Транслирование опыта профессиональной деятельности

Букина Наталья Александровна

1. Доклад на региональном предметно-тематическом семинаре "Нетрадиционные формы работы с родителями в ОО".

2. Доклад на региональном проблемно-тематическом семинаре "Игрушки из ткани и природного материала для воспитания детей с ОВЗ".

3. Доклад на региональном научно-практическом семинаре "Дидактическая игра в воспитании и обучении детей с ОВЗ".

4. Доклад на региональном семинаре "Коррекционно-развивающие возможности сказки, игры, игрушки-самоделки в работе с детьми с ОВЗ".

5. Доклад на региональном обучающем семинаре "Коррекционно-развивающая среда на участке для детей с ОВЗ".

6. Сообщение на открытом педсовете «Развивающая среда  как средство воспитания и образования дошкольников» ТЕМА: «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В  ГБОУ МО СКНШДС №737 г. ВИДНОЕ».

7. Доклад на региональной научно-практической конференции "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных игр и пособий".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях детского сада»

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,                                                                              но прежде всего и дольше всего – люди.                                                                                            Из них на первом месте – родители и педагоги»                                                               (Макаренко А.С.)

    В современном  обществе идёт становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями. Родители должны участвовать в реализации образовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего развития ребёнка, взаимодействовать с педагогическими работниками. То есть, родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

     Осознанное включение родителей в совместный с педагогами образовательный процесс, создание единого пространства для развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы.

     Сегодня мы рассмотрим наиболее подробно нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

(слайд 1) Нетрадиционные формы работы можно условно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные и досуговые.

(слайд 2) Информационно-аналитические формы работы:

  • Проведение социологических опросов;
  • Анкетирование;
  • Индивидуальные беседы;
  • «Почтовый ящик»;
  • Картотеки «Педагогическая копилка»: педагоги для родителей и родители для педагогов с целью взаимообогащения педагогического мастерства.

Цель: сбор, обработка и анализ данных о семье ребёнка, уровня педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношения к ребёнку и перспективах его развития.

(слайд 3) Наглядно-информационные формы работы:                                                                         

* Информационный родительский уголок;                                                                                       * Выставки, вернисажи детских работ;                                                                                * Дни открытых дверей группы;                                                                                                         * Прайс- листы;                                                                                                                                * Мини-библиотека лэпбуков;                                                                                                                  * Интернет-странички для родителей.

Цель: знакомство с условиями, содержанием, методами и приёмами развития и воспитания детей.

(слайд 4) Информационный родительский уголок. Главное – содержание должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

(слайд 5) Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – демонстрация успехов детей по усвоению важных разделов программы и творческого развития (рисунки, самодельные игрушки, поделки, книжки-малышки, альбомы и пр.)

(слайд 6) Дни открытых дверей группы. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, учатся методам и приёмам работы. После таких дней активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

     Прайс-листы ориентируют родителей в большом разнообразии игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка, в соответствии с возрастом. Указание адресов, магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

     (слайд 7) Мини-библиотеки лэпбуков. Подбор интересных игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться практическим материалом лэпбука, включающего лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми, а могут попытаться изготовить похожие познавательно- игровые пособия самостоятельно.

   Интернет-страничка. Безусловно, участие ИКТ в работе педагогов с родителями активизирует и улучшает образовательный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно-новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработки домашних заданий, чат. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте педагога, страничке в социальных сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото и видеоматериалами.

(слайд 8) Познавательные формы работы:

  • Семинары-практикумы;
  • Нетрадиционные родительские собрания;
  • Педагогическая гостиная.

Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей.

    (слайд 9) Семинар – практикум. На семинаре могут выступать не только педагоги группы, но и педагоги-специалисты (логопед, психолог, старший воспитатель, ПДО и др.), родители и представители других организаций (ГИБДД, МЧС, ЦРБ). Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

   (слайд 10) Педагогическая гостиная – это встреча в неофициальной обстановке (чаепитие) для душевного разговора с родителями на определённую тему, или это взаимодействие «родитель – ребёнок – педагог», где родителю и ребёнку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком.  Вместе играют, выполняют упражнения, а итог деятельности – создание индивидуальных или коллективных работ. Примерные темы таких встреч: «Игрушки наших детей», «Играем в ЛЕГО», «Развитие мелкой моторики».

     Более подробно о нетрадиционных родительских собраниях расскажет воспитатель _____________________________________в следующем выступлении.

(слайд 11) Досуговые формы работы:

  • Праздники; (слайд 12)
  • Совместные досуги и развлечения для детей и родителей;(слайд 13)
  • Спортивные мероприятия;(слайд 14)
  • Экскурсии;(слайд 15)
  • Совместные проекты;(слайд 16)
  • Фотовыставки; (слайд 17)
  • Выставки совместных работ;
  • Спектакли и инсценировки; (слайд 18)
  • Творческие конкурсы различных уровней. (слайд 19)

Цель: установление эмоционально тёплых отношений между родителями и детьми, между родителями и педагогами; создание атмосферы доверия и сотрудничества.

    ВЫВОД: Участвуя в образовательном процессе, нетрадиционных формах работы, родители постепенно становятся активными участниками всего образовательного процесса. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка. Таким образом, (слайд 20) необходимо постоянно искать новые виды и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развитии каждого ребёнка.  

(слайд21) – «Спасибо за внимание!»

     

     



Предварительный просмотр:

     В наше время дети в дошкольных учреждениях мало играют в куклы. Да и куклы становятся другими. Витрины игрушечных магазинов заселяют монстры, роботы, которые вызывают интерес своей непохожестью и необычностью, а простые милые куколки становятся редкостью и не привлекают внимание малышей. Поэтому возникает необходимость разнообразить кукольный мир, окружающий ребёнка. Мы обратились к истокам, к традиционной народной кукле. В процессе работы с народной куклой мы решали следующие

     Цели и задачи:

  • разнообразить ассортимент кукол;
  • применять самодельную народную куклу в различных видах деятельности детей и взрослых (игровая, совместная и самостоятельная деятельность; творческие конкурсы и выставки; непосредственная образовательная деятельность);
  • знакомить с обычаями и традициями предков;
  • развивать мелкую моторику, творчество и фантазию в процессе изготовления народной куклы.

    В начале нашей работы мы знакомили детей и взрослых (родителей, сотрудников) с традиционными народными куклами, сделанными своими руками.

     Знакомство с куклой сопровождалось знакомством с обычаями и традициями предков.

    Кувадка – одна из первых кукол, которая встречала ребёнка, появившегося на свет.  Для её изготовления используются лоскутки яркой разноцветной ткани и надёрганные из них нити. Подвешивали этих куколок над колыбелькой, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечётным. В старину считали, что тогда куколки будут оберегать ребёнка.

    В древности считали, что кувадка исполняла важную роль при рождении ребёнка. Отец при родах обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – куваду, а куколки помогали ему отвлечь нечистую силу от матери и новорождённого.

      Пеленашка -  простая куколка-младенчик в платочке, запеленатый и обвитый свивальником. Когда-то одеждой новорождённого были пелёнки, и до годовалого возраста поверх пелёнок на ребёнка крест-накрест накладывали перевязи из скрученных (свитых) мягких тканей (свивальник).

У младенчика одеялко обычно с отворотом, на ушах уголки завёрнуты, платком плотно закрыт лоб, макушка ровная. Куколку клали в колыбель к ребёнку в качестве оберега от злых духов, сглаза.

    Часто ребятишки постарше делали пеленашку как игровую – для себя и младших детей в семье.

     Зайчик на пальчик.

     Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег.

     В старину родители давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал и ему не было страшно. К зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть, а ещё ему можно доверить свои секреты, пожаловаться, если обидели, - и он никому не расскажет. Ему можно доверить все свои тайны.

     Словами «заинька», «зай», «зайко» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнём обусловлена необыкновенной прыткостью зайца. Отражение лучей солнца от воды или зеркала называют солнечными зайчиками.        

Ангел – это добрый дух, защитник, оберег, помощник в делах. Куколку ангела изготовляли для любимых людей и друзей к празднику, ими украшали дом, рождественскую ёлку.

     С некоторыми из перечисленных, изготовленными педагогами, куклами мы приняли участие   в традиционных районных творческих конкурсах «Рождество Христово» и «Пасхальная радость», где получили дипломы и памятные подарки.

     Далее, мы стали учить детей, коллег и родителей способам изготовления народных кукол на занятиях, практикумах, Педагогическом совете. Для взрослых были изготовлены специальные технологические карты изготовления различных кукол.

  И, наконец, самодельные народные куклы мы стали активно использовать в различных видах деятельности.

     Результаты:

  • сближение всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • выставки (совместная работа детей и взрослых; посещали все дошкольные группы, ученики 1 класса, сотрудники, родители, гости);
  • участие в творческих районных конкурсах (совместная работа; посещали все жители Ленинского района. гости);
  • подарки родным и близким (ко Дню Матери, к Пасхе, к Рождеству);
  • игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, обыгрывание построек, театрализованная деятельность, пр.);
  • непосредственно-образовательная деятельность.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САМОДЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

    В прошедшем учебном году мы использовали народную куклу на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Провели интересную беседу по русской сказке в обработке Афанасьева «Василиса Прекрасная».

    Целью данного занятия было формирование интереса к русскому народному творчеству, народным традициям. На этом занятии использовались иллюстрации к сказке художника Билибина и самодельная народная кукла КУВАДКА. Итогом этой работы стало изготовление детьми под руководством педагога своей куколки – советницы и защитницы.

     При знакомстве детей с русской народной сказкой «Терешечка», дети научились делать самодельную куклу МЛАДЕНЕЦ-ПОЛЕНО из заранее подготовленных полешков, лоскутов ткани и ленты. Также сангиной каждый нарисовал своей куколке лицо.

    При ознакомлении с природой, с темой «Душистые травы», дети в конце занятия вместе с педагогом учились делать полезную куклу – кубышку-травницу.

     В давние времена такую куколку подвешивали  над колыбелькой, чтобы воздух над младенцем был чистым и душистым, так как внутри куколки была душистая сухая трава. Куколку мяли в руках, и по избе разносился травяной дух: считалось, что он отгоняет духов болезни. Через 2 года траву в куколке меняли – наполняли свежей.

     Также для знакомства детей и взрослых с различными самодельными народными куклами был накоплен большой практический материал для развития речи дошкольников: стихи, загадки о куколках; колыбельные песенки для укачивания кукол.

    Знакомство с различными народными куклами, традициями предков, старинными обрядами позволило подобрать материал для разнообразных тематических бесед, которые были проведены членами творческой группы «Кукольный сундучок» для дошкольников разных возрастных групп, учеников 1 класса.

     Тематика бесед:

  • Игрушки наших предков;
  • Кукла – самая древняя игрушка;
  • В гостях у зайчика;
  • Куклы-обереги;
  • Кувадка;
  • Кукла-колокольчик;
  • Обрядовые куклы;
  • Веснянка;
  • Игровые куклы;
  • Удивительный мир кукол;
  • Кукла вчера, сегодня, завтра.

   Наша работа по знакомству с народными куклами продолжается. Мальчики ждут, когда мы будем знакомиться с куклой куклак (бойцовая кукла), в которую играли в старину мальчики, пока взрослые мужчины выходили на настоящие кулачные бои. Интересна детям и кукла на счастье, кукла-колокольчик и др.

     До наших дней сохранились традиции изготовления народных кукол, которые передаются следующему поколению, воспитывают уважение к культуре и истории страны, её народа и разнообразят предметно-развивающую среду образовательного учреждения.

     Дети могут вместе со взрослыми изготовить такую куклу, которая станет им другом в игровой и образовательной деятельности. Именно таким игрушкам радуется каждый ребёнок, глаза которого устали от пестроты витрин и разнообразия пластиковых игрушек.

             

     



Предварительный просмотр:

«Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ОВЗ»

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

     Большую роль в обучении и воспитании детей с ОВЗ играют дидактические игры. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

     Использование дидактических игр делает обучение более интересным. Дидактическая игра широко охватывает всю личность ребёнка: умственно-эмоциональную, двигательную, волевую сферу, способствует всестороннему развитию детей. Использование дидактических игр способствует развитию ощущений и восприятий, внимания, памяти, наблюдательности, помогают развитию чёткой и выразительной речи. Дидактические игры носят познавательный характер. При расширении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д.

     Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребёнок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с её правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание.

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребёнка.

     Дидактические игры можно подразделить на:

А) игры с игрушками и предметами;

Б) настольно-печатные;

В) словесные.

Игры с предметами

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному признаку, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению, пр.), что очень важно для развития отвлечённого логического мышления.

     В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они изготовлены. Это позволяет упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (метала, пластмассы, пр.) или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, удаётся вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

     Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки, такие как «Чьи это детки», «С какого дерева листок» и др. закрепляют знания детей об окружающей природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

     Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по сигналу: найти среди всех картинок 2 самолёта. Самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду (лесу, поле?) дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяя по одному признаку картинки.                                                                                  Или игра «Что было потом». Дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учётом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ по картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, и творчество. Часто ребёнок, для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» Ребёнок, взявший у водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает звуки и движения (кошки, петуха и др.) – такое задание даётся детям в младшей группе. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, другие отгадывают кто нарисован на картинке, что делают эти люди, например, пожарные тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и пр.

   В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

     Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новыхобстоятельствах.  Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

   Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

     Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, то есть к обучению в школе, а это особенно важно для детей с ОВЗ.

     Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех воспитанников. Игра – это самовыражение ребёнка, способ его совершенствования. Игра повышает интерес воспитанников к учебным занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.

     Таким образом, игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

 



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для  обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 737 Московской области

Юридический адрес: 142702, Московская область, Ленинский район, г. Видное-2, Петровский проезд, д.28

Фактический адрес: 117279, г. Москва, улица Генерала Антонова, д.6; тел./факс: 333-73-30; 333-22-52

Практико – значимый проект

«Платковые  куклы»

(описание опыта работы)

     

                                                                                              Подготовила: Букина

                                                                                                    Наталья Александровна

                                                                                              старший воспитатель

     ГБОУ МО СКНШДС №737

                                                                       г. Видное

2013 г.

Цель. Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.

Задачи:

  • стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности;
  • формировать художественное видение в различных видах деятельности;
  • создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога;
  • разнообразить  методы и приёмы воспитательно-образовательной работы с детьми

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье»: движения, имитирующее движения различных персонажей.

«Физкультура»: развитие моторики рук и пальцев.

«Социализация»: имитация характерных действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность.

«Труд»: воспитание бережного отношения к результатам труда педагогов (куклам), мелкий ремонт (глаза, рот, пр.)

«Коммуникация»: общение с воспитателем и сверстниками, активизация словаря.

«Музыка»: разучивание танцевальных движений кукол; использование платковых кукол в песенном исполнении для выразительности образа (частушки, колыбельные).

«Безопасность»: правила обращения с предметами, имеющими мелкие составляющие.

«Чтение художественной литературы»: тексты литературных произведений, к которым используются куклы.

        В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности:  музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой.

     Во  всех перечисленных видах  деятельности используется всё кукольное разнообразие: куклы бибабо, перчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки и др. В нашем учреждении мы с удовольствием используем изготовленные руками педагогов платковые куклы.

     Познакомившись со специализированной программой М.И. Родины «Кукляндия», педагоги ДОУ прошли обучение на семинаре-практикуме по театрализованной деятельности по данной программе (авторский семинар М.И. Родины, А.И. Бурениной) и «окунулись» в творческий процесс изготовления платковых кукол. Кукол делали из плотных платков, старых разноцветных зонтов, украшали атласными лентами, бахромой, сутажам, верёвочками и шнурами. Лицо куклы выполнено из подложки под ламинат, обтянуто капроновыми колготками; глаза и рот  изготовлены из самоклеящей бумаги. Технология исполнения кукол повторялась, но каждый педагог вносил в детальное оформление образа что-то своё, поэтому персонажи получились разнообразные и характерные.

      Теперь наши платковые куклы –  неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения.  Дети придумали всем куклам  имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования платковых кукол  в досуговой деятельности, на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Платковые куклы стали постоянным  источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

     Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности  ребёнка-дошкольника:

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления;

- кукла «Знайка» помогает выполнять задания по дифференциации звуков; помочь в порядковом и количественном счёте и т.д.

- кукла «Варварушка» может рассказать сказку (во всех возрастных группах), провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного, …

     Использование платковых кукол в повседневной жизни:

- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);

- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

- использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

- использование куклы на прогулке, экскурсии.

     Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;

- сочетание реализма и воображения;

- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.

     Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р.Б. Стеркина), которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. Платковая кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребёнка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность, правдивость, эмпатия, соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и т.д.), эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т.д.), практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.

РЕЗУЛЬТАТ

     Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое  применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.

Литература:

  1. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008
  2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006
  3. Кудрявцев В.Т. Концептуальные основы развивающей деятельности дошкольника (программа «Тропинки»). М., 2007



Предварительный просмотр:

использованием нетрадиционных игр и пособий»

Букина Н.А. – старший воспитатель, Черменина Е.Е. – педагог-психолог

«Истоки способностей и дарования детей –                                                                    на кончиках их пальцев. От пальцев,                                                                                                                                                            образно говоря,  идут тончайшие нити-ручейки,                                                                                 которые питают источник творческой мысли.                                                                         Другими словами, чем больше мастерства                                                                                                            в детских руках, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

     Все мы педагоги знаем закономерность, установленную учёными: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

     Кроме того, учёными и практиками давно замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в быт современного человека.  Кто сейчас дома перебирает крупу? А раньше это занятие было прочно закреплено за младшими членами семьи. Прополка огорода, сбор ягод в лесу и саду, штопка, вышивание, вязание крючком и спицами, лепка из глины, вырезание из дерева прочно входило в трудовую и игровую деятельность детей. Почти все домашние дела так или иначе выполнялись руками детей. А сейчас дети практически отстранены от домашних дел и даже с пуговицами, кнопками, крючками и шнурками встречаются нечасто, так как липучки и молнии экономят время и силы. И, конечно, это всё отражается на развитии мелкой моторики рук ребёнка.

    Мы с вами, сталкиваясь в работе с проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся её решать всеми доступными способами, используя каждый раз всё новые и необычные материалы и пособия.

     В работе с нашими детьми мы используем игровые пособия с пробками от пластиковых бутылок. Игры построены по принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Имея наборы полосок, несколько панно и много разноцветных крышек можно закреплять:

- знания цветов и оттенков;                                                                                                  - прямой и обратный счёт;                                                                                                                - состав числа;                                                                                                                    - дни недели;                                                                                                                          - времена года;                                                                                                                  - решение примеров;                                                                                                                     - составление схем, слов;                                                                                                      - знание сигналов светофора;                                                                                                       - знание цветов радуги;                                                                                                                            - умение составлять узор;                                                                                                                  - знание основных цветов, смешивание цветов;                                                                            - знание холодных и тёплых оттенков цвета, а также использовать в различного рода игровой деятельности

Ознакомление с окружающим

- «Собери светофор» (используется полоска 20x5 с тремя наклеенными горлышками. Дети накручивают цветные пробки в определённой последовательности – красная, жёлтая, зелёная)

- «Времена года» (используется полоска 20х5 с четырьмя горлышками. Дети накручивают пробки цветом определённого времени года, называют его: зелёная – весна, красная – лето, жёлтая – осень, синяя – зима. Это же пособие используем в младшей группе для закрепления знания основных цветов.)

- «Радуга», «Дни недели» (используется полоска 5х30 с семью горлышками. Дети накручивают пробки в последовательности цветов радуги, называя цвет или день недели)

Формирование элементарных математических представлений

- «Прямой и обратный счёт» (используется полоска с 10 горлышками и пробки с наклеенными цифрами)

- «Порядковый счёт» (используется полоска с 10 горлышками и пробки с наклеенными матрёшками: 9 - в синих сарафанах, 1 – в красном. Дети накручивают пробку с матрёшкой в красном сарафане на место, определённое педагогом – «седьмая, вторая, и т.д.)

- «Решение примеров и неравенств» (используется полоска с 7 горлышками и пробки с цифрами и математическими знаками).

Развитие речи

- «Звуковой анализ слова»  (используется полоска с 5-7 горлышками и крышки синего, красного и зелёного цветов. Ребёнок читает предложенное слово, анализирует и, навинчивая пробки определённого цвета,  составляет схему слова)

- «Составь слово» (используется полоска с 5-7 горлышками и крышки с буквами. Ребёнок произносит слово, выделяя каждый звук, выбирает пробки с буквами, навинчивает их в определённой последовательности)

Изобразительная деятельность

- «Закрепление цвета» (используется полоска с 4 горлышками и пробки основных цветов. По просьбе педагога ребёнок младшей группы накручивает пробку определённого цвета)

- «Смешивание цвета» (используется полоска с 5 горлышками и пробки разного цвета. Педагог даёт задание смешать какие-либо два цвета и определить, какой цвет получится в результате. Ребёнок накручивает пробки названных цветов, затем определяет цвет, получаемый при их смешивании и накручивает соответствующую пробку)

- «Холодные и тёплые оттенки» (используются полоски с горлышками, наклеенные в два ряда – на верхний ряд дети накручивают цветные пробки холодных оттенков, на нижний – тёплых).

- «Составь узор» (используются полоски с 8-10 горлышками. Дети накручивают цветные пробки в определённой последовательности, чтобы получился узор).

Игровая деятельность с панно

- «Подбери по цвету» (используются панно с двумя-тремя наклеенными горлышками, съёмные салфетки с картинкой (машина, букет, гусеница, кораблик) и с отверстиями для горлышек. Дети накручивают пробки, подходящие по цвету картинки.)

- «Признаки времени года» (используется квадратное панно20х20  с горлышками, наклеенными по 4 в четыре ряда. Верхний ряд – времена года, дети накручивают крышки основных цветов. Под ними накручиваются крышки с картинками признаков времён года (снежинки, жёлтые листья, ягоды, цветы и т.п.)



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для  обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 737 Московской области

Юридический адрес: 142702, Московская область, Ленинский район, г. Видное-2, Петровский проезд, д.28

Фактический адрес: 117279, г. Москва, улица Генерала Антонова, д.6; тел./факс: 333-73-30; 333-22-52

СООБЩЕНИЕ  НА  ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Развивающая среда  как средство воспитания и образования дошкольников»

ТЕМА: «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В

ГБОУ МО СКНШДС №737 г. ВИДНОЕ»

Подготовили:                                                                                                                                                        заместитель директора                                                                                                                           ГБОУ МО СКНШДС №737                                                                                                                          Минкина Е.В.;                                                                                                                                                    старший воспитатель                                                                                                                                  Букина Н.А.;                                                                                                                                                                                                       педагог-психолог                                                                                                                                   Черменина Е.Е.                                                                                                                                 март 2016 г.

     Организация предметно-пространственной развивающей среды в нашем образовательном учреждении строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, возрастных особенностей.

       Важно, что предметная среда каждой возрастной группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но  и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, пополняется и обновляется.

    Предметно-развивающая пространственная среда каждой группы соответствует основным требованиям ФГОС, она                                                                                            * Насыщенна; * Трансформируема; *Полифункциональна; *Вариативна; *Доступна.

Конечно, в каждой возрастной группе есть свои особенности в формировании среды.

Младший дошкольный возраст                                                                                                            Для детей этого возраста отведено достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в  двигательной активности.

СЛАЙД 2

Также при создании развивающего пространства в групповом помещении  учитывалась ведущую роль игровой деятельности в развитии,

СЛАЙД 3

что в свою очередь обеспечивает  эмоциональное  благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст                                                                                                   Организация  жизни и воспитание детей 5-го года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организована с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.  Предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

СЛАЙД 4

Старший дошкольный возраст                                                                                            Предметно-развивающая среда группы организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым  делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства, игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

СЛАЙД 5

Подготовительная к школе группа                                                                                                   Для всестороннего развития ребёнка организуются несколько предметно-развивающих «сред» (центров): для речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического, социально-личностного развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.  

     Предлагаю посмотреть небольшую презентацию, сделанную воспитателями группы к семинару «Предметно-развивающая пространственная среда ДОУ в соответствии с ФГОС».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ   

     Таким образом, при создании пространственно-развивающей среды в каждой возрастной группе, нами учитывались психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Эти же задачи решает и пространственная среда в кабинетах, залах и даже холлах образовательного учреждения. Позвольте продемонстрировать вам небольшой фильм о нашем  учреждении.

ФИЛЬМ

  Хотелось бы также остановиться и на вопросе создания предметно-развивающей среды и на территории образовательного учреждения. Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду с учётом современных требований и возможностей.

     Для каждой возрастной группы продуман, создан и организован прогулочный участок. Крытые веранды для разнообразной свободной деятельности детей, площадки с резиновым покрытием для двигательной деятельности, малые игровые формы, столы, скамейки, озеленение – всё продумано для удовлетворения всяких потребностей детей.

СЛАЙД  6,7,8,9

     Хотелось бы отметить, что даже резиновое покрытие положено после предварительной работы (составление рисунка с учётом возрастных особенностей, направления работы группы). Продумано использование покрытия как площадки для спортивных и подвижных игр. А в старшей группе покрытие является зоной закрепления, повторения правил дорожного движения.

     Так как от предметно-развивающей пространственной среды зависит в том числе и психоэмоциональное здоровье детей, то большое внимание уделяется в ГБОУ вопросам озеленения и создания различных цветников и клумб.

СЛАЙД 10

А  для тёплого периода пребывания детей в учреждении, когда большую часть времени воспитанники находятся на территории, силами педагогов ГБОУ созданы  и функционирую три проекта: «Тропа здоровья», «Поляна Сказок» и огород.

    Тропа здоровья СЛАЙД 11  расположена по периметру ограждения в северо-западной части территории ГБОУ. Она пролегает в тенистом месте с хорошим солнечным освещением. Дети имеют возможность получать световоздушные ванны. Профилактике плоскостопия способствую участки с разным покрытием. На Тропе используется различное спортивное оборудование для укрепления мышц плечевого пояса и спины, а также для улучшения осанки. На Тропе здоровья предусмотрено место для отдыха, приёма напитков (сока или витаминизированного напитка), дыхательных упражнений. Тропа используется и в вечернее время для релаксации и восстановления сил после насыщенного дня.

     СЛАЙД 12 Цели и задачи Поляны сказок, это: создание предметно-развивающей среды для речевого, эмоционального, художественно-эстетического развития детей, игровой, театрализованной и двигательной деятельности. Поляна оборудована крытой беседкой, парковыми скульптурами сказочных персонажей, рукотворными предметами (работы из бросового и природного материала – пруд, паук, платковые куклы, панно, пр.), добавлены вазоны с цветами, вьющиеся растения.

    На Поляне  сказок проводятся занятия по изобразительной деятельности, тематические викторины, драматизации, сказочные соревнования по плану использования проекта.

СЛАЙД 13  В проект Огород входят «голландские» грядки, инструменты и материалы для огородных работ, огородное чучело. Работа проводится  во время занятий, прогулок, трудовых действий.

Работа по созданию предметно-развивающей среды на территории ГБОУ дала положительные результаты  речевого, физического, художественно-эстетического, познавательного  развития детей, разнообразия их игровой и двигательной деятельности. А педагоги получили возможность применять новые интересные методы и приёмы в обучении и воспитании дошкольников. Кроме того, благодаря оформлению отдельных зон, стала благоустроенной и функциональной и территория  образовательного учреждения. Кстати, со своими проектами мы поучаствовали во Всероссийском конкурсе на лучшее оформление дошкольных организаций «Современный детский сад» в номинации «оформление участков летом», получен диплом победителя III степени.   СЛАЙД 14.

                                                                                   



Предварительный просмотр:

использованием нетрадиционных игр и пособий»

Букина Н.А. – старший воспитатель, Черменина Е.Е. – педагог-психолог

«Истоки способностей и дарования детей –                                                                    на кончиках их пальцев. От пальцев,                                                                                                                                                            образно говоря,  идут тончайшие нити-ручейки,                                                                                 которые питают источник творческой мысли.                                                                         Другими словами, чем больше мастерства                                                                                                            в детских руках, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

     Все мы педагоги знаем закономерность, установленную учёными: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

     Кроме того, учёными и практиками давно замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в быт современного человека.  Кто сейчас дома перебирает крупу? А раньше это занятие было прочно закреплено за младшими членами семьи. Прополка огорода, сбор ягод в лесу и саду, штопка, вышивание, вязание крючком и спицами, лепка из глины, вырезание из дерева прочно входило в трудовую и игровую деятельность детей. Почти все домашние дела так или иначе выполнялись руками детей. А сейчас дети практически отстранены от домашних дел и даже с пуговицами, кнопками, крючками и шнурками встречаются нечасто, так как липучки и молнии экономят время и силы. И, конечно, это всё отражается на развитии мелкой моторики рук ребёнка.

    Мы с вами, сталкиваясь в работе с проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся её решать всеми доступными способами, используя каждый раз всё новые и необычные материалы и пособия.

     В работе с нашими детьми мы используем игровые пособия с пробками от пластиковых бутылок. Игры построены по принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Имея наборы полосок, несколько панно и много разноцветных крышек можно закреплять:

- знания цветов и оттенков;                                                                                                  - прямой и обратный счёт;                                                                                                                - состав числа;                                                                                                                    - дни недели;                                                                                                                          - времена года;                                                                                                                  - решение примеров;                                                                                                                     - составление схем, слов;                                                                                                      - знание сигналов светофора;                                                                                                       - знание цветов радуги;                                                                                                                            - умение составлять узор;                                                                                                                  - знание основных цветов, смешивание цветов;                                                                            - знание холодных и тёплых оттенков цвета, а также использовать в различного рода игровой деятельности

Ознакомление с окружающим

- «Собери светофор» (используется полоска 20x5 с тремя наклеенными горлышками. Дети накручивают цветные пробки в определённой последовательности – красная, жёлтая, зелёная)

- «Времена года» (используется полоска 20х5 с четырьмя горлышками. Дети накручивают пробки цветом определённого времени года, называют его: зелёная – весна, красная – лето, жёлтая – осень, синяя – зима. Это же пособие используем в младшей группе для закрепления знания основных цветов.)

- «Радуга», «Дни недели» (используется полоска 5х30 с семью горлышками. Дети накручивают пробки в последовательности цветов радуги, называя цвет или день недели)

Формирование элементарных математических представлений

- «Прямой и обратный счёт» (используется полоска с 10 горлышками и пробки с наклеенными цифрами)

- «Порядковый счёт» (используется полоска с 10 горлышками и пробки с наклеенными матрёшками: 9 - в синих сарафанах, 1 – в красном. Дети накручивают пробку с матрёшкой в красном сарафане на место, определённое педагогом – «седьмая, вторая, и т.д.)

- «Решение примеров и неравенств» (используется полоска с 7 горлышками и пробки с цифрами и математическими знаками).

Развитие речи

- «Звуковой анализ слова»  (используется полоска с 5-7 горлышками и крышки синего, красного и зелёного цветов. Ребёнок читает предложенное слово, анализирует и, навинчивая пробки определённого цвета,  составляет схему слова)

- «Составь слово» (используется полоска с 5-7 горлышками и крышки с буквами. Ребёнок произносит слово, выделяя каждый звук, выбирает пробки с буквами, навинчивает их в определённой последовательности)

Изобразительная деятельность

- «Закрепление цвета» (используется полоска с 4 горлышками и пробки основных цветов. По просьбе педагога ребёнок младшей группы накручивает пробку определённого цвета)

- «Смешивание цвета» (используется полоска с 5 горлышками и пробки разного цвета. Педагог даёт задание смешать какие-либо два цвета и определить, какой цвет получится в результате. Ребёнок накручивает пробки названных цветов, затем определяет цвет, получаемый при их смешивании и накручивает соответствующую пробку)

- «Холодные и тёплые оттенки» (используются полоски с горлышками, наклеенные в два ряда – на верхний ряд дети накручивают цветные пробки холодных оттенков, на нижний – тёплых).

- «Составь узор» (используются полоски с 8-10 горлышками. Дети накручивают цветные пробки в определённой последовательности, чтобы получился узор).

Игровая деятельность с панно

- «Подбери по цвету» (используются панно с двумя-тремя наклеенными горлышками, съёмные салфетки с картинкой (машина, букет, гусеница, кораблик) и с отверстиями для горлышек. Дети накручивают пробки, подходящие по цвету картинки.)

- «Признаки времени года» (используется квадратное панно20х20  с горлышками, наклеенными по 4 в четыре ряда. Верхний ряд – времена года, дети накручивают крышки основных цветов. Под ними накручиваются крышки с картинками признаков времён года (снежинки, жёлтые листья, ягоды, цветы и т.п.)