Проектная деятельность

Букина Наталья Александровна

1. Проект "КУКОЛЬНЫЙ СУНДУЧОК".

2. Проект "ПЛАТКОВЫЕ КУКЛЫ".

3. Проект "ОТ КАРЕТЫ ДО РАКЕТЫ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_kukolnyy_sunduchok.docx24.35 КБ
Файл platkovye_kukly.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Московской области начальная школа – детский сад №737                                                                                             для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Юридический адрес: 142702, Московская область,                     Почтовый адрес:117279, г. Москва              Ленинский район, г. Видное, Петровский проезд,28,                  улица Генерала Антонова, д. 6А,                                тел./факс: 8(495) 541-78-89, 549–98-28                                          тел./факс: 8(495) 333-73-30, 333-22-52  

Проект на тему

«Кукольный сундучок»

Выполнила:                                                                                                                     старший воспитатель                                                                                                          Букина Н.А.                                                                                                              

Видное, 2017

 «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал»

Русская  народная поговорка

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

     Современное общество испытывает кризис в духовно-нравственном воспитании, поэтому возрастает необходимость возрождения духовности и культуры.  В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, поэтому именно в этот период важно воспитывать в ребёнке уважение к традициям и обычаям своего народа, старшему поколению, любовь к Родине.

     В старину в куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или убирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.

     Народная кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы её подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

     В процессе изготовления народных кукол, дети знакомятся с обычаями и традициями своих предков. В их руках, сначала робких и неумелых, но потом всё более искусных, будут рождаться народные куклы. Помогая детям, привлекая к проекту родителей, мы сближаемся, находим общий язык, а это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания.

     В наше время дети в дошкольных учреждениях мало играют в куклы. Да и куклы становятся другими. Витрины игрушечных магазинов заселяют монстры, роботы, которые вызывают интерес своей непохожестью и необычностью, а простые милые куколки становятся редкостью и не привлекают внимание малышей.

     Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с миром кукол и необходимость разнообразия этого кукольного царства привели к выбору этой темы проекта, тем более, что изготовляя куклу самостоятельно, ребёнок начинает постигать, а лучше сказать, вспоминать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть свою историю

     Внедрение данного проекта развлечёт детей и научит их творчеству, а взрослым поможет отдохнуть душой и набраться сил для добрых дел и новых идей.

ПРЕДМЕТ  ПРОЕКТА

     Изготовление с детьми традиционных народных кукол и использование их в игровой и образовательной деятельности.

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА

    Расширение знаний детей о народной кукле, формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы.

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА

  • прививать интерес и любовь к русскому народному творчеству, культуре народа, его традициям и обрядам;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность.
  • обогащать знания детей и взрослых об истории возникновения, о разнообразии и назначении традиционной народной куклы;
  • научить технике изготовления различных видов кукол, разработать технологические карты;
  • развивать трудовые и физические навыки (глазомер, мелкую моторику рук);
  • организовать совместные мероприятия с детьми и родителями, направленные на привлечение внимания к тематике проекта;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  • провести заключительное мероприятие – совместную выставку народных кукол, сделанных руками участников проекта.

ТЕРМИН  ВЫПОЛНЕНИЯ

Продолжительность проекта - 2015 – 2016 учебный год.

УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА

     Участниками проекта являются:

- творческая группа педагогов в составе старшего воспитателя Букиной Н.А., педагога дополнительного образования Пашковой Г.Е., воспитателей подготовительной к школе группы «Радуга»  Афаниковой Н.Н. и  Бороздиной И.Э.;

- воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 лет);

- родители воспитанников.

НЕОБХОДИМЫЕ  МАТЕРИАЛЫ

     Для осуществления проекта необходимы различные виды ткани, тесьмы, ножницы, нитки, ленты, природный материал (деревянные чурбачки, засушенные травы, пакля, лён), элементы для декорирования (бусины, кружево, бисер, пр.), набивочный материал, наглядные пособия, образцы кукол.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  ПРОДУКТ  ПРОЕКТА

  • открытые  занятия с изготовлением и использованием народной куклы;
  • совместная  выставка народных кукол;
  • презентация «Традиционная народная кукла своими руками»;
  • технологические карты по изготовлению народных кукол;
  • систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная  кукла своими руками. М.: Белый город, 2010

  1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. М.: Культура и традиции, 2007

  1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб: Паритет, 2006

  1. Молотобарова О.С. Кружок  изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990

  1. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб. Изд-во «Музыкальная палитра», 2008

  1. Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

  1. Шайдурова И.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

Этапы  реализации проекта

Подготовительный этап:

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- сбор информации и материалов для реализации проекта (подбор литературы, художественного и иллюстративного материала);

- изучение и изготовление образцов различных видов народных кукол;

- разработка конспектов образовательной деятельности, презентаций по теме проекта;

- создание технологических карт по изготовлению различных народных кукол;

- организация предметно-развивающей среды.

Основной этап:

Активизация различных видов деятельности с детьми.

- ознакомление детей с народной куклой (беседы, видеофильмы);

- проведение открытых мероприятий  с изготовлением народной куклы (занятия с детьми, мастер-класс для педагогов и родителей, практикум для  педагогов «Народная кукла», презентация проекта «Кукольный сундучок» на Педагогическом совете ГБОУ);

- создание презентации «Традиционная народная кукла своими руками»;

- оформление информационного стенда для родителей в рамках тематики проекта;

- участие в районных творческих конкурсах («Рождество Христово» - куклы  «ангел», «Пасхальная радость» - кукла Пасха);

- оформление предметно-развивающей среды группы: литература, традиционные народные куклы, сделанные детьми и родителями, воспитателями; современные куклы в национальной одежде; «сундучок прабабушки» (материалы для изготовления тряпичных кукол).

Заключительный этап:

- совместная выставка работ детей, педагогов и родителей «Народная кукла»;

- анализ результатов проектной деятельности и обобщение опыта.

     Использованы следующие  виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

ПЛАН  РАБОТЫ

Сроки

Содержание работы

Участники

Ответственные

Подготовительный

IX

Заседание творческой группы – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

Творческая группа: Афаникова Н.Н., Бороздина И.Э., Букина Н.А.,

Пашкова Г.Е.

Букина Н.А.

Подбор литературы, художественного и иллюстративного материала

Творческая группа

Букина Н.А.

Ознакомление с литературой по проекту

Творческая группа

Творческая группа

X

Изучение и изготовление образцов различных видов народной куклы

Творческая группа

Творческая группа

Создание технологических карт по изготовлению кукол

Творческая группа

Букина Н.А.

Разработка конспектов мероприятий по тематике проекта

Творческая группа

Букина Н.А.

Основной

XI

Ознакомительная беседа  «Народная кукла»

Дошкольники подгот. группы, педагоги

Букина Н.А.

Оформление информационного стенда для родителей в рамках тематики проекта

Творческая группа

Афаникова Н.Н., Бороздина И.Э.

НОД  по познавательному развитию «Пеленашка»

Дошкольники подгот. группы

Афаникова Н.Н.

XII

Мастер-класс для педагогов и родителей «Народная кукла своими руками»

Творческая группа

Творческая группа

Беседа по сказке Афанасьева «Василиса Прекрасная»

Дошкольники подгот. группы, педагоги

Букина Н.А.

Участие в творческом районном конкурсе «Рождество Христово»

Афаникова Н.Н., Бороздина И.Э., Пашкова Г.Е.

Букина Н.А.

I

Практикум для педагогов «Народная кукла»

Педагоги ГБОУ

Творческая группа

Презентация проекта «Кукольный сундучок» на Педсовете №3

Творческая группа

Букина Н.А.

Изготовление с детьми рождественских ангелов

Дошкольники подгот. группы

Пашкова Г.Е.

II

НОД по познавательному развитию «Кукла – самая древняя игрушка»  

Дошкольники подгот. группы

Афаникова Н.Н.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Сезонная кукла»

Дошкольники подгот. группы

Пашкова Г.Е.

Создание презентации «Традиционная народная кукла своими руками»

Дошкольники подгот. группы, педагоги

Букина Н.А.

III

НОД по речевому развитию «Терешечка»

Дошкольники подгот. группы, педагоги

Букина Н.А.

НОД по речевому развитию «В гостях у зайчика»

Дошкольники подгот. группы, педагоги

Бороздина И.Э.

Выставка совместных работ «Народная кукла»

Дети и родители подгот. группы

Афаникова Н.Н., Бороздина И.Э.

IV

Участие в районном творческом конкурсе «Пасхальная радость»

Афаникова Н.Н.

Букина Н.А.

Оформление предметно-развивающей среды в группе по тематике проекта

Дети, педагоги, родители

Афаникова Н.Н., Бороздина И.Э.

Выступление на практикуме «Работа с природным и бросовым материалом» - кукла «Столбушка»

Педагоги ГБОУ

Бороздина И.Э.

Заключительный

V

Комплексная образовательная деятельность «Душистые травы»

Дошкольники подгот. группы, педагоги

Бороздина И.Э.,

Букина Н.А.

Совместная выставка «Народная кукла»

Дошкольники подгот. группы, педагоги, родители

Букина Н.А., Пашкова Г.Е.

Заседание творческой группы - анализ результатов продуктивной деятельности и обобщение опыта

Творческая группа

Творческая группа

Результаты

     Проектная деятельность «Кукольный сундучок», включённая в общую образовательную работу, позволила решить задачи познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей на интересном и запоминающемся материале.

     Была создана атмосфера возрастающего интереса дошкольников подготовительной к школе группы к изготовлению народных кукол и использование их в свободной и совместной деятельности, в играх, что обеспечило интеллектуальное, трудовое и духовное развитие детей.

     Существенно обогатились знания детей о народной кукле, о быте, жизни и обрядах Руси, об их играх и забавах. Дети узнали историю возникновения той или иной народной куклы, познакомились с техникой её изготовления.

     Реализация проекта способствовала расширению познавательной сферы развития детей и раскрыла творческий потенциал каждого ребёнка, так как изготовление куклы требовало самостоятельного проявления воображения и фантазии.

    Проект проводился в дружественной атмосфере сотрудничества и сотворчества педагогов, детей и родителей, что способствовало социально-коммуникативному развитию, а также развитию нравственных качеств, таких как, ответственность, взаимопомощь, сопереживание, уважение к окружающим и труду.

     Родители включились в процесс, проявили себя увлечёнными участниками. Этот проект помог успешно реализовать педагогический опыт в организации образовательной деятельности, создать условия для приобщения детей и родителей к культурному наследию русского народа.



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для  обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 737 Московской области

Юридический адрес: 142702, Московская область, Ленинский район, г. Видное-2, Петровский проезд, д.28

Фактический адрес: 117279, г. Москва, улица Генерала Антонова, д.6; тел./факс: 333-73-30; 333-22-52

Практико – значимый проект

«Платковые  куклы»

(описание опыта работы)

     

                                                                                              Подготовила: Букина

                                                                                                    Наталья Александровна

                                                                                              старший воспитатель

     ГБОУ МО СКНШДС №737

                                                                       г. Видное

2013 г.

Цель. Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.

Задачи:

  • стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности;
  • формировать художественное видение в различных видах деятельности;
  • создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога;
  • разнообразить  методы и приёмы воспитательно-образовательной работы с детьми

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье»: движения, имитирующее движения различных персонажей.

«Физкультура»: развитие моторики рук и пальцев.

«Социализация»: имитация характерных действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность.

«Труд»: воспитание бережного отношения к результатам труда педагогов (куклам), мелкий ремонт (глаза, рот, пр.)

«Коммуникация»: общение с воспитателем и сверстниками, активизация словаря.

«Музыка»: разучивание танцевальных движений кукол; использование платковых кукол в песенном исполнении для выразительности образа (частушки, колыбельные).

«Безопасность»: правила обращения с предметами, имеющими мелкие составляющие.

«Чтение художественной литературы»: тексты литературных произведений, к которым используются куклы.

        В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности:  музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой.

     Во  всех перечисленных видах  деятельности используется всё кукольное разнообразие: куклы бибабо, перчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки и др. В нашем учреждении мы с удовольствием используем изготовленные руками педагогов платковые куклы.

     Познакомившись со специализированной программой М.И. Родины «Кукляндия», педагоги ДОУ прошли обучение на семинаре-практикуме по театрализованной деятельности по данной программе (авторский семинар М.И. Родины, А.И. Бурениной) и «окунулись» в творческий процесс изготовления платковых кукол. Кукол делали из плотных платков, старых разноцветных зонтов, украшали атласными лентами, бахромой, сутажам, верёвочками и шнурами. Лицо куклы выполнено из подложки под ламинат, обтянуто капроновыми колготками; глаза и рот  изготовлены из самоклеящей бумаги. Технология исполнения кукол повторялась, но каждый педагог вносил в детальное оформление образа что-то своё, поэтому персонажи получились разнообразные и характерные.

      Теперь наши платковые куклы –  неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения.  Дети придумали всем куклам  имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования платковых кукол  в досуговой деятельности, на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Платковые куклы стали постоянным  источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

     Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности  ребёнка-дошкольника:

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления;

- кукла «Знайка» помогает выполнять задания по дифференциации звуков; помочь в порядковом и количественном счёте и т.д.

- кукла «Варварушка» может рассказать сказку (во всех возрастных группах), провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного, …

     Использование платковых кукол в повседневной жизни:

- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);

- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

- использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

- использование куклы на прогулке, экскурсии.

     Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;

- сочетание реализма и воображения;

- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.

     Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р.Б. Стеркина), которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. Платковая кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребёнка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность, правдивость, эмпатия, соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и т.д.), эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т.д.), практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.

РЕЗУЛЬТАТ

     Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое  применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.

Литература:

  1. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008
  2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006
  3. Кудрявцев В.Т. Концептуальные основы развивающей деятельности дошкольника (программа «Тропинки»). М., 2007