Кружкок "Пластилиновое чудо"

Сорокина Людмила Юрьевна

Программа кружка "Пластилиновое чудо" и перспективное планирование. Цель кружка: развитие ручной умелости   старших дошкольников посредством пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок по пластинографии34.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Пластилин в руках - волшебный, все что хочешь сотворим,

                                                            И для старой доброй сказки дверь в наш мир приотворим!

                                            Мы рисуем пластилином разноцветные картины

                                                                 И фантазий самолёт отправляется в полёт!

                                                                                   

Пояснительная записка

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Большие возможности для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет пластилинография. Этот вид деятельности интересен и доступен детям.

   Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  На кистях рук располагается множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ним. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, воображение, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

   Любое занятие требует от детей усидчивости, терпения, развивает навыки выполнения действий по заданному образцу, что способствует развитию фантазии и самостоятельности, прививает вкус к творчеству.   Дети на играх-занятиях учатся экономно и рационально расходовать материалы.

Систематические занятия с ребенком – гарантия его всестороннего развития

Настоящая программа описывает курс по пластилинографии. Она разработана на основе современных методических пособий.

Цель:  Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии

Задачи:  

Развивающие:

1. Развивать умение детей поддерживать беседу, свободно общаться с взрослыми и детьми;  

3. Развивать творческое воображение, внимание, память, фантазию, мелкую моторику.

Образовательные:

1. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Пробуждать интерес к лепке, формировать навыки работы с пластилином, помочь освоить новые приёмы работы с ним.

3. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

4. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать трудовые умения ребенка, аккуратность, умение бережно использовать материал;

Принципы реализации программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

   В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:  

Социально-коммуникативное – самостоятельное изготовление сюрпризов и подарков, разучивание стихов для пальчиковых упражнений, рассказывание о своих поделках, бережное отношение к материалам и инструментам

Познание – знакомство с цветами спектра, знакомство с различными геометрическими фигурами, расширение представлений о фактуре предмета.

Художественное-эстетическое – создание предметных и сюжетных композиций, прослушивание музыкальных произведений.

Методы работы  по программе:

1. Наглядные: (рассматривание образцов, схем; демонстрация  иллюстраций по теме занятия; наблюдение.)

2. Словесные: (чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.)

3. Практические: (индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.)

При выполнении поделок при помощи пластилина для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:

•        раскатывание;

•        скатывание

•        заглаживание

•        сплющивание

•        прощипывание;

•        оттягивание.

3. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках.

4.Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию ребёнка

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» рассчитана на 1 год  занятий  детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Кружок   посещают дети по запросам родителей. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе  занято 8 детей.

 Занятия проводятся с октября  по май.         Предполагается проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня продолжительностью 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 30.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

Предполагаемый результат:

  • Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира.
  • Развитие у детей свободного общения, умения поддерживать беседу и обогащение речи.
  • Овладение различными  приемами работы с пластилином и развитие мелкой моторики.
  •  Формирование умения самостоятельно создавать картины  при помощи пластилина.

Работа с родителями:

-анкетирование родителей;

-помощь в приобретении материалов;

-привлечение родителей к совместной работе с детьми (изготовление поделок)

Формы подведения итогов реализации программы:

• Составление фотоальбома лучших работ.

• Проведение выставок детских работ.

Список литературы:

1. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей», «Пластилинография 2» Москва, "Скрипторий 2003"

2. Г.Н.Давыдова  «Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва, "Скрипторий 2003" 2008 г

3. А. С. Галанова, С. Н. Корнилова, С. Н. Куликова  "Занятие с дошкольником по изобразительному искусству" Москва, 2002 г

4. И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации". Москва, "Карапуз-дидактика", Творческий центр "СФЕРА", 2007 г.

5. Г. С. Швайко "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная группа". Москва, гуманитарный издательский центр "Владос", 2002 г.

Материалы для занятий:

  • Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки.
  • Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
  • Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и др.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

1.

Незабудки

2 занятия

2.

Бабочки

2 занятия

3.

Дары осени

 2 занятия

4.

Осеннее дерево

2 занятия

5.

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"        

2занятия

6.

Петушок и его семья

 2 занятия

7

Разные коты

2 занятия

8.

Коллективная работа «В Царстве Деда Мороза»

2 занятия

9.

  Птички на ветке

2 занятия

10.

В жаркой, жаркой Африке                                              

2занятия

11.

Рыбка

2занятия

12.

Водный мир

2занятие

13.

Сувенир

2 занятия

14.

Рамка для фото

2занятие

15.

Первоцветы

2 занятия

Итого  30 занятий

                                                                                                                       

                         

Перспективный план работы кружка «Пластилиновое чудо»

Месяц

Тема

Цели:

Сентябрь

Подбор литературы, планирование, приобретение оборудования и материалов

Организация кружка

Диагностика.

Октябрь

Незабудки

Бабочки

1.Учить изображать объект природы, передавая сходство с реальным образом.

2.Отрабатывать навыки: раскатывание комочков между ладонями прямыми движениями рук, делить стекой на части готовую форму

3.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики

4.Стимулировать активную работу пальцев

Дары осени

1. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени.

2. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием.

3. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой».

4.  Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Ноябрь

Осеннее дерево

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

. 1.Продолжать развивать познавательный интерес к живой природе.

2.Учить отражать в работе природные особенности дерева: форму веток, цвет листьев.

3.Продолжать осваивать операции: преобразование шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу воображаемого объекта

4.Развивать глазомер, цветовосприятие

Декабрь

 Петушок и его семья

1.        Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках.

2.        Учить лепить объект из отдельных деталей.

3.        Развивать координацию рук, мелкую моторику.

4.        Развивать формовосприятие.

Коллективная работа «В Царстве Деда Мороза»

1.        Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

2.        Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла.

Январь

Разные коты

1.        Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».

2.        Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного.

3.        Развивать мелкую моторику рук.

Птички на ветке

1.        Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.

2.        Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.

3.        Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

Февраль

В жаркой, жаркой Африке      

                                         

1.        Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

2.        Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

3.        Развивать мелкую моторику рук.

Рыбка

1.        Развивать у детей творческое воображение.

2.        Развивать умение  передавать особенности её строения и, характерные детали.

3.        Закрепить способы работы в технике «Пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов.

Март

Водный мир

1.        Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде.

2.        Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

3.        Способствовать развитию формообразующих движений руки в работе с пластилином.

Сувенир

1.Освоение приемов создания пластин в технике миллефиори

2.. Оформление поверхности пластиковой тарелки пластинами.

 Апрель

Рамка для фото

. 1.Обучение приёму «скатывания» кругообразными движениями. Стимулирование активной работы пальчиков.

2.Развитие пространственного восприятия.

3.Внесение дополнений: разноцветные камушки, ракушки

Первоцветы

1.Дать представление о первоцветах.

2.Закрепить навыки раскатывания, сплющивания, обработки стекой.

3.Развивать умение составлять композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы.

Май

Оформление фотоальбома и выставки детских работ за период обучения.

Подведение итогов, отчёт, оформление буклета.