Дополнительное образование


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Берёзка»

                                   

                                 

Рабочая программа

кружка по экспериментированию


«Экология в экспериментах»

  (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

                                                                         

                                                                                                                            Воспитатель:

                                                                                                                            Караханова Н.Р.

г. Когалым, 2023

       

Пояснительная записка 

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Жить в согласии с природой - необходимое условие сохранения цивилизации. Зная об этом, человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы, следование которому привело к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначило  угрозу надвигающегося  глобального экологического кризиса. Решение проблем, возникающих в системе «человек-природа», требует нового мировоззрения, призванного противостоять технократическим стереотипам. Экологическое образование и просвещение должно начинаться как можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющей. Именно поэтому дополнительная общеразвивающая программа «Экология в экспериментах» включает в себя знания из разных областей.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира. Экологический эксперимент выполняет познавательную и интегративную функцию в системе естественнонаучного образования обучающихся, т.к. в его условиях рассматриваются не только конкретные биоэкологические объекты, но и  система их взаимосвязей. Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической деятельности экологической направленности, является хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной  области.

Актуальность программы.  Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно  оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды  и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является эксперимент

Цель программы кружка: освоение детьми основных правил и подходов к организации экологического эксперимента и развитие у системы умений проводить исследования и наблюдения.

Задачи:

  1. Прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать

экологическую грамотность у детей.

  1. Помочь в освоение общих методов, приемов и форм исследовательской

работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии, на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений, ознакомление детей  с основными проблемами и направлениями в современной экологии.

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

  1. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  3. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  5.  Развивать коммуникативные навыки.


Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Режим занятий: 2 раза в месяц;  продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Ознакомлены  с основными проблемами и направлениями в современной экологии;
  • Развиты знания в области экологии;
  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Кружок «Экология в экспериментах» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира и экологии.

Форма контроля и демонстрации  образовательных результатов

Основные виды диагностики результата:

• входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

• текущий – проводится на каждом занятии (наблюдение);

• промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем, разделов: дидактические игры, тестовые задания, викторины;

• итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговый тест, выставка опытнических работ, конкурс, викторина, проекты.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Октябрь

1 неделя

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

3 неделя

«Вода принимает форму»

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь

1 неделя

«Нюхаем, трогаем, слушаем...?»

           

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.

3неделя

«Почему все звучит?»

            

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Декабрь

1 неделя

«Почему снег мягкий?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

3 неделя

«Почему снег греет»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

5 неделя

«Очищаем воду»

            

Расширять экологические представления об очистке воды от примесей.

Январь

1 неделя

«Замерзание жидкостей»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«Откуда берется иней»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«Друзья»

        .

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

3 неделя

«Играем с красками».

        

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Март

1 неделя

«Очистка грязной воды»

        

Дать детям представление об очистке воды.

3 неделя

«Все увидим, все узнаем»

 

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

5 неделя

«Испытание магнита»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«Ворчливый шарик»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

3 неделя

        

«Весёлая полоска»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

Май

1 неделя

«Необычные кораблики»

 

        

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«Радуга в комнате»

        

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

5 неделя

«Эффект радуги»

Воспитывать бережное отношение к природе.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.

5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

9. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.

10. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.

11. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.

13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т. А. М.: АРКТИ, 2004.

16. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.

17. Рыжова Н. Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000.

18. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11.

19. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.

20. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.

21.Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000.

22. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003.

23. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Кондрыкинской Л. А.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

24. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: АРКТИ, 2003

25.Материалы нтернета.



Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Клетка за клеткой»

Выполнили воспитатели:

Муссалямова А.А.

Караханова Н.Р.

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Цели и задачи кружка.

3.Комплектование группы.

4.Формы организации кружка.

5.Формы работы с детьми.

6.Методы работы.

7.Сведения о руководителе кружка.

8.Время проведения кружка.

9.Перспективно-календарный план кружка.

10.Программно-методическое обеспечение работы кружка.

11.Мониторинг.

1.Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Клетка за клеткой».

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

2.Цели и задачи кружка «Клетка за клеткой»:

Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.

Задачи:

  • Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
  • Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
  • Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
  • Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

3.Комплектование группы.

Группа в соответствии с возрастом детей:  подготовительная к школе группа наполняемость 25 человек.

4.Формы организации кружка.

- Индивидуальные

- Подгрупповые

-Групповые

5. Формы работы

-Беседа

-Интегративная деятельность

6. Методы работы с детьми.

-Словесные.

-Наглядные.

-Практические.

7. Сведения о руководителе кружка.

Фамилия, имя, отчество: Муссалямова Альбина Аликовна

Образование: Высшее.

Должность: воспитатель ДОУ.

Фамилия, имя, отчество: Караханова Назифа Рафиковна

Образование: Среднее.

Должность: воспитатель ДОУ.

8.Время проведения кружка.

Пятница15.40. – 16.10.

9. Перспективный план кружка «Клетка за клеткой».

№п/п

Тема

Цель

Упражнения

Количество занятий

Октябрь

1.

Определение ведущей руки у детей.

Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы)

1.Достать бусинку ложкой из стакана.

2.Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

3.Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

2

2.

Знакомство с тетрадью с крупной клеткой.

1.Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

2. Игра с клеткой.

Найти в клетке центр.

Найти левый верхний угол.

Найти правый нижний угол

3

3.

Рисование по клеточкам самостоятельно по желанию.

1.Ходьба по клеткам

Хождение по клеткам пальчиками.

Хождение по клеткам ручкой, через клетку.

2

4.

Рисование по клеточкам, простейший узор.

1.Рисование внутри клетки предметов округлой формы,

пирамидка, крепость.

3

Ноябрь

1.

Точки.

Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

1.Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом (шариковой ручкой).

2

2.

Палочки.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам (вертикальные, горизонтальные).

3

3.

Линия.

Учить работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

4.

Квадрат.

Обведи фигуры и раскрась: один квадрат синим, а другой красным цветом.

3

Декабрь

1.

Узор.

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Нарисуй по клеточкам простейший узор.

2

2.

Линии внутри предмета.

Песочные часы в клетке.

«Снежинки».

3

3.

Штриховка.

Птички на ветках сидят.

2

4.

Рисование по образцу.

Нарисуй по клеточкам ёлки.

3

Январь

1.

Соедини точки

Учить работать по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

2.

Лабиринт

Доведи до цели линию.

3

3.

Скопируй

Скопируй узор

2

4.

Таблица

Найди закономерности и дорисуй линию.

3

Февраль

1.

Закономерность

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку).

Заверши рисунок

2

2.

Составь узор

Сложи узор

3

3.

Цепочка фигур

Продолжи цепочку (реши примеры).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей).

Нарисуй по клеткам (белочка, волк)

3

Март

1.

Фигуры

Учить работать в пределах границ фигуры.

Нарисуй фигуры. Найди ошибку.

2

2.

Штриховка

Скопируй образец и выполни штриховку.

3

3.

Чертёж

Заверши чертёж

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (дятел, заяц, ёж)

3

Апрель

1.

Квадрат

Учить ориентироваться по клеткам.

Нарисуй квадраты через клетку. Раскрась половину квадрата желтым цветом, а половину зеленым.

2

2.

Кроссворд

Составь кроссворд по теме «Космос».

3

3.

Инженер

Сделай чертеж по описанию (1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево,1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (волк, медведь, лиса).

3

Итого:

70

10.Методическое обеспечение работы кружка «Волшебные клеточки».

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-5-е изд., испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.-2008с.

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.-224с.

Перечень пособий

Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр

11.Мониторинг.

Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 1 раз в год ( май ).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Клетка за клеткой».

(Задания подбираются по усмотрению педагога)


Предварительный просмотр: