Семинар - практикум для родителей "УЧИМСЯ И ИГРАЕМ ВМЕСТЕ" 2018 - 2019 учебный год

Федина Елена Николаевна

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для активного развития речи и  позновательных способностей. В этом возрасте развиваются все высшие психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребёнком учебной программы в будущем. 

Цель: Предоставить теоретический и практический материал для успешных зянятий дома с любимым ребёнком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постановка и развитие речевого дыхания

Сильный, красивый голос зависит, в первую очередь, от правильного дыхания.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о следующих типах дыхания:

  • Ключично–грудное. Это слабое поверхностное дыхание. При таком дыхании поднимаются плечи, двигаются ключицы и раздвигается грудь. Активно работают только верхушки легких, а диафрагма - главная дыхательная мышца - практически не задействуется, соответственно, у звука нет опоры.
  • Диафрагмальное – дыхание, при котором вдох и выдох совершается вследствие сокращения диафрагмы. Диафрагма – самая длинная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Такое дыхание является правильным, и служит хорошей основой для постановки голоса.

Постановка речевого дыхания сводится к тому, чтобы перестроиться на диафрагмальный тип дыхания и развить его. Для этого необходимо натренировать мышцы «речевого пояса» - диафрагму и брюшные мышцы. Это поможет регулировать процесс выдоха и создаст необходимую опору звуку. Регулировать процесс выдоха, значит уметь распределять его на равные порции. При физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха составляет пропорцию 1:1, при речевом дыхании – это пропорция 1:20.
Опору дыхания обеспечивают правильная осанка, напряженные мышцы брюшного пресса и ощущение свободы в области грудной клетки (при вдохе плечи должны быть опущены, а грудь неподвижна). Не следует заниматься дыхательными упражнениями после еды.

Упражнение 1. Исходное положение – лежа на твердой поверхности, на спине. Положите одну руку на живот, чтобы контролировать движение диафрагмы. Сосредоточьте свое внимание на солнечном сплетении (это и есть центр дыхания). Сделайте плавный бесшумный вдох носом, словно нюхаете воздух. Следите за тем, чтобы при вдохе не поднималась грудь, только живот. Задержите дыхание на несколько секунд, затем очень медленно выдыхайте со звуком «ССССС». Повторите 5 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Зажгите свечу, поместите ее на уровне рта. Сделайте глубокий вдох носом (в живот!). Затем начинайте медленно выдыхать со звуком «СССС», при этом свеча должна находиться достаточно близко от ваших губ, а пламя во время выдоха не должно колыхаться. Ваша задача – растянуть выдох на как можно большее время. Следите за тем, чтобы во время выдоха диафрагма оставалась в одном и том же положении, живот не должен втягиваться. Повторите 5 раз.

Упражнение 3. Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Возьмите зажженную свечу, поместите ее на уровне рта. Сделайте активный, глубокий вдох носом. Задержите на секунду дыхание, сконцентрируйтесь, и резко выдохните на свечу со звуком «ХХАА!». Ваша задача – задуть свечу. Это сложно, но таким образом вы научитесь контролировать силу воздушной струи. Это хорошее упражнение для тренировки интенсивного сильного выдоха.

Упражнение 4. Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Рот открыт. Представьте, что у вас во рту горячая картошка. Вдыхайте и выдыхайте ртом, стараясь «охладить» картошку дыханием. Следите за тем, чтобы вдох шел в живот!

Упражнение 5. Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Вспомните, как дышит собака в жаркую погоду. Попробуйте воспроизвести это дыхание: откройте рот, вывалите язык и начинайте очень быстро вдыхать и выдыхать ртом.

Упражнение 6. «Теплый воздух». Исходное положение – стоя, спина прямая. Представьте себе, что у вас замерзли руки. Сделайте глубокий вдох носом (плечи не двигаются, воздух идет в живот), затем «отогрейте» руки дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Можете держать одну руку на животе, чтобы контролировать движения диафрагмы. Повторите 5-7 раз.

Упражнение 7. «Ракета». Исходное положение – стоя, спина прямая, руки опущены вдоль тела. Сделайте вдох, одновременно поднимая руки вверх, и, задержав на одну-две секунды дыхание, начинайте опускать руки через стороны на выдохе со звуком «ШШШШ». Повторите 5-7 раз.

Упражнение 8. «Насос». Исходное положение – стоя, спина прямая. Сделайте вдох носом. Затем, наклоняясь вперед, как будто накачиваете насосом автомобильную шину, выдыхайте со звуком «СССС». Возвращаясь в исходное положение – вдох, наклон – выдох. Повторите 10 раз.

Упражнение 9. Исходное положение – стоя, спина прямая, руки на поясе. Сделайте вдох, одновременно поворачивая корпус вправо, на выдохе вернитесь в исходное положение. Затем то же самое влево. Повторите по 8 раз в каждую сторону.

Упражнение 10. Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится. В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.



Предварительный просмотр:

Охрана зрения

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы получаем через глаза, другие называют даже большую цифру – 90%. Произведения искусства, литературы стали возможны благодаря глазу. Космонавт А. Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственного положения.

Зрение обеспечивается работой зрительного анализатора, который состоит из глаза, зрительного нерва и зрительной зоны головного мозга, расположенной в его затылочной части.

С первых дней жизни ребенок видит окружающий мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что видит. Формируется оптическая система глаза. Это длительный процесс, особенно интенсивен между 1 годом и 5-ю годами жизни ребенка. В этом возрасте увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза. Это, естественно, сказывается на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза) у детей в дошкольном возрасте. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в возрасте от 3 до 5 лет еще значительно преобладает над нормальной (эмметропической). И лишь с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркой рефракцией. Однако, в возрасте 3 -7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукая рефракция. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза. Весьма убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте.

Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

В основу профилактики зрительных расстройств положены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в дошкольном возрасте. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов: внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных). При этом, во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Среди экзогенных факторов в генезе близорукости большое значение имеет зрительная работа, связанная с напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению многих авторов у части детей – дошкольников наблюдается слабая способность аккомодации (это определяется недостаточным развитием цилиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации). В силу этого, детям бывает трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерна. Много фактов это подтверждает. Доказано, что у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий не наступает, а с плохой устойчивостью - (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.

Хронометражные наблюдения показали, что во время занятий по развитию речи и формированию понятий 80% времени проходит с активным участием зрения. Приведенные данные указывают на большое значение правильной организации занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте.

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, поэтому важен контроль за их длительностью и рациональным построением. В старшей группе занятие продолжается

25 минут, в подготовительной - 30 минут, это не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей, наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы), наблюдается падение и зрительных функций. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. Это относится к письму, счету, чтению, то есть к занятиям, требующим напряжения зрения. В связи с этим нужно следовать ряду рекомендаций:

1) ограничивать длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза (смена разных видов деятельности во время занятия. Чисто зрительная работа не должна превышать 15 – 20 минут в старшей и подготовительной группе;

2) переключать внимание детей на виды деятельности, не связанные с напряжением зрения (пересказ, чтение стихов, дидактические игры). Если этого сделать нельзя, то можно провести зрительную гимнастику (2-3 мин.), физкультурную паузу;

3) не чередовать однотипных занятий и занятий, требующих статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью;

4) повышать эффективность 10-минутного перерыва между занятиями. В данном случае эффективна зрительная гимнастика. Например: подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. То же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что если это несложное упражнение выполнять ежедневно, то оно поможет восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.

Можно сделать вывод, что для охраны зрения важен режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности – бодрствования и отдыха, достаточной двигательной активности, максимального пребывание на воздухе, своевременного и рационального питания, каждодневного закаливания – вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития как отдельных функций организма, в том числе и зрительных, так и всего организма.

Я систематически использую в своей работе некоторые упражнения по охране зрения. Иногда вместо физминутки провожу «Пальминг» или комплекс упражнений по профилактике близорукости. При правильном выполнении этих упражнений достигается физическое и психическое расслабление, повышается острота зрения, работоспособность, активизируется чувство зрительной координации у детей. Хочу порекомендовать некоторые упражнения своим коллегам для использования в коррекционной работе.

Комплекс упражнений для профилактики близорукости.

  1. Исходное положение - сидя. Крепко закрыть глаза на 3 – 5 секунд, открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 8 раз.
  2. Исходное положение – сидя. Быстро поморгать в течение 1 – 2 секунд. (Снимает зрительное напряжение).
  3. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 секунды, поставить перед собой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руку .Повторить10 – 12 раз.( Снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
  4. Исходное положение – стоя. Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет дрожать. Выполняется 6 – 8 раз.
  5. Исходное положение – сидя. Закрыть веки, массировать и х с помощью круговых движений пальца Выполняется в течение 1 минуты.( Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
  6. Исходное положение – стоя. Поставит палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 – 4 секунды, убрать ладонь, смотреть на конец пальца двумя глазами 3 – 5 секунд. Поставит палец левой руки по средней линии лица на расст.25 -30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3 – 5 сек. Прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3 – 5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца. Выполняется 5 - 6 раз. ( Укрепляет мышцы обоих глаз – бинокулярное зрение).
  7. Исходное положение – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. 10 – 12 раз.

Гимнастика для глаз.

Комплекс 1.

  1. Открывать и закрывать глаза: быстро поморгать, крепко зажмурить на 3 – 5 секунд.
  2. Поднимать глаза вверх, опускать вниз, отводить вправо, влево (30 сек)
  3. Круговые движения глаз вправо, влево (30с)
  4. Смотреть на кончик носа 2 – 3 с., затем вдаль 2 – 3 с. (30с.)
  5. Отдыхать, закрыв глаза (60с.)

Комплекс 2.

  1. 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.
  2. !5 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.
  3. 15 вращательных движений глазами слева направо.
  4. !5 вращательных движений глазами справа налево.
  5. 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную на бок цифру 8.

« Пальминг»

Пассивное расслабление. Когда закрываем глаза, мы способствуем некоторому их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже ничтожное количество его лучей.

Упражнение, которое позволило добиться этого, было введено Бейтсом и называется «Пальминг».

Выполняется сидя. Важно, чтобы шея и позвоночник были на одной линии, а ступни параллельно друг другу. Потереть ладони энергично. Закройте глаза и прикройте их ладонями. При этом ладони складываются крест – накрест, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание другой .Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу, при этом место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков. Но на переносицу давить не надо. Пальцы сблизить так, чтобы свет не попадал на глаза, а центр ладони находился напротив глазного яблока. При выполнении упражнения добиваться, чтобы мышцы всего тела были расслаблены(локти поставить на стол). Второе условие – это психическое расслабление, степень которого определяется по интенсивности черного поля перед глазами. Не следует добиваться черноты поля путем приложения усилий, т. е. пытаться обязательно разглядеть черное. Это приведет только к усилению напряжения и обратному эффекту. Чернота появляется автоматически, как только будет достигнута полная степень расслабления тела и психики.

Во время выполнения упражнения надо пытаться вспомнить что – нибудь приятное: красивые пейзажи, интересные случаи из жизни. Можно вспомнить ряд цветов – ярко-красный, желтый, голубой, лиловый.

При правильном выполнении этого упражнения достигается физическое и психическое расслабление, повышается острота зрения.



Предварительный просмотр:

Формирование мелкой моторики рук у детей

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение.

      У значительного большинства детей имеющие речевые нарушения (задержку психического развития)  пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны.

Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.

Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой.

К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок.

Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек».

Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму.

Использование  пальчиковых игр позволяет:

- регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
- совершенствовать внимание, память;
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

При работе с детьми с нарушениями речи  (задержкой психического развития) по развитию тонкой моторики рук следует:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

6. Упражнения выполняются непродолжительно.

7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе.

10 комплексов пальчиковой гимнастики

1 комплекс пальчиковой гимнастики

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).
3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «Мальчик-Пальчик»

Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему)
С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца)
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

2 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в роток, кому в зобок,
А кому в лапочку.

3 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. «Цветок» (то же, но пальцы разъединены).
5. «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «Этот пальчик..»

Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

4 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
2. «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4. «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «Белка»

Этот пальчик хочет спать, (поднять левую руку ладонью к себе)
Этот пальчик – прыг в кровать! (загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца)
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, (обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики)
Братиков не разбуди …
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

5 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).
2. «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3. «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4. «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
5. «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «Hу-ка, братцы, за работу!»

Hу-ка, братцы, за работу! (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить,
Печи все – тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке – песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

6 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).
2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
4. «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Потешка «По грибы»

1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот – в миску все кидал,
Этот пальчик все-все съел,
Оттого и потолстел!

7 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2.

Потешка «Алые цветки»
Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)
Головой качают.

8 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).
3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Потешка «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)

9 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами).
2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им).
3. «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук).
4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).
5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

Потешка «Прятки»

В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук)
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.

10 комплекс пальчиковой гимнастики

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз).
2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Потешка «Сорока»

Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
Деток кормила,
Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала –
Ты дров не рубил,
Ты воду не носил?
Нет тебе ничего!