Разработки практикумов для родителей и воспитателей

Клименко Тамара Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13»

Материал практикума для родителей

 «Птицы мира»

по изготовлению атрибутов

для танцевальной композиции детей

Разработал: музыкальный руководитель МБДОУ № 13

Клименко Т.Н.

Миасс, 2015 г.

План-конспект практикума.

I Автор – разработчик: музыкальный руководитель МБДОУ № 13 Клименко Т.Н.

II Участники практикума: родители средней группы «Непоседы» МБДОУ № 13.

III Тема практикума: «Обогащение среды музыкально-ритмической деятельности детей посредством изготовления атрибутов для танцевальной композиции детей».

IV Цель: Создание оптимальных условий для активизации потенциала родителей в обогащении среды танцевального творчества детей.

V Задачи:

  1. Просвещение родителей по вопросу значения атрибутов для танцев детей.
  2. Обучение родителей изготовлению объемного голубя из бумаги.
  3. Вызвать интерес родителей к сотрудничеству с педагогами по подготовке к празднованию Дня Победы.

VI Практическая значимость практикума:

  1. Просвещение родителей по вопросу обогащения предметной среды развития танцевального творчества детей.
  2. Практическое освоение родителями технологии изготовления голубей из бумаги.
  3. Рост мотивации родителей к активному участию в творческом развитии детей.

Используемая техника исполнения: бумажная скульптура.

VII Материал и оборудование практикума:

  • Фотографии фигурки голубя из бумаги.
  • Шаблоны птиц.
  • Белая бумага, клей ПВА и клей - карандаш, ножницы, степлер, белые резинки.

VIII Форма практикума:

  1. Выступление музыкального руководителя (Приложение 1).
  2. Практическое занятие с родителями (Приложение 2).

Приложение 1

Выступление на тему:

«Обогащение среды музыкально-ритмической деятельности атрибутами для развития танцевального творчества детей».

Здравствуйте, уважаемые родители!

На данном практикуме я хотела бы познакомить Вас с изготовлением объемного голубя из бумаги для танцевальной композиции детьми с мамой «Не отнимайте солнце у детей» на празднике, посвящённому Дню Победы.

Танец является одним из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности, сточки зрения всестороннего развития детей.

Сделать более привлекательным этот вид деятельности для Ваших детей, уважаемые родители, помогает предметная среда, в том числе различные атрибуты к танцам.

Использование предметов позволяет вызвать у детей интерес к разучиванию и исполнению танцев, настроить на положительные эмоции.

Также атрибуты в танцах способствуют более эффективно развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер и образы музыки, координацию, моторику, воображение, речь, эстетический вкус. В итоге, можно сказать, что способствуют всестороннему развитию детей.  

Большой потенциал несёт в себе совместное изготовление атрибутов с детьми, которое решает одновременно несколько задач: обогащение среды, установление положительных отношений с детьми, приобщение их к труду и их развитие.

Поэтому, я рекомендую Вам, уважаемые родители разнообразить свои отношения с детьми и выделить немного времени для совместного с ними творчества по изготовлению атрибутов к танцам.

При этом, вы должны не упускать из виду тот факт, что для того, чтобы атрибуты, как и вся окружающая среда, активизировали ребёнка к обучению и развитию, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, они должны соответствовать таким требованиям, как доступность, эстетичность, безопасность, привлекательность.

Приложение 2

Конспект практического занятия с родителями.

Вводная часть

Музыкальный руководитель:

Дорогие родители, прежде чем приступить к занятию, давайте проведём небольшую разминку. Повторяйте движения за мной!

Разминка «Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Взмахи руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Основная часть

Музыкальный руководитель знакомит родителей с техникой бумажной скульптуры.

Музыкальный руководитель:

Уважаемые родители! Я хочу показать Вам один из вариантов изготовления атрибутов к танцам Ваших детей – голубей.

Существует множество способов сделать фигурку голубя, в частности, из бумаги.

Один из видов бумагопластики - бумажная скульптура.

Это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.

В процессе изготовления можно использовать готовые шаблоны.

А теперь я покажу, в какой последовательности можно изготовить голубя. Вы же можете взять шаблоны и приступать к творчеству вместе со мной.

Далее музыкальный руководитель показывает родителям последовательность изготовления голубя.

Сначала нам нужно вырезать детали, согнуть по линиям сгиба спинку.

Второй этап: согнуть по линиям сгиба на хвостике. Затем по нижней линии треугольника согнуть так, чтоб хвостик поднялся вверх. Далее, согнуть по линиям сгиба на крыльях этот треугольничек, смазать клеем и приклеить посередине спинки. Все, голубок готов!

Родители под руководством музыкального руководителя изготавливают объемного голубя из бумаги.

Рефлексия.

Музыкальный руководитель отвечает на вопросы родителей и подводит итоги.

Музыкальный руководитель: Дорогие родители, надеюсь, что это занятие принесёт для Вас пользу и танец с голубями останется в памяти Ваших детей навсегда!

Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13»

Материал практикума для родителей

«Танцуем вместе с детьми».

Разработал: музыкальный руководитель МБДОУ № 13

Клименко Т.Н.

Миасс, 2016 г.

План-конспект практикума.

I Автор – разработчик: музыкальный руководитель МБДОУ № 13 Клименко Т.Н.

II Участники практикума: родители старшей группы «Непоседы» МБДОУ № 13.

III Тема практикума: «Использование коммуникативных танцев в совместной деятельности с детьми».

IV Цель: Создание оптимальных условий для активизации потенциала родителей в процессе развития танцевального творчества детей.

V Задачи:

  1. Просвещение родителей по вопросу значения коммуникативных танцев в развитии детей.
  2. Обучение родителей элементам движений парного танца с детьми.

VI Практическая значимость практикума:

  1. Просвещение родителей по вопросу развития творческо – поисковой деятельности и всех сфер жизнедеятельности детей средствами коммуникативных танцев.
  2. Практическое освоение родителями элементов ритмических и пластических движений коммуникативного танца  с детьми.
  3. Рост мотивации родителей к активному участию в творческом развитии детей.

VII Материал и оборудование практикума:

  • Раздаточный материал с текстом и описанием движений к танцу.
  • Магнитофон и аудиозаписи.

VIII Форма практикума:

  1. Выступление музыкального руководителя (Приложение 1).
  2. Практическое занятие с родителями (Приложение 2).

Приложение 1

Выступление на тему:

«Основные аспекты влияния коммуникативных танцев на развитие детей».

Здравствуйте, уважаемые мамы!

На данном практикуме я хотела бы познакомить Вас с парным танцем, который называется «Танец с мамами», и разучить движения к нему.

“Насколько необходимо тратить своё время на совместные танцы с детьми?”, - спросите Вы.

Для ответа на этот вопрос перед практическим занятием я хотела бы немного рассказать Вам о тех возможностях в развитии детишек, которые таят в себе коммуникативные танцы.

Ценность и польза коммуникативных танцев очевидна. Исследования психологов, а также мой практический опыт показывают, что коммуникативные танцы благоприятно влияют на все сферы жизнедеятельности детей: физическую, эмоциональную, психическую, развивая у детей не только музыкальные способности, но и речь, память, творческое мышление, так как соединяют в себе музыку и движение и позволяют импровизировать.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми, тем самым, нормализуя атмосферу вокруг ребёнка.

Использовать такие танцы можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — в детском саду на занятиях, праздниках, развлечениях, а также, что является большим плюсом, в домашней обстановке, в кругу семьи.

Ведь это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

Поэтому, Вы, уважаемые родители, можете быть не только зрителями, но и танцевать вместе с детьми. Совместные с детьми танцы, в том числе на праздниках и развлечениях в детском саду, вызывают у детей чувство гордости за родителей, формируют у них чувство удовольствия и успеха, тем самым позволяя положительно настроить детей на взаимоотношения с окружающим миром и совместную со сверстниками и взрослыми творческую деятельность.

 

Приложение 2

Конспект практического занятия с мамами.

Вводная часть

Музыкальный руководитель:

Дорогие мамы, чтобы приступить к занятию, нам необходимо разогреть и привести свои мышцы в тонус, сконцентрировать своё внимание.

Повторяйте движения за мной!

Игра-разминка:

Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки) 

Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх) 

Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки) 

Нас покружи, нас покружи, (покружиться парами) 

Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки) 

Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг) 

С песнями водим мы хоровод. (идти по кругу) 

Солнышко с нами по кругу идет. 

Хлопают радостно наши ладошки. (похлопать в ладоши) 

Быстро шагают резвые ножки. (идти быстрым шагом) 

Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку) 

Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место).

Основная часть

Музыкальный руководитель:

А сейчас, дорогие мамы, я хочу показать Вам движения к танцу «Танец с мамами» на слова И. Холодной, музыка на мотив «Вишенки-черешенки».

Музыкальный руководитель показывает мамам движения к танцу.

Мамы по показу музыкального руководителя разучивают и повторяют танцевальные движения, затем исполняют весь танец.

Роль детей в танце исполняют взрослые.

Описание движений к танцу.

На проигрыш выходят, встают парами по кругу, мама за кругом, ребенок в кругу.

С мамочкой красавицей рядышком идем             (Идут за руку с мамами                    

В нашем зале праздничном танцевать начнем!    парами по кругу и смотрят в глазки.)
Ах, какая нежная мамочка моя!
Всех дороже, ласковей, для меня она!

Припев:                                                                   
Мамочка-любимая, руку дай скорей.                    (поворачиваются лицом друг к другу)
Кружимся подружимся в танце побыстрей.         (лодочка)
И как в детстве в ладушки будем мы играть,        (хлопки)
Полечку веселую вместе танцевать!                      (на пятку)
Мамочка - мамулечка, видишь, я кружусь            (под рукой у мамы поскоки вправо)
Под рукой, как солнышко, у тебя верчусь!            (влево)
Ладушки оладушки, ты присядь скорей                (тарелочки)
Обниму любимую нет, тебя родней!                      (обнимают друг друга)
На проигрыш мама встает, хлопает, ребенок поскоками оббегает..

2. В зале нашем праздничном музыка звучит        (Идут за руку с мамами парами

А сердечко мамино для меня стучит!                      по кругу и смотрят в глазки.)
Тук-тук-тук, мамулечка, радость ты моя,
Под сердечком маминым появилась я!

Припев: тот же

3.Мамочки похлопают, мы в кружок пойдем         (детки идут в центр круга)
Улыбнемся ласково, к мамам подойдем                 (разворачиваются и идут к мамам)
Все притопнем ножками, плечиком качнем           (притопы с полочкой)
С мамочкою милою снова пляс начнем!                 (кружатся вокруг себя)

Рефлексия.

Музыкальный руководитель отвечает на вопросы мам, предоставляет раздаточный материал с текстом и последовательностью движений к танцу, подводит итоги.

Музыкальный руководитель:

Уважаемые мамы! В конце нашего общения с Вами хочу сказать, что танцы не менее важны, чем точные науки. Танцевать – это красиво, полезно! А вместе с мамой – вдвойне!

Дайте своему ребенку возможность с одной стороны получить полезные для жизни навыки, а с другой – раскрыть свои творческие способности и получить заряд положительных эмоций и бодрости! Такие совместные с детьми танцы помогут Вам в этом! Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13»

Материал практикума для воспитателей

«Игры с ритмослогами».

Разработал: музыкальный руководитель МБДОУ № 13

Клименко Т.Н.

Миасс, 2017 г.

План-конспект практикума.

I Автор – разработчик: музыкальный руководитель МБДОУ № 13 Клименко Т.Н.

II Участники практикума: воспитатели старших, подготовительных групп МБДОУ № 13.

III Тема практикума: «Использование игр с ритмослогами в музыкально-ритмической деятельности детей».

IV Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности и мотивацию педагогов к эффективному решению вопросов заявленной тематики практикума.

IV Задачи практикума:

  1. Раскрыть основные аспекты влияния на процесс развития музыкально-ритмической деятельности дошкольников дидактических игр с ритмослогами, а также роль педагога в их организации и проведении.
  2. Обучить участников практикума применению дидактических игр с ритмослогами в совместной деятельности с детьми.
  3. Создать условия для профессионального общения, самореализации педагогов.

VI Практическая значимость практикума:

  1. Просвещение воспитателей по вопросу развития музыкально-ритмической деятельности детей средствами дидактических игр.
  2. Практическое освоение воспитателями применения дидактических игр с ритмослогами в совместной деятельности с детьми.
  3. Рост мотивации педагогов к активному участию в творческом развитии детей.

VII Материал и оборудование практикума:

  • Авторские настольные дидактические игры.
  • Раздаточный материал с описанием дидактических игр.
  • Шумовые и звуковысотные инструменты.
  • Магнитная доска.
  • Музыкальный центр и аудиозаписи.

VIII Форма практикума:

  1. Выступление музыкального руководителя (Приложение 1).
  2. Практическое занятие с воспитателями (Приложение 2).

Приложение 1

Выступление на тему:

«Основные аспекты влияния на процесс развития музыкально-ритмической деятельности дошкольников дидактических игр с ритмослогами».

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

На данном практикуме я хотела бы познакомить Вас с разработанными мной авторскими дидактическими играми с ритмослогами и показать на практике их использование в совместной деятельности с детьми.

Но, вначале я хотела бы немного рассказать Вам о тех возможностях в развитии детишек, которые содержат в себе эти игры.

Избежать формального подхода в работе с детьми мне позволяют музыкально-дидактических игры, представляющие синтез музыки с ритмическими движениями в игровой форме и решающие целый спектр задач - развивают:

  1. Музыкально-сенсорные способности: восприятие музыки и умение передавать в движении её характер, образы, настроение, основные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, регистр).
  2. координацию движений, мелкую моторику, артикуляцию.
  3. эмоциональную сферу и психические процессы: речь, внимание, волю, память, мышление.
  4. нравственно-коммуникативные качества.
  5. способность творческого осмысления, интерпретации музыки, потребность в самовыражении.

Благодаря включению в игровые задания ритмослогов:

  • ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
  • быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
  • у детей возникает желание двигаться, импровизировать и повышается настроение.

Ценность игр увеличивается с использованием настольных пособий, а также презентаций, что позволяет:

  • повысить наглядность обучения;
  • привлечь внимание и стимулировать эмоциональное восприятие информации;
  • реализовать доступность информации за счет параллельного представления её в слуховой и визуальной форме.

Желательно проектировать игры с учетом тематического принципа, например, я разработала комплект таких игр на основе темы «Времена года», что позволяет расширить знания детей о временах года и сформировать чувство прекрасного к природе.

Поисковая деятельность по составлению сюжетов на основе пособий из фетра, импровизации в озвучивании ритмических «цепочек» на шумовых и звуковысотных инструментах позволяет пробудить у детей творческое мышление, внутреннюю активность, самостоятельность в поиске ответов на вопросы, применении полученных знаний.

Всё это, в свою очередь позволяет перевести ребёнка из зоны ближайшего развития в зону актуального развития – когда ребёнок может и, главное, желает развиваться сам и претендует на звание «целостная личность».

 Приложение 2

Конспект практического занятия с воспитателями.

Музыкальный руководитель:

А сейчас, уважаемые педагоги, я хочу показать Вам практический пример применения дидактических игр с ритмослогами в совместной деятельности с детьми.

Это разработанные мной авторские настольные игры «Зимние чудеса», игра «Шагает осень по дорожке».

Сам дидактический материал сформирован с учетом тематического принципа по временам года и представляет собой в игре «Зимние чудеса» композицию зимнего пейзажа и фигурок снеговиков и снежинок, (соответствующих длинным и коротким звукам) из фетра, в игре «Шагает осень по дорожке» композицию осеннего пейзажа и фигурок листочков, капелек (соответствующих длинным и коротким звукам), тучки, ёжика, грибочка  из фетра.

Музыкальный руководитель раскрывает задачи и ход этих игр, а затем проводит их с воспитателями.

Музыкальный руководитель проговаривает стихотворный текст, одновременно передавая ритмический рисунок хлопками, воспитатели повторяют.

Далее музыкальный руководитель предлагает воспитателям выложить этот ритмический рисунок на магнитной доске и произнести его ритмослогами: большие фигурки - длинные звуки «ТА», маленькие фигурки - короткие звуки «ТИ».

Затем музыкальный руководитель предлагает проговорить стихи со звучащими жестами, а также проиграть на шумовых или звуковысотных инструментах.

Пример текста:

Словно в белый пухо-ВИК                     Дождик, ЛЕЙ, ЛЕЙ, ЛЕЙ.              

Нарядился снего-ВИК.                           Капель НЕ ЖАЛЕЙ!              

Музыкальный руководитель: Уважаемые педагоги! Думаю, что Вам будут полезны следующие рекомендации по проведению игр.

Музыкально-дидактические игры старайтесь проводить с опорой на личный характер участия ребёнка, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии». Ведь детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

Для активизации детей перед началом игры возможно провести физкульминутку, пальчиковую гимнастику,  «создать» определённый игровой сюжет.

При выполнении задания детьми старайтесь не торопить их, не добиваться точного усвоения умения в ходе одной игры, а обучать терпеливо, последовательно. Я пришла к выводу, что, только увлекая детей содержанием игры, создавая у них веселое настроение, можно вызвать желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее.

Рефлексия.

Музыкальный руководитель отвечает на вопросы воспитателей, предоставляет раздаточный материал с описанием игр, подводит итоги.