Рабочая программа - модуль "Гимнастика с элементами самбо" 6 класс

Алексеева Татьяна Михайловна

Рабочая программа - модуль "Гимнастика  с элементами самбо" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-_gimnastika_s_elementami_sambo.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»                                                                                       «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР                                                             Директор МБОУ СОШ

_______ О.И.Вторушина                                                                         ________Е.В.Тулаева

«__»____________2018                                                                          «__»____________2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

физическая культура,

наименование предмета (курса)

модуль «Гимнастика  с элементами самбо»

6  класс

на 2018-2019 учебный год

ФИО разработчика Алексеева Татьяна Михайловна

Должность учитель физической культуры

Категория первая

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа  по  физической культуре   составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);  
  • Основная образовательная  программа начального, основного общего образования МБОУ «Шпалозаводская СОШ»;
  • Учебный план МБОУ «Шпалозаводская СОШ»;
  • Государственной программы доктора педагогических наук В.И.Ляха  «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Адресность:  представленная программа составленная на основе  государственной программы доктора педагогических наук В.И.Ляха  «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов», государственного стандарта основного общего образования адресована  учащимся 6 класса МБОУ «Шпалозаводская СОШ»

Основная цель изучения учебного предмета «физическая культура» - развитие физических качеств и двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование национально - культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.

Основные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья, в том числе и закаливание организма; оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений; формирование культуры движений; приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.
  • содействие развитию психомоторных функций; формирование морально - волевых качеств; формирование духовно-нравственной культуры на основе национальных ценностей, а также на диалоге культур.
  • обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического и физического развития личности обучающегося.
  • развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «физическая культура».

Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса. Поэтому на уроках физической культуры непременно используется межпредметная связь:

  • обж - ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;
  • биология - процессы дыхания, природные явления, режим дня школьника, рацион питания, оказание первой медицинской помощи;
  • математика - расстояние, скорость.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «физическая культура» - личностные, метапредметные и предметные

Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету «физическая культура».

Планируемые личностные результаты:

- Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр.

- Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских подвигов спортсменов - участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.

- Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

- Сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно - познавательного интереса к учебному предмету «физическая культура».

- Развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела.

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

- Сформированность духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

Планируемые метапредметные результаты:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия (скорость, сила, амплитуда, вектор, частота, дыхание, обмен веществ, работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн. другие) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать выбор в учебной и познавательной.

Познавательные универсальные учебные действия:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот;

- владеть культурой активного использования информационно - поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Планируемые предметные результаты на уровне основного общего образования

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
  • выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
  • выполнять основные технические действия самбо;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
  • выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • выполнять технические и тактические действия самбо в учебной схватке.

Раздел 2.  Содержание предмета «Физическая культура»

Содержание Программы строится по модульной системе обучения, с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с нарушением состояния здоровья.

Знания о физической культуре

Здоровый образ жизни человека. Основы формирования культуры тела, культуры движений, культуры здоровья. Роль и значение занятий физической культурой в формировании личности. Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Общие представления об истории возникновения Зарождение борьбы Самбо в России. Самбо во время Великой Отечественной Войны.

Способы физкультурной деятельности.

Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки.

Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи). Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.

Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения). Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Модуль 1. Спортивные игры.

Раздел «Футбол».

Бег, ходьба, различные способы перемещения, прыжки; остановки; повороты. Основные стойки и специальная техника передвижений футболиста.

Подвижные игры: «борьба за мяч»; «гонка мячей по кругу»; «смена скорости и направления движения в беге»; «финты корпусом»; «чехарда»; «пятнашки». Эстафеты с элементами футбола. Двусторонняя игра.

Раздел «Баскетбол».

Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля. «Пятнашки» с ведением. Ведение мяча с использованием зрительных ограничений. Броски мяча одной (двумя) руками сверху. Разнообразные исходные положения перед броском. Броски левой и правой рукой. Штрафные броски.

Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки мячом», «часики». Игры - задания. Двусторонняя игра.

Модуль 2. Самбо.

Раздел «Гимнастика».

Освоение акробатических упражнений и комбинаций (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Освоение гимнастических упражнений и комбинаций на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, аэробные движения.

Раздел «Самбо».

Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке; на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину прыжком.

Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов, подхватов, через голову, через спину, через бедро.

Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо: выведение из равновесия: толчком, скручиванием; захватом руки и одноименной голени изнутри; задней подножки; задней подножки с захватом ноги; передней подножки; боковой подсечки; через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки; зацепа голенью изнутри; подхвата под две ноги; через спину; через бедро.

Тактическая подготовка. Игры-задания.

Модуль 3. Лёгкая атлетика.

Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Ускорение с переходом в бег по инерции. Специальные беговые упражнения и задания с различными акцентами. Совершенствование навыков бега. Кросс по слабопересечённой местности. Прыжки на одной ноге; на двух ногах; с ноги на ногу; на месте; с поворотами; с продвижением вперёд и назад; со скакалкой. Прыжки в высоту; в длину; с места; с разбега. Прыжки через естественные препятствия, кочки, земляные возвышения и т. п., самостоятельно и в парах. Метание малого мяча различными способами. Броски набивного мяча различными способами.

Модуль 4. Лыжная подготовка.

Скользящий шаг. Классические лыжные ходы (попеременные ходы - двушажный и четырёхшажный; одновременные ходы - бесшажный, одношажный и двухшажный). Коньковые ходы: одновременный полуконьковый ход; коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов); одновременный одношажный коньковый ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.

Игры: «лидирование», «сороконожка на лыжах», «догони», соревнование- эстафеты «слалом на равнине», эстафеты.

Модуль 5. Модуль отражающий национальные, региональные или этнокультурные особенности игра «Лапта».

Общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. Хват биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой. Упражнения с теннисным мячом: подбрасывание вверх, ловля, броски мяча из разных положений с различными перемещениями; жонглирование. Удары мяча битой: сверху, сбоку, снизу; на точность и дальность. Удары за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Ловля мяча с подачи. Передача и ловля мяча с перемещением. Пространственные упражнения, выбор позиции в поле, согласованность действий в игре. Игры с мячом, эстафеты. Учебные и соревновательные игры. Двусторонняя игра.

Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования.

Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса.

Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.

Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимально благоприятные условия для его роста. Результат применения индивидуального подхода на уроках физической культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.

Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляют с помощью:

  • общеукрепляющих упражнений, которые применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц, создания условий отдыха);
  • дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и динамических - одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным), а также с использованием надувных игрушек и мячей;
  • оздоровительно - корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча, дартса, бадминтона, тенниса, водного поло, а также аэробики низкой (средней) интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;
  • спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба, оздоровительное плавание, езда на велосипеде. Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.

Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.

Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Примерный график распределения времени по четвертям.

Название уроков

1 четверть

сентябрь-октябрь

2 четверть ноябрь-декабрь

3 четверть январь-март

4 четверть апрель-май

1

Спортивные игры

1.1

Баскетбол

5

6

1.2

Футбол

6

5

2

Самбо

2.1

Гимнастика

9

5

2.2

Самбо

4

3

9

3

3

Легкая атлетика

9

2

11

4

Лыжная подготовка

14

5

Национальный компонент

3

3

8

ИТОГО:

27

21

30

27

Календарный учебный график

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

                       

Форма контроля

Дата

примеч

Теория    

Практика                          

пл

факт

I четверть-27 ч

1

Легкая атлетика

9

2.2

6.8

Тест 1,2

1.1

Строевые упражнения.

1

0,3

0,7

1.2

Разновидности ходьбы

1

0,3

0,7

1.3-1.4

Обучение технике бега на передней части стопы.

Бег с ускорением.

2

0,5

1,5

Тест 1

1.5-1.6

Высокий и низкий старт, старт с опорой на одну руку. Челночный бег.

Старт и стартовый разгон.

2

0,5

1,5

1.7-1.8

Эстафетный бег

2

0,3

1,7

Тест 2

1.9

Барьерный бег, техника преодоления препятствия.

1

0,3

0,7

2

Футбол

6

1.5

4.5

Тест 1,3,4,5,6

2.1

Физическая подготовка

1

0,2

0,8

2.2

Воспитание гибкости, ловкости и быстроты средствами общей и специальной физической подготовки.

1

0,2

0,8

Тест 1

2.3

Техника передвижения.

1

0,3

0,7

Тест3

2.4

Техника полевого игрока

1

0,3

0,7

Тест 5 Тест 6

2.5

Удары по мячу

1

0,2

0,8

Тест 4

2.6

Остановка мяча

1

0,3

0,7

3

Самбо

4

1.2

2.8

Тест 1,3

3.1

Специально-подготовительные упражнения Самбо

1

0,3

0,7

Тест 1

3.2

Приёмы самостраховки

1

0,3

0,7

3.3

Самостраховка на спину перекатом через партнера.

1

0,3

0,7

Тест 3

3.4

Самостраховка на бок

1

0,3

0,7

4

Национальный компонент (лапта)

3

1

2

Тест 1

4.1

Игры и упражнения на развитие восприятия и ориентировки в пространстве

1

0,5

0,5

Тест 1

4.2

Упражнения для укрепления мышц рук, плечевого пояса, мышц живота, мышц ног.

2

0,5

1,5

5

Баскетбол

5

1,2

3,8

Тест 1,5,6

5.1

Основные стойки в сочетании с передвижениями

1

0,2

0,8

Тест 1

5.2

Прыжки

1

0,2

0,8

Тест 6

5.3

Остановка в беге

1

0,3

0,7

5.4

Ловля одной и двумя руками высоко летящего мяча; с низкого отскока; быстро летящего мяча

1

0,2

0,8

Тест 5

II четверть-21 ч

1

Баскетбол

6

1,8

4,2

Тест 2,4,5,7,8,9

1.1

Передача мяча

1

0,3

0,7

Тест 5

1.2

Ведение и передача из рук в руки

1

0,3

0,7

Тест 2  

1.3

Броски мяча

1

0,3

0,7

Тест 7

1.4

 Броски левой и правой рукой

1

0,3

0,7

Тест 4

1.5

Сочетание способов передвижений с техническими приемами игры в защите

1

0,3

0,7

Тест 8

1.6

Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки мячом», «часики». Игры - задания.

1

0,3

0,7

Тест 9

2

Гимнастика        

9

2,7

6,3

Тест 3,5,6,7

2.1

Общая физическая и специальная подготовка.

1

0,3

0,7

Тест 5

2.2

Гимнастика с элементами акробатики

1

0,3

0,7

Тест 3

2.3

Гимнастические упражнения на развитие физических и эстетических качеств обучающихся

1

0,3

0,7

2.4

Акробатические элементы

1

0,3

0,7

2.5

Акробатические упражнения

1

0,3

0,7

2.6

Акробатическая комбинация

1

0,3

0,7

Тест 6

2.7

Упражнения на равновесие

1

0,3

0,7

2.8

Упражнения у опоры

1

0,3

0,7

Тест 7

2.9

Совершенствование ранее изученных акробатических упражнений и связок.

1

0,3

0,7

3

Самбо

3

0,9

2,1

Тест 4

3.1

Самостраховка при падении на ковер спиной из основной стойки, Самостраховка вперёд на руки

1

0,3

0,7

3.2

Самостраховка на спину прыжком

1

0,3

0,7

3.3

Упражнения для бросков Повторение специально-подготовительных упражнений для бросков изученных ранее

1

0,3

0,7

Тест 4

4

Национальный компонент (лапта)

3

1

2

Тест 4

4.1

Упражнения с предметами

1

0,5

0,5

Тест 4

4.2

Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу.

2

0,5

1,5

III четверть-30 ч

1

Гимнастика

5

1,3

3,7

Тест 1,4

1.1

Упражнения и комбинации на спортивных снарядах

1

0,3

0,7

Тест 4

1.2

Гимнастическая перекладина

1

0,3

0,7

1.3

Висы

1

0,2

0,8

Тест 1

1.4

Лазание по канату

1

0,2

0,8

1.5

Эстафеты. Полоса препятствий, включающая разнообразные прикладные упражнения.

1

0,3

0,7

2

Самбо

9

3

6

Тест 2,3,4

2.1

Для зацепов. Ходьба на внутреннем крае стопы.

1

0,3

0,7

2.2

Для подхватов. Махи ногой назад с наклоном, то же с кувырком вперед через плечо

1

0,4

0,6

2.3

Для бросков через голову. Кувырок назад из положения стоя на одной ноге

1

0,4

0,6

Тест 2

2.4

Через спину (через бедро). Поворот кругом со скрещиванием ног, то же перешагивая через свою ногу

1

0,4

0,6

2.5

Техническая подготовка Броски.

Выведение из равновесия: толчком, скручиванием

1

0,3

0,7

Тест 3

2.6

Бросок захватом руки и одноименной голени изнутри

1

0,3

0,7

2.7

Задняя подножка. Задняя подножка, выполняемая партнеру, стоящему на одном колене. Задняя подножка захватом руки и самостраховки с учётом требований её безопасности

1

0,3

0,7

Тест 4

2.8

Демонстрировать технику выполняемых упражнений

1

0,3

0,7

2.9

Передняя подножка.

1

0,3

0,7

3

Лыжная подготовка

14

4

10

Тест 1,2,3

3.1

Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег.

2

0,5

1,5

3.2

Совершенствование специальных подготовительных упражнений,

1

0,5

0,5

3.3

Совершенствование техники классических лыжных ходов

2

0,5

1,5

3.4

Совершенствование техники коньковых ходов:

2

0,5

1,5

3.5

Комплекс упражнений, направленный на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и

коньковых ходов

1

0,5

0,5

3.6

Совершенствование техники спуска со склонов, преодоления подъемов и торможению различными способами.

1

0,5

0,5

Тест 2 Тест 3

3.7

Прохождение дистанции по учебной лыжне (лыжной трассе) различными лыжными ходами (500, 1000, 2000, 3000 м)

2

0,5

1,5

3.8

Эстафеты, игры - соревнования.

3

0,5

2,5

Тест 1

4

Легкая атлетика

2

0,6

1,4

Тест 3,5

4.1

Метание мяча на точность и дальность

1

0,3

0,7

Тест 3

4.2

Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями

1

0,3

0,7

Тест 5

IV четверть-27 ч

1

Самбо

3

0,9

2,1

Тест 2,3,4

1.1

Бросок через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки.

1

0,3

0,7

Тест 2

1.2

Болевой прием: рычаг локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро

1

0,3

0,7

Тест 3

1.3

Тактическая подготовка.

Игры-задания.

Тренировочные схватки по заданию

1

0,3

0,7

Тест 4

2

Легкая атлетика

11

3,2

7,8

Тест 1,2,4,5,6

2.1

Закрепление навыков ходьбы и развитие координационных способностей

1

0,3

0,7

2.2

Закрепление техники бега, , развитие координационных и скоростных способностей.

1

0,3

0,7

2.3

Медленный, равномерный, продолжительный бег. Кросс по слабопересечённой местности.

1

0,4

0,6

Тест 6

2.4

Закрепление техники прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

1

0,3

0,7

Тест 1

2.5-2.6

Прыжки в длину отталкиваясь одновременно двумя ногами

2

0,5

1,5

2.7-2.8

Прыжки в длину с места отталкиваясь двумя ногами - на точность приземления; на заданную длину по ориентирам; на максимальный результат. Прыжки в длину отталкиваясь одной ногой: с разбега с приземлением на обе ноги

2

0,5

1,5

Тест 4

2.9

Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

1

0,4

0,6

Тест 2

2.10-2.11

Метание теннисного мяча с разбега.

2

0,5

1,5

Тест 5

3

Футбол

5

1,5

3,5

Тест 1,2,3,5,6,11

3.1

Ведение мяча

1

0,3

0,7

Тест 3

3.2

Техника игры вратаря

1

0,3

0,7

Тест 2

3.3

Тактическая подготовка Тактика игры полевого игрока

1

0,3

0,7

Тест 5 Тест 6

3.4

Развитие творческих способностей: подвижные игры и эстафеты.

1

0,3

0,7

Тест 11 Тест 1

3.5

Тактика игры вратаря

1

0,3

0,7

Тест 10

4

Национальный компонент

8

2

6

Тест 1-4

4.1-4.2

Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в группах

2

0,5

1,5

Тест 4

4.3-4.4

Упражнения для обучения и дальнейшего контроля правильности хвата биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой.

Удары мяча битой: удар сверху, сбоку, снизу.

2

0,5

1,5

Тест 2

4.5-4.6

Выполнение ударов по различным координатам и квадратам. Ловля мяча с подачи

2

0,5

1,5

Тест 3

4.7-4.8

Учебные и соревновательные игры.

Игры с мячом, эстафеты. Двусторонняя игра.

2

0,5

1,5

Тест 1

Основная литература:

1. Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова. - М.,2010г.

2. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 1-4 кл. -М., 2013г.

3. Лыжный спорт. Физкультура и спорт 2005 год.

4. Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. - М., 2005г.

5. Методика преподавания гимнастики в школе. - М., 2000.

6. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2000.Физкультура:

7. Подвижные игры. Пособие Л.В. Былеева. Москва 2006год

- печатные издания

1. Журнал «Физическая культура в школе»

Рекомендуемые сайты:

  1. www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.
  2. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
  3. http://ps.1September.ru Газета «Первое сентября»

Приложение 1

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по предмету «Физическая культура».

Если у обучающихся есть противопоказания по состоянию здоровья, относящиеся к освоению физической культуры, оценка успеваемости производится с учетом медицинских ограничений, по критериям оценивания обучающихся с нарушением состояния здоровья[1].

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов необходимых для продолжения обучения, жизненной и социальной адаптации.

Результаты промежуточной аттестации должны отражать динамику индивидуальных достижений обучающихся с учетом их состояния здоровья и физиологических особенностей.

Оценивание индивидуальных достижений обучающихся, осуществляется с помощью основных критериев оценивания деятельности обучающихся по модулям программы и носит формирующий характер.

При оценивании индивидуальных достижений обучающихся выявляется полнота и глубина изучаемого (изученного) материала знаний теоретических сведений, степень освоения двигательных действий в объёме изучаемых требований, уровень развития физических способностей, результат улучшения личных показателей (см., сек., м, раз), систематичность и качество выполнения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Знания и теоретические сведения могут проверяться в ходе урока применительно к содержанию изучаемого практического материала. Так проверяется и оценивается знание терминологии, правил соревнований и требований безопасности, умение описать технику выполняемого двигательного действия и объяснить его особенности, определить и исправить свои и чужие ошибки и т.д.

Оценка

Требования

зачтено

5

(отлично)

Точное соблюдение всех технических требований, предъявляемых к выполняемому двигательному действию.

Двигательное действие выполняется слитно, уверенно, свободно.

4

(хорошо)

Двигательное действие выполняется в соответствии с предъявленными требованиями, слитно, свободно, но при этом было допущено не более двух незначительных ошибок.

3

(удовлетворительно)

Двигательное действие выполняется в своей основе верно, но с одной значительной или не более чем с тремя незначительными ошибками.

не зачтено

2

(неудовлетворительно)

При        выполнении        двигательного действия допущена грубая ошибка или число незначительных ошибок более трёх.

1

Двигательное действие не выполнено.

Характер ошибок определяется на единой основе:

  • незначительная ошибка - неточное выполнение деталей двигательного действия, ведущее к снижению его эффективности;
  • значительная ошибка - невыполнение общей структуры двигательного действия (упражнения);
  • грубая ошибка - искажение основы техники двигательного действия.

Оценивается степень понимания обучающимися технических

особенностей двигательного действия, умение анализировать и исправлять собственные ошибки.

При оценивании приобретенных навыков технические показатели оцениваются в условиях практического использования двигательного действия (в изменяющихся внешних условиях, при повышенных волевых и физических условиях, в соединении с другими действиями и т.д.). При проверке навыков, допускающих выявление количественных достижений, технические показатели проверяются одновременно и оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами.

При оценивании обучающихся в совершенствовании определённых физических качеств учитываются изменения в их уровне физической подготовленности за время учебного процесса.

Оценка качества образовательной деятельности обучающихся осуществляется с помощью:

  • определения объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;
  • определения объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно - оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;
  • обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
  • оценки готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;
  • определения предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
  • оценки степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
  • определения требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;
  • оценки сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЯМ ПРОГРАММЫ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 1 «Спортивные игры»:

Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.

Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.

Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.

Выполнять тестовые упражнения раздела «Футбол»:

  1. Бег с мячом 3*10м (с).
  2. Бег 60м (100 м) (с).
  3. Смешанное передвижение с мячом (мин, с).
  4. Удары на точность попадания (кол-во попаданий).
  5. Ведение мяча, обводка стоек, удары по воротам (сек) с различных точек (мин, с).

Выполнять тестовые упражнения раздела «Баскетбол»:

  1. Тройной прыжок с места (м).
  2. Выполнение штрафных бросков (количество попаданий за единицу времени).
  3. Броски мяча с разных дистанций и разных позиций (количество попаданий).
  4. Комбинированная эстафета на умение вести мяч правой, левой рукой и поочередно, по прямой, меняя направления, между стоек, по прямой, по кругу, по восьмерке, 1 -2 финта с имитацией передачи или остановки атаковать корзину левой и правой рукой (мин, с).

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 2 Самбо:

Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.

Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).

Качественное выполнение упражнений прикладного характера. Выполнять тестовые упражнения раздела «Гимнастика»:

  1. Наклон вперед из положения сидя (см).
  2. Поднимание туловища из положения лёжа (кол-во раз за 30 сек).
  3. Комбинация из акробатических упражнений (баллы).
  4. Опорный прыжок (баллы).

Выполнять тестовые упражнения раздела Самбо:

  1. Лазание по канату (м).
  2. Подтягивание на высокой перекладине (из виса лёжа на низкой перекладине) (кол-во раз).
  3. Упражнения базовой техники Самбо (баллы).
  4. Демонстрировать упражнения по Самбо из ВФСК «ГТО».

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 3 «Лёгкая атлетика»:

Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.

Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.

Качественно работать с дневником самоконтроля за состоянием здоровья (по показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.

Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.

Выполнять тестовые упражнения модуля «Легкая атлетика»:

  1. Бег на короткие дистанции (60 м, 100м, с).
  2. Прыжок в длину с места или разбега (см).
  3. Метание мяча на дальность или в цель (м, кол-во попаданий).
  4. Бег на выносливость (мин).

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 4 «Лыжная подготовка»:

Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.

Самостоятельно выполнять оценку физического развития и физической подготовленности.

Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов

Самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и упражнения на координацию движений.

Качественно выполнять отдельные элементы техники лыжной подготовки (изучаемых способов).

Выполнять тестовые упражнения промежуточной аттестации

  1. Бег на лыжах любым способом (по возрасту) - 500, 1000, 2000, 3000 метров.
  2. Спуск со склонов (баллы).
  3. Преодоление подъёмов (баллы).
  4. Комплексная эстафета (мин, с).

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 5, отражающему национальные, региональные или этнокультурные особенности народная игра «Лапта»:

Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.

Самостоятельно выполнять упражнения на развитие ловкости и координации движений.

Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.

Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.

Качественно выполнять тестовые упражнения модуля, отражающего национальные, региональные или этнокультурные особенности (на примере народной игры «Лапта»)»:

  1. Челночный бег 5 * 10 м (с).
  2. Удары мяча на точность (кол-во попаданий).
  3. Удары мяча на дальность (м).
  4. Ловля мяча с перемещением (кол-во).

Критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования[2]

  • Знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модулей программы.
  • Самостоятельная        разработка        и        демонстрирование        комплексов

упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

  • Самостоятельная разработка и демонстрирование комплекса упражнений для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
  • Самостоятельная        разработка        и        демонстрирование        комплексов

упражнений и (или) комбинаций для занятий оздоровительной аэробикой.

  • Качественное выполнение технических элементов по всем модулям программы.
  • Индивидуальный рост физических способностей и расширение функциональных возможностей обучающегося.
  • Степень освоения спортивных игр.

Приложение 2

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ САМБО

Боковая подсечка—подсечка, в которой нога противника подбивается сбоку.

Болевой — прием, вынуждающий противника признать себя побежденным в результате болевого ощущения, вызываемого перегибанием, вращением в области сустава или давлением на сухожилия или мышцы.

Бросок — прием, выполняемый самбистом, находящимся в стойке, имеющий целью лишить противника опоры и вынудить падать спиной на ковер.

Бросок через бедро (бросок через спину) — бросок, выполняемый за счет подбивания задней или боковой поверхностью таза, ног или нижней части туловища противника.

Бросок через голову — бросок, выполняемый самбистом, который, падая назад и упираясь ногой в живот или ногу противника, перебрасывает его через себя.

Бросок через грудь — бросок, выполняемый самбистом, который, падая назад и прогибаясь, перебрасывает противника через себя.

Высокая стойка — самбист стоит, выпрямившись, располагая туловище вертикально.

Задняя подножка — бросок, выполняемый с подставлением ноги к ногам (ноге) противника сзади.

Задняя подсечка — подсечка, в которой нога противника подбивается

сзади.

Захват — действие руками (двумя или одной) с целью удержать или переместить в определенном направлении отдельные части тела противника.

Захват одноименный — захват правой рукой правой руки или ноги противника, также захват левой рукой левой руки или ноги противника.

Захват разноименный — захват правой рукой левой руки или ноги противника, также захват левой рукой правой руки или ноги противника.

Захват рычагом — захват для выполнения переворачивания, при котором самбист захватывает из-под разноименного плеча противника за предплечье своей руки наложенной на его шею.

Захват скрестный — самбист при захвате скрещивает руки или ноги противника.

Захват снаружи — захват, при котором с другой стороны руки нет какой- либо части тела противника.

Зацеп — действие ногой, которой самбист подбивает ногу противника, зажимая ее между голенью и бедром.

Зацеп изнутри — бросок, выполняемый зацепом разноименной ноги противника изнутри.

Зацеп одноименный — бросок зацепом одноименной ноги противника изнутри.

Зацеп снаружи — бросок, выполняемый зацепом разноименной ноги снаружи.

Зацеп стопой — бросок, выполняемый самбистом, который зажимает снаружи ногу противника между голенью и стопой.

Зацеп стопой изнутри — бросок, выполняемый зацепом стопой одноименной ноги противника изнутри.

Защита — действие самбиста, имеющее целью ликвидировать попытку противника выполнить прием.

Левая стойка — самбист стоит, выставив левую ногу ближе к противнику.

Лежа — положение самбиста, при котором он опирается о ковер чем-либо, кроме ступней ног.

Низкая стойка — самбист стоит, согнувшись, отдалив таз от противника. Туловище близко к горизонтальному положению.

Обратный захват — захват, при котором самбист разворачивает руку (руки) локтем вверх или разворачивается спиной к голове противника.

Ответный прием — действие самбиста, имеющее целью добиться победы или преимущества, в момент попытки противника провести прием.

Отхват — бросок, при котором самбист подбивает ногу противника сзади задней поверхностью своей ноги.

Переворачивание — прием, имеющий целью перевернуть противника на спину из положения на животе или на четвереньках,

Передняя подножка — бросок, выполняемый с подставлением ноги к ногам противника спереди.

Передняя подсечка—подсечка, в которой нога противника подбивается спереди.

Подножка — бросок, выполняемый с помощью подставления ноги к ногам противника, чтобы вынудить его падать через подставленную ногу.

Подсад — бросок, выполняемый с помощью поднимания вверх и в сторону ног противника боковой или передней частью бедра.

Подсад голенью — бросок, выполняемый с помощью поднимания вверх и в сторону ноги противника передней или боковой частью голени.

Подсечка — бросок, выполняемый с помощью подбивания ноги противника подошвенной частью стопы.

Подсечка изнутри — подсечка, в которой одноименная нога противника подбивается изнутри.

Подхват — бросок, при выполнении которого самбист подбивает спереди (одноименную) ногу противника задней поверхностью своей ноги.

Подхват изнутри — бросок, при котором самбист подбивает разноименную ногу противника изнутри задней поверхностью своей ноги.

Правая стойка — самбист стоит, выставив правую ногу ближе к противнику.

Прием — действие самбиста, имеющее целью добиться победы или преимущества над противником.

Рычаг — болевой прием, выполняемый путем перегибания руки или ноги в суставе.

Рычаг локтя — болевой прием перегибанием в локтевом суставе.

Стойка — положение самбиста, при котором он стоит, касаясь ковра только ступнями ног.

Техника — совокупность способов (приемов) нападения и защиты, применяемых самбистами для достижения победы.

Удержание — прием, имеющий целью удержать противника в течение определенного времени на спине, касаясь его груди своим туловищем.

Удержание верхом — удержание сидя на животе противника.

Удержание поперек — удержание противника лежа поперек его груди с захватом дальней руки.

Удержание со стороны головы — удержание, при котором самбист, прижимаясь туловищем к груди противника, располагается со стороны его головы (головой к ногам).

Удержание с плеча — удержание лежа грудью на груди противника с захватом руками его рук (за плечи).

Удержание сбоку — удержание сидя сбоку от противника с захватом шеи и ближней руки.

Узел — болевой прием, выполняемый путем вращения согнутой руки или ноги в суставе.

Узел ногой — узел в плечевом суставе, выполняемый из положения удержания сбоку, зацепом предплечья ближней руки ногой снизу.

Узел поперек — узел, выполняемый самбистом, лежащим поперек противника и вращающим в плечевом суставе согнутую руку противника предплечьем вверх (супинация).

Ущемление — болевой, прием, выполняемый путем давления лучевой костью в области ахиллова сухожилия.

Фронтальная стойка — самбист стоит, расположив ноги на одинаковом удалении от противника.


[1] дети, имеющие основную медицинскую группу перенесшие заболевания (травмы) в течении учебного года; дети, имеющие подготовительную медицинскую группу и специальную медицинскую группу «А»

/приложение № 3 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 года n мд-583/19 о методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"/

[2]        Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 n 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой"