Общепедагогические технологии

Чалабян Татьяна Владимировна, T E A C H    DRAW

"Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой" А.К. Гастаев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеево-Тузловская средняя общеобразовательная школа»    

(МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»)                                                                              Родионово-Несветайского района

План работы по самообразованию                                           учителя Чалабян Татьяны Владимировны

2018 г.

План работы по самообразованию

 Учителя: Чалабян Татьяны Владимировны

       Методическая тема школы: «Современные педтехнологии как условие реализации урока на основе требований ФГОС ООО»

Индивидуальная тема: «Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху».

Когда начата работа над темой: 2018 г.

Когда предполагается закончить работу над темой:

2020 учебный год. 

Актуальность темы.

        Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности  обучающихся,  которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.

     Уроки по черчению, искусству  призваны помочь каждому ребенку понять, какой он способный, талантливый, почувствовать вкус творчества, полет фантазии.                                                                                                              

      Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

     Цель: Формирование художественной культуры обучающихся посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества на уроках изобразительного искусства, технологии, черчения и на уроках предпрофессиональной подготовки в ДШИ.

Задачи самообразования по теме: 

  • Развитие художественно-образного мышления.
  • Развитие креативности мышления, поиска особых приемов и способов передачи своего отношения к окружающему миру.
  • Воспитание у обучающихся любви к искусству.
  •  Выявление одаренных в области художественного искусства и их подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля.  
  • Формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению художественного  искусства.
  • Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
  • Воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире.
  •  Раскрытие творческого потенциала у обучающихся.
  •  Повышение привлекательности/статуса творческих профессий.
  • Обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств.
  • Создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  • Сбор и накопление информации из различных источников.
  • Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках.
  • Знакомство с новыми  техниками художественного творчества.
  • Применение изученных техник художественного творчества в практике.
  • Подведение итогов реализации плана по самообразованию и анализ его эффективности.

Этапы проработки

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2018-2019 уч.г

Собеседования

с коллегами,

руководителем МО  школы

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2018-2019 уч.г

Выступление на ШМО

Практи

ческий

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение работы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, итоговых и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

2018-2019 уч.г  2019-2020 уч.г

Открытые уроки,

выступления на МО

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

2019-2020 уч.г

Выступление

на педсовете,

РМО

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

2018-2019 уч.г

Творческий отчет

Планирование


п/п

План мероприятий

Примерный
срок (год)
реализации

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1.

Изучение учебно-методической литературы в сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах.

2018-2019

2.

Прохождение  курсов профессиональной
подготовки. ФГОС

2019 г

3.

Дополнительная   профессиональная   подготовка по программе «1пге1 — обучение для будущего».

По ресурсам интернета

4.

Изучение     применения     новых образовательных технологий в работе  учителей школы, района,
области, страны в области обучения и воспитания.

2018-2020

Использование современных образовательных технологий

1.

Использование возможностей Интернет на уроке.

постоянно

2.

Составление    мультимедийных    презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

5.

Составление   собственных   авторских   разработок в электронном варианте и использование их в обучении
изобразительному искусству

систематически

7.

Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества.                    Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности.

2018-2020

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.

Выступление  перед коллегами на занятиях ШМО, педсовете, РМО, конференции.

2018-2020

4.

Профессиональные          публикации на сайтах социальной сети работников образования

2018-2020

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1.

Систематически пополнять портфолио результатами работы

2018-2020

2.

Создать условия для участия особо одаренных в международных и всероссйских конкурсах.

2018-2020

3.

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах на районном и областном уровне.

2018-2020

Предполагаемый  результат.

Формирование у учащихся ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловые общекультурные  компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни.
  • учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, желания подходить к любой своей деятельности творчески.
  • информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать  и использовать информацию.
  • коммуникативные компетенции - уметь представить себя, показать свои возможности перед товарищами, участвуя в конкурсах.
  • здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
  • компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.



Предварительный просмотр:

        

на 2018-2020год

Учитель: Чалабян Т.В.

Программа                                                                                             Одарённые дети  « Росток »                                                                                                       МБОУ « Алексеево-Тузловская СОШ»

      Цели, задачи, этапы реализации программы.                                                               Цель   программы   состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально- психологического и научно- методического обеспечения ее реализации.                                                              Задачи:                                                                                                                                                               - Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.                                      

    К одаренным могут быть отнесены учащиеся, которые: имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к знаниям и умениям, творческие возможности;  имеют доминирующую, активную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда; для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность   мышления.

-Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально- физического развития одаренных детей.                                                                 - Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.                              -  Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.                                 - Обеспечить фундаментальную гуманитарно- образовательную подготовку одаренных детей.                                                                                                                                                    - Воспитать сознательного гражданина России.                                                                             -Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно- исследовательской и поисковой деятельности.                                                                                                                

            Принципы реализации программы «Одарённые дети»:                                      гуманизм;                                                                                                           демократизма;                                                                                                                                   научность и интегрированность;                                                                                                 индивидуализация и дифференциация;                                                                         систематичность;                                                                                                     развивающее обучение; интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

                               Сроки реализации   программы :     2018 – 2020гг.

II. Организация и содержание учебного процесса в аспекте реализации программы     «Одарённые дети».

Основные задачи обновления содержания и организации гуманитарного образования:

ориентирование на достижения мировой культуры как основы образования;

ориентирование на достижения в области экономических, физико- математических знаний как основы современных физико- математического, экономического и естественнонаучного образования;

опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;

включение в вариативную часть учебных планов спецкурсов, факультативов по выбору;

ориентирование на организацию научно- исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации  программы    « Одарённые  дети», научного общества учащихся;

разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;

учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей; изучение модульно - развивающей системы обучения в аспекте реализации       программы  «Одарённые дети».

III. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации  программы «Одарённые дети.»

Основные задачи воспитания одаренных детей:

воспитание на принципах общечеловеческой гуманистической морали;

формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;

формирование высокой речевой культуры;

развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;

обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;

опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных;

освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно- ориентированной педагогики; ориентирование на индивидуальные программы  развития творческой личности одаренного ребенка.

IV. Социально - психологическое обеспечение реализации   программы  «Одарённые дети.»:

разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;

создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;

разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;

обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

формирование умения адаптироваться в социально- значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов); организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого- педагогической подготовки.

V. Материально- техническое обеспечение реализации   программы  «Одарённые дети »:

комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно- методической, научно- методической, психолого- педагогической литературой в связи с реализацией идей   программы  «Одарённые дети.»»;

компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;

обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов; формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно- исследовательской деятельности. 

           План работы по реализации   программы   «Одарённые дети ».

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

I. Организационное и функциональное обеспечение  программы.

1.Организация работы над  программой «Одарённые дети». Создание банка данных по одаренным детям.

Апрель -сентябрь 2018 г.

 Психолог, учитель

2.Обсуждение проекта   программы «Одаренные  дети»        на заседаниях  педсовета методических объединений

Сентябрь-октябрь 2018 г.

руководители МО

3.Подбор и расстановка кадров, работающих с одаренными детьми.

Постоянно

зам. директора по УВР  

4.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми через проблемные и обучающие семинары.

Постоянно

зам. директора по УВР  и ВР,

II. Организация и содержание учебного процесса в аспекте реализации  программы.

1.Создание научного общества учащихся, определение его профилей.

Сентябрь 2018г.

Зам.директора по УВР

2.Подготовка программно - методического и учебно- методического  обеспечения работы  с ОД.

2018-2019гг.

Руководители МО, учителя - предметники

3.Корректировка  программ  факультативных курсов, переориентирование их на работу с одаренными детьми.

2018-2019гг.

Руководители МО, учителя - предметники

4.Организхация обмена опытом по работе с одаренными детьми.

Постоянно

Зам.директора по УВР

5.Участие ОД в научно - практических конференциях.

С 2018 г. Постоянно

Директор, зам. директора по УВР

6.Привлечение преподавателей вузов к работе с одаренными детьми в рамках работы факультативов, групп довузовской подготовки, НОУ.

2018 -2020гг.

Директор, зам. директора по УВР

7.Осуществить педагогический отбор методик, педагогических технологий, личностно развивающих методик по предметам, отвечающим организационным формам и задачам обучения одаренных детей.

2018 – 2020гг.

Руководители МО

8.Организация творческих отчетов по результатам работы факультативов.

С сентября 2018 г.

Учителя - предметники

III. Организация и содержание воспитательной работы в рамках   программ.

1.Школьные предметные олимпиады.

1-е полугодие

Учителя- предметники

2.Участие в районных и областных олимпиадах.

Декабрь-январь

Зам.директора по УВР

3.Участие в интеллектуальных играх в школе и районе.

В течение года

Классные руководители

4.Конкурсы на лучшее сочинение

В течение года

Классные руководители

5. Ходатайство о присуждении премии главы администрации района отличникам учебы.

Весь период

Директор

6.Направление одаренных детей на елку Главы администрации района.

Декабрь

Зам.директора по ВР

7.Участие в бале медалистов.

Июнь

Зам. директора по УВР и ВР

8.Публикации в газете «Деловой   Миусс», посвященные творчеству ребят.

Постоянно

Зам. директора по УВР и ВР

9.Участие в краеведческих чтениях.

В течение года

Зам.директора по ВР, руководитель кружка

10.Занятия учащихся в кружках , школах  по искусству.

В течение года

Кл. руководители

IV. Социально - психологическое обеспечение реализации  программ.

1.Формирование банка диагностических методик индивидуального развития одаренного ребенка, его познавательных возможностей, способностей.

2018-2020гг.

Психолог, администрация

2.Разработка алгоритмов, памяток для одаренных детей , способам ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

2018-2019гг.

Психолог, администрация

3.Организация занятий с одаренными детьми по обучению их навыкам поддержания психологической стабильности и  психорегуляции   творческого саморазвития.

Постоянно

Психолог

4.Организация работы по выявлению профессиональных наклонностей одаренных детей.

Постоянно

Психолог

5.Организация постоянно действующего семинара для учителей, работающих с одаренными детьми, направленного на повышение уровня их психолого- педагогической  подготовки.

   с 2018 г. постоянно

Администрация школы

     



Предварительный просмотр:

План работы  с одарёнными детьми  на 2018-2019                                                                                      МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

Учитель: Чалабян Т.В.

Содержание

Форма  проведения

Срок

Ответственный

1

Разработка плана работы с

одарёнными детьми

Заседание МО

Август

учитель

2

Беседа с родителями  «Как развивать одарённого ребёнка?»

Родительское собрание

Сентябрь

Классные руководители

3

Подготовка к школьному этапу

олимпиад

Индивидуальные

занятия

Сентябрь-октябрь

учитель

4

Использование на уроках задания на развитие логического мышления

Регулярно

Сентябрь-май

Учитель

5

Предметная неделя  по искусству

Выставка  рисунков, викторина

март

учителя

6

Проведение школьного этапа

олимпиад.

Индивидуальные

занятия

В течении года

Учитель-предметник,

7

Подготовка и участие в районных, во всероссийских олимпиадах

Индивидуальные

занятия

В течении года

Учителя-предметники,

8

Работа кружков

В течении года

учитель – предметник.

9

Участие в конкурсах.

Ноябрь-декабрь

учитель – предметник.

10

Разработка алгоритмов, памяток для одаренных детей « Способы ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности»

Ноябрь-декабрь

учитель – предметник.

11

Создание в учебных кабинетах

материалов повышенного уровня

сложности.

В течении года

Учитель-предметник



Предварительный просмотр:

План  работы по преодолению неуспеваемости в обучении на 2018-2019г.                                                        в МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» учитель: Чалабян Т.В.

1.Цель      

1) Выполнение Закона «Об образовании».    

2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

 2. Задачи:      

1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.

 2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.

 3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.

 5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Содержание работы

Срок

1

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом  и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости)

4

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года

5

Повышение общего уровня развития.  Контроль за чтением и выполнением задания учащимся  и подбор необходимой  литературы.

В течение учебного года

6

Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

В течение учебного года

 



Предварительный просмотр:

Чалабян Т.В.   учитель черчения,  технологии, МХК.

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

Тема: « Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных на уроках черчения».

Основные требования к урокам черчения:

К уроку в наше время предъявляются особо серьезные требования. На уроках, черчения, так же как и любой другой дисциплины, ученик должен получить определенную сумму знаний и навыков. При этом не следует забывать, что повышение качества и эффективности всей работы в школе во многом зависит от методического совершенства и направленности уроков.

В сравнении с другими организационными формами урок является основным звеном в цепи всей учебно-воспитательной работы, - так как именно на уроке учащиеся получают стройную систему знаний и умений.

      Прежде чем готовиться к уроку (вне зависимости от темы и программы, по которой преподаватель  проводит свои уроки) важно вспомнить общую схему построения урока. На уроке обязательно должны быть представлены репродукции картин, чертежи, трехмерные изображения или видео материалы, иллюстрирующие рассказ педагога. Могут быть выделены какие-то основные термины, которые обучающиеся должны запомнить и записать, или зарисовать. Обязательным является наличие примеров готовой работы, и промежуточных чертежей, поясняющих поэтапный ход работы.

       Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в мультимедийном кабинете) подходы в обучении.

Какими качествами должен обладать современный урок?

1. Содержание и форма урока должны составлять единое целое и удовлетворять требованиям современной науки.

2. Образовательные и воспитательные стороны урока должны быть объединены одной целью и, воздействуя на учащихся, способствовать  формированию пространственных представлений и активизации познавательной деятельности.

3. Урок должен сопровождаться умело и психологически продуманным применением разнообразных средств наглядности (деталей, моделей, рисунков, чертежей, учебных таблиц, компьютерных графических программ для выполнения чертежей и др.).

4. Современный урок черчения предполагает формирование рациональных приёмов графической деятельности, активность всех учащихся в решении поставленной учителем задачи, в процессе которой они внимательно слушают, думают, чертят, зарисовывают, задают вопросы.

5. На уроке учитель, должен выявлять наиболее эффективные приёмы графической деятельности учащихся, создавать оптимальные условия для их формирования.

6. Урок должен проводиться на высоком методическом уровне, выражающемся в умелом отборе дидактического материала и его мастерском применении в упражнениях, в практической работе и в других формах учебной работы.

7. Такой урок предполагает и хорошее знание учителем индивидуальных способностей учащихся, их интересов и возможностей, которые всегда следует учитывать при опросе.

8. На уроке черчения должны применяться различные методы и приёмы обучения и воспитания, при этом они должны быть гибкими и подвижными, не превращаться в штамп.

Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания, подготовку выпускников к жизни в информационном обществе.

Школа, как и любая сложная система, состоит из многих подсистем. Среди них выделяется основная – сам процесс обучения, являющийся главной и определяющей частью всей системы.

Компьютеризация процесса обучения - это процесс оснащения образовательных учреждений средствами современной вычислительной техники. Компьютеризация – это технический, а не педагогический процесс.

Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по - новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. Главная задача - извлечь из этого оборудования максимальную пользу.

Знания учащихся во многом зависят от подготовки и проведения учителем уроков, прежде всего от правильного их планирования. Улучшение качества знаний учащихся самым тесным образом связано с совершенствованием методики проведения уроков и повышением их эффективности.

Графическое образование школьников направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества; владеющих совокупностью графических умений, а также способных применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.).      

Для проведения тематического контроля знаний обучающихся  могут быть использованы программы электронного тестирования.

 Данные  программы позволяют создавать контролирующие тесты по любому предмету, состоящие из десяти вопросов с выбором правильного из четырех ответов на каждый вопрос. Преподаватель имеет возможность задавать критерии оценки и время выполнения теста.

Компьютерные технологии  естественно,  не  заменяют  традиционные   уроки черчения, на которых  обучающийся  получает  первоначальные  навыки  выполнения чертежей. Однако, после того,  как  обучающийся овладеет  приемами  выполнения чертежей, целесообразно часть учебного материала по  черчению  выполнять  на компьютере.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках черчения предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения. Это и одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, что позволяет достичь интеграции информации, доставляемой несколькими различными процессорами восприятия. И возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов, визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов, возможность развить когнитивные структуры и интерпретации обучающихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией обучающегося [2].

Использование информационных технологий позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы. Вместе с тем, подобно использованию традиционных учебников, применение учебных информационных технологий, обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.                                                                                                  

 Один из примеров подготовки к уроку по черчению. Все чертежи и наглядные изображения выполнены на графическом редакторе КОМПАС-3D. Рассказан алгоритм выполнения чертежа, показаны пошаговые этапы выполнения каждого чертежа. Любой учитель, у которого имеется эта программа, может самостоятельно выполнить любой чертеж, следуя этим указаниям.

Программу КОМПАС можно рассматривать как основной инструмент графического образования.   Программа КОМПАС,   как современный чертежный инструмент освобождает учащегося от утомительных операций выполнения чертежа, обеспечивая при этом высокое качество выполняемых графических работ, учащемуся не следует опасаться, что одно его неверное движение заставит выполнять работу заново.

Работа на компьютерах в системе Компас 3D на уроках черчения чередуется с работой на бумаге: когда учитель дает основные базовые сведения, тонкости учебного материала   После усвоения теории ученики переходят к компьютерам. Интенсивное использование компьютера и безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. Такие   уроки дают  требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников достаточные  для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков, объёмных моделей и т. д., использование  готовых программных средств на традиционных рабочих местах,  оснащенных, компьютерами становится обязательной частью современного общества.  Опыт за рубежом и у нас показывает, что наиболее активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические работники, для которых компьютер, оснащенный всеми необходимыми программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования рабочего места. Именно поэтому навыки, приобретенные учащимися при обучении черчению, должны стать важным моментом при профессиональной ориентации выпускников школ.

Преподавание черчения в большинстве школ ведется на основе традиционных методов и программ, основанных на применении карандаша и линейки, тогда как практика проектирования на предприятиях и в фирмах полностью ориентирована на компьютерные методы построения чертежа. Поэтому внедрение новых методов обучения, основанных на применении компьютерных технологий, является актуальной задачей.

Но здесь, как в народной мудрости: кто не успел, тот опоздал. Если мы   хотим, чтобы наши дети были способны не только строить собственную судьбу, но и судьбу страны, надо искать, искать и находить.

В настоящее время в школах в первую очередь видятся две проблемы:

- нехватка современного оборудования;

- недостаток квалифицированных учительских кадров.

Наработанная годами методика преподавания черчения не предполагала использования компьютера. Пока учитель не убедится сам в действенности того или иного подхода, той или иной технологии, он не сможет их применять адекватно. Но учитель, чтобы не отставать от времени, должен постоянно учиться, обмениваться опытом, видеть опыт работы своих коллег. Нельзя сказать, что наши учителя совсем незнакомы с программами для черчения на компьютере. Уровень у всех разный: кто-то просто слышал названия КОМПАС или АutoCAD,  кто-то немножко работал с этими программами.   Поэтому в данной ситуации очень своевременными были бы курсы для учителей черчения по применению таких программ на уроках в школе, т.е. нужен определённый толчок. А далее всё зависит от личности самого учителя. Получив начальные навыки при желании можно достичь многого. Как говорится, под лежачий камень вода не течёт.

Какие же изменения даёт информатизация процесса обучения:

- Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

- Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся;

- Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);

- Усиливает наглядность;

- Показ объектов, которые другим способом показать нельзя;

- Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети;

- Повышает интерес учащихся.

Знакомство с новыми информационными технологиями поражает диапазоном своих возможностей, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.

Черчение – это такой язык, который понятен во всех странах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранова И.В. Компас-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ДМК Пресс, 2009. – 272 с.

2. Богуславский А.А. Учимся моделировать и проектировать в КОМПАС-3D LT. Учебное пособие. - Коломна: Коломенский гос. пед. ин-т. - 2002.

3. Степакова В.В., Богуславский А.А. Черчение с элементами компьютерной графики. – М: Просвещение, 2005.

4. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М., 2010. - 80 с.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 2008. - 205 с.



Предварительный просмотр:

Чалабян Т.В.  учитель ИЗО и черчения

МБОУ «Алексеево-Тузловская  СОШ»

Обучение основам графической грамоты
МАСТЕР-КЛАСС

В процессе обучения черчению главной задачей, считаю, является формирование и развитие пространственных представлений и логического мышления. Это даёт возможность выработать у школьников умение мысленно воспроизводить форму простейших геометрических тел  и реальных предметов, необходимое для успешного выполнения графических заданий. Способствует расширению у них запаса пространственных представлений, я стараюсь помочь им привести их в систему и прочно закрепить в памяти. На этой основе осуществляется формирование и развитие у учащихся пространственного воображения, без которого невозможна конструкторская деятельность. Я стараюсь правильно выделить в учебных заданиях элементы, развивающие пространственные представления и воображение учащихся, и эффективно их использовать. Первоосновой графических пространственных представлений является, как известно, умение видеть в окружающих предметах составляющие их простейшие геометрические тела. Поэтому с самого начала изучения черчения надо обобщить и закрепить имеющиеся у школьников сведения о геометрических телах. Знакомя с ними учащихся, следует использовать натуральные пособия, обратить внимание на то, какими фигурами представлены различные геометрические тела.

   Очень важно научить школьников видеть геометрические тела в окружающих предметах, расчленять предметы сложной формы на составные части. Школьники должны уметь для этого мысленно представлять геометрические тела в пространстве в различных положениях. Геометрические сведения прочно закрепляются в памяти путем проведения фронтальных упражнений, например определения формы предмета, заданного в натуре и находящегося в классе. Затем его показываю в наглядном изображении, используя для этого таблицы.  

 Известно, что без понимания сущности способа проецирования и ясного представления этого процесса в пространстве невозможно обучить школьников чтению и выполнению чертежа, поэтому для более полного понимания способа получения чертежа в системе прямоугольных проекций необходимо показывать не только результат проецирования, т. е. изображения предмета, но и сам ход образования прямоугольных проекций использовав с этой целью предмет с цветными гранями и модель трехгранного угла. С самого начала у учащихся должно складываться ясное понимание того, что на каждой плоскости проекций получается изображение всего предмета в целом, а не только тех граней, со стороны которых он проецируется.

H:\оевонвронвалрвьрове\P1100729.JPG

H:\оевонвронвалрвьрове\P1100731.JPG

Имея определенный запас первоначальных сведений о форме геометрических тел, учащиеся более успешно смогут решать задачи на выполнение  и чтение чертежа предмета в системе прямоугольных проекций, причем сложность подобных заданий может возрастать за счёт изменения условия в такой последовательности:

  1. Выполнение чертежа по заданному предмету в натуре, находящемуся в руках ученика и доступного для всестороннего осмотра и обмера.
  2. Выполнение чертежа по наглядному изображению предмета. Последнее является его фиксированным положением относительно наблюдателя, и учащиеся должны мысленно поворачивать предмет.
  3. Выполнение чертежа или эскиза по наглядному изображению предмета при необходимости осуществлять следующие преобразования:

а) повернуть его относительно плоскостей проекций;

б) изменить форму целого или его отдельных частей;

в) изменить форму и одновременно положение.

4. Выполнение чертежа (эскиза) по словесному описанию формы и размеров предмета.

    Последнее задание самое сложное. Учащиеся при этом лишены зрительной подсказки. Чтобы полностью представить форму изображаемого предмета, надо обладать хорошо развитым пространственным воображением.

          При чтении чертежа усложнение исходных данных задачи может идти в такой последовательности:

  1. Нахождение среди моделей, значительно отличающихся между собой по форме, изображенного на чертеже предмета.
  2. Нахождение среди моделей, по форме, изображенного на чертеже предмета
  3. Нахождение среди наглядных изображений предметов, значительно отличающихся, а затем близких по форме, один из которых задан чертежом.
  4. По заданному чертежу предмета:

А) собрать модель из готовых элементов;

Б)  изготовить модель из какого-либо мягкого материала.

При выполнении чертежей важно соблюдать определённую последовательность действий, связанных со следующими мыслительными операциями:

А) анализ формы предмета, при котором надо обратить внимание на взаимное расположение составных частей и отметить линии пересечения примыкающих друг к другу простейших поверхностей;

Б)  выбор проецирующего аппарата и мысленное приведение данного предмета в одно из простых положений относительно плоскостей проекций, если его положение не обусловлено заданием. При этом необходимо: поставить предмет основанием на горизонтальную плоскость проекции так, чтобы фронтальная проекция давала наиболее ясное представление о его форме и размерах;

В)  проверка  правильности построения чертежа, определение соответствия каждой характерной точки и линии в натуре и на чертеже.

        При  чтении чертежа требуется мысленное представить форму и размеры предмета на основе исходных данных. Здесь возможна многозначность пространственного толкования рассматриваемых в отдельности проекций предмета. Затруднения в создании его образа в целом вызываются еще и неустойчивостью, свойственной мыслительным образам, возникающим в процессе постепенного анализа и сопоставления отдельных частей чертежа. Одним из вспомогательных приемов чтения чертежа является поэтапное построение наглядного изображения предмета для закрепления мыслительных образов отдельных его частей, возникающих в ходе анализа.

    Черчению невозможно обучаться путем устного сообщения учащимися теоретической информации. На каждом уроке вырабатывается и закрепляется ряд умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Для этого использую различные пособия. Их изготовлением и накоплением я начала заниматься с первых дней работы в школе. На первых порах изготовляла модели деталей из бумаги, картона, а когда появилась возможность, начала  делать их из древесины.

  Раздаточный материал – детали, модели, которые учащиеся получают при выполнении индивидуальных заданий. Я предусматриваю целый ряд работ, для выполнения которых рекомендуется подбирать индивидуальные задания.

H:\оевонвронвалрвьрове\P1100733.JPG

 Методическими пособиями по черчению рекомендуется использовать занимательные задачи. Однако методика их использования недостаточно разработана и отношение к занимательным задачам у преподавателей неодинаковое. Некоторые склонны видеть в занимательных задачах развлекательный характер и не признают их в силу самого названия. Наиболее серьёзный упрёк занимательным задачам заключается в том, что при се своей полезности они будто бы не учат, а лишь возбуждают деятельность воображения, вызывая многочисленные ассоциации, но сами не служат учебным материалом

   Руководствуясь идеей развивающего обучения, я убеждена в том, что мало просто научить школьников чтению и составлению чертежей, надо подготовить их к изучению графического языка как средства общения и мышления. А это означает, что передаваемые с помощью курса черчения знания «важны не в большей степени, чем та дисциплина ума, которую он должен давать, и то доверие к передаваемой системе знаний, которое он должен воспитывать». Занимательная задача может оказать здесь неоценимую услугу. Важнейшим элементом системы информационного обеспечения учащихся на уроках черчения является информационно-терминологический язык, который отражает собой смысловую и содержательную систему геометрических, проекционных, конструктивно-технических и других понятий, конкретно связанных с тематикой обучения.

H:\оевонвронвалрвьрове\P1100729.JPG

      Также как наименования деталей связаны с конкретными геометрическими образами, так и геометрическо - проекционные и конструктивно-технические понятия, которыми учитель оперирует в процессе обучения черчению, постепенно формируют в сознании учащихся устойчивые смысловые условия к отождествлению образа-представления и термина.

Таким образом, специальная терминология – неотъемлемая часть объяснений учителя на уроке, формирующая наглядно-образное мышление и способность к обобщению, то есть к выделению и фиксации относительно устойчивых свойств предметов. Умение владеть терминологией – один из показателей мастерства и грамотности учителя, и его владение искусством умеренно и по теме вводить новые термины и определения при обучении черчению.

Наиболее целесообразно применять на уроках учебно-наглядные пособия к различным этапам изучения учебной темы. Так, при объяснении нового материала я использую следующие пособия, динамические таблицы собственного изготовления, что вполне оправданно. Особую ценность имеют плакаты, которые благодаря наличию подвижных  элементов (перемещающиеся  части чертежа, откидные элементы и прочие)  трансформируются в процессе демонстрации. Пример подобного плаката приведен на фотографии.

В процессе решения всякой задачи графические действия, выполняемые на чертеже, являются отображением определённых геометрически обоснованных действий в пространстве. Очень важно, чтобы учащиеся осознанно использовали эту взаимосвязь между действиями в натуре и на чертеже, а не сводили решение задачи к заученному выполнению графических операций. Лишь при этом условии решение графических задач будет эффективно содействовать развитию логического мышления и способствовать формированию пространственных представлений.