Работы мои и моих учеников

Рамазанова Эльвира Гиниятулловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА - САД № 10 Г.КОГАЛЫМА»https://st2.depositphotos.com/8120888/11511/i/950/depositphotos_115113238-stock-photo-illustration-of-crow-with-the.jpg

 «ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В БАСНЯХ И.А. КРЫЛОВА»

Подготовили:

Рамазанов Расул Вадимович,

Сорока  Владислав Олегович

ученики 7 класса

МАОУ «Школа-сад» №10 г.Когалыма

Руководитель: Рамазанова Эльвира Гиниятулловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Школа - сад № 10» г. Когалыма

г.Когалым -2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………

3

Основная часть……………………..

4

Практическая часть………………….

Заключение ………………                                

6

11

Использованная литература…………

12

Приложения…………………………

14

                                             

 

Введение               

Актуальность работы:  13 февраля 2019 исполнилось  250 лет со дня рождения известного русского баснописца И.А. Крылова.  Его басни (всего их 236), наполненные  аллегориями, и сегодня очень актуальны: человеческие недостатки, которые он обличал, есть и в наше время.

Цель: Представить образ идеального человека  по Крылову.  Для этого мы ответим на вопрос: от каких пороков и недостатков человек должен быть свободен.

Задачи:

  1. Прочитать все басни И.А. Крылова.
  2. Проанализировать басни писателя и выявить соотношение: какие качества характера человека  больше всего обличает И. А. Крылов.
  3. Обобщить свои наблюдения.

Объект исследования: 236 басен И.А. Крылова

Предмет исследования: человеческие пороки и недостатки  в баснях.

                                                 

Основная часть

  Какие же недостатки высмеивал и критиковал баснописец в своих произведениях? Они стары, как мир. Алчность, ненасытность, скупость, плутовство, фальшь, двуличие, лукавство, лесть. Во всех этих баснях Крылов наглядно демонстрирует пустопорожние занятия, отход в сторону от истинного дела, дилетантство. Людям не свойственно выказывать свои недостатки — большинство старается завуалировать их, дать им привлекательную обёртку. Демонстрировать недостатки и неумения не принято. Тем не менее, как их не скрывай, они всё равно проявятся. И Крылов это отлично знал. Сам он, начавший свою трудовую деятельность на одиннадцатом году жизни, насмотрелся всякого. С детских лет он примечал то, что творится в обществе, аккумулировал в себе впечатления о жизненных неурядицах, что потом нашло своё отражение в его баснях. Если попытаться перечислить все пороки, которые Крыловым бичуются в баснях, то к основным можно отнести: глупость,  лицемерие, ветреность, лесть, жадность,  коварство,  несправедливость,  беззаконие,  хвастовство,  невежество и др.  Собственно, по прошествии многих десятилетий, все человеческие пороки, которые высмеивает Крылов никуда не исчезли и их всегда можно встретить и в наше время.

Басня широко известна была уже в древней Греции, Китае, Индии. Но жизненность и сатирическая обобщенность крыловских басен явились новым словом во всей русской литературе начала XIX века. «Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку, — и в сей басне умел сделаться народным поэтом», — писал о нем Гоголь.

 Вместе с сатирическими мотивами Крылов воскрешает в баснях и смелость сатирического обличения, прикрывая его басенным аллегоризмом. Сатирическое острие басен Крылова было направлено против злоупотреблений, взяточничества, невежества, корыстолюбия и круговой поруки всего государственного аппарата.

Басни Крылова основаны на свойственных народу трезвых и реалистических оценках жизненных явлений и нравственных качеств человека. Потому-то мораль крыловских басен — народная, трудовая мораль, направленная против праздности и тунеядства господствующих классов. Отражая мнение народа, Крылов настаивает на уважении к труду. Такие басни, как «Кот и Повар», «Пруд и Река», «Мельник», ратуют за активное отношение к делу, враждебны нерадивости и лени. Крылов высмеивал все те отрицательные качества, которые особенно ненавистны народу. Баснописец бичует не только любителей поживиться за счет чужого труда, но также и всяческих лентяев и растяп. Тут и незадачливый Тришка, нелепо перекроивший свой кафтан («Тришкин кафтан»), и беспечный Мельник, у которого «вода плотину прососала», и неспособный к полезному труду Медведь, погубивший «несметное число орешника, березняка и вязу». Эти образы сохраняют всю свою значимость и сатирическую заостренность и в наше время, ядовито осмеивая незадачливых растяп и бездельников, беззаботно относящихся к народному достоянию или заваливающих любую поручаемую им работу.

                         

                                                     

Практическая часть

Первое место  в баснях Крылова занимает отсутствие знаний и невежество.
Этот порок высмеивается  примерно в 47 баснях, вот некоторые из них…

  1. «Ларчик»  люди нередко ищут сложные решения там, где задача решается очень просто,

ведь не стоит видеть сложности там, где их на самом деле нет.

  1. «Мартышка и очки» про то, что  часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди

судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем.

  1. «Обоз» о том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.
  2. «Парнас»   смысл, вероятно, заключается в том, что невежественные люди на любой должности и в любом месте все равно остаются невеждами. Такие люди нередко гордятся своей глупостью и ограниченностью и при этом избегают умных, талантливых личностей.
  3. «Квартет» где говорится о том, что в любом деле важны способности, знания и опыт человека. Без умения и музыкального слуха Медведь (а также Осел, Козел и Мартышка) не сможет стать хорошим музыкантом, даже если запасется нотами и инструментами. То же самое можно сказать и о любой другой профессии.
  4. «Свинья под дубом». Мораль басни в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и, якобы, не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.
  5. «Осёл и соловей», смысл басни в том, что невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают; самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало интересно.
  6. «Щука  и кот».  Мораль басни "Щука и Кот" заключается в том, что каждый человек должен заниматься делом, в котором разбирается; напротив, когда человек берется не за свое дело, его чаще всего ждет провал.
  7. «Петух и жемчужное зерно», в басне говорится о том, что невежественные, глупые люди нередко с радостью ругают и осуждают то, в чем совершенно не разбираются; такие глупцы гордятся своей ограниченностью и редко интересуются чем-то, помимо своих базовых потребностей.
  8. «Листы и корни» Мораль басни "Листы и Корни" заключается в том, что любой полезный труд имеет право на уважение и благодарность. К сожалению, высокомерные и неблагодарные люди нередко считают чужой труд менее важным и значимым, при этом преувеличивая свой собственный вклад в жизнь общества.
  9.  «Крестьянин и змея» ("К Крестьянину вползла Змея...") смысл в том, что человек, обманувший или совершивший подлость, не может рассчитывать на полное доверие к себе, даже если он якобы раскаивается. К сожалению, утраченное доверие порой бывает невозможно вернуть, потому что люди больше не верят обманщику или подлецу. Так, Крестьянин в конце концов отказывается иметь дело со Змеей, которая ранее поступала с ним не очень хорошо.
  10.  «Обезьяны» Мораль басни "Обезьяна" заключается в том, что только полезный труд заслуживает похвалы и уважения со стороны окружающих. Напротив, бесполезный и бессмысленный труд не может принести человеку настоящей славы и благодарностей.
  11.  «Огородник и философ» Смысл в том, что теоретические знания важны, но куда лучше, если они подкрепляются ежедневной практикой и опытом.
  12.  «Осел  и соловей» про то, как невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают; самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало интересно.
  13.  «Охотник»  К любому важному делу лучше готовиться заранее и полагаться на самого себя, не надеясь на везение; даже если в прошлом ситуация всегда развивалась по одному сценарию, лучше быть готовым к других вариантам развития событий.
  14.  «Парнас» Невежественные люди на любой должности и в любом месте все равно остаются невеждами. Такие люди нередко гордятся своей глупостью и ограниченностью и при этом избегают умных, талантливых личностей.

Интересно отметить, что невежды в баснях Крылова все обладают завышенной самооценкой и не могут на себя критически посмотреть:

  • «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: // В механике и я чего-нибудь да стою» - утверждает  самоуверенный  механик, хотя сам не умеет  ничего;
  •  «У нас запляшут даже горы», - обещают неумелые музыканты;
  •  «Недаром нас пригнали на Парнас», - хвастают бездарные ослы, которые думают, что смогут заменить 9 муз.

Второе  место заняла  глупость (их около  36 басен). Например, …

Иван Андреевич Крылов высмеивает глупость и недальновидность в следующих баснях:

  1. «Зеркало и обезьяна» (Обезьяна так глупа, что не узнает себя в зеркале);
  2. «Роща и огонь» (Наивная, глупая роща  подружилась с огнём и сгорела);
  3. «Тришкин кафтан» (недальновидный Тришка латает кафтан, отрезав у него рукава)
  4. «Любопытный » (герой не заметил самого важного – Слона)
  5. «Котенок и скворец»  что люди, которые учат детей чему-то плохому и безнравственному, сами могут стать жертвами своих учеников.
  6. «Оракул» что порой глупые или некомпетентные люди справляются со своей работой только благодаря своим умным помощникам; при этом помощники нередко остаются в тени, так что об их существовании мало кто догадывается.
  7.  «Орел и Крот» что не стоит пренебрегать советами тех, кто кажется нам ниже по статусу или не нравится нам по каким-то причинам: иногда мнение незнакомого, но знающего человека может быть очень полезно. Гордые и высокомерные люди не любят принимать советы посторонних и из-за этого нередко оказываются в дураках. 
  8.  «Пустынник и медведь»  что глупые люди нередко совершают дурные поступки, даже если действуют из лучших побуждений. Кроме того, Автор также напоминает о том, что нужно с умом выбирать друзей, чтобы те в трудную минуту не подвели вас. Этой басней Крылов высмеивает глупость, недальновидность, неосмотрительность, неумение разбираться в людях.  
  9.  «Слон на воеводстве» что добрый, простой, но глупый человек может причинять не меньше вреда, чем хитрый, расчетливый подлец.
  10.  «Хозяин и мыши» что порой недальновидные начальники наказывают всех своих подчиненных без разбора за проступок какого-то одного работника (например, за кражу); честные работники, которые не готовы терпеть незаслуженные наказания, находят себе другое место работы, где бы их ценили по достоинству.

Третье место  занимают два порока:

приспособленчество (32 басни) и неблагодарность (30 басен). Вот некоторые из них:

Приспособленчество:

  1. «Две собаки»  В этой басне Крылов осуждает людей, которые готовы унижаться, как собака Жужутка:  «Как счастье многие находят//Лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят».

что ради различных привилегий люди нередко жертвуют своим достоинством и самоуважением, унижаются и угождают тем, кто богаче или знатнее их. Судя по всему, Крылов в частности высмеивает тех, что продвигается по службе благодаря угодничеству и низкопоклонству.

  1. «Ворона и курица», в басне  «Ворона и курица» Ворона готова остаться во вражеском лагере и жить по чужим законам.
  2. «Волк на псарне», в басне  «Волк на псарне» показана готовность менять своё лицо в минуту опасности.
  3. «Рыбья пляска» В  «Рыбьей пляске» мужик  из страха так искусно врёт царю зверей, что ему удаётся доказать, что рыбы, жарящиеся на сковороде, на самом деле пляшут от радости, что увидели Льва.
  4. «Кукушка и горлинка»  что родители, которые не занимаются воспитанием своих детей и мало заботятся о них, с годами могут получить плачевные результаты: неуважение и безразличие со стороны своих отпрысков.
  5. «Лань и Дервишь» в том, что по-настоящему добрые и благородные поступки совершаются без расчета на благодарность и выгоду. Доброму человеку приятно разделить с другими то, что у него в избытке.
  6. «Собачья дружба» заключается в том, что некоторые люди с виду кажутся надежными и верными друзьями, но как только им приходится что-то делить между собой, они превращаются в заклятых врагов.
  7. «Собака, Человек, Кошка и Сокол» заключается в том, что друг познается в беде, а не на словах. К сожалению, люди нередко клянутся друг другу в вечной дружбе, но, случись беда, ведут себя подло, думая только о своем благополучии.

Неблагодарность осуждается примерно в 30 басен, вот некоторые из них:

  1.  «Свинья под дубом» этой басне  Крылов  в аллегорической форме показывает людей, пользующихся плодами науки, но  не имеющих к ней благодарности.
  2.  «Листы и корни» , где у  листьев нет благодарности к корням  дерева
  3. «Волк и журавль», где  волк готов съесть журавля, который только что спас его.  
  4.  «Крестьянин и работник» В басне  «Крестьянин и работник» неблагодарный крестьянин ругает работника за испорченную шкуру медведя. Причём это тот самый медведь, от которого работник спас своего хозяина.

Четвёртое место  в рейтинге человеческих недостатков заняло хвастовство. Оно осуждается Крыловым примерно в 17 баснях. Самые известные:

«Лягушка и вол»,  В первой из этих басен лягушка тягается с волом

«Синица»,   во второй – синица обещает зажечь море,

«Слон и Моська». а в третьей маленькая собачка пытается запугать слона

Пятое место занимает лень. Её обличает автор где-то в 15 баснях. Самые две из них  

«Стрекоза и муравей»,  в ней автор напоминает нам, что кроме отдыха и развлечений есть труд. Когда есть в жизни цель, то чтобы воплотить ее в жизнь, надо много трудиться,

«Пруд и река». В басне говорится о том, что лень и безделье способны загубить любые способности и таланты.

Другие пороки и недостатки , которые высмеивает И.А. Крылов:

  • назойливость («Демьянова уха»)
  • взяточничество («Крестьянин и река»)
  • неумение договариваться («Лебедь, рак и щука»)
  • грубость, жестокость («Волк и ягнёнок»)
  • паразитический образ жизни («Оракул»)
  • самообман («Лисица и виноград»)
  • злорадство («Чиж и голубь»)

Заключение

Таким образом, И. А. Крылов показал, каким человек быть не должен. Следовательно, идеал человека, по Крылову,  это человек, свободный от вышеперечисленных пороков.

  Это человек, который много знает, он не невежда.

  Это не глупый, а умный и дальновидный человек.

  Это человек, который ради выгоды не будет унижаться  и приспосабливаться.

  Это человек, который умеет быть благодарным.

  Он не хвастливый, а скромный.

  Он не ленивый, а трудолюбивый.

                       

Использованная литература:

  1.  1.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Крылов,_Иван_Андреевич
  3.  http://www.krilov.ru/
  4. https://www.google.com/search?q=словарь+ушакова&oq

Приложение   №1

Диаграмма  «Пороки, отличающиеся в баснях И.А. Крылова »

         

Приложение   №2

МАКЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

  • ЗнанияКартинки по запросу человек макет
  • Ум
  • Достоинство
  • Благодарность
  • Скромность
  • Трудолюбие


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Шла большая русская земля…

Мама пошла на премьеру фильма «Зоя» без меня… До выхода этого фильма она мне рассказывала о подвиге девушки-партизанки, которую жестоко казнили фашисты в годы войны. Вместо просмотра фильма мама предложила мне прочитать книгу «Повесть о Зое и Шуре», которую принесла из школьной библиотеки. Автором этой книги является мама  Зои и Шуры Любовь Тимофеевна Космодемьянская.

Я прочитал книгу на одном дыхании. После прочтения повести я долго находился под впечатлением…

Меня удивило то, что Зоя с детства росла очень требовательной не только к окружающим, но и, в первую очередь, к себе.

Как можно сидеть над решением задачи до четырех утра, когда твой брат Шура предлагает списать готовую задачу. Но Зоя даже не поворачивала головы в сторону тетради брата, потому что считала, что это нечестно, непорядочно. Она и с других требовала такого же отношения к работе, за которую взялся. Помню, на контрольной работе Зоя не дала списать подруге, считая, что это неправильно, а класс потом разделился на два лагеря: одни говорили, что Зоя плохой товарищ, другие – что принципиальная. А она просто не могла по-другому.

Перед самой войной, когда Зоя вступила в комсомол, молодые люди начали заниматься с безграмотными пожилыми людьми, они учили их считать и писать. Зоя очень радовалась за свою подшефную – бабушку Лидию Ивановну, когда та, наконец, запомнила все буквы и пыталась складывать их в слоги. Маме Зои удалось достать билеты на любимого композитора дочери, но в день концерта Зоя, несмотря на уговоры мамы и брата, как обычно, пошла к своей подшефной. А все потому, что не могла по-другому, не могла подвести, если дала слово.

И во время работы на трудовом фронте, когда молодые комсомольцы убирали картошку на полях,  и их норма составляла сто килограммов в день, Зоя очень расстраивалась, что у других получается собирать быстрее, и потом со слезами на глазах рассказывала маме, что она достает всю картошку из борозды, а другие только ту, что лежит на поверхности, ее возмущало такое отношение к труду, она не хотела и не могла мириться с людской халатностью.

Зоя очень много и вдумчиво читала. Если книга ей нравилась, она не видела ничего вокруг, могла читать до самого утра, а самые интересные мысли записывала в маленькую тетрадь. Однажды она прочитала о подвиге Татьяны Соломахи, девушки-революционерки, зверски замученной кулаками-белогвардейцами. Зоя была поражена мужеством и стойкостью этой несломленной девушки, вот почему в 1941 году она, попав в плен к фашистам при выполнении задания, назвалась Таней.

Как-то, когда Зоя поправляла здоровье после тяжелой болезни в санатории, она встретила писателя, чье творчество очень любила. Это был Аркадий Петрович Гайдар, его рассказами она зачитывалась, когда была маленькой. И вот когда отпуск подошел к концу, Аркадий Петрович подарил Зое свою книжку, где сделал такую запись: «Что такое счастье – каждый понимает по-своему. Это честно жить, много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советский  страной».

Зоя прожила очень короткую, но героическую жизнь. После того, как из статьи газеты «Правда» стало известно о гибели партизанки Тани, а позже стало известно, что эта смелая и мужественная девушка и есть Зоя Космодемьянская, Любови Тимофеевне стали приходить письма со всего Советского Слюза; люди старались поддержать убитых горем родных, восхищались подвигом Зои, называли в ее честь улицы и школы. Никакими словами не передать горе матери, потерявшей обоих детей на войне, ведь брат Зои Шура тоже погиб, не дожив до Победы меньше месяца.

А Любовь Тимофеевна продолжала работать в школе, и только огромная поддержка советских людей, восхищавшихся подвигами ее детей, давали ей силы жить дальше. Каждое утро она приходила в класс, где на стене висели портреты ее Зои и Шуры, таких разных в жизни и таких одинаковых в своем стремлении сделать все для любимой страны и будущего народа.

Именно благодаря героизму и отваге, стойкости духа и любви к родине миллионов советских людей нам и удалось одержать Победу над захватчиками.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 Г.КОГАЛЫМА»

https://ic.pics.livejournal.com/tstealth1/29813624/260175/260175_original.jpg

        

ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОТКРЫТИЕ»

«КУРСКАЯ ДУГА В ЦИФРАХ.

ФРОНТОВОЙ ПУТЬ МОЕГО ПРАДЕДУШКИ»

Подготовил:

Рамазанов Расул Вадимович,

ученик 5 Б класса

МАОУ «СОШ №10» г. Когалыма

Руководитель:

Турчанинова Светлана Александровна,

учитель математики

МАОУ «СОШ № 10» г. Когалыма

г.Когалым -2020 год

Содержание

Введение                                                                3

  1. Великая Отечественная война в цифрах                                4
  1. Пять самых значимых сражений в ходе войны        4

1.2.География Вов                                                        6

  1. Битва на Курской дуге                                                6
  2. Мой прадедушка-участник битвы на Курской дуге                12                                

Заключение                                                                13

Список использованной литературы                                14                                        


Введение

Цель исследования:  сбор информации о битве на Курской дуге, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

Задачи исследования: познакомиться с ходом сражения битвы на Курской дуге с точки зрения математики, провести математический анализ результатов самого грандиозного танкового сражения в ходе Вов.

Проблема: как мало знает мое поколение о Великой Отечественной войне, не задумываясь, какой след оставила война в наших семьях.

Гипотеза:  в мире стали забывать уроки войны; чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, ею нужно интересоваться молодым поколениям. У нас есть разные источники получения информации о войне, но заставить молодежь любить собственную историю, заставить ею интересоваться нельзя. Сохранение исторической памяти зависит от каждого человека.

Объект исследования Великая Отечественная война. Курская дуга.

Методы исследования:  Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет. Анализ и систематизация материала. Изучение семейных архивов, фотографий и писем с фронта моего прадедушки

Практическая значимость работы: Данная работа может быть использована на уроках математики, классных часах для воспитания у моих сверстников чувства патриотизма и гордости за родную страну.

                             

  1. Великая Отечественная война в цифрах

            9 мая 2020 года наша страна будет отмечать 75-летний юбилей нашей Победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной Войне. Прошло около 75 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Мы с вами потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, по долгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины.

        Изучая математику, я решил заглянуть в прошлое, во времена Великой Отечественной войны с точки зрения цифр. Нам, родившимся в 2000-е годы никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.

За четыре года, прошедших между необъявленным началом войны и подписанием германской капитуляции, стороны провели бесчисленное количество сражений. Некоторые из них навечно вошли в военную историю как битвы, определившие исход самой страшной войны в истории человечества.  Меня заинтересовал ход сражения на Курской дуге, я пытался ответить на вопрос, с какими силами обе стороны начали данное сражение, был ли перевес сил, а также я проанализировал исход битвы, потери сторон, как людские, так и технические.

Вот пять самых значимых сражений Великой Отечественной.

  1. Московская битва (1941 - 1942 гг.)

Немцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.

2. Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.)

Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

3.Курская битва (1943 г.)

По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск были еще страшней. 863 тысячи человек не вернулись из боя, а бронетанковый парк оскудел на шесть тысяч машин.

4. Белорусская операция (1944 г.)

Целью операции был разгром немецкой группы армий «Центр» и освобождение Беларуси с последующим выходом на территории Литвы, Латвии и Польши. 

5. Берлинская операция (1945 г.)

Завершающий этап Великой Отечественной войны, закончившийся победой советского народа.

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. И не было в истории такой войны как Великая Отечественная не только потому, что в ней погибли миллионы людей, и она была самой разрушительной, но и потому, что раньше не было столько героев и героических подвигов, как в этой войне.

Конечно, точно подсчитать, сколько воевало в ВОВ и сколько погибло военнослужащих и мирных жителей, довольно сложно. Данные эти всё ещё уточняются исследователями. Приведу общие цифры, которые чаще всего упоминаются в разных источниках.

Считается, что в Красной армии воевало около 34 500 000 человек, тогда как на стороне Германии вместе с её союзниками было 17 500 000.

Более 1 миллиона партизан сражались с врагом в тылу, разведывая и передавая ценные сведения и совершая диверсии на объектах, которые были особо ценными для фашистов. Только одни добровольцы смогли уничтожить более 1 000 000 немецких военнослужащих, вывести из строя более 4 000 единиц военной техники, около 65 000 единиц автомобильного транспорта, 1100 самолётов, взорвали свыше 20 000 железнодорожных поездов.

Всего за военные годы в числе погибших, попавших в плен и пропавших без вести приблизительно 11 900 000 советских воинов, около 13 700 000– мирного населения. Некоторые источники указывают общую цифру в 26,6 миллионов. Споры о понесённых нашей страной человеческих потерях ведутся до сих пор.

Считается, что со стороны Германии безвозвратно потеряно 8 600 000 человек. Учёные убеждены, что Советский Союз за одного оккупанта заплатил тремя советскими солдатами и офицерами.

Гитлер запланировал провести молниеносную войну, полностью разгромить СССР и захватить русские земли всего за 150 дней! Но он ошибся, недооценив самоотверженность и героизм советского народа. В результате желаемая немцами быстротечная война превратилась в затяжную на 4 долгих года.

География ВОВ

Если посчитать территорию, где проходили все военные действия в 1941 – 1945 годах, то получится порядка 3 миллионов квадратных километров. Общая фронтовая линия составляла 3000 километров.

В первый день нападения Германии на нашу страну фашистами было уничтожено 1200 советских самолётов. За четыре года фашистская Германия продвинулась от советских границ до реки Волга на 1500 километров. Советские войска за военные годы прошли с восточной стороны в сторону запада расстояние в 2000 километров, по пути освобождая свою территорию от оккупантов.

За годы войны на территории Советского Союза немецкие захватчики разрушили 1710 городов, 70 000 деревень, разгромили  98 000 колхозов, 1876 совхозов и 32 000 промышленных фабрик и заводов. Стёрто с лица земли 2 000 архитектурных памятников, более 400 музеев, 30 000 000 жилищ.

Перейдем к другим цифрам:

Немецкая печать сообщала, что захват Норвегии обошелся им всего в 1317 человек убитыми, захват Греции – 1484 человека,  Польши – 10572 человека. Всего за первый год мировой войны военные потери Германии составили 39 тыс. человек убитыми, 143 тыс. раненными и 24 тыс. пропавшими без вести. А всего, до нападения на Советскую Россию, за период 1 года и 10 месяцев мировой войны, по официальным данным, потери составили почти 300 тыс. человек (убитые, раненные и пропавшие без вести)

II. Битва на Курской дуге

Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части:

Курскую оборонительную операцию (5-23 июля);

Орловскую (12 июля - 18 августа) и

Белгородско-Харьковскую (3-23 августа) наступательные.

Германское командование приняло решение провести стратегическую операцию на Курском выступе. Для этого была разработана и в апреле 1943 года утверждена военная операция под кодовым названием "Цитадель".

12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны - сражение между наступавшей танковой группировкой противника (оперативная группа "Кемпф") и наносившими контрудар советскими войсками. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную. За один день противник потерял около 10 тысяч человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.

Меня очень заинтересовал вопрос: какие факторы предопределили победу в битве на Курской дуге?

Я исследовал по различным источникам информацию, провел анализ данных, составил сравнительные таблицы. Вот, что я получил:

Соотношение сил сторон 2-х армий в Курской битве

СССР

Германия

1

Люди

1,3 млн. человек + в резерве 0,6 млн.человек

около 900 тыс. (по советским данным)

780 тыс.по немецким данным 

2

Танки и САУ

3444 танков + 1,5 тыс. в резерве

        2 758 танков и САУ (из них 218 в ремонте)

3

Орудия и минометы

19100 орудий и миномётов + 7,4 тыс. в резерве

около 10 тыс. орудий

4

Самолеты

2172 самолётов + 0,5 тыс. в резерве

около 2 050 самолётов

Ниже представлена  таблица, отражающая соотношение сил сторон по другим источникам на 5июля 1943 года, без учёта резервов.

СССР

Германия

Люди

1,5

1

Артиллерия

2,1

1

Танки

1,2

1

Самолёты

1

1,1

Те же показатели в апреле 1943 года составляли:

СССР

Германия

Люди

1,4

1

Артиллерия

1,9

1

Танки

1,2

1

Самолёты

1

1,3

С учётом резервов, преимущество советских войск в начале апреля под Курском было таким:

СССР

Германия

Люди

1,8

1

Артиллерия

3,2

1

Танки

1,3

1

Самолёты

1

1,1

Перед началом Курской битвы советское превосходство составляло:

СССР

Германия

Люди

2

1

Артиллерия

3

1

Танки

1,5

1

Самолёты

1,2

1

Как видим, за три месяца перед началом Курской битвы пропорция изменилась в более благоприятную для Красной Армии сторону совсем незначительно.

Но после Курской битвы соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления.

ОБРАЩЕНИЕ ФЮРЕРА К НЕМЕЦКИМ СОЛДАТАМ НАКАНУНЕ

ОПЕРАЦИИ «ЦИТАДЕЛЬ», не позднее 4 июля 1943 г.

Солдаты! Сегодня вы начинаете великое наступательное сражение, которое может оказать решающее влияние на исход войны в целом. С вашей победой сильнее, чем прежде, укрепится убеждение о тщетности любого сопротивления немецким вооруженным силам. Кроме того, новое жестокое поражение русских еще более поколеблет веру в возможность успеха большевизма, уже пошатнувшуюся во многих соединениях Советских Вооруженных Сил. Точно так же как и в последней большой войне, вера в победу у них, несмотря ни на что, исчезнет. Русские добивались того или иного успеха в первую очередь с помощью своих танков. Мои солдаты! Теперь наконец у вас лучшие танки, чем у русских. Их, казалось бы, неистощимые людские массы так поредели в двухлетней борьбе, что они вынуждены призывать самых юных и стариков. Наша пехота, как всегда, в такой же мере превосходит русскую, как наша артиллерия, наши истребители танков, наши танкисты, наши саперы и, конечно, наша авиация. Могучий удар, который настигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от исхода этой битвы может зависеть все. Я как солдат ясно понимаю, чего требую от вас. В конечном счете, мы добьемся победы, каким бы жестоким и тяжелым ни был тот или иной отдельный бой. Немецкая родина - ваши жены, дочери и сыновья, самоотверженно сплотившись, встречают вражеские воздушные удары и при этом неутомимо трудятся во имя победы; они взирают с горячей надеждой на вас, мои солдаты.                                                                                           

 АДОЛЬФ ГИТЛЕР

     На поле боя шириной в 6 км разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение. В бою сошлись по 800 танков с каждой стороны. Это было впечатляющее зрелище. На поле боя были лучше танковые модели второй мировой войны. Советский  Т – 34 схлестнулся с немецким Тигром. Так же в том сражение был опробован «зверобой». 57-ми миллиметровая пушка, пробивавшая броню «Тигра».

     Это было первое за время войны крупное встречное танковое сражение: танки дрались с танками. В связи с тем, что боевые порядки перемешались, артиллерия обеих сторон огонь прекратила. По той же причине не бомбила поле боя ни наша, ни вражеская авиация, хотя в воздухе продолжались яростные схватки и вой сбитых, объятых пламенем самолетов смешивался с грохотом танковой битвы на земле. Отдельных выстрелов не было слышно: все слилось в единый, грозный гул.

Планируя операцию «Цитадель»,  гитлеровцы возлагали большие надежды на новую технику – танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд». Они полагали, что поступившее в вермахт новое оружие превзойдет советскую боевую технику и обеспечит победу. Однако этого не случилось. Советские конструкторы создали новые образцы танков, самоходно-артиллерийских установок, самолетов, противотанковой артиллерии, которые по своим тактико-техническим данным не уступали, а часто и превосходили подобные системы противника.

Гитлеровцы не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную атаку. Управление в передовых частях и подразделениях было явно нарушено. Его "тигры", лишённые в ближнем бою своего огневого преимущества, которым они в начале наступления пользовались в столкновении с другими нашими танковыми соединениями, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь.

Огромную роль в сражении сыграл советский танк Т-34.

Я проанализировал тактико-технические характеристики двух танков и составил сравнительную таблицу:

Тактико-технические характеристики танков,

сыгравших роль в танковом сражении на Курской дуге.

 № п/п

Т - 34

«Тигр»

1

Вес (т.)

26,5-30,2

67

2

Мощность  двигателя (л.с)

500

700

3

Удельная мощность (л/с/т)

16,5-18

12,3

4

Максимальная  скорость (км/ч)

61,2

38

5

Средняя скорость движения о шоссе

30

20

6

Ср. скорость движения по проселку

25

18

7

Запас топлива (л)

455

540

8

Дальность хода по шоссе (км)

300

140

9

Дальность хода по местности (км)

200

60

10

Давление на грунт (кг/кв.см)

0,62

1,05

     Из таблицы видно, что советский танк существенно уступал немецкому по бронезащите, огневой мощи и дальности  прямого выстрела. Несмотря на это советская Армия выиграла сражение, т.к. преимущества были в другом: в танковом моторе В-2 и в мужестве отчаянных наших парней.

         Танк Т-70 - это легкий танк со слабым вооружением (Вес - 10 т, экипаж - 2 человека, лобовая броня - 35-45 мм, бортовая - 15 мм, пушка калибра 45 мм, выпускался промышленностью с 1941 г.). Танк этот принято считать устаревшим. Тем не менее, танк выпускался промышленностью до 1943 г., стоял на вооружении и в значительном количестве был применен в Курской битве.

Т-34 стали выпускаться в модернизированном варианте с пушкой калибра 85 мм, но и эта пушка могла пробивать лобовую броню "Тигра" с расстояния менее 1 км, а на большом расстоянии преимущество оставалось по-прежнему за ним. Я испытал это преимущество "Тигра" на себе зимой 1945 г и хорошо представляю, каково было биться с ним "тридцатьчетверке" с 76 мм пушкой в 1943 г», - из воспоминаний танкиста.

Обе стороны понесли под Прохоровкой огромные потери. Для немцев это была катастрофа. Теперь самая мощная ударная группировка немцев была обескровлена. Основные силы противника перешли к обороне.

Поражение в Курской битве стало шоком для Гитлера

После провала на Курской дуге фюрер был взбешен: он потерял лучшие соединения, еще не зная, что уже осенью ему придется оставить и всю Левобережную Украину. Не изменяя своему характеру, Гитлер тут же возложил вину за Курский провал на фельдмаршалов и генералов, осуществлявших непосредственное командование войсками.

Я проанализировал потери сторон в битве и составил таблицу:

        Потери сторон

СССР

Германия

1

Людские потери:

убитых, пленных, пропавших без вести

254 470

103 600

раненых, заболевших

608 833

433 933

Стрелковое оружие

153 тыс. единиц

2

Танки и САУ

6 064

1000 по советским данным

1500по немецким данным

3

Орудий и минометов

5245

4

Самолеты

1626

около1696

        Из таблицы видно, что потери Советской Армии  по сравнению с Германией в битве превышают почти в 2 раза. Но, несмотря  на это, наступательная стратегия вермахта потерпела крах. Советское командование полностью закрепило за собой стратегическую инициативу и не упускало ее до окончания войны.

  1. Мой прадедушка-участник битвы на Курской дуге

Моя работа была бы  не полная, если бы я не рассказал о своем прадедушке – участнике битвы на Курской дуге.

Он  ветеран войны и труда,  кавалер  орденов Отечественной войны 1 и 2 степени,  участник  одного из ключевых сражений  битвы на Курской дуге  

Из воспоминаний моего прадеда, о которых я узнал из газеты, где он публиковался:

 (видео)

  Летом 1943 года мой прадедушка участвовал в прорыве фашистской обороны на Курской дуге.

 Эти страшные бои навсегда врезались в память моего прадедушки. Об этих воспоминаниях я знаю из его рассказов, а также из статей газет, где он иногда публиковал свои воспоминания: обе стороны, пишет он,  несли ощутимые потери, это было самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов. Немцы несли колоссальные потери. В боях на Курской дуге было убито и ранено более 500 сот тысяч немецких солдат, советская армия уничтожила 30 немецких дивизий, 1,5 тысячи самолетов, 3тысячи пушек. Мировая история не знает другого такого сражения. В этих боях мой прадедушка был тяжело ранен, ему осколком перебило коленный сустав ноги.

         (видео)

Мой прадедушка награжден огромным количеством медалей и орденов. Летом 2016 года во время нашей последней встречи я попросил его рассказать о планках на его груди, с которыми он никогда не расставался.

(видео)

А в сентябре того же 2016 года моего прадедушки не стало, он ушел на 94 году жизни. Он был стержнем нашего рода, он бы примером для нас во всем, постоянно поддерживал всех, старался объединить, поддержать. Я благодарен своему прадедушке за мирное небо над головой, за возможность учиться и радоваться жизни. Низкий поклон всем ветеранам Великой Отечественной войны.

Заключение

В памяти людей навсегда должны остаться  события тех страшных дней. Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Считается, что со стороны Германии безвозвратно потеряно 8 600 000 человек.

    Учёные убеждены, что Советский Союз за одного оккупанта заплатил тремя советскими солдатами и офицерами.

   В своей работе я попытался охватить совсем небольшую часть документов и статистических данных о ВОВ 1941-45г., о сражении советских солдат на Курской дуге. В подтверждение этого я включил   раздел:  Боевой путь моего прадедушки, участника битвы на Курской дуге.    Надеюсь, что мне удалось подготовить материал, который заинтересует моих сверстников и поможет им понять, что победа в ВОВ, победа под Курском была обусловлена титаническим трудом народа в тылу, боевым мастерством и героизмом воинов на фронте. Пройдут года, десятилетия, уйдут из жизни свидетели огненных лет Великой Отечественной войны, но не зарастет тропа к обелискам вечной памяти и скорби. Пока жив народ, будет жить и святая память о тех, кто сложил за него голову, и защитил Отечество.

Литература.

  1. Василевский А.М. Дело всей жизни. Политиздат, 1973
  2. Гудериан Г. Воспоминания солдата. Феникс, Ростов - на - Дону, 1998
  3. Драгунский Д.А. Годы в броне. Воениздат, М. 1983
  4. Дроговоз И.Г. Танковый меч страны Советов. АСТ - ХАРВЕСТ, Москва-Минск, 2001 г.
  5. Меллентин Ф. Бронированный кулак Вермахта. Русич. Смоленск, 1999
  6. Ротмистров П.А. Время и танки Воениздат М. 1972
  7. Шапталов Б. Испытание войной. АСТ, М., 2002.


Предварительный просмотр: