Мы живём в Хакасии!

Сорокина Людмила Юрьевна

Предлагаются конспекты занятий по национально-региональному компоненту. Знакомим детей с историей и природой малойродины -Хакасии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема НОД «Путешествие в прошлое Хакасии»

Старшая группа

Воспитатель Сорокина Людмила Юрьевна

МБДОУ д/с №3 «Фонарик» пгт. Майна г. Саяногорск

Цель: создание ССР для расширения представлений детей об истории Хакасии в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

  • Обеспечить условия для расширения представлений об истории Хакасии, об условиях жизни людей много лет назад, о промыслах, которыми они занимались.
  • Создавать условия для развития интереса и уважения к хакасской культуре.
  • Способствовать развитию мыслительной и речевой деятельности, внимания, воображения.
  • Поддерживать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации, развитию коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу.
  • Воспитывать чувство патриотизма;

Методы и приемы:

  • Наглядные  (показ, демонстрация, рассматривание);
  • Словесные  (беседа, вопросы, поощрение, побуждение);
  • Проблемные (создание проблемных ситуаций);
  • Практические (упражнения, выполнение заданий);

Педагогические технологии: гуманно-личностные, игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование и материалы: Презентация «Путешествие по Хакасии», мультимедийная установка, экран, компьютер. Макет юрты, фигурки домашних животных, иллюстрации, игра «Серсо», мишень с мешочками для метания, картинки-раскраски по теме.

Предварительная работа: Рассматривание книжных иллюстраций, беседа «Где мы живём», просмотр мультфильма о Хакасии из серии «Гора самоцветов».

Ход игры:

Этапы

 образовательной

деятельности

Содержание деятельности педагога

Действия детей

Психолого – педагогические условия

1.Организационный момент

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель вместе с детьми играет в игру «Разные приветствия» и обращается к детям:

«Изеннер палам! Как вы думаете, что я сказала? Я поздоровалась с вами. И сказала я это на хакасском языке, так как я живу в  Хакасии.  Послушайте, как душевно звучат слова приветствия по хакасски «Изеннер палам!»

 Дети, скажите где вы живете? Как называется наша страна? А как называется наш город? Республика?

В Хакасии живут хакасы. Это очень мужественный, сильный и приветливый народ. Я приглашаю вас в путешествие в волшебную и загадочную Хакасию. Вы готовы?

Тогда мы отправляемся в путь и я попрошу вас присесть на стульчики. Посмотрите пожалуйста на экран.

Хакасия – это волшебная и древняя земля, у которой очень красивая и богатая природа. Посмотрите, это и бескрайние степи, высокие могущественные горы, глубокие и чистейшие озера, богатая тайга в которой растут высокие величественные кедры, березки, осины, сосны. А еще в Хакасии протекает река Енисей. Она берет свое начало в хакасских горах. Которые называются Саяны.

Мы можем полюбоваться ими прямо из окна.

Красива наша Хакасия, правда? Воспитатель предлагает поиграть в речевую игру.

Игра «Моя малая родина»

 Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега!

Отвечайте без запинки

«Это Хакасия моя!»

Горы снежные вершины,

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

«Это Хакасия моя!»

Где поля и степь без края,

На цветах блестит роса,

Песни птиц, жужжание шмеля

«Это Хакасия моя!»

Лес, как царство Берендея,

В нем живут медведь, лиса

А в тайге есть даже соболь

«Это Хакасия моя!».

Дети играют в группе,  

Дети обращают внимание на необычные слова взрослого

Ответы детей

Участвуют в обсуждении, принимают решение

Дети смотрят презентацию.

Дети рассматривают, высказываются о своих впечатлениях.

Дети договаривают слова в рифму «Это Хакасия моя!»

Мотивирование к предстоящей деятельности, активизация интереса, создание позитивного эмоционального фона

Условия для речевой активности детей

Условия для развития самостоятельности и инициативы, принятия решений. 

Условия для развития познавательного интереса, поисковой активности,

Условия для речевой активности детей

2. Основная часть

 

Сейчас в Хакасии много городов, заводов, разных машин, поездов, самолётов, компьютеров. Но много-много лет тому назад всего этого не было. Продолжаем наше путешествие, теперь мы отправляемся в историческое прошлое Хакасии.

В древности хакасы жили в особых домах, которые назывались юрты. ( показ макета). Юрта была переносная, круглая, лёгкая из бересты, войлока. А юрта нужна была, чтобы переезжать с места на место: летом на пастбище (летник), а зимой рядом с покосами (зимник). Посредине очаг, он обогревал и освещал юрту. Ведь электричества не было! Вверху отверстие для дыма.  С правой стороны от него печь из глины, на ней большой котёл, где готовили еду. Напротив двери нары (кровать). Хотелось бы вам жить в таком доме?

В каждой юрте жила семья. И всем от мала до велика приходилось много трудиться.

Как вы думаете  где хакасы брали еду? ( ведь магазинов не было)

 Правильно, но не только это. Чтобы еда была всегда хакасы держали много скота.

 А кого именно, вы узнаете по звукам .

Аудиозапись «Звуки улуса» (коровы, лошади, овцы)

У хакасов было 3 стада. Они вольно паслись. А зимой укрывались в горах где было мало снега и горы защищали их от ветра.  Копытом добывали себе траву из под снега.

 В 5-6 лет мальчиков приучали к лошади. В 7 лет считался мальчик уже взрослым.

 В 8 лет косил траву вместе со взрослыми, пас скот. Табунных лошадей ловили с помощью «уруха».

 Хотите испытать себя и поиграть в игру «Поймай лошадь» ( один из детей держит палочку для серсо с головой лошади, а другой набрасывает кольцо- имитацию уруха)

Когда мальчику исполнялось 15 лет он мог ходить на охоту.

Чтение стихотворения «Юный охотник» и рассматривание иллюстраций, картинок.

«Вот таков Каскарик.

Он в тайге – как дома.

Все следы лесные

Малому знакомы.

Он черноволосый,

Он слегка раскосый,

Ходит на камасных

Лыжах из березы,

У него – двустволка,

Да ягдаш широкий,

Да Алдай мохнатый

–Друг четвероногий

Охота очень тяжёлый труд. Охотились по 4-5 человек. На лыжах тянули за собой сани с провизией. На кого охотились?  

Как вы думаете с помощью чего добывали зверя? Использовали ружья, капканы, ямы. Всю добычу делили поровну. Охотились на кабаргу, медведя, белку, соболя, марала. Они должны были знать повадки диких животных.

Задание: с помощью мимики, жестов, звуков изобразить животного. Один из детей отгадывает.

Воспитатель стимулирует к самостоятельному выполнению практического задания.

Другим занятием хакасов была рыбная ловля. Ловили осётра, тайменя, хариуса,  ленка, окуня, щуку неводом, острогой, плетёной городьбой. И охотнику и рыболову нужно быть очень метким.

Игра «Попади в мишень»

«Возле леса жить - голодному не быть» Пока мужчины охотились женщины и девочки в лесу собирали: грибы, ягоды, папоротник, саранки, кандык, орехи.

Девочек приучали к работе по дому. Хакасы любят суп, мясо. Делали сами колбасу, молочные пенки, сушёный сыр, каши разные и из ореха, пельмени с орехами. Пекли лепешки пшеничные, а ещё из муки саранок,  кандыка варили каши. 

Хакасы сеяли, выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс.  

Сами шили обувь, одежду, делали из дерева, бересты, глины посуду.

Легко ли было жить хакасам в старину? Почему?

 Хакасам в старину жилось нелегко. Но они были бесстрашны и трудолюбивы и справлялись со всеми трудностями.

Рассматривают макет юрты, картинку.

Участвуют в обсуждении

Ответы детей, обсуждение. Дети предполагают, что ни охотились, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды.

Дети слушают и отгадывают, расставляют возле юрты фигурки животных.

Договариваются о совместных действиях, делятся на пары. Каждый из детей, представляет себя в образе лошади и пастуха.

Дети рассматривают картинки, слушают,

отвечают на вопросы, обсуждают,

практическая деятельность подгруппами

Обсуждают правила игры. Каждый из детей берёт один мешочек и метает его в цель.

 Дети слушают, рассматривают иллюстрации.

Ответы детей. Обсуждение

Условия для речевой активности детей

Условия для для практической деятельности.

Условия для речевой активности, мыслительной деятельности детей

Условия для практической деятельности

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для речевой и двигательной  активности детей

Условия для выражения детьми своих мыслей, речевой активности.

Условия для речевой активности детей

Условия для двигательной  активности детей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для двигательной  активности детей.

Условия для проявления познавательной деятельности

Условия для речевой активности, мыслительной деятельности детей

3.Рефлексивно оценочный этап

Выход в свободную деятельность

Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествовать по Хакасии? Расскажите, что нового вы узнали? Что было для вас необычного? Интересного?

Я желаю вам больше узнать о своей Родине - Хакасии , её истории. Берегите ее природу, уважайте обычаи и традиции ее народов! На память я хочу подарить вам раскраску.

 

Ответы детей. Обсуждение

По желанию могут раскрасить или нарисовать картинку.

Условия для речевой активности детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.



Предварительный просмотр:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема НОД «Подземные сокровища нашей земли»

Старшая группа

Воспитатель Сорокина Людмила Юрьевна

МБДОУ д/с №3 «Фонарик» пгт. Майна г. Саяногорск

Цель: создание ССР для расширения представлений детей об истории Хакасии в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

  • Обеспечить условия для расширения представлений о разнообразии полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе, их свойствах и применении.
  • Создавать условия для развития познавательного  интереса  и умения обследовать предметы, называть их свойства
  • Способствовать развитию мыслительной и речевой деятельности, внимания, воображения.
  • Поддерживать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации, развитию коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу.
  • Воспитывать бережное отношение к земле, её богатствам.

Методы и приемы:

  • Наглядные  (показ, демонстрация, рассматривание);
  • Словесные  (беседа, вопросы, поощрение, побуждение);
  • Проблемные (создание проблемных ситуаций);
  • Практические (упражнения, выполнение заданий);

Педагогические технологии: гуманно-личностные, игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование и материалы: глобус,  иллюстрации, коллекция полезных ископаемых, лупы, цветной и тёмный картон, магниты и металлические предметы, предметы глиняной посуды и игрушек из глины

Предварительная работа: Рассматривание книжных иллюстраций, беседа «Где мы живём»,

Ход игры:

Этапы

 образовательной

деятельности

Содержание деятельности педагога

Действия детей

Психолого – педагогические условия

1.Организационный момент

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель вносит глобус,  предлагает вспомнить: Что это? Что обозначено голубым, синим цветом, желтым, зелёным, коричневым? А есть ли что-нибудь внутри Земли? Интересно, какие богатства находятся под землей?  Они называются полезные ископаемые.

 Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые»?

 (Ископаемые — потому что нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят большую пользу для людей). без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо. А как вы думаете, зачем добывают полезные ископаемые? (Ответы детей). Можно ли построить здание без кирпича, бетона? Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать песок, глину, известняк.

 Ну, что отправляемся исследовать полезные ископаемые Хакасии?

 Тогда вперед, в путь.

 Физминутка

 По дорожке, по дорожке

 скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

 скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим.

На лужайке, на лужайке

мы попрыгаем, как зайки.

Стоп, немного отдохнем,

 и пешком пойдем.

 

Дети играют в группе,  

Дети обращают внимание на глобус

Ответы детей

Участвуют в обсуждении, принимают решение

Дети в ходе занятия передвигаются от одного стола к другому.

Мотивирование к предстоящей деятельности, активизация интереса, создание позитивного эмоционального фона

Условия для речевой активности детей

Условия для развития самостоятельности и инициативы, принятия решений. 

Условия для двигательной  активности детей.

Условия для речевой активности детей

2. Основная часть

 

Мы с вами добрались до первого месторождения.

-Он очень нужен детворе, он на дорожке во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже (песок)

 Воспитатель: Какой песок? Дети рассматривают песок на чёрном картоне через лупы.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мелких частиц, различного цвета -желтого, красноватого, белого, черного и др. Это продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, ветра, дождя. Чаще всего песок образуется из кварца, благодаря чему песок незаменим в использовании стекольного производства.

Песок имеет вид крупинок, он сыпуч. Где вы видели песок?    

Воспитатель: Ребята, недалеко от Енисея в которой есть песчаный карьер. Оттуда привозят песок для строительства. Песок для детей – это тоже строительный материал. Что можно сделать из него? (ответы детей, при этом уточняется, что строить из песка можно, когда он влажный)

   Воспитатель: Еще, песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий.

Сейчас в Хакасии много городов, заводов, разных машин, поездов, самолётов, компьютеров. Но много-много лет тому назад всего этого не было. Продолжаем наше путешествие, теперь мы отправляемся в историческое прошлое Хакасии.

Второе месторождение.

 Загадка -Не зря она варилась в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи (железная руда)

Железная руда черного цвета, плотное вещество, притягивает металлические предметы

Третье месторождение 

Очень прочен и упруг, строителям полезный друг. Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны (гранит)  Какой он?

 Свойства гранита - твердый, прочный, зернистый (рассматривают образцы)

Рассказ воспитателя о мраморе. А мрамор какой?

Воспитатель стимулирует к самостоятельному выполнению практического задания.

Физминутка

 По дорожке, по дорожке

 скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

 скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим.

На лужайке, на лужайке

мы попрыгаем, как зайки.

Стоп, немного отдохнем,

 и пешком пойдем.

Четвертое месторождение. 

Он несет в дома тепло, от него кругом светло, помогает плавить сталь, делает краски и эмаль, черный блестящий труженик настоящий (уголь) Почему называют уголь каменным? (потому что он твердый) опишите уголь Каменный уголь черного цвета, твердый, но очень хрупкий. Зачем человеку нужен уголь? Правильно, уголь – это основной источник тепла.

Воспитатель: Используя уголь, человек научился сохранять главное богатство Земли – лес. Хотите узнать, что думают ученые о появлении угля? Много лет назад такие растения росли на нашей Земле, они отмирали, падали, гнили, оставшаяся масса накапливалась и превращалась в каменный уголь.

Пятое месторождение.

Белый камушек растаял, На доске он след оставил. (Мел)

 Воспитатель: Миллионы лет тому назад там, где мы сейчас живем, плескалось море, в котором жило очень много больших и очень маленьких улиток в раковинах. Время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их занесло песком и илом, раковины превратились в мел. Ракушки мела очень маленькие и видны только под микроскопом. Люди научились добывать мел.

Назовите, пожалуйста, свойства мела? (белый, твердый, хрупкий) Воспитатель  предлагает детям нарисовать картинку на цветном картоне (дети, закрашивая мелом цветной картон убеждаются в том, что с его помощью можно закрасить темную поверхность)

Ребята подумайте и скажите, а для чего мел нужен людям? А еще мел добавляют в зубной  порошок, из мела изготавливают удобрения, лекарства. Очищенный мел врачи прописывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости.

Шестое месторождение

 Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина) Дети, а скажите, пожалуйста, для чего человек добывает глину? (ответы детей)  Изделия из глины мы видим каждый день: посуду, скульптуры, игрушки. Используют глину при строительстве домов, печей.

Воспитатель:      Скажите, как можно назвать одним словом глину, песок, гранит, мрамор, мел?

Дети отгадывают загадку, рассматривают песок на тёмном картоне с помощью луп

Участвуют в обсуждении,

Дети отгадывают загадку Дети рассматривают картинку и разные металлические предметы

 Дети отгадывают загадку Дети рассматривают и сравнивают

Дети отгадывают загадку, рассматривают уголь, картинки добычи угля

Дети отгадывают загадку, рассматривают мел, рисуют им картинки на цветном картоне

Дети отгадывают загадку, рассматривают глину

Условия для речевой активности детей

Условия для для практической деятельности.

Условия для речевой активности, мыслительной деятельности детей

Условия для развития познавательного интереса, поисковой активности,

Условия для практической деятельности

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для речевой активности детей

Условия для двигательной  активности детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей, речевой активности.

Условия для речевой активности детей

Условия для развития самостоятельности и инициативы и практической деятельности

Условия для проявления познавательной деятельности

Условия для речевой активности, мыслительной деятельности детей

3.Рефлексивно оценочный этап

Выход в свободную деятельность

Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествовать по Хакасии? Расскажите, что нового вы узнали? Что было для вас необычного? Интересного?

Так мы и узнали, что добывают из недр Земли нашего края. - Вот какой богатый наш край! и мы должны научиться беречь богатства Земли и разумно пользоваться её полезными ископаемыми.

Ответы детей. Обсуждение

Условия для речевой активности детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.