Экспериментальная деятельность «Свойства песка». Подготовительная группа

Пажельцева Наталья Леонидовна

Экспериментальная  деятельность  «Свойства песка».

Подготовительная группа

 

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к объектам природы.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.
  2. Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
  3. Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь.

 

Воспитатель: ребята, у нас на столе лежат  предметы. Посмотрите на них. Как  вы думаете, что объединяет все эти предметы? (стекло, песочные часы, кусок кирпича, камень).

Дети: они все сделаны из песка.

Воспитатель: Правильно,  из песка при большой температуре получается стекло, кирпичи делают из песка.

Воспитатель: а для чего здесь камень?

Дети: предполагают, как камень и песок связаны между собой.

Воспитатель: Проведем опыт «Камень - трение – песок». Перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите?

Дети: на листе много маленьких песчинок.

Воспитатель: сосчитайте, сколько песчинок.

Дети: много, невозможно сосчитать. 

Воспитатель: кто трёт камни в природе?

Дети: ветер, вода…

Воспитатель: так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца камни, горы разрушаются до маленьких частичек – песчинок. Какой сделаем вывод?

Дети: при разрушении камня, получается песок.

Воспитатель: где можно встретить песок?

Дети: в песочнице, на дороге, в пустыне.  

Воспитатель: как вы думаете, где самое большое скопление песка?

Дети: в пустыне. (показ слайда, пустыни)

 

Воспитатель: пустыня - огромная территория, где всё покрыто песком.

Проведем еще один опыт «Сухой песок может сыпаться».

Возьмите  горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место на лист бумаги.  Что происходит?

Дети: Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании, песок движется.

Воспитатель: движение похоже  на течение. Почему это происходит?

Дети: песок сыпучий, он сыплется (показ слайда, сыплющегося песка).

Воспитатель: песок может двигаться, почему?

Дети: потому что дует ветер.

Воспитатель: Волны из песка называются барханы

Воспитатель: попробуем сделать песчаные барханы. Для этого возьмем коктейльные трубочки. Потихоньку  выдувайте воздух, создавая при этом волны – барханы из песка (показ слайда, барханов).

Барханы образуются из-за ветра.

Воспитатель: в пустыне очень часто бывают песчаные бури.  Хотите создать такую бурю? Для этого нам понадобится банка с пескомЗакроем  её крышкой. В крышке сделаем отверстие, вставим коктейльную трубочку. Начинаем сильно дуть в трубочку. Что  происходит? 

Дети: песок поднимается, летает…

Воспитатель: Вот так под воздействием ветра и происходит песчаная буря.  теперь ветер   прекратился,  посмотрите, что стало с песком?

Дети: получились волны, барханы, дюны. (показ слайда, песчаной бури)

Воспитатель: на какое слово похоже слово пустыня?

Дети: пусто, пустой.

Воспитатель: вы правы, но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. Каких животных пустыни вы знаете?

Дети: верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…

Воспитатель. Этиживотные приспособились к жизни в пустыне. Они прячутся от жары днём, ночью выползают, у верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем. (показ слайда, животных)

Воспитатель: какие растения можно встретить в пустыне?

Дети: кактусы, колючки.

Воспитатель: как растения приспособились к жизни в пустыне?

Дети: длинные корни, колючки вместо листьев. (показ слайда, растений)

 

Воспитатель: как люди используют песок в быту?

Дети: при строительстве домов, изготовлении посуды, стекла, для игр. (показ слайда, как человек использует в быту песок).

Воспитатель: В какие игры можно играть с песком?

Дети: Рисование на песке, куличики. (показ слайда, игр с песком)

Воспитатель: сегодня мы с вами открыли некоторые тайны песка и пустыни. А помогли нам опыты. Какой  опыт вам больше всего понравился? Что бы вы хотели ещё узнать о пустыне? Что еще интересного вы узнали?