ЭССЕ "Я - УЧИТЕЛЬ"

Алексеева Татьяна Михайловна

  

                                                 

 

Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
                                        В.О.Ключевский

Сегодня говорить о нашей профессии очень сложно. Сложно потому, что отношение к ней в обществе весьма и весьма неоднозначное. Быть учителем – это не только тяжелый труд, это огромная ответственность и великое испытание. И только тот, кто несмотря ни на что стоит у школьной доски, может называть себя учителем.

Когда после окончания школы стал вопрос о выборе профессии, рядом со мной был мой учитель, мой тренер. Именно он в свое время увидел в маленькой девочке тягу к спорту, помог поверить в себя, разглядел мои возможности и долгое время шел рядом, поддерживая, помогая, развивая… Сейчас я часто думаю: не будь рядом со мной такого человека, как бы сложилась моя судьба? Возможно, из меня получился бы хороший продавец или бухгалтер, но было ли удовлетворение от моей работы? Была ли та радость, которую испытывает учитель, глядя на победы своих учеников?

Скажу честно: очень приятно, когда твои ученики понимают и воспринимают тебя как талантливого, терпеливого, интересного и разностороннего человека, настоящего профессионала, истинного учителя. И чтобы таковым быть, нужно так много работать над собой, всегда стремиться соответствовать тем требованиям, которые к тебе предъявляют, прежде всего, твои ученики.

В воспитании моих учеников я опираюсь на ряд педагогических принципов. Не могу сказать, что какой-то из них более важен, какой-то менее. Они взаимодополняют друг друга, взаимодействуют, являются, на мой взгляд, единым целым, определенной системой. Так один из принципов - опора на нравственные ориентиры воспитания – является неотъемлемой частью воспитания: добро и свобода личности, любовь и ответственность, истина и понимание формируются на любом школьном предмете, и физкультура – не исключение. Гуманизация – приоритет общечеловеческих ценностей. Другой принцип – честность. Дети чувствуют любую ложь, любую фальшь намного острее, чем взрослые. Именно поэтому детскую душу легко поранить и разочаровать. А вернуть уважение ребенка бывает очень сложно. Третий принцип – создание условий для полноценного занятия спортом. Здесь важно развивать в учениках самостоятельность, инициативу, творческий потенциал, желание действовать. Четвертый принцип – сотрудничество, нахождение «рядом с ребенком», а не «над ним». И при этом важно помнить: «дистанция – уважение, внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему - радость от общего успеха». Пятый принцип – природосообразность. Это соответствие педагогического процесса возрастным и индивидуальным возможностям учеников. Это направление процесса на развитие самообразования и самовоспитания.

Основные педагогические подходы,  на которых я выстраиваю свою педагогическую деятельность, – это деятельностный подход, возрастной подход и дифференцированный подход. Это три кита, на которых строится преподавание предмета физкультура. Личностно ориентированный подход и игровые технологии способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Игра – это среда, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. И здесь очень важно применение возрастного подхода, который позволяет ребенку добиться определенных результатов на своей возрастной линейке. Опираясь на дифференцированный подход в своей педагогической деятельности, я стремлюсь так организовать уроки, чтобы каждый ребенок смог познавать самого себя, пробовал свои силы, учился взаимодействовать с другими людьми в процессе деятельности, приобретая бесценный жизненный опыт. Здесь необходимо учитывать здоровье ребенка (темперамент, память, мышление, внимание, речь, воображение, восприятие, эмоции и т.д.).

Безусловно, нельзя отбрасывать и другие подходы, однако именно эти являются главенствующими при организации моей педагогической деятельности.

Педагогических принципов и подходов к образованию достаточно много. Главное, на мой взгляд, за ними увидеть главное – развитие ребенка как личности, способной жить и взаимодействовать в современном обществе. А для этого необходимо создать определенные условия, чтобы ученик принимал и понимал полученные им знания.  Неслучайно цель современного образования – не получение готового знания, а создание ребенком собственного знания, прожитого и прочувствованного. Одна из основ современной педагогической позиции – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я».

«Ошибки  учителей не так заметны, но обходятся обществу не менее дорого, чем ошибки врачей», – говорила Надежда Васильевна Шевелёва, героиня  любимого фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Именно поэтому я постоянно стремлюсь к тому, чтобы повышать свое педагогическое мастерство, оттачивать свой профессионализм.

Какой будет наша страна завтра – во многом зависит от образования. Очень важно, какие идеалы сформирует учитель в своих учениках, как он подготовит к жизни подрастающее поколение.

Споры вокруг того, каким должно быть образование, не утихают по сей день. На мой взгляд, оно должно быть новым. Что для меня значит понятие «новое образование»? Прежде всего – это доступное, качественное и эффективное. Новое заключается в модернизации всей системы образования – приведение в соответствие результатов с запросами общества. При этом ни в коем случае не следует забывать лучшее из нашего «традиционного образования». На смену «старой школе» приходят европейские тенденции. И мы видим, как порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву или инновации не адаптированы под российский менталитет.

Вопросы образования постоянно должны находиться в центре внимания государства. Многое в последние годы уже сделано для развития системы образования: на сегодняшний день достаточно четко сформулированы задачи приоритетных национальных проектов, осуществляется государственная поддержка общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные проекты.

Но сегодня существует ряд проблем, решить которые возможно и средствами образования в том числе.

Мы, сельские жители, как никто другой, понимаем всю важность развития школы на селе, где она является центром не только образования и воспитания, но и своеобразным «градообразующим предприятием», вокруг которого будет продолжаться жизнь. Закрой школу – умрет село. Мы воспитываем в детских сердцах понимание того, что село должно жить и развиваться. А это возможно лишь при условии достойной школы на селе, которая вырастит и воспитает достойного гражданина.

Нехватка на селе учителей (как и воспитателей, и врачей, и специалистов рабочих профессий) – одна из немаловажных проблем сегодняшнего дня. Недостаточное финансирование, а порой,  и отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Падение нравов, потеря ценностных ориентиров молодого поколения тоже является одной из серьезных проблем нашего времени. И решать ее в той или иной степени можно средствами образования.   Этот вопрос не позволяет нам, учителям, оставлять процесс духовного развития подростков без пристального внимания. Если по-настоящему любить свое дело, можно использовать любые социальные обстоятельства для развития личности.

Задачи  воспитания не меняются. Гражданская ответственность, правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе, активная адаптация на рынке труда – эти черты мы, педагоги, должны сформировать в современном школьнике.

Современное российское общество всегда нуждалось в творческой, активной личности. Именно поэтому я считаю, что школа должна быть адаптивной, и главная цель этой школы – создание условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Учитель – это наставник, друг, помощник. А еще это тот человек, который помогает ребенку поверить в свои возможности.

Не скрою: у меня, как, возможно, у многих, бывают такие моменты, что кажется: у меня ничего не получается, и опускаются руки, мучают сомнения… И часто то ли в шутку, то ли всерьез вспоминаю слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Но потом видишь плоды своего труда и понимаешь, что работа приносит мне огромную радость. Мне комфортно от того, что дети общаются со мной, я им нужна и как педагог, и как друг, и как человек. Я счастлива, потому что могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека. Моя мечта - сделать так, чтобы дети, которых я учу, стали Людьми, чтобы они выросли не просто спортивными и физически здоровыми людьми, но и разносторонне развитыми личностями,  не утратившими нравственные принципы, на которых базируется жизнь в нашем обществе. Я хочу, чтобы для них слова патриотизм, честь, достоинство, порядок, совесть, любовь, дружба, не превратились в пустое сочетание букв, а имели высший духовный смысл, так как эти общечеловеческие ценности востребованы людьми любого поколения. Спорт – это мое дело, мое призвание. Дети – это мое продолжение. Этим двум божествам – Спорту и Детям – я готова посвятить всю свою жизнь.

Татьяна Алексеева.