Открытый урок по математике в 5 классе

Туктарева Елена Вячеславовна

Ссылка на видео открытого урока https://nsportal.ru/video/2021/02/urok-po-matemati...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1. Экологическая шифровка.

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.

Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.

Приложение 2

Выясните в каком столбце верно записана десятичная дробь, обведите букву ему соответствующую и вы узнаете название одного растений, занесенного в красную книгу Удмуртской Республики

1 ) семь  целых  три  десятых

7, 3

И

7,03

У

7,003

П

2)  ноль  целых сорок пять  сотых

0, 045

Л

0, 0045

Е

0,45

        Т

3)  четыре  целых двадцать  восемь  тысячных

4, 28

В

4, 028

А

4, 0028

Ь

4)  двенадцать  целых  девять  сотых

12, 009

А

12, 9

Е

12,09

Л

5)  восемнадцать  целых  восемь  десятых

18,08

Ш

18,8

М

18, 008

В

6)  пять  целых  семнадцать десятитысячных

5, 0017

А

5, 017

У

5, 17

И

7)  тридцать  шесть  целых  сто  две тысячных

36, 0102

В

36, 1002

И

36,102

С

Приложение 3

На берегу реки Чепца отдыхает две группы туристов. Одна группа оставила после себя 5,31 кг мусора, а вторая группа оставила  – на 1,35 кг мусора меньше.

1) Сколько кг мусора оставила после себя вторая группа туристов?

2) Сколько кг мусора оставили после себя обе группы туристов?

Алгоритм решения

  1. Записать десятичные дроби друг под другом в столбик, так чтобы запятая была под запятой;
  2. Уравнять количество цифр после запятой (если это необходимо);
  3. Выполнить сложение или вычитание дробей, не обращая внимания на запятую;
  4. В ответе поставить запятую под запятыми.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Работа у доской

Упражнения с учебника

Активность на уроке

Оцените и подведите итог своей работы во время урока.

      "5" –9-10 б; "4" -  7-8 б;  "3" –5-6 б; "2" –4 и менее баллов

 

Вала - 196,04 км

Кама - 2032,16 км

Иж - 270,7 км

Вятка - 1370,25 км

Кильмезь - 270,9 км

Чепца - 501,32 км

Сива - 206,85 км



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога: Туктарева ЕленаВячеславовна

Должность: учитель математики

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): МОУ «Куреговская СОШ» Глазовский район

Предмет: математика

 Класс:5

 Учебник (УМК, программа):

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока:  открытие новых знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, доска

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма

Базовый уровень

Регулятивные

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения, планирование,  целеполагание

Средий уровень. Поиск и выделение информации, самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма.

Познавательные

Анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создания способа решения проблемы.

Средний уровень. Планировать собственную деятельность, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы

Коммуникативные

Учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Средний уровень. Совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся.

Личностные

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию – креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

На уровне формирования

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный

(этап мотивации)

- включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- создать положительный настрой на урок.

Беседа

Фронтальная

Здравствуйте ребята!

-Сегодня на уроке мы будем настоящими исследователями юными экологами и откроем новые знания, а в этом нам поможет наш учебник и экологические задачи о нашем родном крае.

-Перед вами лежит таблица успешности, в которой вы должны оценить каждое выполняемое вами задание во время урока. (максимальный балл за каждое задание - 2 балла).

   - А сейчас я хочу предложить вам первое экологическое задание:  «Экологическая шифровка»  обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны.

Приложение 1. Экологическая шифровка.

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.

Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились

Если вы правильно выполнили задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, с которыми сегодня мы будем продолжать Оцените свою работу в таблице успешности работать. («Дроби»)

- А какие дроби мы знаем? (обыкновенные и десятичные)

- Что мы уже умеем с ними делать?

                            ДРОБИ

     Обыкновенные        Десятичные                                                                          

       Запись                 Запись, перевод                                                

    Сравнение                  Сравнение                                        

Сложение и                         ???

вычитание                          

- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)

 - Молодцы! Мы сегодня посмотрим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей научимся их решать.

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока.

(Сложение и вычитание десятичных дробей)

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Обводят в кружочек заглавную букву того высказывания, с которым согласны.

Читают по цепочке

Оценили свою работу в таблице успешности Отвечают на вопросы

Определяют тему урока

Записывают в тетради число и тему урока

Метапредметные (УУД): умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Актуализация  опорных знаний и умений

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

Работа по карточками

Индивидуальная

фронтальная

- А прежде чем начать новую тему мы должны повторить и проверить знания прошлого урока.

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- А начнем мы с устной работы.

  1. Выясните в каком столбце верно записана десятичная дробь, обведите букву ему соответствующую и вы узнаете название одного растений, занесенного в красную книгу Удмуртской Республики

(приложение 2)

Итак какое растение у вас получилось (Италмас- символ Удмуртии)

Оцените свою работу в таблице успешности.

2. У вас на столе лежат   карточки. Представлены – длины рек Удмуртской республики.  Расставить  их в порядке возрастания:

Вала - 196,04 км, Кама - 2032,16 км, Иж - 270,7 км, Вятка - 1370,25 км, Кильмезь - 270,9 км, Чепца - 501,32 км, Сива - 206,85 км

-Какая самая длинная?

-Какая самая короткая? (Самая длинная –Кама, самая короткая – Вала ).

Оцените свою работу в таблице успешности

Работают с карточкой приложение  2

Расставляют на столе в порядке возрастания

Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом

Метапредметные (УУД):

понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Постановка учебной проблемы

 - организация коммуникации, в ходе которой фиксируется затруднение.

Создание проблемы

Фронтальная

А вот и еще одна задача. На берегу реки Чепца отдыхает две группы туристов. Одна группа оставила после себя 5,31 кг мусора, а вторая группа оставила  – на 1,35 кг мусора меньше.

1) Сколько кг мусора оставила после себя вторая группа туристов?

2) Сколько кг мусора оставили после себя обе группы туристов?

    Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что надо сделать? (вычесть дроби).

А чтобы ответить на второй вопрос задачи, что надо сделать? (сложить дроби).

   Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу? (нет)

   Почему?  ( не умеем  складывать и вычитать десятичные дроби).

Читают текст задачи.

Обсуждают.

Составляют план

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

 организация коммуникации, в ходе которой

- согласовывается цель урока;

-  организуется поиск алгоритма выхода из затруднения.

проблемно-поисковый

Фронтальная

Где можно найти ответ на вопрос сегодняшней темы? (дети предлагают: спросить у учителя, у родителей, найти в интернете, в учебнике, ...)

Но мы постараемся найти ответ сами.

Отвечают на вопросы учителя

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Предметные:  владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Открытие нового знания

-организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

наглядный

Фронтальная

Индивидуальная

- мы можем складывать натуральные числа? (да)

Тогда, чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, что мы должны знать? (правило, алгоритм)

  1. Записать десятичные дроби друг под другом в столбик, так чтобы запятая была под запятой;
  2. Уравнять количество цифр после запятой(если это необходимо);
  3. Выполнить сложение или вычитание дробей, не обращая внимания на запятую;

В ответе поставить запятую под запятыми.

-пример на сложение покажу согласно алгоритму я, а на вычитание сделаете вы на местах а кто-то один на доске

358,200    

+           3,582

         361,782

358,200    

-           3,582

         354,618

Оцените свою работу в таблице успешности (если  работал у доски)

Составляют схему действий.

Комментируют выполнение задания.

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Первичная проверка понимания

- организовать усвоение обучающимися нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

Работа по карточкам

- Ребята, теперь мы можем вернуться к задаче, которая вызвала у вас затруднение? (Можем)

Решают в парах(друг другу помогают)

Решение в столбик:1) 5,31 - 1,35 = 3,96 (кг) – мусора после 2-ой группы.

                                  2) 5,31 + 3,96 = 9,27(кг) – мусора после обеих групп.

 (Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме надо беречь свою природу и не выкидывать мусор, если каждый будет так выкидывать то наша планета будет свалка).

Оцените свою работу в таблице успешности

Работа в парах с обсуждением задачи и  алгоритма сложения и вычитания десятичных  дробей.

Метапредметные (УУД):  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

коммуникативные:

учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Применение новых  знаний

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Парная

- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.

№1213(а,б,в),

а)  42,389    б)22,191     в)95,381

+     0,389     +  5,800       + 3,219

     43,158        27,991        98,600

1214(а,б,в)

а)   9,4 б)  16,78  в)   7,79

    -7,3      -  5,48      - 3,79

     2,1        11,30        4,00  

 - Ребята, посмотрите на доске висят вразброс  части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей восстановите алгоритм по шагам. (ученик делает на доске)

 Оцените свою работу в таблице успешности

Работа с учебником.

Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

Метапредметные (УУД):   умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: анализ, синтез,  выполнение действий по алгоритму

регулятивные:

контроль, коррекция, самооценка

коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Домашнее задание

-объяснение домашнего задания

Фронтальная

Объясняет домашнее задание.

П.32, №1255(а-в),1256(а-г)

Записывают домашнее  задание

Предметные: нахождение способов решения учебной проблемы

Рефлексия учебной деятельности

- организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке.

Индивидуальный

   -Ребята нам нужно знать алгоритм  для того чтобы уметь решать,   быть успешным.

(Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников)

Выскажите своё мнение: - Что удалось, что не удалось? Какие были трудности?

- Я сегодня узнал….

- Мне сегодня было трудно….

Оцените и подведите итог своей работы во время урока.  "5" –9-10 б; "4" -  7-8 б;  "3" –5-6 б; "2" –4 и менее баллов

Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Спасибо за урок.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Высказывают свое мнение

Делают подсчеты баллов за урок и ставят на своем листочке

Метапредметные (УУД):

Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

регулятивные:

 самооценка

коммуникативные:

 аргументация своего мнения.