Инновационные технологии в ДОУ

Магомедова Умугайват Рамазановна

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по теме

" Пластилинография"

 

 

«Развитие мелкой моторики

у дошкольников по средствам пластилинографии»

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/dbb2f745-ac22-4488-b5b3-e3a432f36365/0/image001.jpg

 

      

 

 

 

 

 

 

Автор:

Воспитатель МАДОУ «Чебурашка»

Магомедова У,Р, 

 

 

 

 

Данная методическая разработка содержит дидактический материал по развитию мелкой моторики способностей детей посредствам пластилинографии с использованием нетрадиционных техник. Разработка содержит разные виды нетрадиционных техник пластилинографии, методика диагностики, дидактические игры с пластилином, рекомендации и советы, конструктор проектирования НОД, мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики у дошкольников по средствам пластилинографии. Методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ.

      Методическая разработка прошла внешнее рецензирование в 2022 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение……………………………………………………4           

2.Цель и задачи пластилинографии, как вида продуктивной деятельности дошкольников………………………………..6

3.Включение инновационных технологий в работу с детьми………………………………………………………...7

4. Виды нетрадиционных техник пластилинографии……...8

5. Создание предметно-пространственной

развивающей среды…………………………………………..9

6. Методика диагностики по развитию мелкой моторики у дошкольников по средствам пластилинографии (Кутявиной Н. Л., Топорковой И. Г., Щербининой Т. С.)……………..10

7.Заключение………………………………………………..18

8.Литература…………………………………………….…..38

Приложение

Приложение1.Дидактические игры с пластилином.

Приложение2.Рекомендации и советы в работе по технике пластилинография.

Приложение3.Конструктор проектирования НОД по развитию речи в младшей группе.

Приложение4.Мастер-класс для педагогов по изготовлению дымковского индюка из пластилина.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

 

“Ум ребенка - на кончиках его пальцев”

В.А.Сухомлинский

 

       Период дошкольного детства – один из важных периодов развития человека, который характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания. Дети появляются на свет с еще не способными к активному функционированию, но достаточно сформированными органами чувств. Пользоваться своими ощущениями они должны еще научиться. Малыш в жизни сталкивается с огромным многообразием форм, красок и других свойств объектов. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками: шумами, запахами, многоцветием. Каждый малыш это воспринимает. Но если это происходит без грамотного педагогического руководства, оно может оказаться поверхностным, неполноценным. 

        Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомотрику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе руки и глаза, координацию движений, их точность.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.

 

 

 

 

Цель и задачи пластилинографии,

как вида продуктивной деятельности дошкольников.

Цель: развитие мелкой моторики способностей детей посредством пластилинографии с использованием нетрадиционных техник.

Задачи: Создать условия для развития мелкой моторики детей, через использования нетрадиционной техники-пластилинографии.

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  2. Внедрить новые нетрадиционные техники по работе с пластилином.
  3. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  4. Находить оригинальные способы для создания художественного образа.
  5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции. 
  6. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
  7. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.  
  8. Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности с пластилином.

 

https://documents.infourok.ru/dbb2f745-ac22-4488-b5b3-e3a432f36365/0/image002.jpg

 

 

Включение инновационных технологий

в работу с детьми.

Обучение пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов лепки. Поэтому ключевое внимание направляется на постепенное усвоение основных приемов работы с пластилином:

       Раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

       Скатывания кусочка пластилина кругообразными движениями ладошек или пальчиков, формирование шарика.

       Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

       Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии – это заглаживание, надавливание и размазывание, которые, необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняются усилиями кончиков пальцев. Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии дети учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами.

 

 

Виды нетрадиционных техник пластилинографии:


1.
Прямая пластилинография (доступна всем дошкольникам)в которой лепное изображение строится на ровной поверхности
2.Обратная пластилинография (витражная) -предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или стекло.
3.Модульная пластилинография -принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки.
4.Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков.
5.Контурная пластилинографии  – изображение предмета при помощи жгутиков. Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы.
6.Многослойная пластилинография-объемное изображение с последовательным нанесением нескольких слоев.
 7.Фактурная пластилинография – изображение отдельных участков картины с более выпуклым изображением. Раскатывается пластина из пластилина, затем наносится узор стекой, валиком, штампом.

 

Создание предметно-пространственной

развивающей среды:

Наша группа предполагает «Уголок творчества», в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития творчества детей.

         В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная материалом: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа, возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера, а также природными материалами (семена клена, арбуза, тыквы) для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.

         мини-музей «Декоративно-прикладное искусства»;

         выставочный уголок, где выставляются все поделки детей;

         подобраны подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки для их проведения;

         созданы картотеки пословиц, поговорок о труде;

         имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

         Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.

         Таблицы с технологическими карточками способов лепки.

          Образцы работ, фотографии.

         Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Развивающая предметно - пространственная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает детей к самостоятельности, к развитию, формирует интерес, фантазию, воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

 Методы диагностики по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ №1 Топорковой И. Г., Щербининой С. В., Кутявиной Н. Л.

Тема: «Лепка с натуры»

Цель: выявить умение лепить с натуры игрушек из 3-4 частей, передавать в лепке сходство с натурой (форму, пропорции, расположение частей).

Оборудование: игрушка кошки, вылепленная из пластилина (из 3-4 частей), пластилин (или цветное тесто), стеки, доска.

Процедура обследования:

1. Перед ребенком стеки, пластилин (тесто, доска, игрушка лисы. Задание дается в следующей последовательности: -Что это? Вылепи такую же. 2. При затруднении: Педагог задает наводящие вопросы: -Из каких частей состоит кошка? Сколько у нее лап, ушей, и т. д. Вылепи такую же кошку. 3. При затруднении: Педагог проводит подробный анализ: -Какой формы туловище (голова, лапы и т. д.) Какой величины? Где расположены? Вылепи такую же кошку.

Оценка результата:

4б Воспринял натуру в целом, самостоятельно провел ее анализ, в лепке передал внешнее сходство, форму, расположение частей, пропорции, используя необходимые приемы лепки.

3б Воспринял натуру в целом, определил составные части после дополнительной словесной инструкции педагога, в лепке передал внешнее сходство (форму, расположение частей, пропорции, необходимые приемы лепки.

2б В работе передал сходство с натурой после подробного словесного анализа педагогом, может допустить неточности в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

1б Передал элементарное сходство с натурой после подробного анализа педагогом. Могут быть грубые нарушения в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

0б Не смог выполнить работу после подробного анализа педагога; изображение не имеет внешнего сходства с натурой.

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ № 2

Тема: «Декоративная лепка»

Цель: выявить умение выполнять декоративную лепку, располагая изображение на пластине квадратной формы, адекватно использовать цвет и величину. Оборудование: пластина размером 20х20 см, кусочки цветного пластилина: красного, желтого, синего, зеленого цветов; образец пластины. Процедура обследования: 1. Перед ребенком пластина, пластилин. Задание дается в следующей последовательности: -Укрась пластину цветами и листьями. Посередине и в углах сделай цветы, по краям листья, чередуя их по цвету. 2. При затруднении: Педагог предлагает образец. -Сделай такой же узор. 3. При затруднении: Педагог показывает приемы лепки. -Сделай узор так, как это буду делать я.

Оценка результата:

4б Выполнил работу по словесной инструкции, заполнил все пространство пластины (углы, края, середину, симметрично расположил узор, чередуя элементы адекватно использовал цвет и величину, подбирая необходимые приемы для лепки: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

3б Выполнил работу по словесной инструкции, заполнил все пространство пластины (углы, края, середину, может допустить незначительные неточности в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет, величину, использовал необходимые приемы.

2б Выполнил работу по образцу, заполнил все пространство пластины (углы, края, середину,может допустить незначительные неточности в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет, величину, использовал приемы: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

1б Выполнил работу после показа, допустил грубые нарушения в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет, величину, использовал приемы: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

0б Не выполнил работу после подробного показа педагога, нецеленаправленные действия с пластилином.

      

 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ № 3

Тема: «Лепка по представлению»

Цель: выявить умение выполнять лепку по представлению, самостоятельно выбирая способы лепки (конструктивный или скульптурный,правильно передавая человека и животного в движении (форму, пропорции, расположение частей, используя необходимые для лепки приемы.

Оборудование: кусок пластилина (или теста, стеки двух видов (стека с острым концом и стека-нож, доска, образец (клоун с шарами).

Процедура обследования

1. Перед ребенком два кусок пластилина, стеки, доска. Задание дается в следующей последовательности;

-Вылепи клоуна, который бежит и в руке у него шары.

2. При затруднении:

Педагог показывает образец:

-Вылепи такого же клоуна с шарами.

3. При затруднении:

Педагог показывает приемы лепки:

-Вылепи так, как это сделала я.

Оценка результата:

4б Выполнил лепку по представлению, самостоятельно применил необходимые способы лепки (конструктивный или скульптурный), изображение имеет сходство с натуральным объектом (правильно передал пропорции человека в движении (форму частей и их расположение). Использовал необходимые для лепки приемы :деление на части, разрезание, вытягивание, прищипывание, расплющиывание.

3б Правильно выполнил лепку по представлению. Самостоятельно применил необходимые способы лепки (конструктивный или скульптурный). Изображение имеет внешнее сходство с натуральным объектом, но может допустить неточности в передаче пропорций, формы, расположения частей. Использовал все необходимые приемы.

2б Выполнил лепку после показа образца, правильно передал пропорции форму, расположение частей, применил необходимые приемы лепки (конструктивный или скульптурный). Может допустить некачественное выполнение приемов лепки: деление на части, разрезание, раскатывание, сглаживание, вытягивание, прищипывание, расплющивание.

1б Работу выполнил после показа педагога. Могут быть допущены грубые нарушения в передаче внешнего сходства с натуральным объектом (пропорции, форма, расположение частей). Не может самостоятельно применить необходимые способы и приемы лепки.

0б Не выполнил работу после подробного показа педагога, нецеленаправленные действия с пластилином или отказывается работать.

Уровни сформированности навыков в лепке.

уровни баллы

Достаточный уровень 11-12

Средний уровень 8-10

Низко-средний уровень 6-8, Низкий уровень 0-5

 

 Свою работу по внедрению пластилинографии в образовательный процесс в каждой возрастной группе я сопровождаю обязательной диагностикой уровня развития мелкой моторики на начало и конец учебного года (октябрь, апрель). В основу мониторинга положены методики, описанные Гаврилиной С. Е., Кутявиной Н. Л., Топорковой И. Г., Щербининой Т. С. Данные методики позволяют определить уровень развития мелкой моторики дошкольного возраста, а именно: технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание; проявление творчества в декоре; развитие мелкой моторики; проявление аккуратности и трудолюбия.

 

Результаты работы по пластилинографии за 2019-2022год.

 

 

 

https://documents.infourok.ru/dbb2f745-ac22-4488-b5b3-e3a432f36365/0/image004.gif

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/dbb2f745-ac22-4488-b5b3-e3a432f36365/0/image005.gif

 

На диаграмме показано увеличение количества детей с высоким уровнем развития творческих способностей детей с 8% до 58% и снижение количества детей с низким уровнем с 60% до 0%.

                Следовательно, проведённая мною работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей средствами пластилинографии.

                 Таким образом, планомерная, целенаправленная, систематическая работа с детьми в технике пластилинография способствует эффективному развитию мелкой моторики.

                     Главным результатом является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата. Всё это составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребёнка в школе, успешности его обучения в целом.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               Таким образом, можно сделать вывод о том, что пластилинография - как одна из нетрадиционных техник изобразительной деятельности очень актуальна на сегодняшний день. Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

                        Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, развивать речь, обогатить круг представлений, развить художественный вкус.

 

 

 

                                                                             Приложение1

Дидактические игры с пластилином

Разноцветный мяч

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, учить смешивать цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость.

Материал: доска для лепки, классический пластилин, стека, салфетка.

Ход игры. От брусочков пластилина разных цветов с помощью пальчиков отщипнуть маленькие кусочки. Разминать их в руках, соединив вместе, до тех пор, пока пластилин не станет мягким. Затем скатать из этого кусочка шарик. С помощью стека нарисовать на поверхности шарика линии, чтобы он был похож на мяч.

Отпечатки

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание); развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать творческое воображение.

Материал: доска для лепки, тесто для лепки (купленное в магазине, формочки для теста, скалка, разноцветный картон, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто для лепки скалкой. Формочками для теста сделать отпечатки на раскатанном тесте. Этими формочками можно вырезать из него фигурки. Придумать сюжет и разложить полученные фигурки на картоне.

Пластилиновые буквы

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять выученные буквы; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные буквы на картоне, заламинированном скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек шарикового пластилина, надавить и размазать на изображении буквы. Произнести вслух нарисованную букву.

Геометрические фигуры из пластилина

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять геометрические фигуры; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные геометрические фигуры на картоне разной величины, заламинированном скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек шарикового пластилина, надавить и размазать на изображении геометрической фигуры. Произнести вслух нарисованную фигуру.

Конфеты для кукол

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, сплющивание); развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать творческое воображение.

Материал: доска для лепки, белая и коричневая масса для лепки, коробки от конфет, стека, салфетка, скалка, ножницы.

Ход игры. Ребенку предлагается слепить «конфетки» для кукол разной формы из массы для лепки. Нужно отщипнуть кусочек массы коричневого цвета, скатать шарик или кубик, взять белый кусочек массы, отщипнуть кусочек, сделать из него колбаску, украсить колбаской шарик или кубик. Или раскатать скалкой пластилин двух цветов, наложить раскатанную массу для лепки друг на друга, скатать валик и нарезать кусочками, положить в коробочку для конфет

Оживи картинку

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, продолжать учить воспринимать и употреблять предлоги в речи, развивать слуховое восприятие.

Материал: доска для лепки, классический пластилин зеленого и желтого цветов, картинка с изображением дерева без листьев, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается послушать рассказ и одновременно выполнять действия по рассказу: «Весной на деревьях распускаются листья (ребенок вылепливает листья из зеленого пластилина и выкладывает на изображение дерева, наступила осень, листья на деревьях пожелтели (ребенок меняет зеленые листочки на желтые, вдруг подул сильный ветер и сорвал листья с дерева (ребенок вылепливает опадающие листья, листья тихо кружатся и ложатся на землю (ребенок выкладывает листья под деревом на землю, когда дет пойдут гулять, то у них листья будут шуршать под ногами.

Необычные предметы

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку слепить что-нибудь необычное: необычную машину, на которой можно уехать в путешествие; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.

 

 

 

Чего не хватает?

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творчество; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость.

Материал: доска для лепки, пластилин, картинки животных с не дорисованными частями тела, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог рассказывает детям, что художник рисовал животных, но не успел дорисовать. Посмотрите, что не успел нарисовать художник (корова без рог, лиса без хвоста, заяц без ушей, зебра без полос и т. д.). Как можно ему помочь?

Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать аккуратность.

Материал: доска для лепки, масса для лепки, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д.».

Загадки и отгадки

Цель: закреплять приемы лепки, развивать воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: тесто для лепки, стека, салфетка.

Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас, они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

 

                                                                             

    Приложение 2

Рекомендации и советы

в работе по технике

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ».

 

Как выбрать качественный пластилин:

- хороший пластилин должен быть мягким;

-пластилин не должен липнуть к рукам, не пачкать;

- при покупке обращайте внимание на состав пластилина: он не должен содержать растворители, красители, загустители (традиционный пластилин состоит из глины и воска);

-ориентируйтесь на запах: если вы чувствуете запах резины, бензина, не покупайте этот материал;

-коробка должна быть чистой; если видны «жирные пятна», это продукт низкого качества.

                

 

Для работы вам понадобятся:

    - плотный картон для основы под картину

       (дерево, пластик);

    - деревянная или пластиковая дощечка в

      качестве рабочего стола;

    - обычный фломастер; салфетка для рук;

    - малярный скотч; набор стеков;

    - мягкий качественный пластилин;

    - различный природный материал;

    - вспомогательные инструменты –

      многогранники, трубочки и др.

   Полезные советы перед началом работы:

- если пластилин стал твёрдым, его надо разогреть в ёмкости с горячей водой (но не заливать водой);

- при работе с пластилином следует использовать как основу плотный картон, чтобы не происходила деформация бумаги при выполнении приёмов лепки предмета на горизонтальную поверхность;

- чтобы со временем картинка не потеряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем, работать по скользкой поверхности легче, а при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов;

-контур выполняется фломастером по скотчу, который   так же без труда стирается влажной салфеткой;

- если работа выполняется в качестве подарка,

рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком;

- на рабочем столе обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, после выполненной работы вымыть руки водой с мылом;

- работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

Особенности работы с пластилином:

- не стоит смешивать сразу более двух цветов; 

- подмешивание белого пластилина ослабляет

  влияние ярких цветов, делает их пастельными;

- при смешивании матовых и флуоресцентных

  сортов получается пластилин нового качества;

- помните об основных цветах: жёлтый,

  красный, синий. При их смешивании

  получаются новые тона (жёлтый с синим – 

  зелёный, жёлтый с красным - оранжевый,

  красный с синим будет фиолетовый). 

 

                                                                          

Приложение3

            Конструктор проектирования НОД по развитию речи в младшей группе

Подготовила:

Воспитатель: Магомедова У.Р.

Образовательная область - развитие речи

Возрастная группа    младшая

Тема НОД   «Любимый питомец-собака»

Цель: формирование у детей представления о собаках.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о домашних питомцах.
  2. Формировать умение составлять целое из отдельных частей-собаку.
  3. Закрепить знания детей о собаках (внешний вид-окрас, шерсть; питание).
  4. Активизировать в речи глаголы: прыгать, играть, бегать, грызть и т.д.
  5. Расширить интересные факторы из разнообразий собачьих «профессий».
  6. Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя плетения по технике пластилинография.
  7. Воспитывать чувство заботы и любви к своему любимому питомцу.

Чувство ответственности за своего питомца.

Оборудование: презентация «Любимый питомец-собака», картинки продуктов (14шт.) для питомцев, иллюстрация «Вещи из шерсти собаки», варежка, собачки с повязкой (10шт.), картинки с профессиями (3шт.), клеёнки, пластилин, ватман с картинкой собачки, мешочек со сладостями.

Этап НОД

Содержание. Действия педагога

Действия детей. Результат.

Организационный момент

Воспитатель.

Повернитесь поздоровайтесь и всем улыбнитесь! Своей улыбкой пожелайте всем счастья!

Дети приветствуют гостей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление нового знания, повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия (итог НОД)

Воспитатель: Ребята, о ком мы с вами будем сегодня говорить, вы узнаете, угадав загадку.

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьезные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).

Воспитатель: Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных.

Ребята, скажите какие существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? (дикие животные).

А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные). А есть такие животные, которые живут с человеком. Как их называют? (Любимые питомцы).

 

Игровая мотивация:

Слайд 1 слова девочки Мариши:

Здравствуйте ребята! Мне сегодня очень грустно, у меня нет друга?

Воспитатель: Ребята, посмотрите с чем играет девочка? (с варежкой).

А почему? (потому что у неё нет питомца).

А как вы думаете, почему у неё нет питомца? (потому что не разрешают родители, она не знает, как ухаживать за ними).

Цель: А мы с вами сможем научить Маришу, как ухаживать за дом. питомцами? (да). А нам поможет интересная карта с картинками!

Воспитатель: Ребята, но мы незнаем, кого хочет девочка.

1 задание.

Воспитатель: Собрать картинку из 8 частей. Кто это? Собака.

Дети, а хорошо дома держать собаку? (да).

Почему? (если большая-сторож, охранник; а если маленькая- приносит радость хозяевам).

Значит в центре карты поместим собаку.

На экране-собака.

 

2 задание (показ на слайде презентации) смотрим картинку. О чём говорит?. Чем питается?

Д/игра «Что едят питомцы? (мясом, косточкой, зернов, овощами, морковкой, кормом…..т.д)

Молодцы!

 

3 задание.

Посмотрим следущую картинку.

(показ на слайде презентации) На экране картинка собака с цветным кружком и шёрстка.

О чём эта картинка? (верно, окрас собаки).

Ребята, какой окрас может иметь собака? (коричневый, чёрный, белый, серый, двухцветный, трёхцветный).

А шерсть какая у собак? (тёплая, мягкая).

А посмотрите и скажите. Что можно сделать из собачей шерсти? (сшить, связать вещи). картинка

А нам Маша передала варежку из собачей шерсти. Чтобы потрогали и поиграли с ней!

Д/игра «Что умеет делать собака?»

(лаять, прыгать, кусать, встречать, радовать, ласкаться, играть, гавкать, визжать, скулить, кушать)

 

4 задание

(показ на слайде презентации) 

Эта картинка нам предлагает назвать какую пользу приносит собака людям.

Д/игра «Собачьи профессии»

«Возьми собаку и отправь для выполнения служебной задачи!». (картинки собак с повязками)

Дополнили ответами о профессиях собак.

Молодцы ребята! Мы не только должны кормить, гулять с ними, но и тренировать с самого рождения для освоения собаками различных профессий.

 

Назовите правила к домашнему питомцу

Что будит, если питомец останется на улице? (потеряется и заболеет).

Если заболел к кому надо обратится? (к ветеринарному врачу)

Прежде, чем завести собаку, какие условия необходимы? (дом, питание).

Если его не кормить во время? (заболеет, помрёт)

Как надо следить за шерстью? (мыть и расчесывать специальной расчёской)

Чтобы питомец был послушным,что нужно делать? (дрессировать, воспитывать).

Как надо содержать дом.питомца? (в чистоте, выгуливать).

Чтобы животное выглядело ухожено от кого зависит? (от хозяев).

Если мы уедим куда его отдадим? (отдадим другим хозяевам)

Молодцы ребята, назвали все правила, по отношению к домашним животным, чтобы они были здоровы и «счастливы»!

 

Слайд 2 (показ на слайде презентации) 

А посмотрите у Марише появился любимый питомец!

А почему! (потому что она поняла, как надо за ним ухаживать). Девочке подарили маленького щенка, потому что она и сама маленькая. А когда она вырастит у неё будит большой питомец!

Вывод: Мы в ответе за тех, кого приручили!

Я уверена, что вы будите хорошими хлевами для своих питомцев.

Сова Мариши: Ребята, мне родители подарили щенка! Я очень рада! А вам спасибо, за то, что вы меня научили ухаживать за питомцем!!!!

Продуктивная деятельность:

(показ на слайде презентации) 

А давайте сделаем для её питомца пушистую подстилку-коврик  в технике пластилинография -жгутиком.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: А Мариша очень довольна и она передаёт вам сладкий сюрприз! (дети открывают мешочек, а там конфетки).

Итог. Хорошо иметь собачку? (да)

Собака-друг человека

Сидя на стульчиках, дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Описание: C:\Users\User\Desktop\643462.jpg

Появляется на экране девочка Мариша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети за столом складывают картинку из частей

 

 

 

 

 

 

 

 

В кругу нарисованы домашние питомцы, а на карточках пища. Дети берут картинки и кладут тем питомцам, которые питаются этой пищей и говорят.

 

 Описание: C:\Users\User\Desktop\1.jpg

 

 

 

 

Дети по картинке называют вещи из собачей шерсти.Описание: C:\Users\User\Desktop\3.jpg

 

Дети стоят в кругу передают варежку и говорят действие собаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут собаку и располагают рядом с соответствующей карточкой. (спасатель, санитар, полицейский, поводырь)

 Описание: C:\Users\User\Desktop\7.jpg

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг, называют правила. Воспитатель кидает мячик и спрашивает, дети дают ответ.

 

 

 

 

 

 

 Описание: C:\Users\User\Desktop\Tl2eVo8TMvQ.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На столе кусочки разноцветного пластилина. Показ воспитателя. Затем дети катают пластилин и закругляют в виде жгутика.Описание: C:\Users\User\Desktop\697510.jpg

Прилепляют к ватману, для собачки. Получается пушистый коврик!

Дети все вместе говорят пословицу!

Продолжение исследования вне НОД

 

Рассказ детей из уст родителей.

 

 

Приложение4

                        Мастер-класс для педагогов

по изготовлению дымковского индюка из пластилина.

                                                                                                      Подготовила:

Воспитатель: Магомедова У.Р.

Цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастера класса:

1.Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой «пластилинография».

2.Научить участников мастера-класса лепить дымковского индюка, передавая форму частей, плотно их соединять; украшать индюка дымковскими узорами.

3.Обучить приёмом работы с пластилином, изготовлению жгутиков из шприца.

4.Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования пластилином и способствовать широкому применению их в детском саду.

5.Воспитывать интерес к народной игрушке и уважение к труду народных мастеров.

Материалы: пластилин, дощечка для лепки, стека, салфетка.

Структура мастера-класса:

1. Теоретическая часть:

Вступительное слово по теме «Пластилинография - увлекательное и полезное занятие для детей»

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.

3. Заключение – итог мастер-класса.

 

Ход мастера-класса:

1. Теоретическая часть

          «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

           Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.

           Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. 

Важно подкреплять уверенность детей в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

      Преимущества пластилином перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше. А теперь попробуем совместить рисование пластилином и декоративно прикладное творчество.

Цель: сегодня я хочу познакомить вас с одним из техник пластилиновой живописи из шприца и научить лепить индюка по мотивам дымковской игрушки.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.

Предложить посмотреть на все игрушки сразу и попробовать определить, что у них общего и что отличает их друг от друга?

Вспомнить из чего лепят дымковские игрушки? (из глины). Затем обжигают в печи и окрашивают белилом. Поэтому используем белый пластилин.

Методическая последовательность лепки индюка:

а) Анализ образца:

Из каких частей состоит игрушка?

Какую форму имеет туловище, голова, крылья, хвост?

Почему такую игрушку можно назвать декоративной по каким признакам?

б) Изготовим игрушку:

  • Кусок пластилина делим на три части: толовище хвост и крылья.
  • Берём большой кусок и лепим овал-цилиндр вытягиваем пальцами длинную шею и сверху сгибаем вперёд - это голова дымковского индюка.
  • Скатываем три шара: один большой для хвоста, два меньше для крыльев индюка.
  • Три шара расплющиваем между ладонями и прищипываем у хвоста и крыльев края.   Закрепляем хвост с низу и поднимаем его вверх, а крылья закрепляем сверху на спине и опускаем вниз. Можно сделать крылья индюка гармошкой.
  • Далее лепим клюв, бородку, корону на голове-красного цвета.
  • Ставим индюка на подставку из пластилина красного цвета. Индюк готов.

в) После готовой игрушки индюка надо расписать дымковской росписью!

     Делаем разные узоры: капельки, кружочки, волнистые и прямые линии.

Используем технику работы с пластилином из шприца: пластилин разрезаем на мелкие кусочки, заполняем шприц и опускаем шприц в ёмкость с горячей водой, выдавливаем жгутики разного цвета и украшаем края хвоста и крыльев у индюка.

Заключение:

Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за продуктивную работу в изготовлении дымковского индюка.

Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об

эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

 

 

Творите вместе с детьми!

Желаю удачи!

Список литературы

1.  Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.

2. Колдина Д.Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

4. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Библиотека воспитателя». "Пластилиновая картина". Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика - Синтез», 2013.- 53 с.,

5. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина" - Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.