4. Учебно - исследовательская деятельность

Минеева Татьяна Николаевна

Учебно - исследовательская деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

посредством ознакомления с родным селом»

                                                       

                                                                     

Выполнила:                                                          Минеева Татьяна Николаевна,                                                       студентка 3 курса,                                                                     заочной формы обучения

                                      специальность

                                                                         44.02.01 Дошкольное образование

                                                                     

                                                                                           Научный руководитель:                                                                    Ф.И.О. Шалахова Ольга Петровна,

Преподаватель__специальных дисциплин______________

                        

                     

                                                   2018


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….6

1.1. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста…………………………..………………………………………………6

1.2. Задачи, содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………14

1.3. Методика работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников …………………………….………………………………….….25

Заключение…………………………..………………………………………….29

Список литературы……….…………………………………………………….31


Введение

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи чувства патриотизма - любви к родине, преданности своему отечеству.

В ФГОС ДО отмечается: учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Именно в этом возрасте дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за свою страну, в которой ты живёшь. Поэтому детям уже с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своей страны, своего родного села (города, деревни).  Знание истории родного села, его исторических и культурных центров, уважение и гордость к живущим в нем людей поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к истории и культурным традициям других народов. 
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста исследовали: Т.И. Бабаева, О.Л. Князева , С.А.  Козлова, Т.А. Куликова и др.

Всё выше сказанное доказывает актуальность темы курсовой работы.
Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы не только в детском саду, но и в семье. Это объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.  Однако не все родители имеют достаточно знаний о своем селе, не уделяют должного внимания данной проблеме. В таких условиях трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине – вырастить патриота. В связи с этим выявляется противоречие между необходимостью осуществления патриотического воспитания дошкольников и отсутствием связанных с ним условий его реализации в педагогическом процессе.

Выявленное  противоречие определило проблему:  при каких  педагогических условиях  патриотическое  воспитание  детей старшего дошкольного возраста осуществляется  наиболее результативно.

Ответ на вопрос и составит цель исследования.

Объект исследования: процесс  патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:  патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным селом. 

Задачи:

  1. Определить понятийный аппарат исследования.        
  2. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
  3. Методика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  4. Методы исследования:

теоретические: анализ  понятийного  аппарата, анализ печатных источников.

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  1. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Патриотизм ` (от греч. patriotes - соотечественник - patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства ( Большой энциклопедический словарь).

Патриотизм  от греч. patris — родина, отечество ( Педагогический словарь).

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа  (национальная социологическая энциклопедия).

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу 

(К.Д. Ушинский).

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [11].

Патриотизм - это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины; стремление нести ответственность за неё, встать на её защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооружённых силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.  

Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которое преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

Патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и  воспитанников, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям. Цель патриотического воспитания - формирование патриотизма как интегративного качества личности.

Ипполитова Н.В. считает, что патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию -  это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек [12].

По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [11].

Процесс патриотического воспитания следует начинать как можно раньше, следовательно  дошкольный возраст является тем самым периодом с которого следует "запустить" процесс патриотического воспитания. В этот период происходит формирование всех основ личности ребёнка, развитие его эмоций, мышления, чувств, социальная адаптация в обществе, у ребёнка создается чувство сознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни ребёнка особенно благоприятный для эмоционально - психологического воздействия, так как образы восприятия очень сильны и остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Самым важным моментом в воспитании ребёнка, вошедшего в новый для него вид деятельности, является то, что у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к освоению и способности чувствовать значимость своего учения, их притягивают серьезные занятия. Это позволяет использовать с пользой для ребёнка новые виды деятельности и подключать уже известные им (например, физическую культуру, игровую, изобразительную деятельность и т.д.) новые аспекты, влияющие на проявление интереса ребёнка  к общественным явлениям, к событиям, происходящим в городе или селе, где проживает ребёнок, удерживая внимание детей к ним.

Важное место в процессе формирования патриотической воспитанности занимает старший дошкольный возраст. Период дошкольного возраста особенно благоприятен  для воспитания патриотических чувств, так как для детей этого возраста типичны безмерная доверчивость к взрослым, дети в этот период пытаются повторять действия взрослых, у них присутствует эмоциональная доброжелательность, проявляют интерес к окружающему их миру и проявляется  особенная искренность,  от постановки воспитания в этом возрасте зависит дальнейшее развитие человека.  

Отталкивая от возрастных особенностей старших дошкольников, следует отметить основные особенности формирования патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

1)Любовь к матери, к родным и близким, ощущение внимания и забота родителей - именно эти особенности являются началом воспитания патриотизма у ребёнка. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сочувствия к  другому человеку, дружеской привязанности; первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

 Воспитание патриотизма предполагает чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома, села, города, работниками зоопарка, музея, библиотеки, театра, от знакомства с местными достопримечательностями, с природой родного края. "Родился", "родители", "родственники", "родной дом", "родной детский сад, родная улица, село, город, край" - все эти и многие другие слова, и выражения постепенно  формируют в ребёнке понятие и чувство Родины.

 2)Образные выражения "Любовь к матери-Родине", "Преданность Отчизне", "Отчий край" и другие говорят о том, что истоки патриотических (от греческого patris - Родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях с  раннего детства.

 Развитие эмоций  тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребёнка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определённых условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребёнка.

 В 5-7 лет, происходит постепенное осознание ребёнком нравственных ценностей. На этом этапе важно привлечь детей к иным способам выражения эмоционального состояния другого человека, стоит научить ребёнка "прочитать" эмоции внешнего состояния растений, животных и тем самым побуждает ребёнка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за кого- либо). Характерным средством воспитания патриотизма - является деятельность ребёнка, так как дети дошкольного возраста наиболее активно развиваются только в процессе собственной активности. Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками.

3) Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. К. Д. Ушинский считал, что системное воспитание порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребёнке национальных особенностей. В.В. Зеньковский писал: "Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа».

4)Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребёнке национального духовного характера. И.А. Ильин в этой связи писал: "Воспитать (русского ребёнка) и воспитать в нём характер - значит прежде всего, - открыть ему, его инстинкту, его глубокому чувству, его страсти способность и счастье беззаветно любить: Родину и верить в неё".

Поэтому ещё в семье, в детском саду необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и творческим ремёслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты музеев). Важно знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к основополагающим нравственным ценностям своего народа, формировать положительное отношение к ним и желание соблюдать их в повседневной жизни.

Соблюдение и сохранение национальных традиций и обычаев обеспечивает связь, преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная , а значит и патриотическая жизнь народа. Например, народные традиции дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа (у русских людей - доброту, щедрость, оптимизм). К. Д. Ушинский писал: "Пусть каждый вспомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого: и так скучно и неинтересно проходило бы детство, если бы не было праздников, которые имеют огромное значении в жизни ребёнка".

5)Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так  как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребёнок начинает понимать, что он - созидатель, он начинает чувствовать ответственность, повышается самооценка.

Огромную роль в дошкольном возрасте являются игры. Игры, также,  как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную увлекательную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей правильное направление.

Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т. д. Атмосферу общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх. Понятия о том, как работают отцы и матери в различных учреждениях, заинтересованность их трудом служат богатейшим источником игр тогда, когда детей систематически приучают завоевывать новые знания о трудовом процессе и его результатах.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является привлечение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и  в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания ребёнка. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример и богатый жизненный опыт.

 Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с родителями ребёнка. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми  обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания нравственно-патриотических чувств.

1.2 Задачи, содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Воспитательно-образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают о том, что наша страна многонациональна. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую контурную карту. Старшим дошкольникам сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны и побуждать ребенка к практической деятельности. Следует знакомить детей со странами мира, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх, "Кто больше стран назовет", "Из разных названий стран определи нашу страну". Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия - все это помогает решить поставленную задачу. Также детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представление о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей. Нужно познакомить детей с понятием "защитник отечества" и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцев, рядовых воинах, смело защищавших Отечество. Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них "приходят и уходят", а другие существуют веками. Еще одно направление в патриотическом воспитании - приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Для выполнения поставленных задач широко используется иллюстративный материал (картины, фотографии, слайды), позволяющие познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами. Проводятся экскурсии, знакомят с произведениями художественной литературы, рассматриваются иллюстрации.

Уточняются и систематизируются полученные знания детей в беседах типа "Легок ли путь хлеба к нашему столу" и т. д. Знакомя детей с трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им. Здесь также важно тематически планировать работу на занятиях по патриотическому воспитанию детей.

Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, диапозитивов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия - все это помогает решать поставленную задачу.  

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Дети наблюдают за трудом взрослых, видят, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели – познакомить  с особенностями родного края, пробудить в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

Художественные средства - это чтение художественной литературы, устное народное творчество музыка, кино, изобразительное искусство диафильмы. Они способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой - дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) - нужна опора на визуальные впечатления.

Устное народное творчество - богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка. Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходят к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: "Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…".

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества. Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки - во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, "только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное - открывать глаза на дорогое и родное".

В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам. Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Педагог должен подбирать литературу о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он - образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас.  Практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета.

Детское вдохновение - очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой "концовкой", нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест, где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные к творчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку.

Кроме рисования и лепки, можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику, игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места и материала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разные виды занятий. Воспитатель, поддерживая переживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры. Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажа подталкивает сюжет.

Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила "по справедливости", "по честному", рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей - в рассказе Л. Пантелеева "Честное слово", мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек - результат работы родителей и педагогов.

Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей - так называемое "сказкотворчество".  Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-"детям", смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории.    

 

1.3 Методика работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Метод воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный или использовать их в совокупности.

 Выделяют три группы методов:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, внушение,  пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования ( поощрение, личный пример педагога).

Рассказ воспитателя - это один из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к занятиям и беседам по знакомству с родным селом, особенно с его историей и достопримечательностями, самым сложным является составление педагогами рассказов для дошкольников. В связи с этим были разработаны рекомендации по их составлению:

1. Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

2. Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.

3. Детям дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.

4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями  

Эффективность беседы как метода зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа - это итог проведенной с детьми работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезны загадки, стихотворения. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

В старшей и подготовительной к школе группах беседа используется -- на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

Метод приучения ребенка - основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о младших, о старших, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам.

В педагогической практике довольно широко применяется метод поощрения, и чаще всего в повседневном общении воспитателя с детьми. Он может иметь положительное воздействие, однако преувеличивать роль этого метода было бы неверно.

В поощрениях чаще всего фиксируется результат воспитанности. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки воспитателя, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.

Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село  и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания).

Методы патриотического воспитания способствуют социализации личности ребенка, приводят к активному опыту патриотического поведения, позволяют ребенку быть примером для окружающих.

Таким образом, знакомя детей с родным городом и родной страной, необходимо учитывать, что вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применение различных средств и методов воспитания.

Заключение

В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Было выяснено, что единого подхода к определению «патриотическое воспитание» не существует, но большинство современных педагогов трактуют это понятие как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников , направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям.  

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагога. Средствами формирования патриотических чувств  дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники), которые отмечаются в стране и в детском саду.

Чувство патриотизма по своей структуре и содеражнию многогранно, поэтому работу с детьми воспитатель осуществляет в нескольких этапов:

1.        Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

2.        Немалое значение для воспитания воспитание у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, городом.

3.        Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания дошкольного учреждения совместно с семьей.

 Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Всё это создает благоприятные условия для воспитания патриотических чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.  

У каждого любовь к малой родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя свою малую родину и увековечивая память о ней. Я хочу, чтоб ребятам, край, в котором они живут, стал бы не только родным и любимым, но и дорогим!

Список литературы

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

2. Програма «От рождения до школы»/ Под. ред. Н.Е.Вераксы, изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, М.: 2014г.

3. С чего начинается Родина?, под. ред. Л. Кондыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2015г.

4. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2013.

5. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

6. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2012г.

7. Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. - 2011. - № 5.

8. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - М.: ТЦ Сфера, 2010г.

9. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, М. – 2016г.

10. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение, 2005г.

11. Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств  старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2013г.

12. Моханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников - М.: ТЦ Сфера, сер. Синяя птица, 2009г.  

13. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2000.

14. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2007.

15. Жуковская, Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010г.

16. Зеленова Н. Г.  Мы живем в России / Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова. - изд. Скрипторий 2003, 2008г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования администрации Владимирской области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Владимирской области «Муромский Педагогический колледж» Курсовая работа Тема:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным селом» Выполнила: Минеева Татьяна Николаевна, студентка группы ЗД – 32В Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Научный руководитель: Ф.И.О. Шалахова Ольга Петровна, Преподаватель__специальных дисциплин

Слайд 2

Актуальность Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение , гордость за свою страну, в которой ты живёшь. Поэтому детям уже с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своей страны, своего родного села (города, деревни). Знание истории родного села, его исторических и культурных центров, уважение и гордость к живущим в нем людей поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к истории и культурным традициям других народов. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Всё выше сказанное доказывает актуальность темы курсовой работы.

Слайд 3

Проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста исследовали: Т.И. Бабаева, О.Л. Князева , С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др . Они считают, что патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы не только в детском саду, но и в семье. Это объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.

Слайд 4

Противоречия: Не все родители имеют достаточно знаний о своем селе, не уделяют должного внимания данной проблеме. В таких условиях трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине – вырастить патриота. В связи с этим выявляется противоречие между необходимостью осуществления патриотического воспитания дошкольников и отсутствием связанных с ним условий его реализации в педагогическом процессе.

Слайд 5

Выявленное противоречие определило проблему: при каких педагогических условиях патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется наиболее результативно. Ответ на вопрос и составит цель исследования. Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным селом.

Слайд 6

Задачи : Определить понятийный аппарат исследования. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Методика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 7

Методы исследования: теоретические : анализ понятийного аппарата, анализ печатных источников . Методика работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Метод воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный или использовать их в совокупности.

Слайд 8

У каждого любовь к малой родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя свою малую родину и увековечивая память о ней. Пётр Иванович Целебровский (известный художник) – родился в 1859 году и вырос в нашем селе. Написал в наших местах картины: «Сеятель», «На пашне».

Слайд 9

Известный в наших местах художник Чанов Алексей Осипович (родился и проживает в нашем селе).

Слайд 10

Герой Советского союза Пестряков Василий Алексеевич. Его именем названа одна из улиц нашего села – улица Пестрякова . Памятник В.А. Пестрякову .

Слайд 11

В нашем селе 1968 году снимался художественный фильм «Любовь Серафима Фролова». В главных ролях Леонид Куравлёв , Тамара Сёмина, Лариса Лужина… В этом году фильму исполняется 50 лет.

Слайд 12

Я хочу, чтоб ребятам, край, в котором они живут, стал бы не только родным и любимым, но и дорогим !



Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

по дисциплине Педагогика

на тему: «Основы целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила:

Минеева Татьяна Николаевна,

студентка группы ЗД-32В

2017 – 2018 учебный год

Введение

В каждой целостной системе происходит бесконечное движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества, возникновение систем более высокого порядка. Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь.

Она выстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ней. Общая система учебно-воспитательной работы включает в себя функциональные, специального назначения педагогические подсистемы, направленные на решение специфических воспитательных задач.

Сложность педагогического процесса, неоднозначность его результатов, заключается в том, что ребенок воспитывается целостно в целостном жизненном потоке отношений, в то время как в организованной учебно-воспитательной работе внимание акцентируется на отдельных специализированных подсистемах.

Понимание сущности целостного педагогического процесса

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.
 Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта.  

Педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Можно сформулировать и таким образом: это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые. Или вот еще одно определение, также раскрывающее одну из сторон педагогического процесса: организация воспитательных отношений, заключающаяся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов, влияющих на развитие его участников.

Итак, какой же педагогический процесс можно назвать целостным?

Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.

Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В современных дошкольных учреждениях появляется все больше дополнительных образовательных услуг, а значит и все большее количество специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи. Необходима согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов детской деятельности, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов.

В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Макрои мезофакторы, современная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники информации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, но и окружающая дошкольника жизненная среда.

В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир — задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем ходе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала.

В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющих каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

 

Ведущие  характеристики педагогического процесса

Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов. Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность). Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность).

Целенаправленность - это движение педагогического процесса  к цели, т.е к достижению какого-либо результата.

Цель: это ожидаемый результат образования.

Цели педагогического процесса    образуются путем соединения составляющих:

· ценностная позиция педагога (отношение к феномену детства, понимание задач дошкольного образования)

· целевые установки образовательной организации (социальный заказ)

· учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей (индивидуальный образовательный маршрут)

· учет социальных запросов родителей.

Целостность педагогического процесса     - это характеристика, которая показывает наличие  педагогического  процесса      и  его основных компонентов или частей и связей между ними.

Основными частями или компонентами выступают такие как: процесс обучения, процесс воспитания, процесс образования.

Системность и процессуальность  педагогического процесса:

система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Признаки педагогического процесса   как системы: целостность, взаимосвязь компонентов педагогического процесс, структурность (целевой, содержательный, технологически, результативный, ресурсный компоненты структуры), открытость, множественность описания (с точки зрения разных аспектов).

Системность подразумевает статичное пространственное изображение структурных компонентов. Процессуальность – протяженность во времени. Педагогический процесс – последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разноплановых задач.

Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Воспитание – целенаправленный процесс, обеспечивающий освоение ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения. Процесс передачи исторического социокультурного опыта от поколения к поколению.

Позиция воспитателя меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: позиция прямой передачи опыта (я – тебе), позиция партнерства (вместе), позиция обращения к опыту ребенка (ты – мне), позиция выбора творческого решения (свобода).

Условия успешности процесса воспитания:

1) личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми

2) предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.

3) создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Методы воспитания:

- методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы)

- методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, личный пример педагога)

- методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей (поощрение, наказание).

Обучение – целенаправленный процесс, обеспечивающий передачу и освоение детьми содержания образования.

Классификация принципов обучения:

· по источнику передачи информации – наглядные, словесные, практические,

· по характеру познавательной деятельности детей – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.

Принципы организации целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения: принцип гуманизации; принцип личностной ориентации;  принцип индивидуально-дифференцированного подхода; принцип разнотемпового продвижения вперед; принцип прогрессивного продвижения вперед;  принцип свободы выбора; принцип интегративности.

Гуманизация педагогического процесса как обеспечение удовлетворения потребностей ребенка и создания условий для развития детей.

Гуманизация этот принцип связан с удовлетворением ведущих социальных потребностей ребёнка ( психолог. комфортных условиях пребывания в детском саду, эмоциональный контакт с окружающими, в любви, доброжелательности, в активном познании и информационном обмене, потребность в разнообразной деятельности по интересам и в самостоятельности, в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, потребность в самореализации, в признании своих достижений сверстниками и взрослыми).

Интегративность - это единство тематического содержания ПП.

Основные позиции педагога в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста (позиция «передачи социального опыта»; позиция «равного партнерства»; позиция «опекаемого»).

Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов.

Характер  связей между участниками целостного  педагогического процесса

Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие — особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.

Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:  процесс воздействия; процесс бездействия; процесс содействия.

Взаимодействие как воздействие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью. Эффективность педагогических воздействий и успешность развития детей оцениваются по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако при воздействии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.

Взаимодействие как бездействие характерно для педагогов либерального или формального типа. Формальная организация педагогического процесса, жизнедеятельности детей проявляется в том, что педагог лишь номинально выполняет возложенные на него функции. Способы и формы взаимодействия носят обобщенный характер, рассчитанный на «среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхностно решает задачи педагогического процесса. Такой тип взаимодействия, пожалуй, наиболее опасен и, к сожалению, в силу целого ряда причин, присутствует в практике детского сада.

Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагог использует способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества. Процесс содействия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.

Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?

Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает :

· рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

· отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;

· оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов.

Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества, которое заложено в каждом конкретном человеке и развивается им.

Вывод

Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта — проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха» с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не процессом исправления имеющихся недостатков.

   

Список использованной литературы

1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С., Дошкольная педагогика. – М.: Академический проект, 2013. – с. 116 – 124.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – Академия, 2012. с. 214 – 219.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М, 1983.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

 

Задачи:

 

- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

 

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

 

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

 

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

 

Актуальность выбранной темы

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

        Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

         Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

         Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

         Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

                                       

 

 

                            План работы на  учебный год

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучениеметодиче-ской литературы

 

 

 

 

Составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы.

Сентябрь - май

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                      (ФГОС) Д О.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Октябрь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

 

Консультация для воспитателей

 «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра.

 Сказка «Заюшкина избушка»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

на 2017-2018 учебный год

 

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                       (ФГОС) Д О.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе . Пересказ сказки  «Заюшкина избушка»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

 

 

 

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

"ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

 

 

 

В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ МНОЮ БЫЛА ИЗУЧЕНА ТЕМА «ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

 

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

 

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.

 

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

 

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

 

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

 

 

 

Анкета

 

                   «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

         Уважаемые родители!

 

         Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 

1.     Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

 

 

 

2.     Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

 

 

 

3.     Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

 

 

 

4.     Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

 

 

 

5.     Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

 

___________________________________________________________

 

 

 

6.     Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

 

 

 

7.     Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

8.     Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

 

 

 

9.     Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

10.            Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

 

__________________________________________________________

 

    Консультация для воспитателей

 

    «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

 

  Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

 

       Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

 

      Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

 

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

 

       Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

 

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

 

       В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.

 

       Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

 

       Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

 

       Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.