Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии

Федина Елена Николаевна

     В течении двух десятилетий Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трёх лет жизни. Суть этой концепции в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющие отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

     Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорождённых в период с 1991 по 1998г. снизилась с 48,3 до 36,5% . Сегодня до 80% новорождённых являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.).

     Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетнй исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консульитрования  детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала (Волосовец Т.В.).

    В значительной мере актуальность проблемы раннего выявления и коррекции недостатков развития ребенка связана с тем, что более поздние периоды жизни (дошкольный, школьный) уже «педагогически освоены»: созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений развития (В.И. Лубовский, 1994). Период же от рождения до 3-х лет остается в основном в ведении медиков, которых занимает, прежде всего, состояние здоровья детей, их физическое и соматическое благополучие, но не сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное развитие.

    Необходимость использования сензитивных периодов в развитии различных функций также является важной проблемой ранней коррекционной помощи. О важности раннего возраста, охватывающего периоды, когда целый ряд функций особенно чувствителен к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием, говорили выдающиеся психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.). Однако практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь, и даже в дошкольный период специальным обучением охвачено не более 3 % от всех детей этого возраста (не более трети всех нуждающихся).

    Немаловажной проблемой ранней помощи детям с отклонениями в развитии является педагогическая неграмотность части родителей, которая не способствует успешному воспитанию ребенка в домашних условиях. Не многие из них обладают определенными специальными знаниями, не все знают, где можно получить эти знания, не знают, куда обратиться за советом.

    Не так часто издается специальная литература с рекомендациями по раннему воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушениями развития. Имеющуюся же литературу (зачастую это переводная) требуется использовать при консультации специалиста, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, характеризуется своеобразием формы и степени нарушения развития, и поэтому универсальные рекомендации невозможны.

    Поэтому родителям ребёнка важно уже с рождения обратить внимание на:

1. Медицинские заключения:

- есть ли диагноз ПЭП?

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является гипоксия плода новорождённого, приводящая к отёку мозга, нарушению гемодинамики различной степени тяжести. ПЭП на последующих этапах онтогенеза вызывает самые разнообразные функциональные и структурные нарушения нервной системы, обуславливающие развитие детского церебрального паралича ( в 20% случаев), гидроцефалии, эпилепсии, минимальной мозговой дисфункции (67,6 % случаев по данным Ю.И. Барашнева), нарушений и задержки психического развития (Дунайкин М.Л). 

ПЭП к концу первого года жизни как диагноз снимается. Нормальное развитие отмечается у 15 - 20 % детей. Но длительные наблюдения показывают, что у этих детей при обследовании выявляются: речевые расстройства - 50,5 %, расстройства эмоционально - волевой сферы  - 29,2 %, ранний детский аутизм - 12,3 %, нарушения поведения и внимания  - 7,7 %, повышеная утомляемость и истощаемость нервных процессов - 9,2 % (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.).

2. Предельно внимательно наблюдать за ранним развитием ребёнка: знать нормативы психомоторного развития детей первого года жизни. Е. Баенская выделяет ряд признаков раннего детского аутизма (РДА):

- отсутсвие, либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;

- отсутствие прослеживания взором направления взгляда взрослога, игнорирование его указательного жеста и призыва. даже если в ряде случаев в начале слежение за указанием матери есть, то постепенно оно угасает;

- типична невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда очень длительная задержка;

- отсутствие эмоционального контакта с ребёнком. Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь внимание к себе, ребёнок либо протестует, либо уходит от контакта.

    Знать нормативы развития второго и третьего года жизни. Первые признаки раннего детского аутизма на бытовом уровне выражаются следующими действиями и чувствами ребёнка:

- малыш неуместно смеётся, хихикает над тем, что абсолютно несмешно;

он чувствует боль на минимальном уровне, не реагирует на болезненные ощущения бурно, его реакция, скорее, сдержанная;

- у малыша отсутствует всякое чувство опасности;

- он не любит обниматься и целоваться, и вообще предпочитает избегать всяческих “телячьих нежностей” — недаром таких детей называют “детьми Снежной Королевы”;

- ребёнок предпочитает однообразие в играх, может часами возиться с одной и той же игрушкой, выполняя одинаковые движения;

- малыш может вести себя очень обособленно, избегая людей;

- при словесном контакте ребёнок не смотрит в глаза своему собеседнику и вообще всячески избегает зрительного контакта;

- для того чтобы сказать о какой-то своей потребности, ребёнок может не использовать слова, а применять жесты;

- обычный предмет, на который родители не обращают никакого внимания, может стать для малыша другом, он может ощутить небывалую привязанность к нему;

- кроха повторяет за взрослыми слова или предложения, речь идёт о многократных неуместных повторениях;

- ребёнок твёрдо стоит на своём в случае, если родитель пытается лишь его однообразия;

- у малыша отсутствует реакция на необычный или слишком громкий звук (однако бывают и иные случаи, когда реакция на неожиданные звуки чересчур бурная);

- ребёнок часто вращается на одном месте или проделывает то же самое с другими предметами;

- ему крайне сложно общаться с окружающими взрослыми и сверстниками, и эти сложности видны невооружённым взглядом.

        Данные методические рекомендации адресованы родителям.