Мои индивидуальные занятия

Федина Елена Николаевна

Тема " 4 - времени года"

Коррекционно-образовательные цели:

 - развивать умение ориентироваться во временах года;

 - развивать  умения работать с мнемотаблицами;

- развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями;

 - учить отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать наблюдение, логическое мышление, зрительное восприятие и зрительную память, речь.

Воспитательные цели.

- воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование

- иллюстрации 4 времени года;

- мнемотаблица «Осень».

Ход  занятия

  1. Дыхательно – голосовые упражнения.

Произнесение на одном выдохе сочетаний из 5 гласных: «А-О-У-Ы-И».

  1. Развитие межполушарного взаимодействия.

- «Флажок».

Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

- «Очки».

Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

- «Бинокль».

Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в бинокль.

- «Стол».

Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую раскрыть и положить сверху.

- «Стул»

Поставить на стол сжатый кулачок, правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.

  1. Отгадывание загадок.

Солнце печёт,

Липа цветёт.

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет! (Осень)

  1. Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице.
  2. ФКМ

 «Руку правую веред, а потом ее назад

 И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги – вуги» поворачиваясь в круге,

Буги – вуги окей!

 (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

  1. Учитель-дефектолог: Сегодня мы совершим прогулку по временам года.

Игра «Назови признаки осени». (Ответ.)

Игра «Назови признаки зимы». (Ответ.)

  1. Игра на внимание «Чего не стало?».

Картинки – «4 Времени года».

  1. Развитие пространственных представлений.

Выкладывание  (из геометрических фигур) на листе бумаги: ёлочки, солнышка, грибочка.

- Ёлочку выложи в центре листа.

- Солнышко в правом верхнем углу.

- Грибочек в левом нижнем углу.

  1. Итог занятия.

- Занятие подошло к концу.

- Скажи, о каких временах года  мы говорили сегодня на занятии?

 

Тема: «Формирование первичных пространственно – временных представлений»

 

 Коррекционно-образовательные цели:

- развивать умение ориентироваться в «частях чуток»;

- развитие диалогической формы речи;

- учить отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать наблюдение, логическое мышление, зрительное восприятие и зрительную память, речь.

Воспитательные цели.

- воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование:

- иллюстрации с изображением частей суток;

 

Ход занятия

  1. Дыхательно – голосовые упражнения.

Произнесение на одном выдохе сочетаний из 5 гласных: «А-О-У-Ы-И».

  1. Развитие межполушарного взаимодействия.

- «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

- «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая кулак в ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.

- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснутся к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.

  1. Отгадывание загадок:

Первый лучик солнышка

Заглянул в окошко,

И проснулся сразу же

Мальчуган Сережка.

Когда это бывает? (Ответ.)

 

Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети.

 Когда это бывает? (Ответ.)

 

Спешат родители в детский сад,

Чтобы забрать своих ребят.

Когда это бывает? (Ответ.)

 

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Когда это бывает? (Ответ.)

  1. Развитие диалогической формы речи:

а)  Разложи в нужной последовательности картинки с изображением времени суток (4 картинки: утро, день, вечер, ночь).

б) Сутки можно разделить на четыре части: утро, день, вечер и ночь.

- Что обычно происходит утром? (Ответ.)

-  Утром мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем. После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше в школу, а малыши отправляются в детский сад.

- Что происходит днем? (Ответ.)

 - Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день. Днём дети играют в детском саду, а родители на работе.

– Что происходит вечером? (Ответ.)

- Постепенно солнце опускается ниже и ниже, наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки. Вечером мы собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор.

-  На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.

в) Дополни предложения нужными словами:

- Завтракаю я …….(утром).

- Обедаю я …….(днём).

- Ужинаю я ……(вечером).

- Сплю я …..(ночью).

- Собираюсь в детский сад ….(утром).

- В детском саду я сплю …..(днём).

  1. ФКМ.    «С утра до ночи»

Приучай себя к порядку,

Помни утром про зарядку.

Днём настойчив будь и смел,

Чтобы сделать много дел,

Поиграть, позаниматься и в бассейне поплескаться.

Начал вечер наступать,

Мама деток  с сада забирает.

Ночь придёт – ложись ты спать,

Пёс на коврик, ты в кровать.

  1. Развитие пространственных представлений.

Игра «Покажи правильное направление».

а) – Подними правую руку в сторону.

        Всё что со стороны правой руки – справа.

   - Подними левую руку в сторону.

     Всё, что находится со стороны левой руки – слева.

б) – Назови предметы, которые находятся:

- справа;

- слева.

  1. Игра на внимание «Чего не стало?».

Картинки – «утро, день, вечер, ночь».

  1. Итог.

- Занятие подошло к концу.

- Назови части суток.

 

                                                                                                              Тема  "Зима"

Коррекционно-образовательные цели:

 - развивать умение ориентироваться во временах года;

-  учить отгадывать загадки.

 - развивать  умения работать с мнемотаблицами;

-  развивать умение образовывать однокоренные слова («родственные слова»);

-  развивать умение сопоставлять цифры с соответствующим количеством

   точек.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать наблюдение, логическое мышление, зрительное восприятие и зрительную память, речь.

Коррекционно-воспитательные цели.

- воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование

- предметные картинки с изображением зимы,  санок, сосульки, снеговика, снежинки, Снегурочки, снегиря, снежного кома, снегопада,

- мнемотаблица «Зима»;

- игра «Точечки» (развивающие игры Никитиных).

Ход  занятия

  1. Дыхательно – голосовые упражнения.

Произнесение на одном выдохе сочетаний из 5 гласных: «А-О-У-Ы-И».

  1. Развитие межполушарного взаимодействия.

- «Флажок».

Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

- «Бочка».

Неплотно сжать руку в кулачок.

- «Птичка пьёт из бочки».

Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.

- «Миска, гнездо».

Соединить округлые ладони.

- «Птичка в гнезде»

Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать внутрь.

  1. Отгадывание загадок.

На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовётся ….

                                                    (Снег)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы

                                                    (Санки)

Зацепилась за карниз

И растёт, как шишка вниз.

                                                    (Сосулька)

 

  1. Составление рассказа «Зима» по мнемотаблице.
  2. ФКМ

А теперь мы отдохнём.

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно.

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом,

Три-четыре, приседаем,

Наши ножки разминаем.

Раз и два, вот и сели на места

  1. Игра «Слова – родственники».

 Назови родственные слова к слову снег.

  1. Игра на внимание «Чего не стало?».

Картинки – «Снег, снеговик, Снегурочка, снегирь».

  1. Игра «Подарки».

Подари цифрам подарки: квадраты, треугольники, круги. счётные палочки.

- разложи цифры по порядку от 0-5;

- разложи квадраты по порядку;

- разложи треугольники по порядку;

- разложи круги по порядку;

- подари цифрам подарки (счётные палочки).

  1. Итог занятия.

- Занятие подошло к концу.

- Скажи, о каком  времени  года  мы  сегодня говорили на  занятии?