Кружковая работа, элективы, факультативы

Фомич Лариса Викторовна

Рабочие программы кружка, анализ кружковой работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

культурологической направленности

«РУССЛИТ»

Возраст обучающихся:15-16 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: ………………………………..,

учитель русского языка и литературы

г. …………………

2021 год

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «РуссЛит» разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
  • на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов . (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010);
  • с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
  • Направленность программы —   культурологическая

Актуальность программы. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Внеурочная деятельность является закономерным продолжением урока, его дополнением. В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Содержание программы “Русслит” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Программа позволяет показать обучающимся как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы.

  •         Отличительной особенностью программы является предоставляемая ею возможность обучающимся проявить себя в качестве ведущих школьных мероприятий и митингов, актёров на школьной сцене, репортёров и поэтов для школьной газеты. Программа позволяет обучающимся расширить свои знания, попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий и подготовиться к выступлениям как школьного, так и  районного уровней.
  •         Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и филологических способностей обучающихся, что может способствовать приобщению их к творчеству, а также раскрытию лучших человеческих качеств.
  • Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 8-10 классов, доступна для талантливых детей,  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, проживающих в сельской местности, находящихся в трудных жизненных ситуациях. обучающиеся принимаются на добровольной основе.

Объем и срок освоения программы. Объём программы — 17 учебных часов. Программа рассчитана на один учебный год.

Режим занятий: одно занятие в неделю по 45 минут.

Вид детской группы: состав постоянный.

Форма организации образовательного процесса очная, также допускается сочетание различных форм получения образования.

Формы проведения занятий

 лекции, беседы

экскурсии в библиотеку (в том числе виртуальную)

игры-конкурсы

разыгрывание речевых ситуаций, экспромты

практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, фольклора, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, стихотворений и др

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

Виды деятельности

игровая познавательная проектная

исследовательская

Главными целями изучения курса «РуссЛит» являются:

- освоение основ литературного творчества, имеющих значение в повседневной жизни для практического применения;

- повышение речевой культуры и культуры общения школьников;

- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

  1. совершенствование умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  2. способствование приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка и теории литературы;
  3. пробуждение у обучающихся потребности к самостоятельной работе в познании родного языка;
  4. совершенствование общеязыкового развития обучающихся расширение знания и представления о литературном языке;

5) воспитание у обучающихся культуры обращения с книгой, культуры общения формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов воспитание любви к родному языку и литературе

6) развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам повышение уровня читательского восприятия обучающихся.

7) развитие творческих способностей

8) приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе развитие умения пользоваться справочной литературой

9) развитие коммуникативных способностей обучающихся

Содержание программы внеурочной деятельности «РуссЛит» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность

научность

сознательность и активность наглядность

доступность

связь теории с практикой.

Общая характеристика курса «РуссЛит»

Литературное творчество - это не только художественная деятельность, это канал скрытого развития многих других видов творчества, важный инструмент формирования общей одаренности человека. Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком творческой энергии юного читателя. Всё то, что мы называем "воспитанием гражданственности", "формированием высокой морали", "выработкой широких эстетических вкусов" всё буквально включает литературное творчество. Ведь слово - поэтическое, художественное мощно воздействует на умы и сердца людей. Тем самым литературное творчество участвует в воспитании - общественном, интеллектуальном, эмоциональном, здоровьесберегающем.

Содержание программы курса построено с учётом реализации практического аспекта: теоретические занятия логично сочетаются с практическими, дающими возможность применять полученные знания и умения в процессе создания собственных литературных произведений учащихся.

Программа рассчитана на обучающихся восьмых-десятых  классов, заинтересованных в изучении основ литературного творчества и овладении практическими навыками литературной деятельности, ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым базовым дисциплинам (литература, русский язык, история). Предлагаемая программа представляет основы русской словесности. Сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности. Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений.

В соответствии с этим чётко спланированы темы теоретических занятий, включены занятия-практикумы, позволяющие применять полученные знания и умения в практических ситуациях. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Данная программа реализуется при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, конкурсы, очные и заочные экскурсии, проекты и т.д.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты

- наличие представлений о языке как важнейшем средстве общения;

- появление интереса к собственному языку, стремления его усовершенствовать;

- наличие установки на понимание собеседника в процессе общения, достаточного объёма словарного запаса для выражения собственных мыслей;

- появление интереса к литературной деятельности, желания реализовать свои возможности в ней;

- наличие осознанного отношения к результатам своей деятельности.

- осознание важности коммуникативных умений и навыков в процессе речевого общения;

- наличие достаточного объёма словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе коммуникации;

- осознание роли навыков, приобретаемых в процессе изучения основ литературного творчества, в повседневной жизни;

- появление интереса к писательскому делу как виду общественной деятельности, желания участвовать в коллективном литературном творчестве.

- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории;

- наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации;

- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и собственной позиции;

- осознание важности литературной деятельности как особой формы освоения информационного пространства;

- наличие интереса к литературной деятельности, желания заниматься ей, реализовывать собственные возможности и способности в литературном творчестве в процессе подготовки материалов к творческим конкурсам.

- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории;

- наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;

- наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;

- наличие устойчивого интереса к писательскому делу, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе создания собственных литературных произведений.

- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории с учётом реализации поставленных целей;

- наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в его совершенствовании;

- наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;

- наличие уважительного отношения к мнению окружающих, умения его принимать и понимать;

- наличие навыков первичного профессионального опыта, основ профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

- умение самостоятельно формулировать цель деятельности в зависимости от поставленной проблемы;

- умение организовывать сотрудничество в рамках занятия.

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение создавать в устной форме короткие тексты разных литературных жанров;

- умение излагать собственные мысли в устной форме;

- умение сравнивать различные точки зрения.

- способность извлекать информацию из различных источников;

- умение ставить и формулировать цели деятельности;

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение создавать в устной и письменной форме тексты разных литературных жанров;

- умение излагать собственные мысли в устной и письменной форме;

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения;

- умение сравнивать различные точки зрения.

- способность извлекать информацию из различных источников, перерабатывать её;

- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, корректировать её, осуществлять самооценку;

- умение самостоятельно определять условия и пути для достижения целей деятельности.

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение создавать устные и письменные текстов разных литературных жанров с учётом ситуации общения;

- умение правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания.

- способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений), перерабатывать её, систематизировать;

- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы.

- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку;

- умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности;

- умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества.

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему;

- умение создавать устные и письменные тексты разных литературных жанров с учётом художественного замысла;

- умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.

- способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений), перерабатывать её, систематизировать;

- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений.

- умение определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно оценивать их;

- умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности;

- умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества.

- умение понимать информацию устного и письменного сообщения;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные и письменные рассуждения на заданную тему;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных языковых средств;

- умение создавать устные и письменные тексты с учётом замысла и назначения произведения;

- умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, прослушанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями);

- умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.

- способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений, критических статей), перерабатывать и систематизировать её;

- умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Обучающиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Обучающиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Обучающиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

Тематическое планирование внеурочного курса « РуссЛит» 

 

Тема занятия

 

Дата

 Форма контроля

Краткий экскурс в историю русской словесности.

5.09

Анкетирование,

УНТ

12.09

педагогические наблюдения

Противопоставление языка и речи

19.09

педагогические наблюдения

Литературный язык, его состав и содержание.

26.09

Беседа

Функциональные типы, виды и стили речи. Коммуникативные функции языка.

3.10

Практикум

Как взаимодействуют язык и культура? Культура речи.

10.10

Составление схем, опорных конспектов

Литературный язык и язык художественных произведений. "Свидетели живые". История, стоящая за словами.

17.10

педагогические наблюдения

Устаревшая лексика в произведениях русских писателей X IХ- начала XX века.

24.10

педагогические наблюдения

Автор – текст – читатель. «Язык родных осин». Языковые особенности произведений русских писателей XIХ- начала XX века

 7.11

Практикум

Автор – текст – читатель. «Язык родных осин». Языковые особенности произведений русских писателей XIХ- начала XX века

14.11

педагогические наблюдения

Образ автора и идейно – эстетическое содержание

 21.11

Практикум

. Факторы формирования нравственных, социальных, философских, эстетических взглядов мастера слова

28.11

педагогические наблюдения

Факторы формирования нравственных, социальных, философских, эстетических взглядов мастера слова

5.12

Практикум

Реализация авторской модальности средствами лексики и грамматики. Язык художественных произведений

12.12

Беседа

Реализация авторской модальности средствами лексики и грамматики. Язык художественных произведений

19.12

Практикум

Автор – писатель, автор- повествователь, рассказчик.

26.12

Конкурс чтецов

Слово как единица организации художественного текста

9.01

педагогические наблюдения

Слово как единица организации художественного текста

16.01

Составление словарика

лексических средств с подборкой примеров.

Текстообразующие свойства слова.

23.01

педагогические наблюдения

Текстообразующие свойства слова.

 30.01

педагогические наблюдения

Эстетическая трансформация слова в художественном тексте.

6.02

Практикум

Эстетическая трансформация слова в художественном тексте.

 13.02

Беседа

Словесный образ.

20.02

Практикум

Образ эстетический. Стилистическая целесообразность употребления слов.

 27.02

Практикум

Насыщенность и концентрированность семантики слова в эстетической функции.

6.03

Практикум

Архаизмы, историзмы, арго, диалектизмы, просторечия, неологизмы, народно-поэтическая лексика.

13.03

Беседа

Архаизмы, историзмы, арго, диалектизмы, просторечия, неологизмы, народно-поэтическая лексика.

20.03

Практикум

Эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония и т.д.

3.04

Практикум

Эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония и т.д.

 10.04

Составление словарика

изобразительно- выразительных

средств с подборкой примеров.

Фразеология.

 17.04

Конкурс

Фразеология.

 24.04

Лингвистическая игра

Фоника. Ритм. Рифма

 15.05

Конкурс

"Язык - самый честный и памятливый свидетель истории и культуры народа"

22.05

Конференция

"Язык - самый честный и памятливый свидетель истории и культуры народа"

29.05

Конференция

 

 Итого

 34 часа

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование раздела программы курса

Количество часов

1

Краткий экскурс в историю русской словесности

1 час

2.

Устное народное творчество

1 час

3.

Язык и речь

8 часов

4.

Образ автора

6 часов

5.

Художественное слово

16 часов

11.

Итоговая конференция (10, 11 классы)

2 часа

Итого

34 часа

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Учебно-методические пособия

№ п/п

Название

Авторы, издательство,

год выпуска

Наличие электронного приложения

1.

Школа литературного мастерства

Юрген Вольф, издательство «Альпина нон-фикшн», 2010

+

2.

Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Уильям Зинсер, издательство «Альпина Паблишер», 2013

-

3.

Как стать писателем

Юрий Никитин, издательство «Эксмо»,

2004

-

4.

Алгоритм сочинения

Елена Грекова, издательство «Звонница - МГ», 1995

-

5.

Как стать писателем за 10 часов. Руководство для всех, кто хочет прославиться

Л. Жуховицкий, издательство «Рипол Классик», 2005

Учебное оборудование

№ п/п

Название учебного оборудования

1.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2005.

2.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., «Эксмо», 2008.

3.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. - М., «АЗЪ»,1995.

4.

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М., «Дрофа», 2004. .

5.

Школьный орфографический словарь под редакцией Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова. – М., 1995.

                       Компьютерная техника и интерактивное оборудование

№ п/п

Название учебного оборудования

1.

Персональный компьютер

2.

Мультимедийный проектор

3.

Принтер

Электронные образовательные ресурсы

№ п/п

Наименование учебного оборудования

Авторы

1.

Толковый словарь живого великорусского языка

Автор словаря: Даль В.И., издательство «Адепт»,

2002 год

2.

Детская энциклопедия

Издательство «Кирилл и Мефодий», 2004.

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

№ п/п

Наименование

1.

Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru.

2.

«Точка зрения-ЛИТО.РУ» http://www.litera.ru/slova/ring/index.html

3.

Литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm.

Диагностика знаний и умений в области русского языка

РАЗДЕЛ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ

1. В какой строке суффиксы придают словам шутливую окраску?

  1. бумаженция, книженция, старушенция;
  2. солдатня, матросня, пацаньё
  3. спанье, суетня, кислятина
  4. скулеж, скукота, смехота

2.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности является эпитет.

  1. Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.
  2. Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.
  3. Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.
  4. Пламя бушует и рвет, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр.

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.

Окончив обед и допив вторую чашку чая, он, словно лучший друг, похлопал меня по плечу и предложил папироску.

  1. эпитет        
  2. метафора        
  3. фразеологизм        
  4. сравнение

4.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности является метафора.

  1. Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.
  2. Москва-река была до набережной покрыта шевелящимся одеялом тумана.
  3. Косматое нежаркое солнце садилось в леса.
  4. Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

5.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.

Ох, и злило это рабочих!

  1. инверсия
  2. метафора
  3. эпифора
  4. анафора

6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.

Не вспоминали они, как оберегал, ограждал, грудью защищал он их на собраниях…

  1. гипербола
  2. эпифора
  3. парцелляция
  4. градация

7.Укажите, какое синтаксическое средство используется в следующем отрывке:

Опять с вековой тоскою

Пригнулись к земле ковыли,

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

  1. градация
  2. эпифора
  3. анафора
  4. метафора