6. Материалы, содержащие педагогический опыт и образовательные технологии, в сфере ДО.

Минеева Татьяна Николаевна

Материалы, содержащие педагогический опыт и образовательные технологии, в сфере ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ по установлению контакта с педагогами и родителями.  

В результате прохождения практики и тесному контакту с педагогами и родителями я поняла - Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Проведённые мероприятия  доказали, что использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.

Самоанализ по работе с семьёй:

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящи перед семьей и детским садом, едины: воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.

В результате прохождения практики я поняла, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Чтобы работа с родителями носила разносторонний характер, в своей работе я использовала разные формы организации работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Считаю, что умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей.

Для того, чтобы собрания были интересными педагоги используют разные методы: групповые дискуссии, которые позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, выявить индивидуальные приемы воспитания. Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи. Практикуясь в подготовке и проведении родительского собрания, я выбрала не традиционную форму  проведения родительского собрания – форму  круглого стола.

Наибольший интерес среди родителей вызывают игры (психологические и ролевые, с помощью которых мы моделируем и воспроизводим проблемные ситуации). В своей работе я использовала тренинг и решение проблемных ситуаций.

 Во время прохождения практики я изучила вопрос по подготовке и проведению анкетирования и памяток и рекомендаций для родителей.

Так же познакомилась с одной из форм работы с родителями - информационные центры: родительские уголки,  папки – передвижки, ЛЭП буки. Обычно в такие центры подбирается тематический материал с практическими рекомендациями.

Родительское собрание в работе с родителями оказалось самым трудным в организации. Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе, другие не желают принимать участие в мероприятиях. Но таких родителей оказалось мало. Мамы, папы, бабушки с удовольствием приняли участие в анкетировании, родительском собрании - круглый стол.

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателей.

Родители  проявили искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого - педагогическая грамотность родителей, а лично я повысила свой уровень компетентности в вопросе работы с родителями.

Семья и детский сад, два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.



Предварительный просмотр:

  Самоанализ

       Воспитание и образование детей дошкольного возраста в МБДОУ осуществляется в соответствии с основной образовательной программой детского сада, разработанной на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

      Основным методом работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда взрослый с ребенком общаются «на равных». В период практики старалась использовать проблемные ситуации, в которых дети могут проявить себя, выразить своё отношение к тем или иным моментам и явлениям. Ведущей деятельностью детей дошкольников является игровая деятельность. Руководствуясь этим, я проводила образовательно-воспитательный процесс в игровой форме, что способствовало лучшему усвоению новых знаний, закреплению ранее полученных, и поддерживает живой интерес детей к обучению. Использовала в работе  дидактические и развивающие игры. С целью индивидуализации педагогического процесса, позволяющего сделать организованную образовательную и совместную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной активно внедряю в образовательный процесс образовательные технологии и методики. Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья детей я использовала здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, подвижные игры, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, игровой массаж), которые включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. В группе созданы оптимальные условия:

  • Ежедневное соблюдение режима дня способствует полноценному развитию детей;
  • Ежедневные проветривания помещений, минимум 2 раза в день, способствуют укреплению здоровья детей;
  • Утреннюю гимнастику проводила под знакомые детям мелодии, что способствует поддержанию положительных эмоций и заряду бодрости на весь день.

     Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности  использовала все виды игр: сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические, строительные, игры - драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

       Эмоциональному благополучию детей способствует и взаимное доверие педагогов и родителей. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы: родительское собрание «Первые шаги в математику», консультации: «Роль родителей в организации работы по ФЭМП», индивидуальные беседы, совместные развлечения с использованием ИКТ: «Сказочное путешествие» - с папами и «Мама самый лучший друг» - с мамами, анкетирование «Математика для развития вашего ребёнка», папка-передвижка «Требования к организации работы по ФЭМП  в младшей группе».

       За  период практики:

  • подготовила презентацию для круглого стола педагогов ДОО «Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста на прогулке»;
  • подготовила презентацию для педагогического совета «Использование интерактивных игр на занятиях ФЭМП»;
  • создала серию интерактивных дидактических игр по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста «Подбери пару», «Орешки для белочки»,  «Подбери правильно»;
  • разработала конспекты и провела занятия по всем видам детской деятельности;
  • разработала дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста «Времена года», «Укрась ёлочку», «Занимательные тучки» (образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»);
  • подготовила и провела семинар – практикум для родителей группы «Сенсорное развитие ребёнка, через нетрадиционные игры».

Практика позволила мне перевести полученные знания и умения в практические действия. В ходе практики продолжалось закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков; систематизировала свои профессионально-педагогические знания; приобрела навыки анализа результатов своего труда.

     В ходе практики основной трудностью для меня была разработка  занятия и развлечения по музыкальной деятельности.



Предварительный просмотр:

Самоанализ:

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящи перед семьей и детским садом, едины: воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.

В результате прохождения практики я поняла, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Чтобы работа с родителями носила разносторонний характер, в своей работе я использовала разные формы организации работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Считаю, что умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей.

Для того, чтобы собрания были интересными педагоги используют разные методы: групповые дискуссии, которые позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, выявить индивидуальные приемы воспитания. Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи. Практикуясь в подготовке и проведении родительского собрания ,я выбрала не традиционную форму  проведения родительского собрания – форму  круглого стола.

Наибольший интерес среди родителей вызывают игры (психологические и ролевые, с помощью которых мы моделируем и воспроизводим проблемные ситуации). В своей работе я использовала тренинг и решение проблемных ситуаций.

 Во время прохождения практики я изучила вопрос по подготовке и проведению анкетирования и памяток и рекомендаций для родителей.

Так же познакомилась с одной из форм работы с родителями - информационные центры: родительские уголки,  папки – передвижки, ЛЭП буки. Обычно в такие центры подбирается тематический материал с практическими рекомендациями.

Родительское собрание в работе с родителями оказалось самым трудным в организации. Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе, другие не желают принимать участие в мероприятиях. Но таких родителей оказалось мало. Мамы, папы, бабушки с удовольствием приняли участие в анкетировании, родительском собрании - круглый стол.

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателей.

Родители  проявили искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого - педагогическая грамотность родителей, а лично я повысила свой уровень компетентности в вопросе работы с родителями. .

Семья и детский сад, два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.



Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД.

Мною было проведена непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в зимний лес».

Общей дидактической целью, которой было создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.

1. На НОД просматривается интеграция образовательных областей:

• «Познавательное развитие» - развитие элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира.

• «Художественно-эстетическое» - конструирование.

• «Речевое развитие» - актуализация расширения словарного запаса, мини- беседа о зиме.

1. При планировании учитывала, что у воспитанников уже сформированы необходимые знания и умения: в различении и назывании геометрических фигур; счёте в пределах 5; примет зимы.

2. Мною решались следующие программные задачи:

• совершенствовать умение считать и соотносить с количеством предметов в пределах 5,

• закреплять представление о геометрических фигурах;

• пополнять знания о зиме, о зимнем образе жизни животных;

• уточнять знания о зимней одежде и обуви;

• закреплять умения работать по образцу;

• формировать у детей, желание помочь в трудной ситуации;

• развивать творческие способности детей;

• проявлять положительные эмоции, при прослушивании музыки.

3. При выборе заданий учитывала интересы, темперамент, уровень учебной подготовки и развития детей среднего возраста. К каждому ребенку подходила как к субъекту, уважая его личность. Особое внимание мною было направлено на развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения и зрительного восприятия. Этому способствовали все задания на занятии.

4. На НОД выбрала следующую структуру:

1) Организационный момент.

2) Мотивация.

3)Применение знаний.

4) Сюрпризный момент.

5) Рефлексия.

5. Для реализации целей использовались следующие методы и приемы:

• практические: постройка кормушки.

• наглядные: показ, демонстрация, работа по образцу.

• словесные: создание игровой ситуации, загадки, логоритмичекое упражнение, беседа, словесно – ответное общение, индивидуальная работа, ТСО.

Создание игровой ситуации (путешествие) в начале способствовало созданию интереса к занятию и включению всех детей в предстоящую деятельность.

Индивидуальная работа: «Построй кормушку» была направлена на закрепление умения различать и называть фигуры, умения работать по образцу; развитие зрительной памяти.

Применение ТСО усиливало эмоциональное, слуховое и зрительное восприятие; нацелило детей на индивидуальную работу.

Использование перечисленных приемов создало условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным.

6. Я старалась открыто, искренне отнестись к каждому ребенку, что должно было способствовать созданию комфортной, доброжелательной атмосфере в группе.

7. Такие приемы как: приветствие, эффект неожиданности (появление лесных жителей, способствовали снятию эмоционального напряжения.

8. Я считаю, что занятие прошло в хорошем темпе. Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Все, что было запланировано, удалось реализовать в достаточном объеме.

Самоанализ НОД в средней группе по экологии с элементами труда 
" Наши зелёные друзья".
НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 15 человек. Дети умеют слушать воспитателя, легко идут на контакт с ним, у детей сформированы навыки образовательной деятельности. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы. Составляя конспект, я прежде всего учитывала возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. 
НОД содержит в себе интеграцию образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное".
Построение НОД позволило провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД - 20 минут, что соответствует нормам СаНПиН. Материал, наглядные пособия были подобраны на доступном для детей уровне, был рационален для решения поставленной цели и задач. Их внешний вид - красочный, яркий, оформлен эстетически.
В вводной части НОД для организации детей, переключения внимания на предстоящую деятельность, создания интереса к ней, создания эмоционального настроя, использовала приём - сюрпризный момент (стук в дверь), приход героя из мультфильма - Лунтика, загадки.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени. Дети были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами находили ответ на предлагаемые вопросы, делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Эффективности НОД способствовала предварительная работа 
(дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения за растениями уголка природы (особенности внешнего вида, строение, экспериментирование, наблюдение за трудом воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок.) Взаимосвязь элементов НОД выполнение практических заданий, помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задачи по сложности были доступные детям. Это способствовало решению поставленных задач. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. Специфика работы с детьми отражалась в личностно - ориентировочном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности (дидактические игры, динамическая пауза). На занятии использовались разнообразные материалы (наглядные пособия, предметные картинки).
В ходе НОД использовала компьютерную презентацию.
Применяла методы: наглядные (при рассматривании картинок, схемы ), словесные (для вопросов детям ), практические методы (в выполнении практических заданий ), метод контроля (в анализе выполнения работы - похвала, одобрение ), которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать. Обладают начальными знаниями о пользе комнатных растений, умением определять растения, нуждающиеся в уходе. Все задания были спланированы и выполнялись с учётом смены деятельности. Это дало возможность поддерживать интерес к НОД и не вызвало усталости. Все методы и приёмы обучения соответствовали поставленным задачам и возрастным особенностям детей. Отвечая на вопросы, отгадывая загадки, обогащалась познавательное, речевое развитие детей. Использовала вопросы к детям для развития мышления. Анализируя деятельность детей на НОД, можно отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно знания и умения в познании, трудовой деятельности. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Анализируя проведённое НОД , можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены. 
Дети работали с интересом, задание выполняли в силу своих индивидуальных возможностей. 
В заключительной части подводила итог деятельности. Детям для оценки их заинтересованности во время НОД предложила выбрать цветок и прикрепить его на растение, изображённое на листе. Если было интересно - красные цветы, если скучно - жёлтые. 
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего НОД. 

Самоанализ непосредственно образовательная деятельность по развитию речи  во 2 младшей группе.

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие ,социально - коммуникативное; музыкальное.

Задачи:

Образовательные.

Учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушках.

Словарь и грамматика. Учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия знакомых животных и их детёнышей.

Развивающие

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение звуков к, г, х. (кь, гь, хь). Учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность во время игры с ними.

Материал и оборудование.

Картинки (примерный набор): курица, гусь, петух, , кошка, коза, игрушки для игры в магазин. Иллюстрации к игре «Чего не стало?»

Предварительная работа.

Познакомить с атрибутами игры магазин. Рассказать о профессии продавец. Рассказать об особенностях игрушек. Познакомить детей с правилами игры «Чего не стало». Подбор музыкального произведения к НОД.

Характеристика и структура НОД.

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

-принцип непрерывности (НОД построена на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей);

-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

-принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

-принцип системности;

-принцип интеграции;

-принцип дифференцированного обучения (инд. работа);

-принцип психологической комфортности.

Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы:

-наглядный метод (иллюстрации, картинки);

-словесный метод (ответы на вопросы, рассказы детей);

-приём эмоциональной заинтересованности (появление куклы Тани);

-игровой приём (Дидактическая игра «Чего не стало?», «Физкультминутка», Сюжетно – ролевая игра «Магазин»).

НОД обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих:

-совместную деятельность взрослого и детей;

-самостоятельную деятельность детей.

Длительность НОД соответствовала гигиеническим нормам САНПиНа для детей 3-4лет. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

Пособия достаточного размера, эстетически оформлены, их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На протяжении НОД у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками в ходе НОД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. В процессе НОД осуществлялась индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы), создавались условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

НОД состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Вводная часть, организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Дети ходили на экскурсию в магазин, активизировались знания о работе продавца. На этом этапе НОД был также применён проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено познакомиться с правилами игры «Магазин». Вторая часть состояла из дидактической игры, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности. Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления была проведена музыкальная физкультминутка.

В заключительной части НОД был подведён итог деятельности, методом анализа успешности выполнения заданий.

Однако, Аня  не смогла составить рассказ об игрушке. Нужно с ней провести индивидуальную работу по составлению рассказов.