Для родителей

Сорокина Людмила Юрьевна

Взаимодействие  с родителями необходимо для достижения положительного результата в процессе воспитания. Эти консультации помогают повышать компетентность родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие математических способностей у дошкольников»

 Началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.

Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.)

Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше).

Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Желаем Вам удачи!



Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. 
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
 Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

 Игры с предметами домашнего обихода. 

«Рисуем на крупе» Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнышко, облака, буквы и т.д.).

«Пуговичная мозаика» Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, кубики, бусы и т.д.

« Игра с круглой щёткой» Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

«Зоопарк» Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

«Чудо соты» Берем пельменницу. Её поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
«Пальцы как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкой: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».

«Игры с фасолью и горохом»

1.Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».

2.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

3.Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

«Мы едем на лыжах» Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Собираем спички» Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

«Игры с прищепками» Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Игра с платочком» Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого

 Пальчиковая гимнастика.

КОТЯТА

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладони складываем, пальцы прижимаем друг к другу, локти на столе)

Сейчас все котята по парам стоят:  (Покачиваем руками, не разъединяя их)

Два толстых, два ловких, «Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

ДОМИК

Под грибом - шалашик-домик,   (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,  (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол.(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная и художественная  деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики:

1. Застегивание и расстегивание пуговиц

2. Шнурование ботинок

3. Шнуровка

4. Нанизывание колец на тесьму

5. Мозаика

6. Игры с конструкторами

7. Обводки и раскрашивание

8. Аппликация и оригами

9.Лепка



Предварительный просмотр:

Консультация

 Тема: «Игра-драматизация, как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»

        Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием человеческих отношений, которые создают его нравственные устои.

 Самым эффективным средством приобщения ребёнка к семейным ценностям, является игра-драматизация. Это не просто интересное времяпрепровождения, но и способ моделирования внешнего взрослого мира. Через игру ребёнок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает стереотипы мужского и женского поведения.

        Предложите ребёнку выполнить различные творческие задания:

  • представить и изобразить, как «мама» укладывает спать «ребёнка», напевая ему песенку, нежно баюкает и ласкает;
  • изобразить интонацией, движениями, как «старенькая бабушка» рассказывает «внукам» сказку, печёт пироги, идёт в магазин за продуктами;
  • пользуясь мимикой передать эмоции радости, нежное, заботливое отношение любящих «родителей» к своим «детям»;
  • показать, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
  • произнести от лица «мамы» определённую фразу (например: «Почему, ты не убрала за собой игрушки?») возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передавать позой, что в данный момент делает мама.
  • Изобразить, как обращается к детям папа, если он уставший, в хорошем или плохом настроении.

Для формирования представлений о семейных обязанностях можно предложить детям поиграть в «Семью». Чтобы «дочка» уснула, выучите с ребёнком колыбельную:

        Спи-ка, Машенька - подружка,

        У тебя мягка подушка.

        А в кроваточке бело,

        Моей ягодке тепло.

        Баю-бай, баю-бай,

        Поскорее засыпай,

        Баю-бай, баю-бай,

        Глазки закрывай.

Игра-драматизация даёт возможность родителям проявлять своё отношение к творческой работе ребёнка, поддерживать его в образовании, сотрудничать в обретении ребёнком бесценных и вечно актуальных ценностей: трудолюбия, взаимопомощи, любви к близким, почитания старших.  Постижение семейных ценностей формирует в ребёнке здоровую личность.

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.

Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.

“…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги”.

Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с эстетическим. Возьмем одно из чудес природы – цветы. Они не раз пробуждали в людях вдохновение. Народная пословица гласит: “Кто любит цветы, тот не может быть злым”. Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость. Вот почему в разных странах в честь цветов устраиваются праздники. Древние греки и римляне преклонялись перед гиацинтами и лилиями, у славян был праздник Ивана Купалы, когда искали мифический Перунов огнецвет (цветок папоротника), англичане справляли праздник незабудок и анютиных глазок. А если цветы собраны в красиво оформленные композиции, то это уже искусство и зародилось оно в Японии в VI веке, получив название – икебана. Японские мастера украшали ими храмы и дворцы, а затем красивые композиции из растений стали украшать интерьеры жилых помещений. Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе.

Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце. Они остановят тех, кто попытается из рогатки подбить птицу или растерзать яркую весеннюю бабочку, которая весело порхает над цветами в скверах и парках, будут оберегать природу и самого человека.

Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой. Это мироощущение можно сформировать, используя многолетний опыт народной педагогики. Память людей сохранила много примеров такого бережного взаимоотношения человека и природы. Это целая школа народной мудрости, которая окажет существенную помощь в экологическом воспитании детей. Родителям только надо умело использовать весь педагогический арсенал в процессе воспитания: сказки и эпосы, пословицы, загадки и поговорки, предания и былины, поверия и верования, чтобы возродить в человеке чувство благоговейного отношения ко всему живому и неживому на земле.

Ф. И. Тютчев писал:

“Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.

Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков специально записывал голоса птиц и очень удачно вводил их в свои музыкальные произведения.

Пение птиц воздействует на людей не само по себе, а вместе со всей окружающей природой, являясь источником творческих побуждений и основой для изображения картин природы. Музыкальные произведения Чайковского (“Лебединое озеро”), Грига (“Лебедь”), Сен-Санса (“Умирающий лебедь”) настолько выразительны, что, будучи однажды услышанными, ассоциируются в нашем воображении с видом прекрасной птицы – белого лебедя.

А колыбельные песни, которые поет мама своему малышу, не сама ли природа? Колыбельная песня – это связь с миром у малыша, его первое познание музыки природы, песня нежности.

Ученые утверждают, что живые организмы растут быстрее, если около них звучит музыка. Утверждают также, что успокаивающе действует на людей и вызывает радость общение с животными: кошками, собаками, хомячками, черепашками и т. д. Среди людей подобного типа можно назвать английского ученого-натуралиста Джеральда Даррелла. Еще юношей он приносил домой различных четвероногих и пернатых питомцев. Основная цель его жизни была познакомиться с животным миром, увидеть зверей и птиц в их родной обстановке. Об этом Даррелл рассказывает в своих удивительных книгах. Образы животных, изображенные в них, запоминаются своей трогательностью и индивидуальностью. Было бы очень полезно иметь книги Джеральда Даррелла, Бернгарда Гржимека и других писателей-натуралистов в домашней библиотеке, чтобы дети могли их прочитать.

Книги о животных помогут понять и с уважением относится к животным, не выбрасывать своих питомцев на улицу, правильно ухаживать за ними и не истреблять их.

Но сейчас, к сожалению, большую часть свободного времени семьи поглощает телевизор. Придя домой, освободившись от домашних дел, люди включают телевизор и смотрят все подряд. Такое пассивное отношение к телевизионным передачам быстро усваивают дети. Но родители должны знать, что телевидение отрицательно влияет на здоровье детей. Они устают, перегружают нервную систему. Однако телевидение имеет богатые возможности. Используя телевизионные передачи, можно приобщиться к истории, науке, искусству, экологии.

Как научить своих детей и научиться самим просматривать телевизионные передачи? Важно настроить ребенка на восприятие той или иной передачи, а после просмотра обсудить с детьми, что они увидели и как поняли. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и открытию новых граней характера.

Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают к природе детей. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.

Но экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту. Но видят красоту природы люди по-разному. Индийский писатель Вэша Куоннезин поведал о том, что: “есть на свете много людей, которые ходят по лесу, как слепые. Помню, однажды – это было много лет назад, когда я работал проводником, - я повел одного туриста на вершину горы, чтобы показать необозримую панораму девственного соснового бора, расстилавшегося у наших ног и терявшегося в голубой дали. Он посмотрел вниз - редко кому выпадет счастье любоваться такой сказочно картиной, - я ждал, что услышу восторженные восклицания. Мой спутник сказал деловито: “Вот бы срубить все это и погрузить на эстакаду! Это, я вам скажу, было бы здорово!”

Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему, как он надменно воображает. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту.

Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у молодежи потребность охранять природу – ответственная задача взрослых.