Опыт работы

Остапенко Ирина Викторовна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыты работы58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории»

        Учитель истории и обществознания: Остапенко И.В.

2022 год

Актуальность.

Ускорение темпов развития общества, развитие процессов информатизации, требование готовности к переменам конкретизуется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Все это предъявляет к учителю высокие требования. Считаю, что для успешной деятельности учителя и учащихся необходим переход к современному компетентному подходу в образовании.

Поэтому свою работу строила на целях компентентностного подхода: научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальный и повышенный способы, добиться поставленной цели, оценивать полученный результат, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками, научить решать познавательные, аналитические, аксеологические проблемы. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и других. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжения обучения после школы, а также в дальнейшее трудовой деятельности школьников.

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познаванию предмета, развитию их мысленных способностей. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понято то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют появлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний.

В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Цель работы. Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения самостоятельной работы на уроках истории.

Задачи:

  1. определение содержания методики применения самостоятельной работы;
  2. краткая классификация видов самостоятельной работы;
  3. описание опыта применения самостоятельной работы на уроках истории;
  4. определение перспектив дальнейшей работы.

Выполнение данных задач позволит мне сформировать собственную систему организации самостоятельной работы на уроках, повысить качество преподавания истории, права, а также внеклассной работы по предмету.

При подготовке к материала были использованы работы Л.Н. Алексашиной, И.З. Озерского, А.В. Поздеева, О.В. Араслановой, И.Я. Лернера.

В различных трудах дидактов существует множество разнообразных трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы. Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется критичностью ума, способностью высказать свою точку зрения.

Исходя из вышеизложенного, стержнем самостоятельной работы считаю продуктивную деятельность ученика, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке, развитие мысленной деятельности учащихся. С учетом специфики истории как школьного предмета выделяю основные мыслительные умения учащихся:

- Умения и навыки локализации исторических факторов и процессов во времени и пространстве: соотносить дату события во времени; соотносить дату событие с веком, тысячелетием, определять длительность, последовательность, синхронность изучаемых событий и процессов; составлять хронологические таблицы синхронистические.

- Умение анализировать исторический материал: расчленять содержание рассказа на законченные части, выделять главную мысль в отрывке текста, выделять существенные признаки и связи исторических явлений, выяснять их классовую сущность, рассматривать общественное явление в развитии с выделением основных причин и следствий; применять для анализа и объяснения однородных фактов обобщенные знания: о признаках понятий, о логической последовательности их рассмотрения: анализировать новые исторические факты с опорой на усвоение закономерностей и законов общественного развития.

- Умение синтезировать и обобщать исторический материал: описывать факты, давать характеристику изучаемых явлений и выдающихся деятелей, обобщать изученные факты, обобщать причинно-следственные связи исторических явлений.

- Умение сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты: выявлять в них общее и различия, устанавливать изменения, происшедшие в развитии общественного явления от одного этапа к другому; составлять сравнительные характеристики исторических явлений, процессов, деятелей.

- Умение сформулировать и обосновать выводы с классовых позиций, опираясь на факты, логически правильно строить доказательство.

- Умение излагать исторический и текущий материал, составлять план, конспект.

Если фактографические данные усваиваются учащимся на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во всех новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная работа.  Систематический подход, применяемый в самостоятельной работе, предполагает:

- включение в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (факты, законы, методы познания и др.);

- вовлечение каждого ученика в процесс самостоятельной познавательной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);

- постепенный переход от простых заданий к более сложным, усиление их творческого характера.

Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию имений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения. Удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами.

С организационной точки зрения самостоятельная работа предполагает:

  • наличие цели самостоятельной работы;
  • наличие конкретной задачи;
  • четкое определение формы выражения результата (устная, письменная, практическая);
  • определение формы проверки результата самостоятельной работы;
  • обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим знание.

Самостоятельная работа как средство обучения соответствует конкретной дидактической цели и задаче в каждой конкретной ситуации. Исследования ученых позволяют выделить 3 или 4 уровня самостоятельной деятельности.

В педагогической литературе существует различная классификация самостоятельной работы – по дидактическому назначению, по источникам знаний, уровню продуктивной творческой деятельности учащихся. Познавательная деятельность учащихся подразделяется на два основных вида – воспроизводящую и творческую. Им соответствуют следующие виды самостоятельных работ:

  1. самостоятельные работы по образцу (воспроизводящие);
  2. реконструктивные работы;
  3. творческие работы.

В своей педагогической деятельности использую четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Им соответствуют четыре типа самостоятельной работы.

Первый уровень предполагает копирующие действия учащихся по заданному образцу – характеристика исторического героя, составление схемы, узнавания явлений, выделение главных мыслей. Работы по образцу предполагают обычно решение типовых примеров и задач. Они практикуются на уроках истории в среднем звене. Деятельность учащихся на данном уровне не совсем самостоятельна, так как самостоятельность заключается в простом воспроизведении действий по образцу. Для лучшей отработки действий на данном этапе использую большое количество всевозможных памяток. Задания данного уровня позволяют приобретать основные опорные знания, которые учащиеся должны получить при изучении данной темы.

Второй уровень – репродуктивный связан с обобщением приемов и методов познавательной деятельности, их переносом на решение более сложных, но типовых заданий. Задания второго уровня способствуют развитию познавательных интересов, создают условия для развития мышления учащихся. Ему соответствует самостоятельная работа репродуктивно-вариотивного типа. Самостоятельные работы этого типа содержат задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение ранее изученного материала, проверочные знания, выполняющие функцию обратной связи. Преобразующее воспроизведение знаний лежит в основе реконструктивных самостоятельных работ. Я их практикую в старших классах. К ним отношу:

- устное или письменное изложение содержания источника в краткой форме (резюме), в иной логике;

- составление хронологических и тематических таблиц (события Первое мировой войны, события Второй мировой войны, сопоставление итогов двух мировых войн, коллективизация в Казахстане и России);

- составление плана (простого и развернутого), конспекта, тезисов (в старших классах использую лекции с элементами самостоятельной работы. По ходу лекции учащиеся составляют тезисный план, конспект);

- работа с картой, составление диаграмм и графиков (освоение целины, индустриализация);

- отбор и группировка фактов по «сквозной» проблеме;

- подготовка сообщения, реферата (на основе нескольких источников).

Третий уровень – продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных ранее знаний, которая требует приема мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения, способности к индуктивным и дедуктивным выводам. Данному уровню соответствуют задания познавательно-поискового  (эвристического) типа. На данном уровне начинает формироваться творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщения и систематизации полученных знаний, делают знания учащихся более гибкими, вырабатывают интерес к изучаемому процессу и желание продолжить самостоятельное изучение.

Творческая познавательная деятельность предполагает поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных или придуманных способов. Наиболее распространенной разновидностью творческой самостоятельной работы является решение познавательных, проблемных задач.

В своей работе я использую различные сборники познавательных знаний на всех этапах обучения в качестве контрольных и проверочных заданий, проблемных задач, домашних работ поискового и творческого характера, стимулируя активную деятельность, укрепляя их интерес к изучению прошлого. При многообразии познавательных заданий использую оценочный инструментарий, позволяющий определить критерии оценки в каждом конкретном задании. В объектив проверки попадают способность школьников применять эффективные приемы учебной работы, предложенные в задании или найденные самостоятельно: умение отобрать в историческом материале самое главное, существенное, необходимое и достаточное для доказательства сформулированного вывода или обоснования собственной версии, оценки или отношения к фактам прошлого; умение оперировать соответствующими понятиями; умение выстроить свой ответ в логической последовательности, облачить его в адекватную форму.

На данном уровне провожу самостоятельные работы, предполагающие работы с различными видами источников. В зависимости от уровня развития мыслительных навыков увеличиваю сложность заданий.

В 7 классах проводила лабораторную работу по «Русской правде». Учащиеся должны были найти подтверждения закрепления законодательных актов. С большим интересом учащиеся перевели статью закона со старославянского на современный русский язык.

В 9 классе лабораторные работы по Всемирной истории содержат несколько источников. Тематика лабораторных работ самая различная: «Начало холодной войны», «Установления фашизма». На этом уровне провожу деловые игры, позволяющие перенести знания за пределы известного образца. «Выборы в школьный сенат», «Путешествие по Великому шелковому пути», «Ремесло в средневековом городе». Самый высокий уровень творческой деятельности учащихся – это постановка проблемы нахождения путей ее разрешения.

Путь к четвертому уровню мышления лежит через три уровня. Дать сложное задание учащемуся, пропустив один из уровней, это потеря времени на уроке, непонимание ученика и как следствие не усвоение материала. Четвертый уровень предполагает задания, чтобы учащиеся, опираясь на богатство понятий и связей, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное, в то или иной мере их индивидуальные склонности. Это могут быть эссе: «Каким я вижу процветание России», «Соблюдение прав человека в государстве»; дебаты «В России победила рыночная экономика», написание писем с соблюдением особенностей времени (XVIII в., XIX в.).

Использование самостоятельной работы способствует осуществлению дифференциального подхода в обучении. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Систематическое поведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
  2. Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
  3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью.

Будущее свое работы вижу в расширении базы самостоятельных работ, в создании проектов деловых игр по истории и обществознанию