Дополнительное образование

В данном разделе собраны  материалы, которые можно использовать в работе педагогу дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://multiurok.ru/files/dopolnitelnaia-obshcheobrazovatelnaia-obshchera-23.html



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по реализации программы

«Первые шаги в науку»

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и сформировать две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Работа над проектом осуществляется в следующей логике:

1. Знакомство с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВН, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т. д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

• результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод;

• количеством участников:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

• числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

• набором и иерархией ролей;

• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

• необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественнонаучные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4 – 6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объеме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трех этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоемким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т. п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1 – 4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1– 2 сдвоенными уроками.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т. п.).

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определенной степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные):

- выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

- слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

 поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

- информационные: выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 – 8 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

- необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В первом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий используют:

- проблемное введение в тему урока;

- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

- выдвижение идеи (мозговой штурм);

- постановку вопроса (поиск гипотезы);

- формулировку предположения (гипотезы);

- обоснованный выбор способа выполнения задания;

- составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

- поиск дополнительной литературы;

- подготовку доклада (сообщения);

- самоанализ и самооценку, рефлексию;

- поиск альтернативных способов решения проблемы и т. п.

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов.

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Роль учителя в проектной деятельности. Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся».

Если на первом этапе «Я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа». При правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно говорить о семейном проектировании:

Последовательность работы над проектом

Технологический (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

1.  Сделать подарок.

2.  Подготовиться к празднику.

3.  Что-то другое…

Что будем делать?

1.  Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

2.  Определяем конструкцию изделия.

3.  Подбираем подходящие материалы.

4.  Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

5.  Выбираем лучший вариант.

Как делать?

1.  Подбираем технологию выполнения.

2.  Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

3.  Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

1.  Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

2.  Изготавливаем изделие.

3.  Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

1.  Что решили делать и для чего.

2.  Как рождался образ объекта.

3.  Какие проблемы возникали.

4.  Как решались проблемы.

5.  Достигнут ли результат.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств



Предварительный просмотр:

1.Паспорт  комплексной  программы  

Наименование программы: «Комплексная программа объединения «Путевка в жизнь» МОУ ДОД ДДТ  г.Бикина на 2009-2011 годы»

Автор:

 Былкова Ольга Романовна, педагог дополнительного образования

 Заказчик программы:

Администрация МОУ ДОД ДДТ г.Бикина

Цель программы: формирование активной  гражданской позиции, социализация учащихся, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных  проблем  на уровне микрорайона, города, района.

Задачи программы

  •         приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах, гражданских инициативах;
  • приобретение практического опыта, который усилит социальную компетенцию и  предрасположенность  к  социально значимой деятельности школьников;
  • развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности обучающихся;
  • повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и формированию навыков социального проектирования на базе образовательного учреждения (общественной организации).

Срок реализации:

2009-2012

Ожидаемый результат:

  • Совместная деятельность школьников, педагогов, их родителей, жителей микрорайона
  •  развитие гражданских   инициатив, чувство гордости и ответственности за родной город в котором живешь

        

Контроль.

Контроль за реализацией программы выполняет администрация МОУ ДОД ДДТ

2.Цели и задачи программы

Цель программы:

формирование активной  гражданской позиции, социализация учащихся, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных  проблем  на уровне микрорайона, города, района.

Задачи программы

  •         приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах, гражданских инициативах;
  • приобретение практического опыта, который усилит социальную компетенцию и  предрасположенность  к  социально значимой деятельности школьников;
  • развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности обучающихся;
  • повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и формированию навыков социального проектирования на базе образовательного учреждения (общественной организации).

Социальная среда.

Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к особенностям интеграции общего и дополнительного образования детей.  Дополнительное образование детей – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. Цель дополнительного образования детей:
- создание педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленных на выявление, формирование и максимальное развитие индивидуальных способностей, мотивации развивающейся личности к познанию и творчеству.

В настоящее время в области воспитания существует много проблем, которые связаны экономическими и политическими реформами в нашем обществе. Усиливаются процессы расслоения в обществе, продолжается обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции, семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица, пьянство, антиобщественный характер поведения. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей и психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. Все эти проблемы повышают статус воспитательной работы дополнительного образования , расширяют ее границы, меняют принципы и функции.

Данная программа будет реализована на базе микрорайона МОУООШ №4 г.Бикина Протяженность микрорайона несколько километров, городской транспорт работает с перебоями. Культурный центр микрорайона - ДК, где функционирует библиотека,   организована работа кружков. Таким образом, недостаточное финансирование при слабой материально-технической оснащенности, слабая платежеспособность населения не позволяют обеспечить в достаточной мере удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных,  профориентационных и социальнонаправленных потребностей учащихся.

Воспитательная система школы ориентируется на собственный потенциал, а также на потенциал социальной, предметно-эстетической и природной среды, оставаясь практически единственным информационным  центром микрорайона, поэтому ей необходима помощь в освоении школьниками существующих и возникающих социальных реалий: проблема бедности, проблема социальной защищенности, проблема экологической обстановки.  Необходимо организовать в образовательном учреждении систему работы, которая предполагает участие школьников в конкретной деятельности в создании и реализации реальных социальных проектов.

Сотрудничество школы, учреждения дополнительного образования и микрорайона дает возможность жителям совместно с общественными и некоммерческими организациями местного уровня стать активными партнерами в решении проблем микрорайона. Оно базируется на следующих принципах:

-Самоопределение. Местные жители лучше других знают и могут назвать нужды и потребности своего микрорайона

-Самопомощь. Самая  лучшая помощь для людей - это когда их способность помочь самим себе встречает поддержку и опору

- Формирование лидерства. Выявление, развитие и использование лидерских способностей местных жителей являются предпосылками к осуществлению принципа самопомощи и поддержке усилий жителей микрорайона

-Нахождение по месту жительства. Участие жителей микрорайона в различных мероприятиях, программах, а также использование ими различных служб будет тем активнее, чем ближе они располагаются или проводятся к месту жительства.

3. Концептуальные основы программы

                 

Данная программа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы, с  учетом новых реальностей развития образования в государстве.

Программа базируется на основополагающихся документах государственной политики, не расходится с ее принципами

  • воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника по созданию оптимальных условий, организации освоения социально- культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Исходя из этого. исходная концепция:

        * Сочетания в системе воспитания общечеловеческих ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания.

        * Организация всестороннего  изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста.

         * Усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения в системе дополнительного образования и многообразие внеурочной деятельности.

 Из сказанного выше следует, что принципы, определяющие воспитание, должны способствовать

- гуманизации;

- природосообразности;

- культуросообразности;

- системности;

- диалогичности;

- успешности;

- адаптивности.

5.Основные направления программы

Направления

Программы и (подпрограммы),

через которые реализуются данные направления

Ожидаемый результат

Социальнозначимая      деятельность

Социальное проектирование

Подпрограмма «Путь к успеху»  

Растет престиж школы среди жителей микрорайона, учащиеся имеют навыки ведения исследовательской деятельности.

 Оперативно и регулярно выходит школьная газета, которая предоставляет возможность высказывать мнение каждому члену школьного коллектива, по вопросам жизни школы. Газета  способствует поднятию престижа школы среди жителей микрорайона, их информированности о проблемах и достижениях школы, а также помогает проводить педагогическое просвещение среди населения.

Ученики знакомятся с деятельностью Редакционного коллектива, с целью профориентационной работы

Свободное общение

Подпрограмма

 « Я-лидер»  

Формирование и принятие правил жизни класса и школы, прав и обязанностей каждого члена  школьного и классного коллектива; планирование детьми коллективной внеучебной деятельности, подкрепляет организацию непрерывного гражданского образования

6.План  действий по реализации программы  на 2009-2011 годы

Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнитель

Корректировка  программы с учетом реализации

2009-2012

педагоги

Координация взаимодействия с различными общественными организациями

постоянно

Педагоги

Развитие творческих объединений по интересам.

постоянно

Руководители подпрограмм

Оценка  деятельности педагогов, участвующих в программе

Конец года

Педагоги, руководители программы

Проведение обучающих семинаров с целью повышения уровня педагогов дополнительного образования

Постоянно, согласно Плана работы управления образования

Управление образования

7.Мониторинг реализации программы

Мероприятие

Сроки исполнения

Исполнитель

Ежегодный анализ состояния воспитательной работы

Один раз в год, май месяц

Директор

МОУДОДДДТ, методист

Создание пакета диагностических методик изучения эффективности воспитания

До 2012 года

Методист

Диагностика процесса  создания педагогических условий, обеспечивающих развитие социокультурно ориентированной личности

Ежегодно, начиная с 2009 года

Методист, педагоги МОУДОДДДТ

Документы, лежащие в основе разработки:

* Конституция Российской Федерации

* Закон РФ «Об образовании»,

* Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

* Конвенция о правах ребенка.

* « Концепция модернизации образования»,

* Районная межведомственная программа « Воспитание в системе образования детей и подростков Бикинского района на 2006-2010 годы»

* Районная программа « Развитие дополнительного образования в Бикинском районе на 2010 год»;

 Проект подпрограммы  « Я - лидер»

Цель программы: развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи  программы:

1. Развитие культуры общения

2. Способствовать формированию интереса к познанию психики человека

З. Раскрыть роль психологии в процессе познания людей

4. Познакомить с процессом самопознания

5. Научить строить межличностные отношения с товарищами, педагогами, родителями

6. Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

Главный принцип программы.

Возможность совершенствования своих личных способностей. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности.

Пояснительная записка

Известно, что возрастные периоды развития детей связаны с определенными новообразованиями, и когда на одной из возрастных ступеней нарушаются нормальные условия развития, то возникает необходимость восполнения недостатков предшествующего периода.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны со школьной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети выражают свои истинные потребности, интересы, желания, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, - все это создает у ребят особый положительный эмоциональный фон и желание выполнять предлагаемые задания.

Курс обучения рассчитан на 4 года

Количество часов: 1-й год обучения: 8 часа в неделю, 144 часа в год

2-й год обучения: 12 часов в неделю, 288 часов в год

З-й год обучения: 12 часов в неделю, 288 часов в год

4-й год обучения: 12 часов в неделю, 288 часов в год

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

Тема                                                             Цель

Кол-во
часов
теория

Кол-во
часов
практика

Развитие самопознания и рефлексии ( 54 часа)

1

Давайте знакомиться!

Ознакомление с программой работы , выявление индивидуальных особенностей каждого члена

3

2

Зачем нужно знать себя?

Создать у учеников
мотивацию на познание самих себя, формировать
представление о себе

3

3

З

Каков ваш характер?

Знакомство с типами характера, упражнение в определении разных типов характера и особенностей их проявления

2

2

4

Что такое темперамент?

Знакомство с типами темпераментов, определение преобладающего типа темперамента у членов клуба; выработка правильного восприятия и понимания людей с разным
темпераментом

2

4

5

Я глазами других

Формировать способность к самоанализу, способствовать желанию
самосовершенствоваться, развитие способности принимать друг друга

2

4

б

Самооценка

Дать понятие о самоценности человеческого «Я»,
продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки, закрепить навыки групповой работы

2

4

7

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Ознакомление с эмоциями, определение эмоциональных состояний других людей, тренировка умения владеть своими эмоциями

 

3

8

8

«Ярмарка»
достоинств

Закрепление навыков самоанализа, преодоление барьеров на пути самокритики, развитие уверенности в себе

2

4

9

Ищу друга

Углубление процессов самораскрытия,
способствовать преодолевать барьеры в общении, совершенствовать навыки общения

2

4

Проблемы и конфликты ( 32 часа)

10

Почему люди ссорятся?

Познакомить учащихся с понятием «конфликт», определить особенности поведения в конфликтной ситуации, обучение способам выхода из конфликтной ситуации

2

2

11

Барьеры общения

Определить понятие вербальных барьеров общения, поиск альтернативных вариантов, обучение анализу различных состояний

2

2

12

Предотвращение конфликтов

Отработка ситуаций предотвращения конфликтов, диагностика конфликтности. Закрепление навыков поведения в проблемной ситуации

2

2

13

Умение слушать

Показать значимость своего «Я», подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими

2

2

14

Уверенное и неуверенное поведение

Понятие сильной личности, выработка уверенного поведения, формирование отношения к агрессии

2

2

15

Нужна ли агрессия

Формирование собственного представления и отношения к агрессивному поведению, выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций

2

4

16

Пойми меня

Формирование умения понимать друг друга и принимать обратные связи, стимуляция поведенческих изменений

2

4

Конструктивное общение (58 часа)

17

Мои проблемы

Знакомство с термином «проблема», осознание проблем и их обсуждение, отработка навыков решения проблем

4

4

18

Обиды

Выйти на понятие «обида», на способы того, как с ней справляться

4

4

19

Комплименты или лесть

Учить видеть в других людях положительные качества и находить нужные слова для общения, формировать понятие «комплимент»

4

4

20

Груз привычек

Совершенствовать навыки самоанализа и поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек

4

4

21

Азбука перемен

Закрепить полученные знания, проанализировать свои изменения, помочь участникам поверить в свои силы

4

4

22

Вежливость

Определение понятия «вежливость» и осмысление своего отношения к окружающим

4

4

23

Закрепление полученных умений и навыков

2

8

ВСЕГО: 144 часа

Календарно-тематическое планирование
2-й год обучения

Тема                         Цель  

Кол-во
часов
теория

[Кол-во часов
практика

Культура (216 часов) общения

1

Умение быть

интересным

Развить видение внутреннего плана общения: способность видеть смыслы, подтекстьи, глубину. Разработать внешние орудия:
выразительность облика, стиль и техника общения. Подвести детей к выводу о том, что богатство интонаций — это то, чем вы трогаете душу

10

18

2

Открытость в общении

Подвести детей к выводу, что открытость дает и взаимопонимание, и помогает освободить свою душу от напряжения

10

 18

З

Конкурс артистизма

Развитие артистизма, умение быть разным, чувствовать и воспроизводить роли другого человека

5

15

4

душа внутренняя и внешняя.
Искусство
слушать

Изучение разных стилей общения, овладения опытом общения через умения слушать и воспринимать других людей

10

10

5

Общение со взрослыми

Подвести детей к выводу, что основа хороших взаимоотношений между родителями и детьми - это общение

10

10

6

Навыки
публичного выступления

Развитие навыка свободного общения в споре, дискуссии, овладение приемами беседы

12

12

7

«Доверие и
понимание через общение

Умение видеть душевное состояние людей вокруг себя, видеть и чувствовать душу своего друга. Отработка слушания- усвоения-понимания

12

12

8

Приветствия

Знакомство с правилами приветствия и обучение навыкам культуры приветствия

8

8

9

Телефонный разговор

Знакомство с правилами умения вести разговор по телефону и формирование соответствующих навыков

2

6

10

В театре

Знакомство с правилами посещения театра и формирования
соответствующих навыков

4

4

11

Принимаем гостей

Знакомство с правилами приема гостей и
формирование
соответствующих навыков

4

8

12

Чаепитие

Итоговое занятие- закрепление навыка культуры поведения и общения за столом.

4

4

Всего: 216 часов

Календарно-тематическое планирование
З-й год обучения

Тема                                                       Цель

О здоровом образе жизни и вредных привычках (216)

Кол-во
часов
теория

Кол-во - часов практика

1

Решения и здоровье

Способствовать
формированию у
детей отношения к
здоровью как к
ценности

10

10

2

Нужные и ненужные тебе лекарства

Познакомить детей с понятиями
«лекарство», «яд»

5

5

З

Пассивное курение:
учусь делать здоровый выбор

дать детям сведения о вреде пассивного курения

5

8

4

Алкоголь.
Табакокурение.

Показать вредное влияние табачного дыма на организм, пагубное действие алкоголя на организм

8

10

5

Наркотики

Показать опасность употребления наркотических средств,
наркотической зависимости и ее последствиях.
Информировать о законах, касающихся проблем наркомании

15

15

6

Правила гигиены. Инфекционные заболевания и их профилактика
.

Оградить учащихся от беспечного
отношения к правилам гигиены, опасности
инфекционных заболеваний.

20

10

7

 Пища настоящего и будущего

Показать, что здоровье ребят
зависит от знаний, что
 употреблять в пищу.
Донести до учащихся
информацию о
различных
биологически
активных веществах,
их положительное и
отрицательное
действие.

16

10

8

Научно-технический прогресс и его влияние

Довести до сведения  учащихся информацию о
вредном влиянии
современной техники
на здоровье человека
(телевизора,
компьютера, сотового
телефона) на организм
человека

10

15

9

Опасные и безопасные ситуации

Обсудить опасные и безопасные ситуации. Способствовать рациональному принятию решений детьми.

7

7

10

Когда на меня оказывают давление

Объяснить, что давление одна из форм влияния на людей. Обсудить способы
сопротивления давлению

10

10

11

Занятие - обобщение

Повторение пройденного за год

2

8

ВСЕГО: 216 часов

Календарно-тематическое планирование  

4-ый год обучения

               

Тема                                                       Цель

Развитие организаторских способностей (216)

Кол-во
часов
теория

Кол-во - часов практика

1

Знакомство с основами социальной педагогики

познакомить ребят с основами межличностного общения в процессе воспитания

20

20

7

Досуговая педагогика

Повышение уровня и качества знаний по теории и практике управления первичным коллективом в современных условиях;

20

20

8

Культура речи

Развитие навыков правильного общения, как средство преодоления коммуникативных барьеров.

10

20

Что такое  «Детское и  общественное объединение»?

Знакомство с основными аспектами временного детского коллектива. Цели, задачи и основные направления работы с данными объединениями

10

10

Работа над созданием проекта:

  • детский оздоровительный лагерь (временное детское объединение);
  • детское или молодежное общественное объединение.

Познакомить ребят с различными видами летних лагерей, проанализировать работу летнего лагеря «Зеленая планета»

Попробовать создать программу-проект летнего лагеря

30

40

Консультации

индивидуальные

16

ВСЕГО: 216 часов

   

2.Паспорт проекта подпрограммы  « Путь к успеху»

Наименование программы: «Путь к успеху» МОУ ДОД ДДТ  г. Бикина на 2009-2011 годы»

 Заказчик программы:

Администрация МОУ ДОД ДДТ г.Бикина

Цель программы: адаптация ребенка в современном социальном  мире

Задачи  программы:

Развитие компетентностей:

  1. Компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации
  2. Компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (выполнение ролей гражданина)
  3. Компетентности в сфере трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  4. Компетентности в бытовой сфере

Основные  принципы программы.

1.Добровольность

2.Учет возрастных,  психологических и творческих возможностей детей,

3.Интеграция учебной и внеклассной деятельности

4.Системность

Срок реализации:

2009-2012

Ожидаемые результаты:

- повышение культуры межличностных отношений

- приобретение дополнительных знаний по различным областям человекознания

- совершенствование самопознания

- практическая направленность теоретических знаний

- выявление лидеров, развитие организаторских способностей

Контроль

Контроль за реализацией программы выполняет администрация МОУ ДОД ДДТ

Пояснительная записка

Реформирование современного российского общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян.

Становлению демократического государства, преодоление кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств, способствует  система  гражданско-правового образования.

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания подростков. их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности.

Перед образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования теперь встает  задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся         навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является исследование и социальное проектирование.

Курс обучения рассчитан на 4 года

Количество часов: 1-й год обучения: 8 часа в неделю, 144 часа в год

2-й год обучения: 12 часов в неделю, 288 часов в год

З-й год обучения: 12 часов в неделю, 288 часов в год

4-й год обучения: 12 часов в неделю, 288 часов в год

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

Тема                                                                                   Цель

 Изучение теоретических основ проектной деятельности             

Кол-во
часов
теория

Кол-во
часов
практика

1

Специфика проектной деятельности

 Проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области

Актуализировать  знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти.

 Проведение анализа нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения).

 Анализ   влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

10

10

2

 Выбор проблемы.

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

5

10

З

Сбор информации

Сбор и анализ информации по заинтересовавшей их проблеме.

10

10

4

Разработка

собственного

варианта

решения

проблемы.

Обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

5

10

5

Реализация плана действий команды учащихся.

Реализация  на практике полностью или частично своего варианта  решения  проблемы.

5

10

б

Закрепление теоретического материала по особенностям социального проектирования

Закрепление знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности и развития социальной активности подростков

9

10

7

Работа над проектом «Чистый берег»

20

20

ВСЕГО: 144 часа

Календарно-тематическое планирование
2-й год обучения

Тема                         Цель  

Кол-во
часов
теория

Кол-во часов
практика

Социальный мониторинг.      Социальное исследование

1

Изучение теоретических основ социального мониторинга и социального исследования               

Проверка знаний и умений школьников, необходимых для применения их при социальном исследовании

20

20

Специфика исследовательской  деятельности

Анализ проекта «Мониторинг атмосферной видимости»

Исследование «Пылевые бури и их влияние на экологию»

20

20

Работа над проектом исследования с использованием социального мониторинга  «Проблема несанкционированных свалок в микрорайоне МОУООШ №4 г.Бикина»,

Выявление проблемы и работа над исследованиями по данному проекту

36

100

Всего 216 часов

Календарно-тематическое планирование
3-й год обучения

Тема                         Цель  

Кол-во
часов
теория

Кол-во часов
практика

Работа над проектом исследования с использованием социального мониторинга: «Пути решения сбора и вывоза твердых бытовых отходов из частного сектора»

Создание социального проекта и участие в реализации.

Проведение анкетирования, опросов. Обработка полученных данных

48

60

Проект « Курение, как одна из проблем современной молодежи»

Выявление проблемы и работа над исследованиями по  проекту.

Использование анкетирования, как один из способов мониторинга, обработка полученных данных

48

60

Всего 216 часов

Календарно-тематическое планирование
4-й год обучения

Тема                         Цель  

Кол-во
часов
теория

[Кол-во часов
практика

Создание социального проекта и участие в реализации. «Отсутствие градообразующих предприятий  на территории микрорайона, как  фактор, влияющий на снижение социального благополучия населения».

Выявление проблемы и работа над исследованиями по  проекту.

Создание социального проекта и участие в реализации.

Проведение анкетирования, опросов. Обработка полученных данных

Разработка поэтапного возможного  решения данной проблемы для улучшения ситуации

48

168

Всего 216 часов