безопасность. Вариативность: воспроизведение ритма голосом, с помощью звучащих жестов, а также звуковысотных , шумовых детских инструментов . Доступность: вовлеченность всех воспитанников, в том числе с отклонениями в развитии.

Слайд 6

Разработанные настольные игры: Игра на знакомство с понятиями «нота» и «пауза» «Что такое пауза?». Игры на чтение слов в ритме и озвучивание текста ритмослогами (например: « ти », «та»), подобранными и схожими по длительности с короткими и длинными звуками: игра «Зимние чудеса», игра «Шагает осень по дорожке». Игра на определение жанра музыки «Что делают в домике?». Игра на закрепление слуховых представлений о равномерной пульсации звуков и навыков прямого счёта «Ритмический кубик». Игра на элементарное музицирование , речевое интонирование «По деревне мы шагаем».

Слайд 7

«ЧТО ТАКОЕ ПАУЗА?» МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Слайд 11

«Зимние чудеса» Музыкально-дидактическая игра для детей старшего возраста.

Слайд 14

« Шагает осень по дорожке » Музыкально-дидактическая игра для детей старшего возраста.

Слайд 26

Разработанные игры с использованием ИКТ: Игры на озвучивание текста ритмослогами . Игры на ритмизацию текста стихов, песен «К нам весна шагает», «Ласковое солнышко».

Слайд 28

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКО – ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальный руководитель Клименко Т.Н.

Челябинская область, город Миасс, МБДОУ № 13,

май 2013 года

В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу роли эмоционально-волевой сферы в становлении личности ребёнка и необходимости работы педагога по её развитию.

Так Л.С. Выготский писал: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога».

В Концепции дошкольного воспитания говорится, что “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии”.

А, так как Л.С. Выготский писал: «Эмоции являются “центральным звеном” психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка», то содержащиеся в указанной выше Концепции задачи подтверждают, что в нормативных документах об образовании также уделяется значительное внимание развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

В психолого-педагогических исследованиях значительное внимание уделяется использованию потенциала творческо – поисковой деятельности в развитии самостоятельности, формировании активной жизненной позиции, а соответственно, и в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Изложенное выше подтверждает:

  • необходимость работы педагога по развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, как залога успешного становления их личности;
  • наличие большого потенциала творческо – поисковой деятельности детей в развитии их эмоционально-волевой сферы.

Мой практический опыт показывает, что деятельность может давать желаемые результаты, если будет систематизирована.

При этом я столкнулась со следующей проблемой: отсутствие в научно–педагогической практике опыта системной работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников через творческо-поисковую деятельность.

Данная проблема актуальна, так как её решение жизненно важно и является залогом эффективности педагогической деятельности по обучению, воспитанию и развитию дошкольника, как целостной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Поэтому для решения данной проблемы я разработала и внедрила в свою работу систему развития эмоционально-волевой сферы дошкольников через активизацию творческо-поисковой деятельности.

Функционирование данной системы основано на комплексном взаимодействии её субъектов: детей, педагогов и родителей, а также объектов: развивающей среды и методического обеспечения.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь, чтобы творческий поиск детей “пронизывал” все формы организации их развития: как совместную партнёрскую деятельность с педагогом (непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты), так и самостоятельную деятельность.

Свою работу с детьми я осуществляю на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия, в соответствии с которой ребенок для меня является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.

При этом само взаимодействие с детьми в ходе активизации их творческо-поисковой деятельности я выстраиваю по следующему алгоритму:

  1. Установление эмоционального контакта при помощи музыкальных приветствий, коммуникативных игр.
  2. Развертывание сюжета деятельности в соответствии с тематикой и с учетом эмоционального состояния детей.
  3. Постановка проблемы, задач деятельности.
  4. Совместный с детьми поиск решения поставленных проблем и задач.
  5. Формирование у детей чувства успешности, причастности к коллективу, закрепление положительных эмоций от совместной деятельности.

При этом каждый из этапов алгоритма не имеет четко регламентированного содержания. Его я корректирую в зависимости от эмоционального настроя и интересов детей.

Я стараюсь, чтобы поиск детьми путей решения поставленных перед ними задач осуществлялся в игровой форме. Но, также я считаю, что наиболее полно указанные задачи могут быть реализованы посредством синтеза возможностей музыки и игры в ходе коммуникативных танцев и игр.

В целом указанный выше алгоритм позволяет придать взаимодействию с детьми ненавязчивый, развивающий характер, мотивируя их на активное включение в поисковую ситуацию.

Данный алгоритм я применяю в различных формах взаимодействия с детьми, в том числе на тематических праздниках и развлечениях, что позволяет мне превратить праздники из концерта и показательного выступления детей в средство их творческой активизации и положительного эмоционального настроя на совместную деятельность.

Эффективного взаимодействия с такими субъектами моей системы работы, как педагоги, я стараюсь достичь с помощью интеграции их усилий в форме творческих групп. Такие группы я организовала с педагогами:

  • МБДОУ № 13 по методической разработке, развитию и оснащению музыкальной и театрализованно - игровой развивающей среды ДОУ;
  • ДОУ города по разработке, формированию и внедрению в образовательное пространство ДОУ города методического обеспечения развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

В состав данных творческих групп входят педагоги, заинтересованные в реализации и развитии своей творческой инициативы и в повышении  качества методического обеспечения своей педагогической деятельности.

Эффективно реализовать взаимодействие в системе моей работы с детьми, педагогами и родителями позволяет метод проектов.

В 2011 мной был разработан и в 2012 году внедрён на базе группы “Непоседы” творческий проект по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами творческо-поисковой деятельности.

В ходе проекта дети на основе произведений Корнея Чуковского “строили” свои сюжеты, ставили и решали задачи, придумывали костюмы, самостоятельно оценивали свою работу и совместно её обсуждали.

Данный проект позволил объединить творческо – поисковый потенциал педагогов и родителей для активизации деятельности детей и создания развивающей среды ДОУ, а также дал возможность раскрыть перед родителями важность их участия в процессе жизни детей в ДОУ.

Для успешного функционирования моей системы работы я стараюсь, чтобы такой её объект, как предметно-развивающая среда, способствовал не только совместной партнерской деятельности педагогов, родителей и детей, но и свободной самостоятельной деятельности воспитанников.

Считаю, что этого можно достигнуть, развивая не только материальный компонент среды ДОУ, но и духовно – социальный, который, по моему мнению, представляет атмосферу, создаваемую педагогами и родителями вокруг детей.

Данная атмосфера способствует развитию детей за счет неподдельного интереса и уважительного отношения взрослых к их деятельности.

В итоге можно сказать, что за период функционирования разработанной мной системы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников через активизацию творческо-поисковой деятельности у большинства детей сформированы навыки самостоятельности, саморегуляции, распознавания и передачи эмоциональных состояний, положительная установка на взаимодействие с окружающим миром.

Также у детей повысилась самооценка, сформировано чувство успешности и собственной значимости, сознание необходимости саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

Всё это говорит о положительной динамике развития эмоционально – волевой сферы детишек, а также о том, что проблема отсутствия в научно –педагогической практике опыта системной работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников через творческо-поисковую деятельность успешно решена.

Созданная мной система работы по развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников эффективно функционирует за счет:

  • комплексного взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности и реализации потенциала их сотрудничества и сотворчества в форме творческих групп и средствами метода проектов;
  • реализации личностно – ориентированного подхода к ребенку дошкольного возраста, как субъекту детской деятельности и поведения;
  • непрерывного развития и обогащения среды ДОУ.

Список литературы.

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство” - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Выготский Л.С.  Педагогическая  психология.— М., 1991.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967.
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  5. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995.
  6. Изард К. Е. Эмоции человека: пер. с англ. — М., 1980.
  7. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3 – 5 лет. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
  8. Концепция дошкольного воспитания.

  9. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.

  10. Лоуэн А.  Психология тела. — М.,  1997.
  11. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  12. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии/А.В. Петровский. – Москва: РГГУ, 1996. – 342 с. – ISBN 5-7281-0054-6.
  13. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. — М., 2009.
  14. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13»

Описание системы работы

по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников

Разработчик:

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ № 13

Клименко Тамара Николаевна

г. Миасс

2018 год

Содержание

1.

Информация о системе …………………………………………..

2

1.1.

Цели и задачи системы…………………………………………..

2

1.2.

Методологическо - теоретическая база системы………………

2

1.3.

Актуальность разработки системы ……………………………..

2

2.

Технология работы системы …………………………………….

3

2.1.

Структура и принципы работы ……………….…………………

3

2.2.

Компонент «Методическое обеспечение системы» …………...

4

2.3.

Компонент «Дети» ……………………………………………….

5

2.3.1

Педагогические условия взаимодействия с детьми ……………

5

2.3.2

Методы и приёмы обучения и развития детей …………………

6

2.3.3

Алгоритм обучения детей музыкально-ритмическим движениям ………………………………………………………..

7

2.3.4

Виды и формы организации музыкально-ритмической деятельности ………………..……………………………………

9

2.4.

Компонент «Педагоги» …………………………………………..

13

2.5.

Компонент «Родители» ………………………………………….

13

2.6.

Компонент «Развивающая среда» ………………………………

14

3.

Результативность работы системы………………………………

15

4.

Библиографический список …………………………………

17

1. Информация о системе.

1.1 Цель и задачи системы.

Цель: создание оптимальных условий для всестороннего развития, успешной социализации дошкольников и освоения ими позиции субъекта собственной жизнедеятельности средствами музыкально-ритмической деятельности.

Задачи:

  1. Формирование музыкально-ритмических навыков и способностей воспитанников к танцевально-игровому творчеству.
  2. Формирование у детей устойчивого интереса к самостоятельной музыкально-ритмической деятельности.
  3. Повышение компетентности родителей и педагогов и формирование у них положительной установки к активному сотрудничеству в вопросах развития музыкально-ритмической деятельности детей.

1.2 Методологическо - теоретическая база системы:

  1. Положения психологии о первичности чувства ритма, по отношению к другим компонентам музыкальности (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, С. Сишор и др.).
  2. Исследования известных психологов и педагогов Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина о влиянии музыкально - ритмических движений на развитие человека.
  3. Идеи свободного танца и пластики швейцарского педагога и музыканта Э. Жак-Далькроза и разработанная его последователями Н.Г. Александровой, Е.В. Коноровой система музыкально-ритмического воспитания детей.
  4. Научные положения и исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метлова, А.Н. Зиминой.
  5. Концептуальные основы музыкально-творческой педагогики немецкого композитора Карла Орфа.
  6. Современные методики и практические разработки А.И. Бурениной, Т.И. Суворовой, Т.Э. Тютюнниковой, Т.А. Боровик.

  1.  Актуальность разработки системы.

Актуальность разработки системы определяется провозглашенной нормативными документами об образовании социальной значимостью сохранения и укрепления физического, психического здоровья, эмоционального благополучия детей, как залога формирования всестороннее развитых, способных к самореализации, умеющих применять полученные знания на практике и нацеленных на поиск новых знаний воспитанников.

При этом, с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии: это неспособность к саморегуляции, неусидчивость, речевые, эмоциональные расстройства, плохо сформированная система управления движениями: страдает точность, ритмичность, координация движений и ориентировка в пространстве, что сказывается на выразительности и пластичности.

Научные исследования в области педагогики, исторический опыт свидетельствуют о том, огромный потенциал в решении указанной выше проблемы несёт в себе музыкально-ритмическая деятельность.

Выдающийся русский физиолог, психолог В.М. Бехтерев писал, что «с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Также научно-педагогической практикой доказано, что систематизация педагогической деятельности является залогом эффективности процесса обучения и развития воспитанников.

При этом я столкнулась с проблемой отсутствия в научно–педагогической практике опыта системной работы педагога по музыкально-ритмическому развитию дошкольников.

Поэтому система работы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников жизненно важна и актуальна, как тема опыта моей педагогической деятельности.

  1. Технология работы системы.
  1. Структура и принципы работы системы.

Научно – педагогическая практика и мой практический опыт показывают, что любая деятельность может давать желаемые результаты, если она будет осуществляться на основе специальным образом организованной системы.

Моя работа по развитию музыкально-ритмической деятельности детей осуществляется на основе выстроенной мной системы, основанной на комплексном взаимодействии и принципе сотрудничества и сотворчества всех входящих в её состав субъектов: педагогов, детей и их родителей.

Структура данной системы приведена на схеме

Система моей работы учитывает необходимость целостного подхода к педагогическому процессу и основывается на следующих принципах:

  1. Принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности.
  2. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения: вся педагогическая деятельность должна быть направлена на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
  3. Принцип доступности обучения: методы и приёмы, музыкально – ритмический материал отбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Занятия строятся таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
  4. Принцип последовательности и систематичности формирования знаний, умений и навыков, их развития и совершенствования. Он предполагает непрерывность всего материала и повторение его, постепенный переход от усвоенного к новому, от простого к сложному.
  5. Принцип связи обучения с жизнью и практикой: весь накопленный музыкально – ритмический опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, художественной).
    Принцип наглядности: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, должно подкрепляться на практике, например, воспроизведением движения или исполнения музыкального произведения, что
    повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкость и прочность усвоения музыкального материала.
  6. Принцип интеграции: сочетание разных видов искусства и видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно – образного и логического мышления, интеллектуально – эстетическому развитию детей.

  1. Компонент «Методическое обеспечение системы».

Считаю, что деятельность педагога будет эффективна, если она будет методически обеспечена, то есть осуществляться в соответствии с определёнными программно-методическими материалами.

Свою педагогическую деятельность я осуществляю в соответствии с Примерной основной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издательство - М.: «Мозаика-Синтез», 2014г., а также программой Зацепиной М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», издательство - М.: «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г., которые определяют содержание осуществляемого мной образовательного процесса, цели, задачи, основные направления и формы работы с детьми, организацию среды, в которой находится ребёнок, сумму знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок на каждом возрастном этапе.

При этом данные программы не в полной мере раскрывают технологию, методику, приёмы, алгоритм работы с дошкольниками по развитию музыкально-ритмической деятельности. Поэтому я разработала собственную педагогическую систему развития музыкально-ритмической деятельности дошкольников.

Эта система основана на методических разработках:

  • Календарно-тематического планирования музыкально-ритмической деятельности, танцевально-игрового творчества по возрастным группам.
  • Методов и приёмов работы с детьми. 
  • Видов и форм музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
  • Алгоритма процесса обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям.
  • Элементов предметно-развивающей среды.

Оценка динамики развития музыкально-ритмической деятельности воспитанников осуществляется мной на основе планируемых результатов освоения детьми Рабочей программы реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ №13 по направлению «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Компонент «Дети».
  1. Педагогические условия взаимодействия с детьми.

Основу эффективной реализации моей системы работы составляет применение личностно – ориентированного, индивидуально-дифференцированного, деятельностного и компетентностного подходов в развитии детей, что выражается в:

  1. Рассматривании воспитанников, как субъектов свободного выбора и деятельности, содействии и поддержке в развитии их личностного роста и индивидуальности.
  2. Использование технологий, методов и приёмов работы с детьми в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей их развития.
  3. Организации процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка.
  4. Развитии у воспитанников способности переносить сформированные навыки и умения в новые ситуации, самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования собственного опыта.

В соответствии с этим, ребёнок для меня является не объектом насыщения знаниями и умениями, а, прежде всего человеком со своим отношением к происходящему, потребностями и интересами, для полноценного социально – личностного развития которого необходима работа педагога по формированию у ребёнка ощущения эмоционального благополучия в ходе взаимодействия с окружающей средой и сознания необходимости саморазвития.

Процесс развития детишек я основываю на тактике сотрудничества и стремлюсь сформировать у своих воспитанников ощущение полноправных участников совместной с педагогом деятельности.

Достигаю я этого за счет уважительного отношения к индивидуальности ребёнка, к мотивам его поведения. Стараюсь не доминировать в общении, а быть в позиции «рядом», не навязывая своего мнения, не давая оценок «плохо» и «хорошо», а, мотивируя и помогая преодолевать трудности и находить собственные решения.

 В целом, в ходе совместной деятельности с детьми я стараюсь сформировать у них чувство удовольства от общения со сверстниками и взрослыми, ощущение комфортности и уверенность в том, что на свои обращения к педагогу они получат только положительную реакцию.

Сам процесс обучения я выстраиваю с опорой на практическую деятельность, личный характер участия ребёнка, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии». Ведь детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

  1. Методы и приёмы обучения и развития детей.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, в своей системе работы я использую различные методы.

Один из таких - словесный метод (рассказ, объяснение, беседа).

С помощью интересной беседы детям я стараюсь привить детям любовь к музыке, расширить их представления о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир, сформировать нравственные качества, интересы.

Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и, в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

Повысить эффективность моей работы помогают разновидности ещё одного метода - наглядного.

Например, исполнение музыкального произведения позволяет осмысливать его содержание побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств. Выразительный показ движений задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Показ презентаций, наглядных пособий, предметов, схем позволяет заинтересовать детей и облегчить подачу нового материала.

Следующий, очень важный метод в развитии музыкального восприятия - практический. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с активными практическими действиями детей, помогающими им как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

В качестве приёма, активизирующего осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.) используются, к примеру, движения рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальные и образные движения.

При этом, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Для освоения детьми достаточно сложных двигательных упражнений я использую такой приём, как «вовлекающий показ» (выражение С. Д. Рудневой), особенность которого состоит в зеркальном отражении. В процессе подражания у детей легче формируются двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.

Также для развития самостоятельности, повышения самооценки я использую такие приёмы, как предложение детям продолжить исполнять движения самостоятельно, показать упражнения словесными жестами, мимикой.

Повысить активность детей, развивать их сообразительность, сделать процесс обучения более продуктивным помогают мне игровые приёмы.

Это и создание игрового сюжета, использование игрушек, коммуникативных игр.

Все перечисленные выше методы и приёмы обучения тесно связаны между собой и применяются мной комплексно, дополняя друг друга во всех видах музыкально-ритмической деятельности.

2.3.3 Алгоритм обучения детей музыкально-ритмическим движениям.

Для повышения эффективности формирования у детей двигательных навыков я систематизировала процесс обучения детей музыкально-ритмическим движениям, который состоит из трёх этапов:

  1. Начальный этап обучения отдельному движению.
  2. Этап углубленного разучивания движений.
  3. Этап закрепления и совершенствования выполнения движений.

Само взаимодействие с детьми в ходе обучения я выстраиваю по следующему алгоритму:

  1. Формирование у детей положительного эмоционального настроя на совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
  2. Активизация психического и физического состояния детей, снятие эмоционального возбуждения.
  3. Развертывание сюжета деятельности, в соответствии с тематикой и с учетом эмоционального состояния детей.
  4. Начальный этап обучения: показ педагогом движения и объяснение техники его исполнения, воссоздание и опробывание  детьми увиденного.
  5. Создание проблемной ситуации.
  6. Поиск детьми решения поставленных задач.
  7. Углубленное разучивание движений: уточнение и совершенствование деталей техники выполнения движения.
  8. Закрепление и совершенствование выполнения движений.
  9. Рефлексия.

К реализации данного алгоритма я стараюсь подходить творчески, каждый из этапов которого не имеет четко регламентированного содержания. Его я корректирую в зависимости от эмоционального настроя и интересов детей.

Перед показом движения я стараюсь сформировать вокруг детей атмосферу доверия и взаимопринятия. В этом мне помогают музыкальные приветствия, коммуникативные игры.

Активизацию психического и физического состояния детей, снятие эмоционального возбуждения, напряжения я осуществляю с использованием разнообразных здоровьесберегающих технологий: валеологических распевок, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие слухового и зрительного аппарата, игрового массажа и самомассажа, музыкотерапии.

Также для заинтересованности детей в происходящем я стараюсь обыграть ситуацию с помощью определённого игрового сюжета.

А далее я осуществляю сам процесс  обучения: объясняю и показываю движение, а дети воссоздают и опробывают увиденное.

Для того, чтобы дети быстрее и лучше освоили движения или танцевальную композицию, я ставлю перед ними определённую проблему, нацеливая на необходимость её решения.

При постановке перед детьми проблемной ситуации мысленно стараюсь оказаться на их позиции,  выслушиваю мнения каждого ребёнка, не навязывая своего. Я не добиваюсь от них единственного правильного ответа и не даю оценок их правильности, так как это мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства. Детям, затрудняющимся с решением задачи, даю необходимые разъяснения.

Дети пытаются найти верное решение поставленной проблемы, стараясь правильно выполнить движение.

На этапе углубленного разучивания уточняются двигательные действия, совершенствуется ритм, осуществляется целостное выполнение движения. Количество повторений увеличивается, по сравнению с начальным этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельного выполнения выученных движений в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими движениями. Этап совершенствования можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное движение можно применить с другими, ранее изученными, в различных композициях.

Заключительный этап алгоритма – рефлексию, я предназначаю для формирования у детей адекватной самооценки, чувства успешности, причастности к коллективу, закрепления положительных эмоций от совместной деятельности.

Этот этап так же, как и другие, осуществляется в различной форме: совместное со мной обсуждение детьми своих достижений, игра, танец, оценка детьми своего настроения. Последняя проходит, к примеру, с использованием игрового пособия “Кармашки настроений”.

В целом указанный выше алгоритм позволяет придать обучению ненавязчивый, творческий характер, мотивируя их на активное включение в поисковую ситуацию и на самостоятельный поиск ответов на вопросы.

2.3.4 Виды и формы организации музыкально-ритмической деятельности.

Все виды музыкально-ритмической деятельности воспитанников в моей системе работы основаны на синтезе музыки, речи и движения в игровой форме, так как игра является сильным, но не навязчивым педагогическим средством, ведущим видом деятельности в развитии и обучении дошкольников, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

При этом такой синтез позволяет решать целый спектр задач и развивать:

  1. способность воспринимать музыку и умение передавать в движении её образы, настроение, основные средства музыкальной выразительности.
  2. координацию движений, мелкую моторику, артикуляцию.
  3. эмоциональную сферу и психические процессы: речь, внимание, волю, память, мышление.
  4. нравственно-коммуникативные качества.
  5. способность творческого осмысления, интерпретации музыки, потребность в самовыражении.

Один из используемых мной видов деятельности – это основные движения и разного рода упражнения.

Общеразвивающие упражнения я использую для развития умения владеть своим телом, дыхательной системы, расслабления мышц, для формирования умения ориентировки в пространстве и освоения различных видов построений, перестроений.  

Особую роль в моей работе играют также упражнения для формирования танцевальных движений и образные упражнения, уточняющие различные игровые образы для выполнения индивидуальных ролей в играх, инсценировках.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений я сопоставляю с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), активизируя фантазию детей, их творческое воображение. В таких упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Следующий вид – это различного рода музыкальные игры: подвижные, пальчиковые, дидактические настольные и в форме презентаций.

Подвижные игры, включающие упражнения, приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования, дают детям ощущение музыкальной динамики, темпа, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Ценность в пальчиковых игр заключается в том, что они:

  • развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность.
  • предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
  • активизируют абстрактное и образно-ассоциативное мышление.
  • повышают общий уровень организации ребёнка.
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Мной разработаны следующие музыкально-дидактические игры:

  1. Игра на знакомство с понятиями «нота» и «пауза» «Что такое пауза?».
  2. Тематический комплект игр «Времена года»: «Зимние чудеса», «К нам опять пришла весна», «Ласковое солнышко», «Шагает осень по дорожке» на озвучивание текста ритмослогами (например: «ти», «та»), подобранными и схожими по длительности с короткими и длинными звуками, а также на чтение слов в ритме.
  3. Игра на определение жанра музыки «Что делают в домике?».
  4. Игра на закрепление слуховых представлений о равномерной пульсации звуков и навыков прямого счёта «Ритмический кубик».
  5. Игра на элементарное музицирование, речевое интонирование «По деревне мы шагаем».

Все эти игры разработаны с «опорой» на наглядность и сопоставление ритмических групп с привычными и понятными для детей образами, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Также данные игры разработаны с учетом установленных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования требований к предметно-развивающей среде, в том числе с учетом требования вариативности, доступности, безопасности.

Например, часть игр проводится с использованием магнитной доски и фигурок из бумаги и фетра, а часть с применением информационных компьютерных технологий – в форме презентации.

Указанные игры также могут сопровождаться воспроизведением ритма с помощью звучащих жестов, а также звуковысотных, шумовых детских инструментов.

Весьма привлекательным для моих воспитанников видом музыкально-ритмической деятельности являются коммуникативные танцы и игры, которые включают элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры в них очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. Они, как правило, основаны на игровых сюжетах, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) я стараюсь реализовать следующие направления свое работы с детьми:

  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  • развитие позитивного самоощущения,
  • формирование положительной самооценки.

Я считаю, что наиболее полно задачи музыкально-ритмического, а, соответственно, и всестороннего развития детей, могут быть реализованы не просто в музыкально-игровой форме с помощью упражнений, танцев, игр, а посредством реализации обучения через импровизационно-творческую деятельность в форме:

  • элементарного музицирования.
  • инсценировок, спектаклей.
  • проблемно-поисковых ситуаций.

В ходе элементарного музицирования дети имеют возможность активно участвовать в создании музыки, придумывать свой аккомпанемент из «звучащих» жестов, выбирать инструменты. В игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности.

В ходе инсценировок песен, сказок, спектаклей дети придумывают способы озвучивания и движения сказочных образов, пластической интерпретации музыки, тем самым у них формируется навык выступления на публике, согласованности действий, развивается творческая самостоятельность в создании художественных образов.

Создание проблемно-поисковых ситуаций позволило мне объединить в одно целое разные виды музыкально-ритмической деятельности, в ходе которых дети искали ответы на поставленные вопросы.

Для максимально качественного развития музыкально-ритмической деятельности детишек в своей педагогической деятельности я стремлюсь, чтобы творческий поиск “пронизывал” как совместную партнёрскую деятельность с педагогом (непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты), так и самостоятельную деятельность.

Залогом этого является:

  • Обновление предметно-развивающей среды на занятиях и в музыкальных уголках в группах.
  • Развитие воображения, интереса к творчеству, исследованию.
  • Сотрудничество с родителями и педагогами.

Ну, а своеобразным итогом, кульминацией моей работы по развитию музыкально-ритмических способностей воспитанников являются  совместные с детьми и родителями праздники, развлечения.

Также я даю возможность детям перенести полученные навыки и умения в новые ситуации, например, в форме проектов.

В 2015 году мной был реализован проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами совместной творческо-поисковой музыкально-ритмической деятельности детей, педагогов и родителей «Написано Победой».

В ходе проекта знания детям передавались в игровой форме, с опорой на эмоционально-образный характер восприятия детьми информации и активное использование различных элементов музыкально-ритмической деятельности: танцевальные композиции, пение, упражнения, перестроения, подвижные коммуникативные игры, элементарное музицирование.

Совместная творческо-поисковая деятельность детей, родителей и педагогов в ходе подготовки к празднованию Дня Победы позволила развить у воспитанников внутреннюю активность, самостоятельность в поиске ответов на вопросы, в сборе информации, применении полученных знаний.

В результате проект позволил ненавязчиво сформировать у детей представления о Великой Отечественной войне, вызвать интерес к истории нашей страны и её защитникам.

Также возможность творчески реализоваться, показать свои двигательно-пластические навыки, актёрские способности я даю своим воспитанникам за счёт выступлений, показов спектаклей в социальных учреждениях, а также в вокальных и танцевальных студиях и кружках города.

При этом считаю, что педагог должен быть нацелен на приобщение к музыкально-ритмической деятельности во всех её видах и формах не только способных и одарённых и в музыкальном, и двигательном отношении детей, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

  1. Компонент «Педагоги».

Взаимодействие с педагогами в ДОУ в ходе функционирования моей системы работы я осуществляю по следующим направлениям:

  • просвещение в области развития музыкальных способностей, творческо-поисковой самостоятельности, музыкально-ритмической деятельности детей и роли педагогов и родителей в этом процессе;
  • координация усилий педагогов по организации совместной деятельности с детьми и по созданию условий для самостоятельной деятельности детей;
  • изучение и отслеживание динамики развития дошкольников;
  • проектирование и создание развивающей среды ДОУ;
  • взаимообогащение профессиональной компетентности, через распространение собственного опыта работы.

Данные направления работы я реализую форме практикумов, консультаций, рекомендаций, праздников, развлечений, проектов.

Моё взаимодействие с воспитателями нацелено на:

  • создание соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-развивающей среды ДОУ;
  • сохранение и укрепление здоровья и эмоционального благополучия ребенка, развитие его разносторонней личности, способной и стремящейся к творческой самостоятельности, самовыражению и самореализации.

При этом важным условием эффективного взаимодействия с педагогами ДОУ является согласованность действий, уважение позиции каждого, взаимопомощь, стремление работать в команде.

Также я стараюсь за счёт участия в работе городского методического объединения  музыкальных руководителей ДОУ города осуществлять повышение своего профессионального уровня и распространять собственный опыт педагогической деятельности.

2.5. Компонент «Родители».

Ведущей идеей в ходе моего сотрудничества с родителями воспитанников является их активизация, сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в решении задач образования, воспитания и развития детей.

Взаимодействие с родителями я осуществляю по следующим направлениям:

  • просвещение и рекомендации в области развития музыкальных способностей, творческо-поисковой самостоятельности, эмоционально – волевой сферы детей и роли родителей в этом процессе;
  • ознакомление с результатами мониторинга развития детей;
  • сотрудничество и сотворчество в процессе обогащения и развития среды ДОУ.

Наиболее эффективно реализовать эти направления работы позволяет мне метод проектов.

В 2015 мной был разработан и реализован на базе группы “Непоседы” проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами совместной творческо-поисковой музыкально-ритмической деятельности детей, педагогов и родителей «Написано Победой».

В ходе проекта были проведены практикумы, репетиции танцевальных композиций, исполнения песен, организована выставка военной техники, совместный праздник.

Данный проект позволил объединить творческо – поисковый потенциал педагогов и родителей для активизации деятельности детей, а также дал возможность раскрыть перед родителями важность их участия в процессе жизни детей в ДОУ.

Родители охотно откликаются на мои предложения по изготовлению элементов костюмов, разного рода театров, шумовых инструментов, которые в дальнейшем используются в музыкальном уголке в группе, на праздниках и развлечениях.

Также традицией в моей системе работы стало проведение семейных праздников, на которых детей переполняет чувство гордости за родителей во время совместных с ними игр, коммуникативных танцев.

 Глядя на родителей в такие моменты, дети получают пример активной жизненной позиции, в результате чего у них формируется положительный эмоциональный настрой на общение и совместную со сверстниками и взрослыми творческую деятельность.

2.6. Компонент «Развивающая среда».

В целях обеспечения целостного развития ребенка, в том числе и его творческо – поисковой деятельности музыкально-ритмической деятельности, я стремлюсь формировать и развивать среду ДОУ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к её организации.

Самое главное, стараюсь, чтобы развивающая среда способствовала совместной партнерской деятельности педагогов, родителей и детей, свободной самостоятельной деятельности самих детей, а также содействовала целостному развитию дошкольников.

Считаю, что этого можно достигнуть, развивая не только материальный компонент среды ДОУ, но и духовно – социальный, который по моему мнению представляет атмосферу, создаваемую педагогами и родителями вокруг детей.

Данная атмосфера будет способствовать развитию дошкольников, когда дети ощущают неподдельный интерес взрослых к их деятельности, чувствуют со стороны педагога уважительное отношение и поддержку.

  1. Результативность работы системы.

Оценка результатов функционирования системы производилась на основе мониторинга уровня развития музыкально-ритмических навыков и танцевально-игрового творчества дошкольников группы «Рябинка» за три учебных года - период с сентября 2015 по май 2018 года.

Мониторинг осуществлялся на основе планируемых результатов освоения Программы «Музыкальное воспитание в детском саду», под ред. Зацепиной М.Б. Издательство – М.: «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г.

Сравнительные результаты мониторинга приведены в следующей таблице

Уровень развития

Доля детей, в %

Динамика       за три учебных года, в %

Сентябрь 2015 г.

Май 2016 г.

Май 2017 г.

Май 2018 г.

Высокий

---

15

43

59

59

Средний

75

75

57

41

-34

Низкий

25

10

---

---

-25

ИТОГО

100

100

100

100

Наглядно динамику роста достижений воспитанников в графическом варианте можно проследить на диаграмме.

Сравнительный анализ мониторинга показал стабильность и положительную динамику развития музыкально-ритмических навыков и танцевально-игрового творчества по всем видам музыкально-ритмической деятельности за три учебных года.

К концу 2017-2018 учебного года в сравнении с началом 2015-2016 учебного года доля детей:

  • со средним уровнем развития снизилась с 75 % до 41 %.
  • с высоким уровнем развития возросла с 0 % до 59%;
  • с низким уровнем развития снизилась с 25 % до 0 % .

Воспитанники овладели необходимыми умениями и навыками, в соответствии с возрастными особенностями, которые они способны их применять в повседневной жизни.

За счёт применения современных образовательных технологий и методик, личностно – ориентированного, индивидуально-дифференцированного,  деятельностного и компетентностного подходов в развитии детей, реализации импровизационно-творческой деятельности и игрового подхода в обучении достигнута позитивная динамика качественных изменений в развитии:

  • способности воспринимать музыку и навыков передачи в движении её образов, настроения, основных средств музыкальной выразительности.
  • двигательных качеств и умений.
  • эмоциональную сферы и психических процессов.
  • нравственно-коммуникативных качеств.
  • способности творческого осмысления, интерпретации музыки, потребности в самовыражении.

В ходе проведенной работы у большинства детей сформированы навыки самостоятельности в постановке задач и нахождении путей их решения, саморегуляции, положительная установка на взаимодействие с окружающим миром.

Также сформировано чувство успешности и собственной значимости, повысилась самооценка.

Качественные изменения произошли и во взаимоотношениях педагогов и родителей. Посредством  совместной с педагогами деятельности в ходе проектов, совместных праздников, по развитию окружающей среды ДОУ родители осознали необходимость и важность своего активного участия в жизни детей в детском саду, а также повысили свою компетентность о своей роли в их развитии.

При этом родители ощутили потребность в повышении своих знаний об условиях эффективного развития детей.

Всё это подтверждает эффективность разработанного и внедрённого в воспитательно – образовательный процесс ДОУ продукта моего педагогического опыта: системы работы по музыкально-ритмическому развитию воспитанников, а также открывает возможности для дальнейшего использования данного продукта в в повышении результативности обучения и воспитания дошкольников.

  1. Библиографический список.
  1. Концепция дошкольного воспитания.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильев М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: «Мозаика-Синтез», 2014.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС. - Издательство «Мозаика-Синтез», 2016.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967.
  8. Дмитриев Ю.А. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. МПГУ; Москва, 2016.
  9. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г.
  10. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000.
  11. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  12. Радынова О.П. Катинене М.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.
  13. Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей. - М.: «Айрис-Пресс», 2004.
  14. Руднева С.Д, Фиш Э.М  Ритмика. Музыкальное движение. -  М., 1972.
  15. Теплов Б.М Психология музыкальных способностей.  - М.,1947.
  16. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М. 1961.
  17. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа - М.: Изд. «Астрель», 2000.
  18. Шторк К. Система Далькроза.- Л.; М.: Петроград, 1924.