Программа для работы с одарёнными детьми по технологии

Газизова Энже Маратовна

В программе отражены аспекты работы с творчески одарёнными учащимися в течение учебного года: подготовка творческих проектов к олимпиаде, конкурсу творческих проектов, текущих проектов. Кроме того развитие способностей учащихся через изготовление предметов декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад

        

ПРОГРАММА РАБОТЫ

с одаренными обучающимися

по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ»

Учитель: Газизова Энже Маратовна

2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.

В нашем образовательном учреждении имеется широкий диапазон включенности обучающихся в творческую деятельность, обеспечивая их благополучное развитие. Система дополнительного образования позволяет развить интересы обучающихся в различных областях.

Обязательным условием формирования у обучающихся чувства успешности является обеспечение их участия в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференция, проектной и исследовательской деятельности.

Образовательная область «Технология» является одним из предметов учебного плана, где созданы благоприятные условий для самореализации одаренных обучающихся и талантливой молодежи для проявления творческих и интеллектуальных способностей.

Цель программы: Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых обучающихся.

Задачи программы:

  • создать условия для самореализации одарённых обучающихся.
  • способствовать проявлению одаренности в различных видах творческих занятий через оптимальное сочетание урочной, внеурочной, групповой и индивидуальной деятельности;
  • внедрять инновационные педагогические технологии для обучения обучающихся с высоким уровнем одаренности;
  • расширить возможности для участия способных и одарённых обучающихся в предметных олимпиадах разного уровня, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Концептуальные основы

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Одаренные обучающиеся:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда 

Условно можно выделить следующие категории одаренных обучающихся:  

1. Обучающиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Обучающиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Обучающиеся с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Обучающиеся с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы выявления одаренных обучающихся на уроках технологии

Комплексность, системность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса каждого одаренного обучающегося.

Методы выявления «потенциальной» одаренности:

  1. знакомство с психодиагностическим обследованием в рамках психологического сопровождения развития обучающегося, осуществляемое психологической службой школы;
  2. собеседование с классным руководителем и с учителями, работающими в данном классе;
  3. применение инновационных технологий в условиях групповой и индивидуальной работы с обучающимися.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися на уроках технологии:

  • применение на уроках технологии системно – деятельностного, индивидуально - дифференцированного подходов;
  • насыщенность учебного материала заданиями различного уровня, предоставление возможности выбора творческих заданий;
  • поощрение признания своих творческих и интеллектуальных способностей;
  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
  • установка на ценность и полезность в дальнейшей жизни познавательной деятельности при изучении технологии;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития творческой личности.

Основные мероприятия программы

  1. Выявление одаренных и талантливых обучающихся.

1.1 Создание системы учета одаренных обучающихся через:

  • анализ творческих способностей и практических умений;
  • диагностику потенциальных возможностей;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным обучающимся;
  1. Создание условий для самореализации одаренных и талантливых обучающихся для проявления творческих и интеллектуальных способностей:
  • создание для обучающегося ситуации успеха на уроках технологии и во внеурочной деятельности (кружок, индивидуальные занятия) через индивидуальный подход;
  • организация научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • организация и участие в предметных  олимпиадах;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях, выставках разного уровня, в конкурсах в Интернет-пространстве, в предметных неделях по технологии.
  1. Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:
  • использование для повышения престижа творческих достижений обучающихся ресурсы СМИ, а также школьный сайт;
  • поощрение участия в различных мероприятиях грамотами и дипломами;

4. Педагогическая поддержка одаренных обучающихся:

  • повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов, самообразование;
  • использование новых педагогических технологий;
  • организация исследовательской работы обучающихся.

Ожидаемые результаты

  • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательной области «Технология»;
  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;
  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • ежегодное участие большего количества обучающихся в конкурсах, научно – исследовательских конференциях, в олимпиадах разного уровня.

Методическое обеспечение работы с одаренными учащимися

  1. Информационное обеспечение

Положения:

  • о проведении предметных олимпиад;
  • о проведении мероприятий в рамках предметной недели;
  • о научно – практической конференции;
  • о конкурсах, выставках и т.п.

2. Программное обеспечение

  • рабочие программы по предмету «Технология», программы индивидуальных и дополнительных занятий, кружков индивидуально-групповых занятий и т.п.
  • наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации).

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися

Форма

Задачи

  • Выполнение творческих проектов и изделий.
  • Подготовка одаренных обучающихся к олимпиадам различного уровня по предмету «Технология».
  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Практическая работа с использованием творческого потенциала, креативного мышления, пространственного воображения.

  • Мероприятия по предмету «Технология» в рамках предметных недели или декады.
  • Представление широкого спектра форм учебной и творческой деятельности.
  • Повышение мотивации обучающихся к изучению образовательной области «Технология».
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Индивидуальная творческая работа по созданию изделий декоративно-прикладного искусства на выставки и конкурсы различных уровней.
  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе. Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Создание индивидуальной траектории развития личности обучающегося. Практическая работа с использованием творческого потенциала, креативного мышления, пространственного воображения.
  • Индивидуально-групповые занятия
  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков творческой и практической деятельности.

Организация проектно-исследовательской работы учащихся на уроках технологии

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных обучающихся

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Индивидуальные и групповые занятия

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование методов общения с миром.
  • Творческое развитие обучающихся.
  • Индивидуальная работа со способными обучающимися.

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в предметных неделе или декаде.

Олимпиады разных уровней.

Научно – практические конференции.

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в предметных неделе или декаде.

Олимпиады разных уровней.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению творческих

изделий.

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры обучающихся.
  • Самостоятельное применение обучающимися УУД.
  • Формирование делового общения.
  • Самоопределение

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в предметных неделе или декаде.

Олимпиады разных уровней.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению практических

изделий. 

Критериальная база

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного обучающегося. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного обучающегося шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление обучащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
  2. Креативность личности обучающегося, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  4. Способность к рефлексии.
  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
  6. Уровень коммуникативной культуры
  • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений обучающихся.
  • Метод незаконченного предложения.
  • Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
  2. Комфортность, защищенность личности одаренного обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
  • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  • Изучение удовлетворенности обучающихся жизнью в школе.
  • Тест школьной тревожности Филипса.

Конкуренто

способность одаренных обучающихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных обучающихся.
  2. Участие обучающихся, педагогов в конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
  • Методики статистического анализа данных, их динамика.

План работы с одаренными детьми на уроках технологии и ИЗО и во

внеурочное время

Цель работы: развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках технологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Направления работы:

  • диагностика - изучение личности учащихся;
  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках технологии;
  • внеклассная работа.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • олимпиады;

Содержание работы с одаренными детьми

  1. Диагностика учащихся - методика оценки общей одаренности
  2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках технологии - разработан широкий спектр заданий (тестов), позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся;
  • задания на составление проектов - создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности.
  1. Внеклассная работа с учащимися - создание временных групп (группы по подготовке к олимпиадам) с учетом интересов учащихся.

Критерии эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Учащиеся становятся участниками олимпиад по технологии и участниками в различных Интернет-проектах (конкурсах) по технологии.

п\п

Мероприятия

Направление и форма работы

Сроки

  1

Диагностика одаренных детей по технологии

анкетирование, опрос; собеседование

сентябрь

2

Составление плана работы для учета желаний ребенка

Развивающая беседа с учеником и его родителями

сентябрь

3

Организация индивидуальной работы с одаренным ребенком

Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка. Составление графика индивидуальных занятий

В течение года

 4

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках технологии:

  1. задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся (по основным разделам технологии)
  2. задания на составление проектов - создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности

Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;

В течение года

 5

Организация временных групп школьников с учетом интересов учащихся:

  1. группы по подготовке к олимпиадам (школьным, муниципальным, региональным)

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий, Индивидуально - групповые занятия

Сентябрь-февраль.

 По плану организаторов

группы по участию в различных Интернет- проектах (конкурсах): Например, «Алые паруса. Проект для одарённых детей». Веб-адрес сайта: http://ap.nsportal.ru/ap/

Консультация учителя, выполнение проектов, Индивидуально - групповые занятия

В течение года

  1. Всероссийский Интернет-портал «Солнечный свет» - творческие конкурсы и олимпиады для школьников. Веб-адрес сайта - https://solncesvet.ru/

Консультация учителя, выполнение проектов, Индивидуально - групповые занятия

В течение года

  1. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». Веб-адрес сайта - http://project.1september.ru/

Консультация учителя, выполнение проектов, Индивидуально - групповые занятия

В течение года

 6

Свободное самообразование учащихся

Консультация учителя, свободное самообразование;

В течение года

   7

Подготовка учащегося к участию в конкурсах проектов различного уровня и в конкурсах различного уровня

Консультация учителя, подготовка проекта, презентация проекта, защита проекта

В течение года. По плану организаторов

8

Подготовка учащегося к участию в дистанционных конкурсах разного уровня

Индивидуальная работа

В течение года

9

Создание и пополнение портфолио

Сбор и систематизация информации

В течение года

 10

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Сбор и систематизация информации

В течение года

 11

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

сентябрь

 12

Публикации творческих и проектных работ учащихся по технологии на школьном сайте и в сети Интернет

Сбор и систематизация информации

В течение года

13

Подведение итогов

Анализ работы

В конце учебного года

Список литературы для педагога

1. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба (альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2009.

2. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000. 4. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

3. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.

4. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

5. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.

6. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.

Список литературы для обучающихся

  1. Технология 6-й класс / Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцева и др. – Москва: Просвещение, 2023. – 272 с.
  2. Технология 5-й класс / Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцева и др. – Москва: Просвещение, 2023. – 274 с.
  3. Технология: Обслуживающий труд. 7 класс / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макуцкая и др. – Москва: Дрофа, 2015. – 254 с.
  4. Технология: Обслуживающий труд. 8 класс / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макуцкая и др. – Москва: Дрофа, 2014. – 253 с.
  5. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 2010.