Открытые занятия

Шахова Ульяна Анатольевна

Данный раздел представлен презентациями и конспектами открытых занятий 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебное путешествие

Слайд 5

«Ребята, на моей планете случилась беда. Вредные инопланетяне похитили всех жителей. Они требуют от меня выполнить очень сложные задания. Мне кажется я не справлюсь, я прошу у вас помощи, иначе они не отпустят их, и я буду жить совсем один. Какой ужас.

Слайд 6

ЗОНА МЕТЕОРИТОВ

Слайд 7

Внимание! Перегрузка! Отбросим лишнее!

Слайд 10

яркие большие небе звёзды На

Слайд 11

Девять вращаются Солнце вокруг планет

Слайд 12

космонавты возвращаются Родную Землю на Родную,,,,.

Слайд 13

Корабль космический летит Луна на

Слайд 14

живем Земля планете Мы на

Слайд 15

физкультминутка

Слайд 17

спутник Луна Марс

Слайд 20

Спасибо!

Слайд 21

Возвращаемся домой!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе

Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
  • Развивать интерес к выполнению заданий;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Развитие речи»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Физическое развитие».

Ход занятия

слайд 1

Введение в тематику занятия

Логопед: Ребята,  сегодня мы попробуем полететь в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты) Верно. А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными…) А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин) Молодцы! Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День Космонавтики). Ребята, а вы знаете, что животные тоже летали в космос? (ответы детей)

Рассказ о первых животных в космосе:

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы. Собаки более умные животные, чем мыши Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос, космическом корабле "Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Ребята, а хотели бы вы превратиться в настоящих космонавтов и отправиться в космос? (ответы детей). Посмотрите, у вас на столах лежат части от ракеты. Давайте попробуем собрать ракету, на которой мы отправимся в наш полет( дети собирают ракету).  слайд 2

слайд 3

К запуску ракеты приготовиться! ( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)         
Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)         
Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).         
Д.: Есть, включить контакты!         
Логопед: Завести мотор!         
Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).         
Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

слайд 4

космическая музыка

Ребята, смотрите, кто это?(Ответы детей).

Это Громозека. И мне кажется, у него для нас есть какие-то новости (появляется загадочное письмо)

слайд 5

«Ребята, на моей планете случилась беда. вредные инопланетяне похитили всех жителей. Они требуют от меня выполнит очень сложные задания. Мне кажется я не справлюсь,  я прошу у вас помощи, иначе они не отпустят их, и я буду жить совсем один.  Какой ужас.

Логопед:  Ребята, мы поможем Громозеке? (ответы детей). Для этого нам нужно выполнить очень сложные  заданий. Вы готовы?(ответы детей)

слайд 6

  1. Игра с «мячом-метеоритом».

 Внимание! Опасность ! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад. 

Слова: ракета, корабль, луноход, орбита, звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна. 

  1. Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла!(дети садятся). Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.         
    Упражнение «Четвертый лишний»         

слайд 7,8,9


Солнце, Луна, звезда, лампа         
Марс, Земля, ракета, Сатурн         
Ракета, спутник, луноход, самолет

слайд 10,11,12,13,14

 Дидактическая игра «Составь предложение». Инопланетяне доставили для нас зашифрованное задание. Давайте поспешим разгадать его.

 Яркие, небо, большие, на, звезды.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Мы, Земля, живем, планета, на.

слайд 15

  1. Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять         
В космос мы летим опять         
Отрываюсь от земли         
Долетаю до луны         
На орбите повисим         
И опять домой спешим        

Ходьба на месте         
Соединить руки над головой         
Подпрыгнуть 
Руки в стороны, покружиться        
Покачать руками вперед-назад         
Ходьба на месте

слайд 16

5. Игра с мячом "Семейка слов"

Нас с вами ожидает еще одно непростое задание, нужно образовать  слова одной семейки к слову звезда.

Звездочка.

Если на небе много звезд, то какое оно?

Звездное

Как называют корабль, который летит к звездам?

Звездолет

Как называют волшебника в сказках, который определяет будущее по звездам?

Звездочет

Великолепно. и с этим заданием справились.

слайд 17

6. Чтение слов с пройденными буквами. Посмотрите на право, посмотрите на лево мы с вами летим мимоо.., мимо чего не могу разобрать,  давайте прочтем надписи.

спутник, луна, Марс

слайд 18, 19

7. Логопед. Мы пролетаем мимо незнакомой планеты. Рассмотрите внимательно животное, которое живёт здесь. Его части тела напоминают известных нам животных. Давайте составим предложения об этом невиданном звере, которые будут начинаться так: “У этого животного…” 
Логопед с помощью инструмента “лупа” выделяет нужную часть тела. 

Дети. У этого животного крокодилий хвост.         
У этого животного птичьи лапы.         
У этого животного поросячий нос.         
У этого животного верблюжьи горбы.         
У этого животного лошадиные копыта.

  1. Подведение итогов занятия

слайд 20

        Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасли жителей планеты Громызяки. Он говорит вам большое и дарит вам вот такие награды. Ну что ж нам пора обратно на Землю

слайд 21

К запуску ракеты приготовиться! ( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)         
Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)         
Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).         
Д.: Есть, включить контакты!         
Логопед: Завести мотор!         
Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).         
Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

космическая музыка

     С     п     у      т      н     и      к

     Л          у           н          а

  М           а              р           с

  С     п     у     т      н     и      к

     Л          у           н          а

  М           а              р           с

https://i.pinimg.com/736x/be/f4/59/bef459e0cfa54d539158c3fd8dc9acf7.jpghttps://i.pinimg.com/736x/be/f4/59/bef459e0cfa54d539158c3fd8dc9acf7.jpghttps://i.pinimg.com/736x/be/f4/59/bef459e0cfa54d539158c3fd8dc9acf7.jpghttps://i.pinimg.com/736x/be/f4/59/bef459e0cfa54d539158c3fd8dc9acf7.jpghttps://i.pinimg.com/736x/be/f4/59/bef459e0cfa54d539158c3fd8dc9acf7.jpghttps://i.pinimg.com/736x/be/f4/59/bef459e0cfa54d539158c3fd8dc9acf7.jpg

https://walldeco.ua/img/gallery/63/thumbs/thumb_l_21736.jpghttps://walldeco.ua/img/gallery/63/thumbs/thumb_l_21736.jpghttps://walldeco.ua/img/gallery/63/thumbs/thumb_l_21736.jpg



Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного занятия в старшей группе комбинированного вида на тему «Домашние животные».

Цель: Систематизировать знания о домашних животных.

Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематических представлений. Совершенствование слоговой структуры слов. Развитие восприятию музыкальных образов и эмоциональной отзывчивости.

Коррекционно - развивающие задачи. Развитие слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движениями. Развитие чувства ритма и тембрового слуха.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Логопед: Ребята, я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие, а куда вы догадайтесь сами. Закрываем глаза. (в зале звучит запись с голосами домашних животных). Чьи голоса вы услышали? Как вы думаете где мы с вами оказались? Ответы детей на ферме.

Беседа о домашних животных с опорой на картинки.

Логопед помещает на мольберт картину  «Живая природа. В мире животных».

Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: овца с ягненком, свинья с поросятами, корова с теленком, кошка с котенком, собака с щенком, лошадь, свинья

Логопед. Каких домашних животных можно считать крупными?

Дети. Корову и лошадь.

Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

Ответы детей:  Корова дает человеку молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.

Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети. Овцу, барана, козу, свинью.

Логопед. Какую пользу приносят эти животные?

Ответы детей: Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран — еще и шерсть. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.  

Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?

Дети. Собаку и кошку.

Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.

Ответы детей:. Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка в деревенском доме ловит мышей.

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит животных (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

Игра на внимание «Кто поменялся местами?»

На мольберт выставляются  изображения лошади, свиньи, овцы, коровы, барана, кошки, собаки. Дети закрывают глаза, логопед  меняет местами картинки.  Дети открываю глаза и называют правильную последовательность.

А теперь давайте поиграем в веселую игру, которая называется "Щенок и цыплята". Музыкальный руководитель проигрывает ритмичную композицию, логопед выступает в роли "Мамы - курицы"

Игра - пятнашки "Щенок и цыплята"

Мама - курица цыплят

На прогулку водит в сад

Дети идут цепочкой по музыкальному залу за логопедом - "курицей", заложив руки за спину, ритмично кивают головой под музыку -"клюют".

Непослушные цыплята

Разбежались все куда- то.

Разбегаются по залу. Двигаются свободно. Взрослый - "курица" стоит в дальнем углу зала.

- Куд-куда!  Куд-куда!

Ну-ка быстро все сюда!

Взрослый - "курица" зовет цыплят к себе.

-Мама, пес нас не пускает,

Он на нас сердито лает.

В центр зала выходит ребенок "пес"

- Поскорей сюда бегите

И щенка перехитрите!

На слова "бегите" дети бегут к взрослому - "курице". Ребенок - "пес пытается запятнать наибольшее количество детей - "цыплят"

 Наши животные предлагают вам поиграть в игру  "Путаницу", я буду задавать вам вопросы , а вы отвечайте на них полным предложением.

- У кошки есть рога? Ответ ребенка: - У кошки нет рогов.

- У собак есть рога? Ответ ребенка: - У собак нет рогов.

- У коз есть рога? Ответ ребенка: - У коз есть рога.

- У свиньи  есть рога? Ответ ребенка: - У свиньи нет рогов.

- У коровы есть когти Ответ ребенка: - У коровы нет когтей.

- У коней есть рога? Ответ ребенка:  – У коней нет рогов.

- У ослов есть когти? Ответ ребенка: – У ослов нет когтей.

- У коз есть когти? Ответ ребенка: – У коз нет когтей.

- У кошек есть копыта? Ответ ребенка:  – У кошек нет копыт.

- У собак есть копыта? Ответ ребенка: – У собак нет копыт.

- У кроликов есть копыта? Ответ ребенка: – У кроликов нет копыт.

Стихотворение «У кого кто есть» (закрепление названий детенышей) – дети должны закончить строчку.

        

У верблюда есть горбатый …(верблюжонок).

У серой мышки – маленький … (мышонок).

У кошки – пушистые … (котята),

У белки – рыжие … (бельчата).

У крольчихи – пуховые … (крольчата),

У собаки – шаловливые … (щенята),

У коровы – ласковый … (теленок),

У свиньи – веселый … (поросенок),

У лошади есть … (жеребенок),

У козы – смешной … (козленок),

У овцы – кудрявые … (ягнята),

А у мамы – конопатые …(ребята).

Музыкальный руководитель: - Молодцы, отлично справились с заданием. А теперь давайте с вами разучим небольшую распевочку про домашних животных и их детенышей. Музыкальный руководитель разучивает с детьми распевку  "Раз , два, три, четыре, пять вышли с мамами гулять.

Логопед: А теперь пришло время загадок:

  1. Голодная мычит, сытая жует,

 Всем детям молока дает.    (Корова)

  1. Идет, идет, бородой трясет, травки просит:

 «Ме-ме-ме, дайте вкусной мне».    (Козел)

  1. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком,

 А  хвост колечком.      (Собака)

  1. Спереди - пятачок, сзади - крючок,

  Посредине - спинка, а на ней - щетинка.     (Свинья)

  1. Мягкие лапки, а в лапках царапки.
  2.  Все время умывается, а с водой не знается.     (Кошка)
  3. Я большой и я красивый, я бегу - и вьется грива,

Длинный шелковый хвосток и копытами ~ цок, цок.    (Конь)

Правильно, это конь. Лошади издавна служили человеку для перевозки грузов и людей. Если груз был тяжелым, то лошадей ставили одновременно в одну упряжку по трое.  Давайте с вами прослушаем произведение Г. Свиридовой  «Тройка» . Беседа по прослушанному произведению. Как прозвучало произведение тихо или громко, быстро или медленно?  Какие инструменты изображают тройку лошадей? Звучание каких инструментов вы услышали?

Мы сегодня с вами попробуем изобразить поездку на лошадке.

Шумовой оркестр «Едем, едем на лошадке по зимнему лесу».

Инструменты: тон-блок (по 2 удара с каждой стороны), трещетка пласик, бубенцы, маракасы, колотушка, треугольник, бубен, погремушка из орехов, шумелка.

Едем, едем, на лошадке,

По лесной дорожке гладкой.

Скок, скок, скок,

Скок, скок, скок. – тон-блок.

Санки скрипят,- трещетка

Бубенчики звенят. – 2 раза бубенцы

Ветер шумит,- маракас

Дятел стучит – 2 раза колотушка

Холод, стужа, - треугольник

Снег пушистый кружит, кружит, - 2 раза бубен

Белка на ветке – погремушка из орехов

Орешки все грызет, 2 раза

Рыжая лисица – шумелка

Зайчишку стережет- 2 раза

Ехали мы ехали,

Наконец приехали.

Тпрууу! – «тутти»

Упражнение на развитие артикуляции.
          А теперь послушайте сказку про непослушную лошадку. Повторяйте за мной движения.  
        Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.

        Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” “Щелкать” высоко.
От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”?
“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. От верхнего “о” к нижнему “у”
“о – у”.
        Но Лошадка не послушалась и побежала “Щелкать” высоко
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза

        Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. “Щелкать” высоко.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук “ш-ш-ш”
“Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка “Щелкать” высоко
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку Звук “ш” короткий по 4 раза

        Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.
Звук “ф” по 4 раза
Застрекотал кузнечик. Звук “ц” по 4 раза
Пролетел жук Звук “ж” продолжительный
За ним – комар Звук “з” продолжительный
А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох

        Лошадке стало холодно и она  побежала домой “Щелкать” высоко
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама “Щелкать” низко медленно
Она стала согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.

Организация окончания занятия:

Логопед предлагает перечислить детям все задания, которые они выполнили. Рассказать, что им было интересно.



Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию «Коренные жители Кузбасса» https://disk.yandex.ru/i/P6gPXs-gI-DbYQ

Слайд 1
Россия – самая большая страна на свете. Мы г
ордимся нашей великой сраной, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности –трудолюбивыми и талантливыми людьми, которые в ней живут.

Но у каждого из нас есть еще и своя малая родина –где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш дом. Как называется наша малая родина? Но не сразу появился наш город. Первыми здесь поселились шорцы. Народное предание шорцев сохранило имя сына Пария Алчока. Он первым поставил свою хижину на мысе реки. После Улус Алчок стал называться Томазак, то есть «Осинник на возвышенности». А русские купцы называли улус «сельцом на мысках». От сюда и пошло название города Мыски.

И сегодня я расскажу вам о коренных жителях нашего города - шорцах

История шорцев.

Слайд 2 Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре.

Слайд 3 Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных джунгар, нелегкой была жизнь таёжных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” – печаль.

Слайд 4-5 Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. Но не только этим славился этот народ. С давних пор шорцы были еще и охотниками, рыбаками. Они оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.

Слайд 6  Охота для шорцев  была одним из самых важных занятий  

Слайд 7 Они брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра "пел" сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов – покровителей охоты. Добытые меха  или вырученные за них деньги делились поровну между всеми, включая сказочника.

Слайд 8  Добыча и инструменты осенью и весной перевозились обычно на нартах "шанак", а зимой, по рыхлому снегу – на волокушах из шкуры лошади "сюртка". Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках.

Слайд 9 Лыжи делали черемуховые, полозья их обивали "камусом" – шкурой с голени лошади или марала. Рулем при спуске с гор служила универсальная деревянная лопатка "каяк" или "курчек", которым также отгребали снег при постройке балагана и установке капканов. Через плечо охотника была переброшена сумка "арченак", ремень "натруска" с набором охотничьих принадлежностей. На поясе у охотника висел нож "пычах". Все снаряжение хранилось в специальном амбаре.

Слайд 10 Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таёжные балаганы: это "талкан" в кожаных мешках, в берестяных туесах, хлеб, сухари, соль, сушеное конское мясо "согум". Охотничьи балаганы, сооружались с осени и были двух типов: жердчатые – временные и срубные – бревенчатые, постоянные

Слайд 11 Лабаз "Тастак". Использовался в зимнее время для хранения припасов, как на промысловых станах, так и непосредственно в усадьбах вместо амбаров или дополняя их. 

Слайд 12 Самое древнее жилище шорцев- прямоугольный шалаш "одаг". Существовали летний и зимний "одаг". Зимний утеплялся берестой, пихтовыми ветками, вторым слоем жердей, засыпанный землей.

Слайд 13  Сенек – «бревенчатая юрта». Крыша покрывалась берестой,

Слайд 14  Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.

Слайд 15 На слайде пердставлена различная кухонная утварь: туески, корыта, кувшины.

Слайд 16 Шорцы были отличными рыболовами. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк. Основным орудием лова были сети "энгме". На маленьких реках рыбу часто ловили мордами "суген" и корытами "ашпар".

Слайд 17 Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком. Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.  

Слайд 18  Выращивали овес, пшеницу, и ячмень.

Слайд 19 Еще шорцы заготавливали корни кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод, Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп.

Слайд 20-21  Также заготавливали кедровый орех не только себе –но и на продажу. Начинался сбор орехов в середине августа и продолжался до первого снега. Из орудий промысла использовались: терки "паспак", молотки-колотушки "токпак", сита "элек", веялки "саргаш", лукошки для переноса ореха "тергеш".

Слайд 22 Ремеслом у шорцев в основном занимались женщины. Шорцы изготавливали глиняную посуду.

слайд 23 Наиболее развитым было ткачество. Ткали из стеблей конопли и крапивы. Ткали шорианки на особом станке "кендырь тыбеге".

Слайд 24 - 25 Повсеместно была распространена обработка кожи "сагары",  изготавливали сапоги, мешки для охоты, ремни.

Слайд 26 Из дерева делали седла, лыжи, мебель, берестяную посуду. Известна шорцам была и резьба по кости.

Слайд 27-28 Шорские костюмы представлены рубахой (кунек) из кендыря (название халата - кендыр, произошло от растения, из волокон которого делали холст), или из покупной ткани, с прямым или косым воротом, иногда обшитым цветной материей, застегиваемым на пуговицы, и штанами (чембар, штан) с поясом-веревкой из кендыря. Верхняя одежда халат (шабур), короткий, застегивающийся вверху на одну пуговицу и запахивающийся слева направо, подпоясываемый кушаком. Воротник у халата стойка, рукав с расширенной манжетой. Стан халата был туникообразного покроя: одно или два полотнища холста перекидывали через плечи, в бока вшивались два широких треугольных клина; рукава были прямые. Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный. Женская одежда, за исключением рубахи- платья, почти одинакова с мужской, отличалась лишь украшением. Длинная, почти до земли, рубаха служила одновременно и платьем и шилась с разрезом на груди. Штаны (гитан) короче мужских, без разреза. Верхний халат шили из кендыря или покупного манчестера (у зажиточных) и плиса (темного цвета). Грудь халата украшалась вышивкой цветными нитками или раковинами каури, полы и обшлага тоже украшались примитивной вышивкой. Зимой шорки носили тот же халат, но для тепла часто надевали два таких халата один поверх другого. Носили и рукавицы из овечьей шерсти, на юго- западе шерстяные чулки и кушаки, приобретаемые от соседей кумандинцев.

Слайд 29-30  Шорские праздники: Чыл пажи- Новый год, отмечается в марте, в день весеннего равноденствия. Мултык- праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Шор-Пайрам - праздник посвященный скотоводству и сельскому хозяйству. 

Слайд 31 Жизнь шорского народа неразрывно связана с природой. Шорцы дети природы, тайги, бережно относились к природе. Например, они верили: «Нельзя рвать траву с корнем. Трава — это волосы земли. Рвать их с корнем — значит причинять земле боль». С природой связаны почти все шорские обряды. Один из них - обряд благопожелания на березе. Которое у шорцев считается священным. К березе подвешивали   разноцветные ленточки, делали три кивка головой, просили для себя и своей семье здоровья и благополучия.

Слайд 32 Шорцы верили, что мир населён многими добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами». Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Шаман был и врач, и советчик, и а также волшебник. Ни одно дело не обходилось без шамана. Обязательным атрибутом сильного шамана был бубен. - Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались со злыми духами и призывали здоровье и мир своему народу. Многие традиции и легенды передают люди в книгах, через музыку и танцы.


     



Предварительный просмотр:

Занятие «Подготовка к обучению грамоте»

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Лл и звукам [л], [л’]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности. Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, материалы для звукового анализа, предметные картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Упражнение «Подбери схему». Развитие навыков звукового анализа (подбор готовых схем к названиям картинок).

Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков. Перед каждым ребенком лежит предметная картинка. На магнитной доске находятся звуковые схемы.

Педагог. Посмотрите на картинки. Назовите их. 1-й ребенок. Галка.

2йребенок.Ламп а

3-й ребенок. Стол.

4-й ребенок. Шалаш, стул

Педагог. Хорошо. Теперь рассмотрите звуковые схемы на доске, подберите необходимые схемы к картинка.

Дети выполняют задание. Педагог оказывает им необходимую помощь.

Дети возвращаются на свои места.

Педагог. Молодцы! Это было сложное задание. А какой общий согласный звук есть во всех этих словах?

Д ети. Звук [л].

Педагог. Об этом звуке, звуке [л] и букве, которая их обозначает, мы и поговорим сегодня, почитаем и поиграем.

Педагог убирает пособия.

  1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл.  Совершенствование навыка чтения. Закрепление представлений о твердости- мягкости, глухости-звонкости согласных.

Педагог раздает детям «Мой букварь».

Педагог. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы слева вы видите букву Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?

Дети. Значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].

Педагог. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [л] и[л’].

Дети. Звуки [л] и [л’] — звонкие.

Педагог. Верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Лук Лариса поливала,

Поскользнулась и упала.

Педагог. Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите двух животных со звуком [л’] в названиях и трех — со звуком [л]. Перечислите их.

Дети. В названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк и белка есть звук [л].

Педагог. Давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень. Педагог по очереди произносит слова.

Педагог. Теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка. Педагог по очереди произносит слова.

Педагог. А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.

Педагог оценивает работу детей, предлагает им закрыть буквари и уби рает их.

  1. «Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков, навыков ориентировки в тетради.

Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками.

Педагог. Откройте тетради на с. 17. Что вы видите в верхней части страницы?

Д ети. Лук, лопату и букву Лл.

Педагог. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

Педагог. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших бук вы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз справа налево. «Напишите» так же букву Л в воздухе.

Дети «пишут» букву Л в воздухе.

Педагог. Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.

Педагог. Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке.

Дети читают и под контролем педагога пишут слова.

Педагог. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.

  1. Подвижная игра «звук Л». Координация речи с движением, развитие ловкости, подвижности.

Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг.

Вот со звуком Л слова:

Лоб, затылок, голова,

Кулаки, ладошки, локти.

Звука Л нет в лова «ногти»

Глазки, тело и лопатки,

Звука Л нет в слове «пятки».

  1. Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений (определение места звука [л] в словах).

Педагог предлагает детям вернуться за столы и перевернуть страницу.

Педагог. Что нарисовано в верхней части страницы? Дети. Лодка, стул, колобок.

Педагог. Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под  картинкой квадрат, соответствующий месту звука [л] в названии картинки.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает тетради.

  1. Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Педагог помещает на мольберт картинку с изображением иглы, ставит на стол контейнер с фишками для звукового анализа.

Педагог. Что это и кому этот предмет нужен? Дет и. Это игла. Она нужна швее.

Педагог. Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.

Дети выполняют задание самостоятельно. Педагог при необходимости задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его и картинку.

  1. Игра «Чудо-дерево». Совершенствование навыка составления слов из данных слогов и чтения полученных слов.

Педагог помещает на магнитную доску пособие «Чудо-дерево» с закрепленными на нем с помощью «липучек» слогами: лу, на, ли, па, пал, ка, по, ля.

А на листочках — слоги. Попробуйте все вместе составить из этих слогов слова.

Дети выполняют задание.

Педагог. Прочитайте полученные слова. Дети. Лу-на, ли-па, пал-ка, по-ля.

Педагог. Отлично!

Педагог убирает изображение дерева с доски.

  1. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии.



Предварительный просмотр:

А,О,И,У

ау – уа- оа-оу-ао-уо

иа-иу –ио-аи-уи-ои

Т

ат-от-ут-ит- та-то-ту-ти

Тото. Тут Тото. Тата. Тут Тата

П

ап-оп-уп-ип- па-по-пу-пи

папа. Тут папа

Пот-пита-потоп- топот

Потап. У Потапа потоп.

Н

ан-он-ун-ин-на-но-ну-ни

он-она-они

Нота- Ната Нина

пони- Анна-Нонна

нити- Инна- Антон

пион- питон-тонна

Тут Ната и Нина.

питон. У Ани питон.

пита. У Антона пита.

М

ам-ом-ум-им-ма-мо-му-ми

мама- Тома- Тима-пума-туман-панама-томат-манит

Тут мама, Тима и тома. Там пума. Тима манит пуму.

К

ак-ок-ук-ик- ка-ко-ку-ки

кок-ток-мак-ком-кот-кит-маки-мука кати-камин- камни- котик-нитки-купит-копит

Аким, кати ком. Тут камин.

У камина Анна. У Ани маки.

У Кати кимоно. Папа топит камин. Никита манит кота.

У Акима кот, а у Антипа кит.

 У Потапа танк, а у Тани питон.

Б

аб-об-уб-иб-ба-бо-бу-би

бак-бок- бом- Бим- бук-баба-Боба- банан- батон- бутон- кабина- бантик- бант-бинт- бомба-банка

У Ани бант. У Кати бинт.

Антип у бука. У Антипа Бим.

У Тони банан. На, банку Нина!

ба-па, баба-папа

бо-по, боб-поп

би-пи, бока-пока

па-ба, папа-баба

по-бо, поп-боб

пи-би, пока-бока

Д

да-ду-до-ди

дуб-дом-Дик

Дина-Дима- мода

иду-идут-туда

дубина-домино-помада

Там дом. Дима и Дик идут туда.

Дима дома. Дик у дома.

да-та, там-дам

до-то,дом-том

ди-ти, Дима-Тима

Г

га –го-гу- ги

год-дог, губа-нога

ноги-доги, Инга- гномик

гудок-гудит, когда-тогда

Гудок гудит. Ноги идут.

У Инги дог. У дома гном.

го-ко,гу-ку

ко-го, ку-гу

год- кот, губу- Куба

Ф

фу-фи-фо-фа

пуф- Пиф-фант-фантик

фото-кофта-муфта-кафтан

Фома-Агафон-Афина-Финики

У Фани муфта. Пиф у пуфа.

Тут Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.

У Афони кафтан.

В

ва-во-ву-ви

вата-вода-ванна-вина-винит

Вова-Вика-Вита-Иван-Иванка

буква-диван-вагон-видит-водит

У Вики вата.

во-фо, ва-фа

вот-фото, вата-фата

Х

ха –хо-ху-хи-их

Ах! Ох! Ух!

хата-муха-мухи

уха-ухо-мох- Хомка

бухта-вахта-пихта-тахта

У Агафона Хомка.

Антон и Никита идут на вахту.

Под дубом мох.

ко-хо, ку-ху, ход-кот, муха-мука

Мох намок- намок мох.

Ы

 ты-пы-ны-мы-ды-бы-вы

дым-бык-тын- коты-дубы-бобы

батоны-бидоны-вагоны-дымок-дымка-дымит

Вот хата. У хаты тын. У тына дуб.

У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

У  Тины бык дымок.

С

са-со-су-сы-си

усы-сом-оса-осы-нос-квас-сок-сон-гуси-хвосты-коса-сода-соки- стог- носики-Оксана

У Оксаны коса. Оксана носит бусы.

По мосту ходит кот. У кота усы.

Сова сидит на суку.

У Симы гуси. Максим и Сима пасут их.

Стас поставит посуду на комод.

З

за-зу-зо-зи-зы

зуб- таз – воз

ваза- зима-зонт

коза- зубы-тазы

мимоза-занавес- магазин

Аза ходит под зонтом.

Азиза ставит мимозу в вазу.

У Зины заноза.

У Зои мимоза.

са-за, су-зу, си-зи

коса-коза, суп-зуб, Сима-зима

Ш

ша-шу-шо-ши

шум- душ-шут-уши

Даша-Маша –Саша- Паша

наш- шуба- шапка-мишка

каша- шкаф-камыш-шашки

У Саши шапка.

Даша готовит кашу

Наш Мишутка в штанишках.

Кошка на шкафу.

У шкафа мышка.

У Маши шапка. У Даши шубка.

са-ша, су-шу, сы-ши

каска- маска-миска

каска-кашка, миска-мишка,

 маска- Машка

У Саши сушки.

Ж

жа- жо-жу-жи

жук-уж-ужи- нож- ножи- ножики

жаба-кожа-жду-жди

дожди-дождик-жбан-багаж

У Жанны в саду живут ужи.

Вот вожжи

Э

это-эхо- Эдик –Эмма- эскимо-эскимос- эму.

Это Эдик. У Эдика эскимо.

Это эскимос.

У эскимоса сани.

ста-сто-сту-сты

ставни- ставит- паста-стоп-стол-

Стоит- восток- стук – стужа- студит- стыд- стыдно- стыдить

Машины едут на восток.

Даша студит компот.

На окнах ставни.

шта- што-шту- шты

штаб-штанга- штангист-штука-штопка-штанишки

У мишки штанишки.

Паша- штангист.

тапки- гвозди-капот- замок- кабаны- кабина

У Зины замок из бумаги.

У машины кабина, капот, кузов.

Антонина готовит кашу из бобов.

Кабаны под дубом.

Й

Ай! Ой! Эй!

май- дай- мой- вой- дуй- жуй

свой- твой- стой

гайка- зайка- давай- сайка- майка- копай-йод-стойка-умывай

У Вовы зайка.

У Зои новый зонт.

Майка, умывай зайку!

Жанна, сажай пионы!

Даша, насыпай манку в банку!

Е

ем-еда- ежи- Ева- енот

ежата- место- тесто- фен-хек

ведут-везут-метут- месит

шест- ветка- детки-кепка

монетка

Гена и Жека подметут в комнате.

Мама и папа ведут детей в кино.

Машины везут песок.

Ева месит тесто.

У ежа ежата.

Под сосной енот.

Ё

Дёма- Тёма – Сёма

ёж-ёжик-ведёт- везёт-мёд-жуёт-куёт-поёт- позёмка-тесёмка- каёмка

Тёма поёт песенку.

Зимой метёт позёмка.

У Дёмы на сумке тесёмка.

Мишка ест мёд.

У Нины косынка с тесёмкой.

Ёжик ведёт за собой ежат.

юг- даю- юнга- дают-утюг-мою-пою-моют-поют-каюта

У Анюты юбка-дети моют ноги.

Дети поют песню.

Юнга моет каюту.

Папа несёт тюк. У мамы утюг.

Я

як- яма- яха- дядя-Аня-Ваня-Даня

Таня- Ася- Бася- Вася- Тася-ягодка- маяк- пятка- баян

Яна ест ягоды.

У Яши баян.

Ягоды в миске.

У яка копыта.

Ц

цепи-цена-яйцо-отец

заяц- конец-цветы-ножницы

ценный-оценка-птенец-танец

куцый-синица-цыган Цыбик

Это Катя. У Кати ножницы.

Это заяц. У зайца куцый хвост.

С Яны живут птенцы синицы.

Яша несет цветы Еве.

На цепи цепной пес Цыбик.

Ч

чудо- туча-куча-чудак-ччашка-точка-бочка-квочка-ночка-удочка-ванночка-бабочка-мамочка-час-стучи

Вова чистит ботинки.

Квочка квохчет.

В чашке свежий чай.

В бочке моченые ягоды.

Анечка в ванночке.

Поставь чайник на газ.

У Вовочки удочка.

Щ

щука-пища-гуща-чаща-чищу-тащу-тащит-щипцы- овощи-щипчики

Мама готовит щи.

Дочка чистит овощи.

Это мышка. Мышка пищит.

ча-ща, чу-щу,чи-щи,че-ще

чаща-чищу-щучка-щёточка

Саша тащит щуку.

В чаще ухает сова.

Саша почистил сапожки щеточкой.

Владик ест свежие щи.

Л

лак-лук-лоб-лужа-лыжи-луна-лиса-лимон-булка-лом-пол-пила-липа-Лиза-купили-галка-потолок-бублик-волы-скалка- фиалка-суслик-скакалка

Лиза купила лимон.

Клава и Лида пили лимонад.

Слава ходит с флажком.

Мила полола лук.

Владик - лыжник. Он ходит на лыжах.

Алина любит бублики.

 Лева видел лису.

Р

рак-рад-дар-рама-рука-раки=мир-рыбы- двор-топор-забор-ковёр-трава-брат-грабли-врач-рис – Римма –Ирина- бритва- руби-говори-кричи-рубили-говорили- кричали-рубит-говорит-кричит

огород-Рома-Марина-работают-рыхлит- помидоры-грабли-ведро

Борис ловит рыбу.

Роман купил грушу.

Марат рубит дрова.

Ира собрала грибы.

ра-ла, рад-лад,

ру-лу, рука- Лука

Родина- Россия-народы-города-моря-озёра-горы-огромная-прекрасная-разные-живут

Родина.

Наша Родина- Россия. Она огромная и прекрасная. В России живут разные народы. Много городов, сёл, морей, рек и озёр в России. Есть в России горы, степи, леса. Мы любим нашу Родину!

Ь мать-ноль-конь-огонь-пень-рысь-сидеть-летать- бежать-играть-лепить-говорить-муравьи-воробьи-ульи-брать-колья

Медведь спит в берлоге.

Конь скачет во весь опор.

На поляне стоят улья.

На дереве затаилась рысь.

угол-уголь, стал-сталь, мол-моль, мел-мель

Крым- полуостров-море-строит-горы- виноградники- города- Севастополь- российский- красивые- Черноморский- флот

Крым

Крым- российский полуостров в Черном море. В Крыму горы, красивые города, много садов и виноградников. В Крыму Севастополь – база Черноморского флота России. Россия построила огромный мост в Крым.

Ъ

Подъезд-объявление-подъемный кран- съел-съехал-подъём- подъехал- въехал- съёжился

Володя съехал с горы.

Я съел порцию мороженого.

На стене висит объявление.