Внеурочные мероприятия

Кодола Оксана Валерьевна

На этой странице вы найдете сценарии внеурочных мероприятий по литературе: игры, викторины, литературные вечера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС»

Сценарий игры для проведения классного часа или внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5 класса

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ -1.

Первая игра. Любой современный человек знает, как на языке австралийских аборигенов звучит фраза “Я тебя не понимаю”.

К

Е

Н

Г

У

Р

У

Комментарий: Когда европейцы, впервые ступившие на берег Австралии, увидели диковинное сумчатое животное, они спросили у местных жителей, как оно называется. “Кен-гу-ру”, ответили они, что означает на языке аборигенов “я тебя не понимаю”.

Вторая игра. В древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие листы и варили в растворе извести 2 часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в неё клей, заливали водой и пропускали сквозь сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску, прессовали и просушивали. Так в древнем Китае получали то, чем мы пользуемся сейчас каждый день.

Б

У

М

А

Г

А

Третья игра. Этот музыкальный инструмент появился в Италии почти 300 лет назад. Чаще всего на этом инструменте исполнялась французская песенка “Прекрасная Катарина”. Как этот инструмент назывался в России?

Ш

А

Р

М

А

Н

К

А

Комментарий: переведите на французский язык название песни…

Игра со зрителями. На Руси этот продукт пряный, необычного вкуса, занимал почётное место и в свадебном угощении и поминальном обряде. Он был очень сладок и дорог. О каком продукте идёт речь?

П

Р

Я

Н

И

К

(В качестве приза – фигурный пряник).

Четвёртая игра. Это изобретение было сделано в древнем Китае. Секрет изготовления хранился под страхом смертной казни. Веществу, о котором идёт речь, посвящены стихи китайского поэта:

Белизной он подобен нефриту,
Тонкостью – бумаге,
Блеском подобен зеркалу,
Звонкостью – цимбалам.

Ф

А

Р

Ф

О

Р

Финальная игра. В старину на амулетах часто писали слово, которому приписывалась чудодейственная сила, магический смысл. Сейчас оно утратило эти свойства и стало полной бессмыслицей. Назовите это слово по-латыни.

А

Б

Р

А

К

А

Д

А

Б

Р

А

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ -2.

Говорят, Исаак Ньютон любил сидеть под яблоней. Все знают, к какому открытию привела эта привычка. Тема сегодняшней игры – открытия и изобретения.

Первая игра. Древнейшие каменные здания возводились из обтёсанных каменных глыб, а это изобретение позволило зодчим древнего Рима возвести шедевры архитектуры, поражавшие воображение и их современников и туристов наших дней.

Б

Е

Т

О

Н

Вторая игра. Это устройство было изобретено в 1918 году группой французских учёных во главе с Пьером Ланжевеном. Оно устанавливалось на кораблях и подводных лодках. В 50-х годах шотландский врач Ян Дональд обнаружил, что с помощью этого устройства можно исследовать внутренние органы человека. Как называется устройство, изобретённое французскими учёными?

С

О

Н

А

Р

Комментарий: Эта система посылает звуковые волны, которые, отражаясь от объекта, создают на мониторе его изображение. В медицине это используется при ультразвуковом исследовании (УЗИ).

Третья игра. Этот предмет изобрели в Древнем Египте. Тогда он полностью изготовлялся из дерева. По идее египетских мастеров в 19 веке Линиус Йейл изготовил современную металлическую модель, сохранив полностью принцип действия. У нас он обычно называется “английским”.

З

А

М

О

К

Четвёртая игра. В конце 18 века француз Клод Шапп изобрёл систему, название которой переводится как “пишу на расстоянии”. Эта система включала в себя цепь построенных на вершинах холмов башен. На этих башнях устанавливали конструкции с двумя длинными планками, способными принимать 49 различных положений. Сегодня этим словом называется совсем другая “конструкция”.

Т

Е

Л

Е

Г

Р

А

Ф

Игра со зрителями. В 1744 году английский химик Джозеф Пристли заметил, что при нагревании окиси ртути выделяется газ. Если поднести к нему свечу, пламя вспыхивает ярче. В те времена учёные полагали, что при горении вещества теряют особую субстанцию – “флогистон” (от греч. “пламя”). Пристли назвал открытый им газ “обезфлогистоженным воздухом”. Как этот газ называют современные химики?

К

И

С

Л

О

Р

О

Д

Финальная игра. В 1783 году было испытано новое транспортное средство. Его первыми пассажирами были овца, утка и петух. Первый рейс длился 8 минут. Назовите фамилию изобретателей.

М

О

Н

Г

О

Л

Ь

Ф

Ь

Е

ЗНАКОМЫЕ СЛОВА.

Первая игра. Около двухсот лет назад во Франции появилось оригинальное искусство портрета. Эти портреты отличались дешевизной, поэтому такой вид искусства получил поддержку министра финансов Франции, человека жадного и неприятного. Французы стали называть эти портреты по фамилии министра-скряги. Назовите эту фамилию.

С

И

Л

У

Э

Т

Комментарий: Министра звали Этьен де Силуэт, а портреты вырезались ножницами из чёрной бумаги.

Вторая игра. В 14-16 веках его носили…мужчины. С 17 века его стали носить женщины. Названий у него было много: шторник, клинник, пестряк, наколоточник и другие. До наших дней дошло лишь одно название:

С

А

Р

А

Ф

А

Н

Третья игра. Что раньше называли “костотрясом”, “пауком”, а теперь называют “быстрой ногой”?

В

Е

Л

О

С

И

П

Е

Д

Четвёртая игра. Франция была первой страной, где более чем за 100 лет до появления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания начали строить самодвижущиеся экипажи с паровыми двигателями. Управлял таким экипажем человек, которого называли “истопник”. А как это слово звучало по-французски?

Ш

О

Ф

Ё

Р

Игра со зрителями. Русский царь Алексей Михайлович на книге, посвящённой соколиной охоте, сделал надпись, которая позднее стала пословицей “делу время, а потехе – час”. Что означало слово “потеха”?

О

Х

О

Т

А

Финальная игра. Это слово в переводе с греческого языка означает “украшенный мир, прекрасно устроенный мир”. А в том значении, к которому мы привыкли, его впервые стал употреблять Пифагор.

К

О

С

М

О

С

МИР ТЕАТРА.

Первая игра. Это слово имеет непосредственное отношение к театру, но в переводе с греческого оно означает “козлиная песнь”.

Т

Р

А

Г

Е

Д

И

Я

Комментарий: Так называлась песнь в честь бога плодородия Диониса; пели её люди, ряженые в козлов-спутников Диониса, с привязанными рогами и хвостами. По-гречески козёл – “трагос”, песня – “оде”.

Вторая игра. Если вы читали мифы Древней Греции, то знаете, что у царя богов Зевса было 9 дружных дочерей. Они были постоянными спутницами бога света – златокудрого Аполлона и звались Музами. Одна из них была музой трагедии. Назовите её имя.

М

Е

Л

Ь

П

О

М

Е

Н

А

Третья игра. В переводе с греческого языка это слово означает “песнь подвыпивших гуляк”.

К

О

М

Е

Д

И

Я

Блиц-турнир со зрителями.

1. Гора, на склонах которой жили музы.

П

А

Р

Н

А

С

2. Муза комедии.

Т

А

Л

И

Я

3. Муза истории.

К

Л

И

О

4. Игровая площадка в форме круга, на которой шло представление.

О

Р

К

Е

С

Т

Р

(орхестра – плясать).

5. Палатка для переодевания актёров позади “орхестры”.

С

Ц

Е

Н

А

Четвёртая игра. Один из древнейших видов искусства – танец. Как звали музу танцев?

Т

Е

Р

П

С

И

Х

О

Р

А

Финальная игра. Назовите имя богини, которая была матерью девяти муз:

Каллиопы – музы этической поэзии,
Эвтерпы – музы лирики,
Эрато – музы любовных песен,
Мельпомены – музы театра,
Талии – музы комедии,
Терпсихоры – музы танцев,
Клио – музы истории,
Урании – музы астрономии и 
Полигимнии – музы эпических гимнов.

М

Н

Е

М

О

С

И

Н

А

НОВОГОДНЯЯ ИГРА.

Игра первая. Как назывались праздничные вечера от Рождества до Крещения?

с

в

я

т

к

и

Игра вторая. Как назывался вечер накануне Рождества, первый день святок?

с

о

ч

е

л

ь

н

и

к

Игра третья. Раньше в Италии так называли особые сладости, которыми обкидывали карнавальное шествие, а теперь это - непременный атрибут новогодних праздников.

к

о

н

ф

е

т

т

и

Комментарий: Конфетти – так в Италии назывались цветные карамельные конфеты, которые позднее заменили на бумажные кружочки.

Игра со зрителями. Назовите автора литературного произведения, в котором впервые появился персонаж, без которого сейчас празднование Нового года трудно представить.

о

с

т

р

о

в

с

к

и

й

Комментарий. Обязательный персонаж новогодних праздников – Снегурочка – впервые появилась в одноимённой сказке Островского.

Игра четвёртая. Сейчас это понятие тесно связано с рождественскими праздниками, но на самом деле это – имя древнеязыческого божества, чей праздник отмечали в день зимнего солнцестояния.

к

о

л

я

д

а

Суперигра. (Игра проводилась в канун года обезъяны). Один из видов узконосых обезъян, обитающих в Африке и на Аравийском полуострове.

г

а

м

а

д

р

и

л



Предварительный просмотр:

Викторина

«Страна Литературия»

для учащихся 5 класса

                                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Конкурс «Разминка»

- Продолжите пословицы и поговорки (по очереди)

1. Гусь свинье …(Не товарищь)

2. Без труда не вытащишь  и …(рыбку из пруда)

3. Чем дальше в лес, тем … (больше дров)

4. Не зная броду, не суйся … (в воду)

5. Слово не воробей…. (вылетит -  не поймаешь)

6. Ученье свет, а … (неученье тьма)

7. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

8. Один в поле … (не воин).

2. Конкурс «Дальше, дальше, дальше» 

Командам по очереди быстро задаются вопросы на которые они отвечают по возможности тоже очень быстро , в течении 1 минуты.

Вопросы 1 команде

  1. Как назавается домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)
  2. Время суток перед восходом солнца? (рассвет)
  3. Сколько лап у двух медвежат? (8)
  4. Мальчик – луковица.(Чиполлино)
  5. Дерево – символ России. (береза)
  6. Враг мышей. (кот)
  7. Зловредная сказочная баба. (Баба – яга)
  8. Самое быстрое животное.(гепард)
  9. Кличка собаки Мальвины. (Артемон)
  10. Отец твоего отца (дедушка)
  11. Внучка Деда Мороза. (Снегурочкка)
  12. Сколько героев в сказке «Курочка Ряба» (4)
  13. Как перейти речку, не замочив ноги. ( по льду)

Вопросы 2 команде.

  1. Буро – серая птичка, которая отличается красивым пением. (соловей)
  2. Не замерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки. (полынья)
  3. Сколько ног у трех коров. (12)
  4. Какое дерево наряжают раз в году. (елка)
  5. Деревянный мальчишка. (Буратино)
  6. Птица – символ России. (орел)
  7. Друг человека. (собака)
  8. Его смерть в яйце. (Кощей)
  9. Брат матери. (дядя)
  10. Кличка собаки из сказки «Репка» ( Жучка)
  11. Заграничный Дед Мороз (Санта- Клаус)
  12. Последний месяц года (декабрь)
  13. Птица которая «приносит новости на хвосте». (сорока)

3. Конкурс  «Угадай  сказку»

В какой сказке умели говорить печка, яблонька, речка?    (Гуси-лебеди)

Какое животное обнаружило пустой теремок?    (Муха  или  мышка)

У кого была ледяная избушка?    (У  лисы)

Как звали девочку, которая попала в домик медведей, в какой сказке? (Маша)

Из чего была речка, берега которой укрыли братца Иванушку и сестрицу Аленушку? (из киселя)

 Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми. («Маугли». Р. Киплинг.)

 Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! («Золушка». Ш. Перро.)

 Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

 У этой особы такое нежное тело, что ей мешает спать даже любое бобовое.

(Принцесса на горошине.)

 Доказал детям еще раз, что каждый обязательно станет по-своему красив, главное в это верить!

(Гадкий утенок.)

4. Конкурс «Названия сказок».

Здесь спряталось 6 названий сказок. Востановите их. Каждая команда получает карточки со словами.(Кот, с- пальчик, Красная, Гадкий, Шкура, Спящая, в сапогах, Красавица, Шапочка, Ослиная, мальчик, утенок)

5. Конкурс  «Определи   жанр».

 1) Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса... (стихотворение)

2)  Мартышка к старости слаба глазами стала;

      А у людей она слыхала,

      Что это зло еще не так большой руки... (басня)

3)  В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота;

      заложил же и церковь Святой Софии... (былина)

4)  Как-то летом я  зашел в  садик,  -  я  не знаю,  как он называется,  на

Васильевском  острове,  около белой церкви.  Была у  меня с  собой интересная

книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. (рассказ)

5)  Остался Садко на синем море.

     Со тоя со страсти со великие

     Заснул на дощечке дубовой...(сказка)

6. Конкурс «Вопрос – ответ» (слайд  )

Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке?

свёклу

морковь

репу

Что в стихотворении Хармса купили, чтобы «вылечить кошкину лапу»?

воздушные шарики

сосиски

мазь

Кто написал стихотворение «Где обедал воробей?»

Самуил Яковлевич Маршак

Сергей Владимирович Михалков

Агния Львовна Барто

Кто научил правильно говорить «р»  Женю - героя рассказа  Чарушина?

логопед

мама

ворона

Кто в сказке Чуковского «Путаница» не стал произносить чужие звуки?

медведь

заяц

воробышек

Кто в рассказе Бианки «Первая охота» охотился на птиц и зверей?

охотники

волчонок

щенок

Какая пословица выражает главную мысль русской народной сказки «Лиса и тетерев»

У страха глаза велики

На языке медок, а на уме ледок.

Друзья познаются в беде

Что не давала старуха солдату, когда тот варил кашу из топора?

топор

молоко

крупу

Как А. С. Пушкин назвал сказку, в которой рыбка исполняла желания старухи?

«Сказка о золотой рыбке»

«Сказка о жадной старухе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Из какой басни И. А. Крылова мораль «Когда в товарищах согласья нет На лад их дело не пойдёт»

«Слон и Моська»

«Лебедь, Рак и Щука»

«Мартышка и очки»

Кто в рассказе Л. Н. Толстого «Котёнок» спас котёнка от собак?

Вася

Катя

кошка

Какая пословица выражает главную мысль сказки «Два Мороза»

Топор лучше шубы греет

Где тепло, там добро

Хочешь есть калачи, так не лежи на печи.

Кто в рассказе Чарушина «Страшный рассказ» напугал мальчиков

собаки

ёжик

волк

7.  Соедини правильно автора и его произведение (слайд )

А. Милн

Винни-Пух и все-все-все

Г. Х. Андерсен.

Дюймовочка

Ш. Перро

Кот  в  сапогах

Х. К. Андерсен

Снежная королева

В. Гауф

Карлик Нос

К. Чуковский

Муха -Цокотуха

А. Лингрен

Пеппи Длинныйчулок

8. «Волшебный сундучок»

В этом волшебном сундучке собралось много сказочных предметов. Попробуй узнать по ним сказку.

  1. Хрустальная туфелька («Золушка)
  2. Горошина. («Принцесса на горошине»)
  3. Осколок зеркала («Снежная королева»)
  4. Веретено («Спящая красавица»)
  5. Красивая шапочка. («Красная шапочка»)
  6. Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)
  7. Книжка скартинками. («Гуси – лебеди»)
  8. Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)

9. Конкурс «Путешествия» (на листочках наждой команде, а в это время конкурс с болельщиками.

За медом Винни-Пух _____________________________ на   воздушном  шарике

 Из норы крота в теплые края Дюймовочка__________________на  ласточке

 На крышу Малыш ________________________________________на  Карлсоне

 На юг лягушка-квакушка ___________________________________на  утках

10. Конкурс «Не зевай, помогай»! (конкурс с болельщиками)

1. Кого согласно русской пословице, ноги кормят? (волка)

2. На чем приносит новости сорока (на хвосте)

3. Что летит когда лес рубят? (щепки)

4. Что называют зеркалом души? (глаза)

5. У чего, согласно поговорке есть уши? (у стен)

6. Какому коню советуют не смотреть в зубы? ( дареному)

7. Что делает с рублем копейка? (бережет)

8. Кто платит дважды? (скупой)

11. Создание сказочного словаря.  Конкурс капитанов

-- А теперь скажите, какие словари вы знаете? (Толковый, орфографический, словарных слов, иностранных слов и т.д.) Давайте создадим новый  Невероятный  Сказочный словарь! Придумайте по 5 необычных слов и, по возможности, забавно объясните их. Капитаны работают.  В это время команды сочиняют сказку.

12. Сочиняем сказку.

--Молодцы! Много очков заработала каждая команда!

А теперь давайте сами попробуем сочинить сказку. С каких слов обычно начинается сказка? Но есть и другие зачины. Каждой команде я дам лист. На нём написаны слова, они помогут вам. Слушайте музыку и сочиняйте сказку!

Текст на листке.

Сказка   про  ________ .

Однажды шёл  ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс царю. Пришёл  ______________  во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался  _____________ , хотел было ____________ , как вдруг _____________ из-за ________________ выскочил и давай ____________________ . Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного __________________    и он отправился домой. Стал жить-поживать и ___________________________ .  

После написания команды зачитывают свои сказки.

-- Чудесно! Интересные и весёлые сказки у вас получились!

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.

Приложение

Кот       с- пальчик      Приключения    Красная      Гадкий      Шкура     Спящая  

 в сапогах      Красавица     Шапочка    Ослиная       мальчик      утенок    Буратино

Кот       с- пальчик      Приключения    Красная      Гадкий      Шкура     Спящая  

 в сапогах      Красавица     Шапочка    Ослиная       мальчик      утенок    Буратино

 Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса...

 

Мартышка к старости слаба глазами стала;

 А у людей она слыхала,

 Что это зло еще не так большой руки...

 В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота;

 заложил же и церковь Святой Софии...

 Как-то летом я  зашел в  садик,  -  я  не знаю,  как он называется,  на

Васильевском  острове,  около белой церкви.  Была у  меня с  собой интересная

книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

 Остался Садко на синем море.

 Со тоя со страсти со великие

 Заснул на дощечке дубовой

 

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса...

 Мартышка к старости слаба глазами стала;

 А у людей она слыхала,

 Что это зло еще не так большой руки...

 В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота;

 заложил же и церковь Святой Софии...

 Как-то летом я  зашел в  садик,  -  я  не знаю,  как он называется,  на  Васильевском  острове,  около белой церкви.  Была у  меня с  собой интересная  книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

 Остался Садко на синем море.

 Со тоя со страсти со великие

 Заснул на дощечке дубовой

А. Милн

Кот  в  сапогах

Г. Х. Андерсен.

Муха -Цокотуха

Ш. Перро

Винни-Пух и все-все-все

Г.Х. Андерсен

Снежная королева

В. Гауф

Пеппи Длинныйчулок

К. Чуковский

Дюймовочка

А. Лингрен

Карлик Нос

А. Милн

Кот  в  сапогах

Г. Х. Андерсен.

Муха -Цокотуха

Ш. Перро

Винни-Пух и все-все-все

Г.Х. Андерсен

Снежная королева

В. Гауф

Пеппи Длинныйчулок

К. Чуковский

Дюймовочка

А. Лингрен

Карлик Нос

 За медом Винни-Пух ____________________________________________

 Из норы крота в теплые края Дюймовочка__________________________

 На крышу Малыш ______________________________________________

 На юг лягушка-квакушка ________________________________________

 За медом Винни-Пух ____________________________________________

 Из норы крота в теплые края Дюймовочка___________________________

 На крышу Малыш _______________________________________________

 На юг лягушка-квакушка _________________________________________

Сказка   про  ________ .

Однажды шёл  ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс царю. Пришёл  ______________  во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался  _____________ , хотел было ____________ , как вдруг _____________ из-за ________________ выскочил и давай ____________________ . Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного __________________    и он отправился домой. Стал жить-поживать и ___________________________ .  

Сказка   про  ________ .

Однажды шёл  ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс царю. Пришёл  ______________  во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался  _____________ , хотел было ____________ , как вдруг _____________ из-за ________________ выскочил и давай ____________________ . Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного __________________    и он отправился домой. Стал жить-поживать и ___________________________ .  



Предварительный просмотр:

 

 

Сценарий соревнований - Весёлые старты «В гостях у сказки»

(для 1-4 классов)

Инвентарь: 

секундомер,

свисток,

стойки-фишки (4),

теннисные шарики (4),

 ложки (4),

баскетбольные мячи (4),

обручи (12),

кегли (12),

«удочки» (4),

«рыбки» (12)

воздушные шарики (4),

тряпичные мячи (12),

подносы (4).

(Количество инвентаря рассчитано на участников 4-х команд; эстафеты выполняются на дистанциях, в соответствии со сложностью задания.)

 

Построение. Приветствие. Представление жюри. Представление команд (название, девиз, эмблема).

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по любимым сказкам. Скажите, какие самые первые сказки вы услышали от своих родителей, бабушек и дедушек! (Ответы). Вот мы и отправимся в первую сказку…

«Курочка Ряба». Жили-были старик со старухой. И была у них …. (Курочка-ряба). Верно! Нужно пронести «яйцо» (теннисный шарик) на ложке и «не разбить» (не уронить)!

«Колобок». И покатился он дальше….  Кто же это? (Колобок). Конечно! Молодцы! Будем катить рукой «колобок» (мяч) по «полю» (полу).

«Репка». Посадил дед… (Репку). А какая выросла репка? (Большая-пребольшая). Добежать до фишки, встать в обруч, поднять «репку» (обруч) вверх и сказать

 «Конёк-Горбунок». Кто это? Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами… (Конёк-Горбунок). А кто написал эту сказку? (Пётр Ершов). Верно! Мяч нести на «лопатках», руки сверху.

 «Вершки и корешки». - Вспомним персонажей этой сказки. (Мужик и медведь). Молодцы! В 3 обруча разложить по 3 «вершка» (тряпичные мячи), обратно – собрать «корешки» (те же тряпичные мячи).

 «Волк и лиса». «…Мёрзни, мёрзни, волчий хвост…». Из какой сказки эти слова? Правильно! («Волк и лиса»). Куда лиса отправила волка рыбачить? Совершенно верно! (К проруби). Отправимся и мы на рыбалку! Конкурс капитанов. «Удочками» из «проруби» (обручи) выловить, можно сидя на стуле,  по 3 «рыбки». Кто быстрее?

 «Царевна-лягушка». «Натянул тетиву у лука первый брат …». Какая это сказка?(«Царевна-лягушка»). Верно! Ваша задача - запустить «стрелу» (тряпичный мяч) в цель (обруч на полу). Зачёт - меткость попадания!

«Дюймовочка».- За кого мышь хотела отдать замуж Дюймовочку? (За крота). Верно! Необходимо пролезть в «норки» (лежащие на полу 3 обруча), а обратно «спастись» бегом.

 «Змей Горыныч». - Из какой сказки этот персонаж? («Добрыня Никитич и змей Горыныч») Правильно! Трое «летят» (бегут) – руки на плечи, крайние – машут «крыльями» (руками).

 «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Пронести «яблочко» (воздушный шарик) на «блюдечке» (подносе).

 

- Вот и сказочкам конец.

Кто их слушал – молодец!

Кто играл в них – удалец!

Все вы прошли испытания в приключениях и были ловкими, быстрыми, азартными, дружными!

Подведение итогов состязаний. Награждение.

Всего доброго! До встречи в других сказках! 



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ «МАСЛЕННИЦА»

Цели: познакомить детей с традициями русского народа празднования народного гуляния посвященное масленице.

Задачи: .

1. Образовательные:

-Обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.

       2. Коррекционно - развивающие

- Расширять кругозор детей.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Обогащать активный словарь учащихся.

- Развивать эмоционально –волевую  сферу.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Развивать творческую инициативу учащихся и их познавательную активность.

      3. Вопитательные:

- Воспитывать умения слушать и слышать педагогов и учащихся.

- Воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе.

Оборудование: инвентарь для игр, чучело масленицы

Выходят ведущие

Ведущий 1.Приглашаем всех на Масленицу русскую, праздничную, вольную, хлебосольную! Масленица – самый шумный русский народный праздник.

Ведущий 2.Приходите к нам на праздник

И тихоня, и проказник.

Будет чай у нас горяч…

Будет блин да калач,

Будут игры и смех,

Будет праздник для всех!

Поспешайте, наряжайтесь,

К нам на праздник собирайтесь!!!

Ведущий 1:- Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные!

СКОМОРОХ 1: Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы!

Добрый день всем добрым людям, пусть весёлым праздник будет!

Кто не знает, сообщаем! Сегодня Масленицу мы встречаем!

Зиму провожаем, весну закликаем!

Ведущий 2: А сейчас не подкачайте,

На вопросы отвечайте.

Мне давайте вы ответ

Только «да», иль только «нет».

• Вы на праздник к нам сошлись? (Дети отвечают)

• А задором запаслись?

• Будем петь, играть, плясать?

• Ну а плакать, причитать?

• Вам случайно не сто лет?

• У вас есть мешок конфет?

• Будем с вами состязаться?

• А успехов добиваться?

Ну, тогда не унывайте

И на празднике гуляйте!

Песня «А кто у нас белый?» Под песню выходит девушка – зима. Из толпы берет детей по очереди и заводит  с ними хоровод.

Ведущий 2:

Масленица! Масленица! Широкая масленица!

Гостья нагостилась, с зимушкой простилась,

С крыши капели, грачи прилетели,

Воробьи чирикают, они весну кликают!

Кончилось весельице — беритесь за дельце!

Устанавливают чучело «Масленницы»

Хоровод вокруг чучела

СКОМОРОХ 2: А теперь, давайте послушаем частушки, кто знает, пусть подпевайте!!!

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!


Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

Ведущий 2: А теперь давайте мы испытаем наших мальчиков. Кто из мальчиков лучше и смелее окажется, приз и получит. А ну-ка, есть желающие?

Игра «Перетягивание каната» приглашаются 10 мальчиков, делятся на 2 группы и по команде тянут канат.

Песня « Широкая масленица»

СКОМОРОХ 1: А вот и Масленица! Встречай Масленицу!

Все кланяются Масленице в пояс.

Ведущий 1: Ох, ты, Масленица, Ох, ты широкая.

Погости недельку, Погости другую!

Масленица с нами, значит весна на пороге.

Здравствуй красивая, здравствуй широкая!

Масленица: Здравствуйте люди добрые! Помашите-ка мне все рученькой, и покажите как у вас здесь весело! Ну что, люди добрые, пришла я вас блинами накормить и позабавить играми да танцами веселыми.

СКОМОРОХ 2: Будем Масленицу величать

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить

Да хороводы водить.

Ведущий 2: Для того, чтоб блин получить, надо замаслить Масленицу танцем веселым. Вот Масленица сейчас будет танцевать, за ней ее движения повторяйте. (Обращается к ребятам.) У кого из вас получится повторить движения, тот непременно блин получит, и от Масленицы поздравление. Итак, вы готовы танцевать? Тогда на Масленицу внимательнее смотрите.

• Танец с масленицей

Игра для младшей школы «У медведя во бору» дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит 
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

     2-й скоморох. А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

     Песня «Блины»

Ведущий 1. Все дети принесли блины из дома, накрыли столы.  И сейчас объявляется начало конкурса «на самый вкусный блин и красиво накрытый стол». Жюри во время праздника будут пробовать блины, а в конце, объявят  класс победителя.

Ведущий 2. А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

Ведущий 1:Ребята, а у вас не возникает вопрос: почему блин является символом Масленицы? С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь - от рождения и до последних дней.

Образное описание блина как символического кушанья дал А. И. Куприн:

"... Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей!"

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох. Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2 – й скоморох. Солнышко встречаем, весну величаем!!!

Ведущий 1: В старинных обычаях русский народ часто обращался к образу Солнца. Солнце всегда было желанным другом. А на Масленицу было принято призывать Солнце, приближая этим весну.

Руская народная игра «большая карусель» (Вынос карусели с изображением солнца)

Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели! 
(Идут четким шагом по кругу)
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!
(Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
(Дети замедляют бег, останавливаются)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
(Опускают ленточки)
Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Игра продолжается, предварительно убрав одну ленту.

1-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! 

2-й скоморох. Приглашаем самых сильных посостязаться.

Игра «Петушиный бой».

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

Ведущий 2:

Это старая забава —

Победителя ждет слава!

Кто в беге в мешках победит,

Того скоморох наградит.

Начинается игра «Бег в мешках». 6 человек , делятся на 2 команды, первый участник залезает обеими ногами в мешок и по команде начинает прыгать до определенной отметки, преодолев дистанцию, начинает движение назад. В игру вступает следующий участник. Игра продолжается пока все участники не пройдут дистанцию.

2-й скоморох. Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущий 1: А что мы Масленице пожелаем в этот весенний день? Здоровья, счастья, веселья, благополучия! Чтобы каждый год приходила к нам.

И всем пожелаем счастья и здоровья в эту Масленицу широкую. ГосударыняМасленица, мы с тобой хвалились, веселились.

Игра «мяч по кругу» (говорят пожелания масленице)

Ведущий 2. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором повторяют за ведущим).

Масленица-обманщица,

до поста довела — сама удрала!

Масленица, воротись, в новый год покажись!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы, за ними выходят все остальные и ут на сжигание чучела.

Ведущий: Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.