Инновационные подходы школьного психолога в программе «Тоонто нютаг: традиция жива»
В статье обобщён опыт работы психолога с детьми, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в программе "Тоонто нютаг: традиция жива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Улан – Удэ 2012
ДК 379.362.1 ББК 74.04 М436
Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета
Ответственные за выпуск
З.И. Пязниковя, канд. пед. наук, доцент
М.Ц. Гончикова, канд. ист. наук, ст. преподаватель
М 43 Межкультурное взаимодействие в условиях трансграни-
чья: Россия - Монголия - Китай: сб. науч. ст. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 20 1 2. - 240 с. 18ВК 978-5-9793-0538-7
В сборнике представлены материалы российских и зарубежных исследователей по проблемам межкультурного взаимодействия в условиях трансграничья. Содержание статей отражает историю и современную практику взаимосвязей и сотрудничества России, Монголии, Китая в области образования, культуры, экономики.
В сборник включены статьи студентов, в которых освещаются основные направления и результаты научно-исследовательской работы школы для молодых ученых.
Сборник адресован ученым, преподавателям вузов и колледжей, педагогам-практикам, аспирантам, студентам.
18ВК 978-5-9793-0538-7 © Бурятский госуниверситет, 2012
Инновационные подходы школьного психолога в программе «Тоонто нютаг: традиция жива»
©Д.В. ЛодойбаловаД.В. МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева» с. Хоринск, РБ, Россия
В результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, происходит усиление псевдокультурных тенденций, меняются ценностные ориентации молодежи, в семьях наблюдается отчуждение между родителями и детьми из-за чрезмерной занятости родителей [1, с. 3]. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения отражаются на самочувствии детей, их самооценке, здоровье, отношении к окружающим, формируют негативные черты характера, чаще по образцу родителей. Дети часто уязвимы в ситуации семейных конфликтов родителей, склонны к суицидам, уходам из дома, они чаще страдают от разных видов насилия, если родители разводятся, устраивают семейные скандалы, у них нарушается самоидентификация [3, с. 97].
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому в МБОУ ХСО1Л №1 работа по профилактике и коррекции этих отклонений проводится комплексно, как с ребенком, так и семьей. С 2008 года в школе ведется комплексная работа по выявлению и сопровождению детей «группы риска». Классными руководителями на детей заведены карты сопровождения, где отслеживается работа с семьей и детьми, дается анализ проводимой работы. С 2010 г. в районе реализуется программа «Тоонто нютаг: традиция жива» под руководством педагога-психолога, в рамках которой осуществляется экспериментальная работа по профилактике социального сиротства. [2, с. 1]. Комплекс факторов, приводящих к нарастанию семейного неблагополучия, складывается из трех групп: социальные факторы (бедность, безработица, инвалидность и др.), семейные (традиции, сформированные в поколениях, такие как алкоголизация, жестокость в отношении близких как форма реагирования на стрессовые ситуации) и личностные (отсутствие психологического потенциала для преодоления трудностей).
Проблема социального сиротства решается в первую очередь через обеспечение следующих приоритетов: приоритет раннего выявления семейного неблагополучия и своевременного планирования мер по каждому случаю нарушений прав ребенка в семье, с целью везде, где возможно, сохранить для ребенка его родную семью; приоритет развития профилактических услуг для семьи и детей, оказываемых на ранних стадиях семейного кризиса с целью предотвращения сиротства; приоритет устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. В работе используется технология по раннему выявлению семейного неблагополучия, проводится работа с семьей и детьми, нуждающимися в помощи государства.
В Хоринске (Республика Бурятия) есть набор услуг, как социальная гостиная при ХСОШ №1, реабилитационный центр, центр занятости, ОСЗН, ресурсы главы районной администрации и других служб, входящих в территориальный консилиум [2, с. 24]. В ходе реализации программы в семьях удалось добиться положительных результатов. В школе, в рамках «Социальной гостиной», психологом была реализована психокоррекционная программа по развитию осознанного мышления детей.
Главный ценностный императив программы «каждый ребенок имеет абсолютное право на проживание в безопасной, стабильной семье, которая обеспечивает ему необходимое воспитание и уход и защищает его от насилия, пренебрежения его нуждами и эксплуатации» [3, с. 52]. Участие в данной программе позволило повысить профессиональную компетентность в плане ведения профилактической работы с семьей, т.к. прошла обучающие семинары под руководством тренеров-экспертов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Информационно-методическое обеспечение программы пополнило диагностический инструментарий.
Программа направлена на повышение родительской компетентности, она результативна, т.к. создает « ситуации успеха», устраняет препятствия на пути нормального развития, обеспечивает поз* тивное подкрепление адаптивного личностного роста родителей. оказывает им необходимую поддержку, опираясь на их личности ресурсы. Общение с семьями, имеющими разные культурные, циальные условия, различия предполагают у специалиста нал] необходимого уровня культурной компетентности.
Опыт программы эффективен, актуален для создания услуг действенной поддержки государства семье, его можно использовать по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактики жестокого обращения с детьми в системе образования как сфере межкультурного взаимодействия в условиях трансграничья России, Монголии, Китае.
Литература
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учебно-
метод. пособие / под ред. МИ. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с. (Коррекци-
онная педагогика). - Внедрение технологии по раннему выявлению семейного неблагополучия. —
Улан-Удэ: Изд-во Респ. информационно-методического центра. - 28 с.
Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь
семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. - М.: Национальный