Родительский клуб


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»

Детско-родительский клуб

«Химичим всей семьей»

Подготовила: воспитатель

Караханова Назифа Рафиковна

Когалым, 2022

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение регламентирует деятельность детско-родительского клуба

«Химичим всей семьей» (далее – Клуб) в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Когалыма «Буратино» (Далее – МАДОУ)

  1. Клуб организован для детей, посещающих МАДОУ, и их семей.

  1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании.

  1. Основными принципами деятельности Клуба являются сотрудничество с семьей, добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

  1. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

  1. Цель деятельности Клуба – создание оптимальных условий для вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность и гармонизация детско-родительских отношений.

  1. Основными задачами деятельности Клуба являются:

  • Укреплять внутрисемейные и меж семейные связи;

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;

  • Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;

  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

  • Обеспечивать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и МАДОУ, согласовывать действия по преодолению трудностей;

  • Создавать условия для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом воспитания в семье).

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

  1. Руководитель Клуба – воспитатель Агаханова Наида Казибеговна.

  1. Форма организации Клуба - совместные детско-родительские встречи.

  1. Встречи проводятся 1 раз в квартал.
  2. Планирование его деятельности        с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей, запросов семей воспитанников.

  1. На    итоговом    заседании    клуба    «Химичим    всей     семьей»: обсуждаются результаты работы, ее эффективность, проводится совместное развлечение для родителей и детей по экспериментальной деятельности.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ КЛУБА

  1. Участники Клуба имеют право:

  • Свободно излагать собственное мнение;

  • Участвовать в дискуссии;

  • Обмениваться опытом в воспитании детей;

  • Получать квалифицированную консультативную и практическую помощь по организации и проведении экспериментов дома.

  • Изучать и распространять положительный опыт семейного воспитания.

  1. Руководитель Клуба имеют право:

  • Публиковать        материалы        по        работе        Клуба        в        методических        изданиях,        на образовательных сайтах.

  1. Руководитель Клуба обязан:

  • Осуществлять руководство Клубом;

  • Осуществлять анализ деятельности Клуба.

Сценарий встречи детско-родительского клуба «Химичим всей семьей»

Цель: доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в экспериментальной деятельности и игровой, создавая позитивную, эмоциональную атмосферу. Помочь родителям в установлении эмоционального контакта со своим ребенком. Воспитывать инициативу, желание участвовать в занимательных опытах, играх вместе с родителями. Активизировать межличностное взаимодействие участников.

Добрый день, уважаемые родители!

Я благодарна Вам за то, что Вы не остались безучастными и приняли приглашение в наш детско-родительский клуб «Химичим всей семьей»

Я думаю, что практически у всех родителей и педагогов не раз возникали вопросы:

Как обуздать энергию и любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Чем интересным и познавательным можно занять детей? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить с вами сегодня.

Как вы думаете, интересно ли вашему малышу исследовать, познавать, экспериментировать?

Поднимите руку, кто дома проводит какие-либо опыты, эксперименты? Какие?

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку и т.д. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему можно помочь ребенку, предложив создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. Можно предложить придумать названия этим напиткам.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, на ладошке и на рукавице? Как освободить бусинки из ледяного плена и т.п. А что будет, если мы мокрой рукой или языком, в мороз коснёмся железа? (Обратиться с вопросом к детям).

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

Исследовательская работа помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы.

В детском саду работает лаборатория, где созданы все условия для развития детской познавательно-исследовательской деятельности. Имеется разнообразный материал для экспериментирования. Предметы помощники. Дети охотно участвуют в проведении занимательных опытов.

Возможно, я кого-то из вас удивлю, но экспериментальная деятельность до того прочно вошла в нашу жизнь, что зачастую мы даже и не задумываемся над тем, что проводим какие-либо эксперименты.

Утром встали, прошли в ванную комнату, открыли кран с холодной и горячей водой и провели какой эксперимент? правильно что будет, если смешать горячую и холодную воду. Зашли в магазин после работы, сложили покупки в пластиковый пакет и снова эксперимент – донесем ли пакет до дома выдержат ли у пакета ручки… А какие эксперименты мы проводим на кухне у плиты… На эту тему можно разговаривать      бесконечно,      но      это      мы,       взрослые,       а       что       же такое экспериментальная деятельность в жизни ребенка, для чего она нужна и как вы, родители можете организовать этот вид деятельности у себя дома со своими детьми.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Ванная комната.

Какие игры для исследования можно организовать в ванной комнате?

Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, кусочки мыла и т. п.

Кухня - это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными исследователями.

Какие эксперименты можно проводить на кухне и с чем? (Переливание, перебирание крупы разными способами, с солью, сахаром…)

Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа.

Экспериментирование наряду с игрой – является ведущей деятельностью дошкольников. Цель экспериментирования –способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
  2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
  3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
  4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
  5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.)

Помните! Главное при проведении эксперимента - безопасность вас и вашего ребёнка.

А сейчас вашему вниманию, хочу пригласить юных фокусников.

  1. Налить 0,5 ст. масла+0,5 ст. воды (вода с маслом поменяются местами); капнуть разбавленный пищевой краситель (капля цветная в масле превращается в шарик);

Бросить металлическую скрепку (утонула), затем пластмассовую мини игрушку (зависнет между водой и маслом), затем деревянный предмет. (Наблюдаем)

  1. «Целлофановый пакет и карандаши».

Нам понадобится: несколько карандашей, целлофановый пакет, вода, таз, или другая емкость для подстраховки.

Ход фокуса: в целлофановый пакет наливаем воду, завязываем пакет, чтобы вода не пролилась. И прокалываем пакет в разных местах карандашами насквозь. Одно условие

– карандаши должны быть остро отточены. Вода из пакета не выливается.

  1. Как можно поставить стакан в стакан с вой имея лист бумаги? (Из бумаги сделать гармошку)
  2. Налить 0,5 стакана воды, сверху положить лист бумаги. Придавливая лист резко перевернуть стакан, аккуратно убирая руку от бумаги. (Вода не вытекает).

А сейчас, уважаемые родители и ребята, мы с вами будем химичить вместе. У меня есть схемы изготовления «Извержения вулкана». Ваша задача приготовить нужный материал и приборы для экспериментирования.

Работа по схемам «Извержение вулкана».

Уважаемые родители! При проведении экспериментов не обязательно сразу объяснять ребёнку, почему так происходит. Пусть размышляют самостоятельно. Необходимо нацелить ребёнка на получение знаний, чтобы удивления и восторг

перешли в желание узнать – а почему так происходит и где можно найти ответы на возникшие вопросы. (В книге, интернете, спросить у кого-нибудь).

И поверьте мне, Ваша совместная деятельность позволит не только дать ребенку новые знания, но сделает вас ближе друг к другу, поднимет Ваш авторитет в глазах ребенка, а это в воспитании далеко немаловажно.

У кого возникли вопросы?

Я буду рада, если советы, которые прозвучали сегодня на собрании, пригодятся вам в жизни. На память о нашей сегодняшней встрече – буклеты с картотекой экспериментов.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. “Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
  2. “Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
  3. “Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются)
  4. “Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)
  5. “Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
  6. “Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).
  7. “Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода)
  8. “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
  9. “Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
  10. “Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»


Программа

детско-родительского клуба

«Юный экспериментатор»

Picture background

Составил воспитатель:

Караханова Назифа Рафиковна

Когалым, 2023 г

Паспорт программы

Наименование

Программа  детско-родительского клуба

Составители:

Караханова Назифа Рафиковна

Воспитатель группы №16 «Жемчужина»

Цель:

Повышение компетентности родителей в развитии опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста через клубную деятельность.

Задачи

- формировать познавательные интересы у дошкольников совместно с родителями;

- развивать эмоционально-ценностные отношения дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

- воспитывать  у детей дошкольного возраста интерес к исследовательской и познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты к концу 2024 учебного года

  1. Будет повышена психолого-педагогическая компетентность родителей в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
  2. У родителей и детей будут активизированы практические знания по гармонизации детско-родительских отношений.
  3. У родителей и детей будут приобретены практические навыки в экспериментально-исследовательской деятельности.
  4. У детей будут развиты коммуникативные умения (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).

«Дошкольники -  прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать».

Н.Н.Поддьяков

Пояснительная записка

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.

Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает.

Функционирование детско-родительского клуба «Юный исследователь» помогает организовать родителям вместе с детьми экспериментирование по интересам в домашних условиях. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Новизна программы состоит в том, что организация детско-родительского клуба для родителей «Юный исследователь» является одной из эффективных форм взаимодействия МАДОУ и семьи. Клуб организован с целью повышения педагогической компетентности родителей в развитии опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста через клубную деятельность.

ДЕВИЗ КЛУБА: "Все мы умеем и все хотим знать"

Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный.

Программа работы клуба имеет технологии:

  • технология экспериментирования;
  • технология коммуникативного общения;
  • технология гуманного воспитания.

Основными принципами работы клуба:

  • принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • принцип взаимодействия – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
  • принцип развития и сотрудничества, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);
  • принцип комплексности – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
  • принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в ДОУ эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

В содержании работы включены следующие методы:

  • метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);
  • метод групповой дискуссии – способствует повышению педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;

Формы работы:

1) Изучение семей, анкетирование.

2) Совместные детско-родительские встречи.

3) Участие в подготовке выставок, конкурсов.

4) Создание мини-лаборатории в группе.

5) Консультации.

7)Практические занятия  и мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности.

8) Буклеты-памятки.

Формы проведения итогов реализации  программы.

  • Организация выставок.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателей.
  • Оформление предметно - развивающей среды в группе и  т.д.

Участниками Клуба являются воспитатель 16 «Жемчужина» группы: Караханова Назифа Рафиковна  и  семьи, имеющие детей старшего дошкольного  возраста, которые посещают детский сад «Берёзка». Заседания клуба проводится ежемесячно, в зависимости от плана работы клуба.  Темы встреч для клуба формируются по результатам анкетирования, из запросов и интересов родителей.

Продолжительность одного заседания– 30 минут.

Приложение:

Перспективный         план

СЕНТЯБРЬ

  1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
  2. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  3. Консультация для родителей «Игры с водой и песком. Это интересно!»
  4. Практический семинар для родителей «О детском исследовании»: знакомство с планом работы Клуба, особенностях исследовательской деятельности дошкольников.
  5. Изготовление поделок из природного материала
  6. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

  1. Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»
  2. Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с водой и бумагой»
  3. НОД с родителями и детьми «Окрашивание воды»
  4. Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать»
  5. Изготовление дидактической игрушки «Умка»

НОЯБРЬ

  1. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  2. Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»
  3. НОД с родителями и детьми ««Мир предметов: свойства веществ». Сравнение свойств разных предметов: пластмассы, дерева, металла»
  4. Брошюра «Экспериментируем дома»

ДЕКАБРЬ

  1. Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  2. Изготовление макета аквариума Консультация: «Кидаем в воду все подряд!»
  3. Просмотр видеофильма «Наши исследователи»
  4. Составление брошюры опытов с водой
  5. Акция «Красивый лед»: украшаем территорию детского сада
  6. Презентация детско-родительских проектов «Как хранить продукты» Выяснить зависимость сроков хранения от условий окружающей среды на примере разных продуктов питания.

ЯНВАРЬ

  1. Консультация: «Как играть дома с песком»
  2. Мастер-класс: «Мир природы: воздух»
  3. Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  4. Семинар - практикум «Мир природы: вода» Обобщить представления о воде, ее свойствах и значении.

ФЕВРАЛЬ

  1. Семинар-практикум: Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста» Фотовыставка: «Мы экспериментируем»
  2. Родительское собрание: « О детском экспериментировании»
  3. Мастер - класс «Мир природы: воздух» Расширять представления о свойствах воздуха
  4. Детско-взрослые проекты «Цветочная территория детского сада»: «Мир растений: сад на подоконнике»

МАРТ

  1. Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»
  2. Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!»
  3. Практическое занятие с приглашением родителей дошкольников группы.
  4. Семинар-практикум для родителей и детей «Мир явлений: магнит и магнетизм»

АПРЕЛЬ

  1. Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»
  2. Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»
  3. Театрализованное представление «Магический спектакль»

МАЙ

  1. Пополнение уголка детского экспериментирования. Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок»
  2. Оформление папки: «Мои открытия»
  3. Досуг для детей и родителей Пиратский квест для детей из детского сада с участием родителей – членов клуба. (примерный сценарий на Интернет-странице)

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ Воронеж, 2009
  2. Васильева В.Н. Игра- путь к познанию предметного мира. Д\п, 2008, №6
  3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика-Синтез, 2005
  4. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва 2002 10.Новый подход к содержанию и организации дошкольного образования детей 5-6 лет. Полиграфист. 2008.
  5. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив /А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития 2002 .
  6. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М. Инфа-М, 1998. 26 14.
  7. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
  8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 128 с.
  9. Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.