Методические доклады и разработки открытых уроков

Брагина Татьяна Александровна

     Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.
        С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

                

                                                                                           

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Пути повышения заинтересованности студентов к учебному процессу

БРАГИНА Т. А. – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

(ФИО, ДОЛЖНОСТЬ)

Сургут, 2018

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема доклада: Пути повышения заинтересованности студентов к учебному процессу.

Цель доклада: выявить пути повышения заинтересованности студентов к учебному процессу.

Пути повышения заинтересованности студентов к учебному процессу

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы  - это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми различными. Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

-  познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);

- широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу); выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение;

-  прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);

- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

-  эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

- статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

- коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

- традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

- утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);            - учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

  Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а ученик учится, когда хочет учиться. Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Учащиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике.

   Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений. Студент - это не школьник, которому можно сказать «так надо», студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе «в жизни пригодится», то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности. Стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию. Связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдаленно связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют учащимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения. Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него». Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п. Использовать метод кнута и пряника. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу. Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога.

   Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими. Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей. Формирование положительного отношения к профессии. Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. Самому педагогу нужно уважительно относиться к различным профессиям, по которым учатся студенты образовательного учреждения.

   Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Если возникают дискуссионные моменты среди представителей различных профессий, педагог-наставник должен уметь разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности. Мы все с детства знаем, что «все профессии нужны, все профессии важны». Предоставление максимальной свободы выбора студентам. В учебном учреждении бывают дни самоуправления, которые мотивируют учащихся на самостоятельную деятельность. Предложите студентам разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания, рецензировать ответы своих одногруппников.

 Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание — это повышает мотивацию. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата. Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Интерес педагога к учащимся может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и учащимся.

  Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. Основной задачей профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала.

В наш XXI век, доступ к информации не вызывает никаких трудностей, возникает вопрос о том, как мотивировать учащихся профессиональных учреждений к постоянному изучению материалов и усвоению нужных и полезных знаний. Особую роль для возникновения мотивации оказывает пробуждение интереса к выбранной профессии, отрасли ее исследования. Ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу. Ведь именно молодые интеллигентные люди являются основой стабильного развития нашей страны, основной движущей силой в этом нестабильном мире.

Список использованной литературы:

1. Гришин О. Е. Психология студента. – Москва, 2017. – С. 18.

2. Князев С. Д. Мотивация студентов к обучению: современные подходы. - Москва, 2016. – С. 113.

3. http:// znanium.ru [Электронный ресурс].



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

                

                                                         

                                  

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Инновации в образовательном процессе отделения  СПО

БРАГИНА Т. А. – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

(ФИО, ДОЛЖНОСТЬ)

Сургут, 2018

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема доклада: Инновации в образовательном процессе отделения  СПО.

Цель доклада: рассмотреть возможные инновации в образовательном процессе СПО.

Инновации в образовательном процессе отделения  СПО

Понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие».  Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» (в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое). В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией.

Нынешняя  концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает на регионы и в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

 Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Существующая в современной педагогической науке проблема эффективности инновационной деятельности - это во многом следствие непонимания, искажения сущности самого термина «инновация».  Инновация - это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в  существующих условиях. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение - в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность.

Инновации в образовании внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в программы и методики. Изменения могут коснуться педагогической деятельности, системы финансирования и оценки качества образования. В современном обществе образование объективно имеет огромное значение. Отсюда – очередной этап поиска перспективных направлений его развития. А это тем более актуально, поскольку система образования в настоящее время выживает главным образом за счет внутреннего запаса прочности, созданного в прежние времена.

Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. 

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное. 

Метод проблемного изложения — метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. 

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. 

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации. 

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя. 

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Как следует из сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах: организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий улучшения качества 

 

Список использованной литературы:

1. Власова Е. Г. Инновации современного образования. – Москва, 2017.– С. 27-28.

2. Соколова О. П. Проблемы образовательного процесса. - Москва, 2018. – С. 77.

3. http:// znanium.ru [Электронный ресурс].



Предварительный просмотр:

(Сургутский институт экономики, управления и права)

АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Преподавателя Брагиной Татьяны Александровны

Дата  

Дисциплина/профессиональный модуль _____Бухгалтерский учет__

______________________________________________________________

Курс, группа, специальность ____2 курс, группа БД154 – О, специальность «Банковское дело»__________________________________

Количество часов ____118_______

Число студентов по списку ___25 чел.  присутствуют  _____25 чел.

Методическая цель посещения __с целью обмена опытом_____________

Тема занятия __Учет денежных средств____________________

_______________________________________________________________

Учебно-методическое обеспечение занятия __ Технические средства: распечатанные и готовые к заполнению приходные и расходные ордера; проектор (для демонстрации правил заполнения приходных и расходных кассовых ордеров), ПК______________________

_______________________________________________________________

Содержание

и ход занятия

Оценка и анализ этапов занятия

1. Организационный

момент.

Например, оценить:

Своевременность начала занятия,

 выполнение единых требований

к правилам внутреннего

распорядка и внешнему виду

студентов; сообщение темы

и цели занятия (с проведением

мотивации, актуализации

и реализации профильности,

с привлечением студентов

к постановке целей и т.д.)

Занятие началось своевременно, без нарушения требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду студентов. Занятие началось с сообщения темы. К постановке целей были привлечены студенты. Группа к занятию готова.

II. Объяснение нового

материала.

Например, оценить:

оптимальность объема

изучаемого материала

и выбора традиционных

и активных методов

обучения, реализацию

основных принципов

дидактики: доступность,

научность, системность,

связь теории с практикой,

наглядность и т.д

На данном занятии использовался проектор, компьютерная техника. Их применение на данном уроке было обоснованным, так как дало возможность:

- разнообразить задания для активизации знаний обучающихся;

- активизировать работу в целом;

- использовать наглядность заполнения первичных документов

- увеличить темп и плотность занятия.

На занятии применялась адаптированная преподавателем методика использования средств ИКТ.

Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям занятия, учебным возможностям группы.

Методический аппарат занятия соответствовал каждому его этапу, задачам активизации студентов.

Работа на ИД чередовалась с работой в тетради, что позволило снизить нагрузку на глаза.

ИКТ на данном уроке используется как способ  самоорганизации труда и самообразования студентов, как способ расширения зоны индивидуальной активности.

III. Закрепление:

Например, оценить:

эффективность использования

преподавателем методов

по определению уровня

усвоения изученного, методов

 получения обратной связи,

методов активизации

познавательной деятельности

 студентов и т.д.

Использование ИКТ способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся, как следствие повышению качества обучения.

IV. Задание на дом:

Оценить: конкретность,

дифференцированность,

 акцентирование  студентов

 на главные и сложные вопросы,

своевременность окончания

занятия и т.д.

Домашнее задание дано до звонка с пояснением. Задание является конкретным, акцентировалось внимание на главные и сложные вопросы. Дозировка домашнего задания - достаточная

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Преподавателем выполнен план урока, достигнуты поставленные цели, грамотно поддерживалось и активизировалось внимание студентов на всех этапах урока. Применение ИКТ и ИД способствовало повышению эффективности и качеству обучения. Активность группы во время занятия – высокая.  На занятии преподавателем использовался дифференцированный подход. Итого урока подведен.

Общая оценка занятия или его этапа: высокоэффективное, эффективное, малоэффективное, неэффективное (нужное подчеркнуть)

Ф.И.О. и должность посещающего ____Гаврилюк В. В.___________ ________

Ф.И.О. преподавателя ____Брагина Т. А.___________________  ___________

Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий.

Что оценивается

Баллы

Оценка личностных качеств

10

1.1

Знание учебной дисциплины и общая эрудиция преподавателя в целом

2

1.2

Уровень педагогического и методического мастерства

2

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

2

1.4

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися

2

1.5

Внешний вид преподавателя, мимика, жесты, культура поведения

2

Оценка основных характеристик обучающихся на учебном занятии

6

2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности

2

2.2

Уровень общеучебных и специальных умений и навыков

1

2.3

Наличие и эффективность коллективных форм работы

1

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

2

Оценка содержания деятельности преподавателя и обучающихся на учебном занятии

7

3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых знаний, умений и навыков, общих и профессиональных компитенций)

2

3.2

Актуальность и связь теории с практикой

2

3.3

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала

1

3.4

Оптимальность объема предложенного для усвоения материала

2

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и обучающихся на учебном занятии

12

4.1

Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности

2

4.2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

2

4.3

Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы

2

4.4

Уровень обратной связи со всеми обучающимися в ходе учебного занятия

1

4.5

Эффективность контроля за работой обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка знаний, умений и навыков, общих и профессиональных компетенций

2

4.6

Степень эстетического воздействия учебного занятия на обучающихся

1

4.7

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателя и обучающихся на занятии

2

Оценка цели и результатов проведенного учебного занятия

9

5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия

2

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно

2

5.3

Степень обучающего взаимодействия учебного занятия на студентов

2

5.4

Степень воспитательного воздействия

1

5.5

Степень взаимодействия урока на развитие обучающихся

2

Оценка методического обеспечения учебного занятия

10

6.1

Наличие рабочей программы и КТП по учебной дисциплине

2

6.2

Соответствие тематики проводимого занятия КТП

2

6.3

Наличие развернутого плана учебного занятия и его качество

2

6.4

Наличие раздаточного материала, степень целесообразности и эффективность его использования

2

6.5

Журнал учебных занятий: соблюдение инструкции по ведению журнала, накопляемость оценок, аккуратное ведение записей.

2

Оценка занятия проводится по показателям в баллах:

2 балла – реализовано полностью

1 балл – реализовано частично

0 баллов – нереализовано

Эффективность учебного занятия рассчитывается по формуле:

Эу = (N х 100%): 60, где N – сумма баллов, выставленных экспертом,

60 – максимально возможная сумма баллов.

Если Эу -  85% и выше и нет ни одной оценки 0 – занятие высокоэффективное.

Если Эу от 65% до 84% - занятие эффективное.

Если Эу от 45% и до 64% - занятие малоэффективное.

Если Эу менее 45% - занятие неэффективное.

Эу = (54х100%):60 = 90% - занятие высокоэффективное.

 



Предварительный просмотр:

(Сургутский институт экономики, управления и права)

АНАЛИЗ КОМБИНИРОВАННОГО (ЛЕКЦИОННОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Преподавателя Брагиной Татьяны Александровны

Дата  

Дисциплина/профессиональный модуль _____Экономическая теория__

______________________________________________________________

Курс, группа, специальность ____2 курс, группа БУ-152 – О, специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»__________________________________

Количество часов ____144_______

Число студентов по списку ___30 чел.  присутствуют  _____27 чел.

Методическая цель посещения __с целью обмена опытом_____________

Тема занятия __Экономические ресурсы, их классификация____________________

Учебно-методическое обеспечение занятия __ Технические средства: проектор (для показа презентации по теме урока).

Содержание

и ход занятия

Оценка и анализ этапов занятия

1. Организационный

момент.

Например, оценить:

Своевременность начала занятия,

 выполнение единых требований

к правилам внутреннего

распорядка и внешнему виду

студентов; сообщение темы

и цели занятия (с проведением

мотивации, актуализации

и реализации профильности,

с привлечением студентов

к постановке целей и т.д.)

Занятие началось своевременно, без нарушения требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду студентов. Занятие началось с сообщения темы. К постановке целей были привлечены студенты. Группа к занятию готова.

II. Объяснение нового

материала.

Например, оценить:

оптимальность объема

изучаемого материала

и выбора традиционных

и активных методов

обучения, реализацию

основных принципов

дидактики: доступность,

научность, системность,

связь теории с практикой,

наглядность и т.д

На данном занятии использовался проектор. Его  применение на данном уроке было обоснованным, так как дало возможность:

- разнообразить задания для активизации знаний обучающихся;

- активизировать работу в целом;

- увеличить темп и плотность занятия.

На занятии применялась адаптированная преподавателем методика использования средств ИКТ.

Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям занятия, учебным возможностям группы.

Методический аппарат занятия соответствовал каждому его этапу, задачам активизации студентов.

Работа на ИД чередовалась с работой в тетради, что позволило снизить нагрузку на глаза.

ИКТ на данном уроке используется как способ  самоорганизации труда и самообразования студентов, как способ расширения зоны индивидуальной активности.

III. Закрепление:

Например, оценить:

эффективность использования

преподавателем методов

по определению уровня

усвоения изученного, методов

 получения обратной связи,

методов активизации

познавательной деятельности

 студентов и т.д.

Использование ИКТ способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся, как следствие повышению качества обучения.

IV. Задание на дом:

Оценить: конкретность,

дифференцированность,

 акцентирование  студентов

 на главные и сложные вопросы,

своевременность окончания

занятия и т.д.

Домашнее задание дано до звонка с пояснением. Задание является конкретным, акцентировалось внимание на главные и сложные вопросы. Дозировка домашнего задания – достаточная.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Преподавателем выполнен план урока, достигнуты поставленные цели, грамотно поддерживалось и активизировалось внимание студентов на всех этапах урока. Применение ИКТ и ИД способствовало повышению эффективности и качеству обучения. Активность группы во время занятия – высокая.  На занятии преподавателем использовался дифференцированный подход. Итог урока подведен.

Общая оценка занятия или его этапа: высокоэффективное, эффективное, малоэффективное, неэффективное (нужное подчеркнуть)

Ф.И.О. и должность посещающего ____Гаврилюк В. В.___________ _______

Ф.И.О. преподавателя ____Брагина Т. А.___________________  ___________

Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий.

Что оценивается

Баллы

Оценка личностных качеств

10

1.1

Знание учебной дисциплины и общая эрудиция преподавателя в целом

2

1.2

Уровень педагогического и методического мастерства

2

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

2

1.4

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися

2

1.5

Внешний вид преподавателя, мимика, жесты, культура поведения

2

Оценка основных характеристик обучающихся на учебном занятии

6

2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности

2

2.2

Уровень общеучебных и специальных умений и навыков

1

2.3

Наличие и эффективность коллективных форм работы

1

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

2

Оценка содержания деятельности преподавателя и обучающихся на учебном занятии

7

3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых знаний, умений и навыков, общих и профессиональных компитенций)

2

3.2

Актуальность и связь теории с практикой

2

3.3

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала

1

3.4

Оптимальность объема предложенного для усвоения материала

2

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и обучающихся на учебном занятии

12

4.1

Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности

2

4.2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

2

4.3

Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы

2

4.4

Уровень обратной связи со всеми обучающимися в ходе учебного занятия

1

4.5

Эффективность контроля за работой обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка знаний, умений и навыков, общих и профессиональных компетенций

2

4.6

Степень эстетического воздействия учебного занятия на обучающихся

1

4.7

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателя и обучающихся на занятии

2

Оценка цели и результатов проведенного учебного занятия

9

5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия

2

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно

2

5.3

Степень обучающего взаимодействия учебного занятия на студентов

2

5.4

Степень воспитательного воздействия

1

5.5

Степень взаимодействия урока на развитие обучающихся

2

Оценка методического обеспечения учебного занятия

10

6.1

Наличие рабочей программы и КТП по учебной дисциплине

2

6.2

Соответствие тематики проводимого занятия КТП

2

6.3

Наличие развернутого плана учебного занятия и его качество

2

6.4

Наличие раздаточного материала, степень целесообразности и эффективность его использования

2

6.5

Журнал учебных занятий: соблюдение инструкции по ведению журнала, накопляемость оценок, аккуратное ведение записей.

2

Оценка занятия проводится по показателям в баллах:

2 балла – реализовано полностью

1 балл – реализовано частично

0 баллов – нереализовано

Эффективность учебного занятия рассчитывается по формуле:

Эу = (N х 100%): 60, где N – сумма баллов, выставленных экспертом,

60 – максимально возможная сумма баллов.

Если Эу -  85% и выше и нет ни одной оценки 0 – занятие высокоэффективное.

Если Эу от 65% до 84% - занятие эффективное.

Если Эу от 45% и до 64% - занятие малоэффективное.

Если Эу менее 45% - занятие неэффективное.

Эу = (54х100%):60 = 90% - занятие высокоэффективное.