Урок "Роль музыки в жизни человека"(подготовка к сочинению - рассуждению)

Фомич Лариса Викторовна

урок для 10-11 класса. сопровождается презентацией и музыкой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_zhizni_cheloveka.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку. 

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, наши гости. Всем удобно? Всем комфортно? Тогда приступим к работе.

II. Подготовка к восприятию нового материала, психологический настрой.

Скажите, пожалуйста, вы любите сюрпризы? А было для вас сейчас что-то  сюрпризом, неожиданностью?

Да, сегодня  перед уроком для вас играла музыка. Она будет нашим помощником.

А бывают в жизни ситуации, когда сюрпризы ни к чему, когда они раздражают?

Я хочу предложить вам ситуацию, когда сюрпризов быть не должно.

                                      (на экране-ЭКЗАМЕН по русскому языку)

Выясним, что мы о нем знаем?

Какая часть вас более тревожит? Какая более не предсказуема?

И именно эта часть требует от вас владения языком как инструментом общения. А значит, именно эта часть нуждается в большей подготовке.

III. Определение темы,  цели и задач  урока.

Что же станет объектом нашего разговора? (текст)

На слайде даны этапы работы с текстом, давайте определим, в какой последовательности мы должны поработать с исходным текстом, чтобы понять автора? (СЛАЙД)

Наши задачи?

Б Прочесть и осмыслить

А Извлечь

Г Рассуждать

В Создать

Тема нашего урока: Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

2. Перед вами текст Виктора Астафьева «Домский собор» - одно из его глубочайших философских произведений. Впервые Виктор Астафьев «Домский собор» опубликовал в 1971 году. Рассказ вошел в цикл «Затеси».

Об этом памятнике архитектуры расскажет группа  «Искусствоведы»   (опережающее д\з)

Домский собор – это старинный собор, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней. Находится он в столице Латвии – Риге. Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле барокко. Внутри Домского собора расположен орган, обладающий неимоверной акустической силой. Он имеет 4 набора клавиш для рук. Орган реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган высотой 25 метров, звучит он идеально.

речь идет о Домском соборе в Латвии. Это самый большой кафедральный собор Прибалтики, который был основан в 1211 году. Домский собор несколько раз перестраивался, поэтому в нем переплетаются различные архитектурные стили. После реконструкции собора в 1776 году высота башни достигла 90 метров.

Главной достопримечательностью Домского собора является его орган, сооруженный в 1884 году. В это время это был самый большой орган в мире. Домский собор сегодня – символ старого города.

         Чтение текста учителем.

(1) Домский собор

(2), Дом... (3)Дом... (4)Дом.. (5)Пением органа наполнены своды собора. (6) С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

 (7) Звуки качаются, как ладанный дым. (8)Они густы, осязаемы. (9)Они всюду, и всё наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Всё замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

(12) «Может, всё, что было до этого, – сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

(14)Зачем так напряжённо и трудно живём мы на земле нашей? (15)Зачем? (16)Почему?

(17)Дом.(18) Дом. (19)Дом.

(20)БлАговест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Всё преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

 (31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)Здесь не рукоплещут. (34)Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. (35)Плачет каждый о своём. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытьё и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моём содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а всё, за всё благодарю!

Все ли слова понятны в тексте?

Группа лингвистов дает толкование слову.

  • Весталка - Девственная жрица Весты - богини домашнего очага, хранительница огня в храме. ( Значение слова Весталка по Ожегову)

  • Лепота́ ж. устар. Красота, великолепие. (Толковый словарь Ефремовой).
  • Благовест — церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом, призывающий верующих к началу богослужения (Современная энциклопедия)
  • Клавеси́н — клавишный струнный музыкальный инструмент (Википедия)

О чем данный текст? (О музыке)

К какому стилю речи относится текст?

Какова цель автора?   передать те ощущения, которые испытывает он при звучании органной музыки.

Человек пришел в собор. Каким он туда пришел? Что в его мыслях? В его душе?

(Работаем с 1-16 предложениями)

Группа лингвистов дает толкование слову.

Смута - 1. Мятеж, беспорядки, волнение.

2. разг. Раздор, ссора, нелады. // перен. Душевное смятение, тревога, расстройство. (Толковый словарь Ефремовой).

Итак, душевная смута –это тревога, волнение, смятение, расстройство. 

Суетный

Группа лингвистов дает толкование слову

1. Выражающий суету, являющийся суетой (см. суета в 1 знач.), не заключающий в себе истинной ценности (устар.).

 Тщетный, напрасный (устар.).

2. беспокойный, хлопотливый.

Скопить, купить и снова- без конца.

Бездумно наполняются кубышки,

И холодом наполнены сердца.

И вместо страсти- мелкие страстишки

Всё преображается вокруг.(17-30 предложения)

Какой метафорой пользуется автор, как он назвал музыку? ( живой родник)

Анализ 39-41предложений

Сформулируем основную проблему текста, запишем

  • Роль музыки в жизни человека.
  • Воздействие\влияние музыки на человека.
  • Какую роль может сыграть музыка, созданная талантливыми композиторами, в определённые  периоды жизни человека?
  • Способность музыки исцелять сердца и преображать окружающий мир.

  Какова композиция сочинения на экзамене?

  Итак, комментарий. Основывается на личных впечатлениях …

  Текст построен на противопоставлении. Докажем:

благовест

Война

музыка

Кровь

солнце

братоубийство

Боль

горе

Авторская позиция: восхищен, благодарит. Считает, что музыка обладает огромной силой , она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. Он убежден, что музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя. 

Авторская точка зрения о том, что уединение с высокой, проверенной временем музыкой способно творить чудеса и исцелять душевные раны.

С музыкой человечество знакомо с давних времен

об этом нам расскажут историки.

Группа историков.

Музыка является древнейшим искусством. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань.

Музыка занимала большое место в общественной жизни Древней Греции. Она сопровождала праздники и тризны, звучала на театральных представлениях, помогала людям трудиться. Многие греки умели петь, играть на струнных инструментах – лире и кифаре.

При раскопках на острове Крит, в городе Микены, на островах и побережье Эгейского моря археологи нашли великолепные статуэтки музыкантов, обнаружили росписи помещений с изображением певцов и танцоров.

Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять дух. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции.

Можем ли мы использовать в нашем сочинении данную информацию?

(Да, в аргументах)

Какие художественные произведения могут аргументировать вашу позицию?

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», который мы изучали не так давно, есть немало «музыкальных» страниц. Герои играют на фортепьяно, виолончели, поют, слушают музыку, ведут беседы о ней.

Группа литераторов.

Первый пример

В начале романа, рассказывая о родителях Аркадия, Тургенев пишет, что «...супруги жили хорошо и тихо; они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты..»

Какую же роль играет музыка в доме Кирсановых? Что показывает автор романа?

Всё это помогает Тургеневу дать характеристику добрых взаимоотношений между мужем и женой в доме Кирсановых. Целых десять лет они жили дружно, и в этом им помогала музыка - она делала их жизнь наполненной и интересной.

И мы видим, что музыка и пение для супругов являются проводником духовной и душевной энергии, она помогает им жить. Звуки музыки в доме -это ощущение семейного счастья, довольства, покоя, мира, добра, чистоты. Музыка у Тургенева- одна из составляющих семейного счастья и домашнего уюта, часть прекрасного, духовного начала в жизни героев романа.

Второй пример.

Тургенев показывает нам сцену, где Катя Одинцова играет сонату Моцарта. Аркадия поразила последняя часть этой сонаты, та, в которой посреди пленительной весёлости беспечного напева внезапно возникают порывы горестной, почти трагической скорби. Музыка созвучна настроению Аркадия. Ведь в это время он думал об Анне Сергеевне Одинцовой... Мелодия передаёт мысли и тревоги героев романа. Мысль, возбуждённая звуками Моцарта, относилась не к Кате. Глядя на неё, Аркадий подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама недурна». Аркадий заговорил с Катей о Моцарте.

Какова позиция автора в этом случае?

Тургенев подчёркивает, что музыка передаёт мысли и тревоги героев романа. Она помогает им сблизиться. Музыка способна пробраться к самым сокровенным струнам человеческой души, заставляет человека размышлять о главном, вселяет уверенность и придаёт герою уверенность и силу в трудной жизненной ситуации.

Пример третий

В девятой главе романа мы читаем о том, как Базаров и Аркадий разговаривают о состоянии дел в имении Кирсановых. И вдруг раздаются звуки виолончели...Это отец Аркадия играл с чувством, «хотя и неопытною рукою». Николай Петрович исполнял «Ожидание» Шуберта. «... и мёдом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Как красиво написано! Отец играл на инструменте, хотя ему было сорок четыре года. Базаров расхохотался. А что понял Аркадий? Герой приходит к выводу, что они с Базаровым - разные люди...

Какова позиция автора ?

Тургенев обращает наше внимание на то, что виолончель –это не просто инструмент для Николая Петровича. Это его душевные порывы.. Музыка заставляет Аркадия задуматься о его отношениях с Базаровым, о дружбе.

Пример четвёртый

В эпилоге романа снова звучит музыка. Изображая размеренную, спокойную и счастливую жизнь в Марьине, Тургенев показывает нам, как Фенечка обожает свою невестку и готова целый день не отходить от неё, когда та садится за фортепьяно. И опять мы убеждаемся в том, что автор подчёркивает: звуки музыки в доме -это ощущение семейного счастья. Музыка – часть прекрасного, духовного начала в жизни человека. Она помогает людям, способна заставить человека по-иному посмотреть на некоторые жизненные ситуации и принять необходимое решение. «Музыка высекает огонь из человеческой души!»

А еще музыка помогает людям и в самые трудные минуты жизни.

(фрагмент фильма «Титаник»)

«Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную глыбу - айсберг и затонул.

В первые же минуты после катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике», дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли…

            Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора.

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченные вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле.

Заключение:

Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".

 Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Группа социологов.

 Работала группа социологов. Вы заполняли анкету. Результаты опроса ребята    

 оформили и пришли к выводам:

Музыка способна поднять нам настроение или поддержать нашу грусть. Она вдохновляет нас на новые поступки, и предаёт сил преодолеть препятствия.

 У каждого из нас есть любимая песня, с которой мы идем по жизни.

Музыка влияет на нас сильнее, чем простые назидания. Разве это не волшебство?!

Практически мы проговорили о  том сочинении, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению?

Выполнили мы поставленные задачи?

– Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.

VI. Оценивание. Рефлексия

VII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.