ТИКО - Конструирование

Байер Анжелика Владимировна

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское  районное муниципальное

дошкольное  образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Поможем Звездочету»

                                              Воспитатель: Байер Анжелика Владимировна

                                                   Пгт Пойковский 2021г.

Цель:

Формирование математических знаний, умений в конструктивно – модельной деятельности детей.

Задачи:

1.Закрепить счетные умения (до 6), знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал), умение соотносить цифры с количеством.

2. Учить детей конструировать ракету из конструктора ТИКО.

3. Развивать у детей внимание, познавательные интересы, творческие способности, усидчивость, воображение, мелкую и общую моторику. Совершенствовать навыки работы с конструктором.

4. Воспитывать доброжелательность, ответственность, умение и желание оказывать помощь персонажам.

5.Учить детей оценивать свою работу и работу других детей.

Материалы к занятию:

Демонстративный: 6 карточек с шишками, 6 – с грибами; цифры от 0 до 6, корзинка, теремок из геометрических фигур, игрушка Звездочета, презентация, образец сконструированной ракеты.

Раздаточный: детали конструктора ТИКО на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их!

(Дети рассказывают стихотворение).

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, кто-то принес нам вот такую коробку. Скажите, какого она цвета?

Предположительные ответы детей: Коробка синего цвета.

Воспитатель: Какой формы?

Предположительные ответы детей: Коробка прямоугольной формы.

Воспитатель: Какого размера коробка?

Предположительные ответы детей: Коробка большого размера!

Воспитатель: что же там может быть?  (Предположения детей) 

Воспитатель: хотите узнать, что там? Давайте посмотрим!

(Воспитатель открывает коробку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Предположительные ответы детей: ещё одна коробочка!

Воспитатель: Скажите, какого цвета эта коробочка?

Предположительные ответы детей: Коробочка красного цвета.

Воспитатель: Какой формы?

Предположительные ответы детей: Коробочка квадратной формы.

Воспитатель: Какого размера коробка?

Предположительные ответы детей: Коробочка маленького размера!

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, что же там внутри!

Воспитатель: Ребята, это письмо! Написал нам его Звездочет, он просит о помощи, но для этого нам с вами надо отправиться в страну «Математика»!

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?

Предполагаемые ответы детей: да!

Воспитатель: как вы думаете, кто живет в этой стране?

Предполагаемые ответы детей: Цифры, геометрические фигуры, сказочные герои.

Воспитатель: для чего нам нужны цифры? Геометрические фигуры?

Предполагаемые ответы детей: Цифры нужны для счёта, из геометрических фигур можно что-нибудь построить, смастерить, выложить и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята! В путешествие мы с вами отправимся на поезде! Занимайте места. (На ковре обозначены места).

Воспитатель: отправляемся в путь!

(На экране появляется видео движение поезда; звуковое сопровождение).

Воспитатель: вот и наша остановка. (Слайд с изображением остановки).

Детей встречает Буратино:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в стране «Математика».

Я слышал, вы очень хорошо знаете цифры. А я вот считать не умею. Рядом с моим домом есть лес, в котором живут   белочки.  Я принес им шишки и грибы, но не знаю, хватит ли всем. Помогите мне их сосчитать.

(На доске расположено 6 белочек, под ними 5 шишек и 6 грибов. Рядом на столе цифры от 1 до 6).

Воспитатель: Ребята, как нам узнать, сколько белочек?

Предполагаемые ответы детей: их нужно посчитать!

Воспитатель: Давайте посчитаем сколько белочек. (Считают)

Предполагаемые ответы детей: 6 белочек.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько грибов принёс Буратино? (Считают).

Предполагаемые ответы детей: Буратино принёс 6 грибов.

Воспитатель: Какую цифру нужно поставить? (6)

Воспитатель: Ребенок, ставит нужную цифру. (Выставляется на доску нужная цифра)

Воспитатель: Сколько шишек принес Буратино? Давайте посчитаем. (Считают)

Предполагаемые ответы детей: Буратино принес 5 шишек.

Воспитатель: Дети, сколько шишек принёс Буратино?

Предполагаемые ответы детей: Буратино принес 5 шишек.

Воспитатель: Сергей, ставит рядом нужную цифру. (Выставляется на доску нужная цифра)

Воспитатель: Аня, скажи, какую цифру взял Сергей? (5)

Воспитатель: Демид, что обозначает цифра 5?

Предполагаемые ответы детей: Цифра 5 обозначает 5 шишек.

Воспитатель: что можно сказать о количестве шишек?

Предполагаемые ответы детей: на одну шишку меньше.

Воспитатель: что можно сказать о количестве грибов?

Предполагаемые ответы детей: на один гриб больше.

Воспитатель: Какое число больше 5 или 6? На сколько?

Предполагаемые ответы детей: Число 6 больше 5, на один.

Воспитатель: Какое число меньше? На сколько?

Предполагаемые ответы детей: Число 5 меньше 6, на один.

Воспитатель: ой, я еще в корзине нашла шишку! (выставляется на доску)

Воспитатель: сколько стало шишек?

Предполагаемые ответы детей: стало 6 шишек.

Воспитатель: как получили 6 шишек?

Предполагаемые ответы детей: прибавили к пяти одну.

Воспитатель: сколько стало шишек и грибов?

Предполагаемые ответы детей: Поровну.

(Буратино благодарит детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам пора отправляться дальше!

Воспитатель: посмотрите, что это там?

(Появляется замок).

Воспитатель: посмотрите, какой необычный замок.

Воспитатель:Из чего он построен?

Предполагаемые ответы детей: Он построен из геометрических фигур.

Воспитатель: Назовите эти геометрические фигуры.

Предполагаемые ответы детей: Квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник.

Воспитатель: Скажите, чем отличается:

- круг от квадрата?

- квадрат от прямоугольника?

- круг от овала?

- треугольник от квадрата?

Воспитатель: Молодцы! Вам интересно, кто же в нем живет?

(Появляется Незнайка).

Здравствуйте ребята! Спасибо, что пришли ко мне на помощь! Мы с друзьями хотим оправиться в космос, но не знаем, как нам это можно сделать. Помогите нам!

Воспитатель: Ребята, скажите, на чём можно отправиться в космос?  

Предполагаемые ответы детей: на ракете!

Воспитатель: Верно. Как мы можем помочь Незнайке и его друзьям?

Предполагаемые ответы детей: построить им ракету!

Воспитатель: верно ребята! Я предлагаю вам сконструировать ракету из конструктора ТИКО. (Слайд с изображение готовой ракеты из конструктора ТИКО). 

Воспитатель: Скажите, ракета плоскостная или объемная?

Предполагаемые ответы детей: Объемная ракета.

Воспитатель: В конструкторе ТИКО находится много пластмассовых деталей разного цвета, формы и величины. Детали конструктора соединяются между собой шарнирной сцепкой (Показывает сцепку)

Воспитатель: Скажите, как называются основные части ракеты?

Предполагаемые ответы детей: Носовая часть, корпус, сопло.

Воспитатель: В нашем конструкторе есть такие детали как квадраты с круглым отверстием. Для чего они нам пригодятся сегодня?

Предполагаемые ответы детей: это будет иллюминатор в нашей ракете.

Воспитатель: верно! Ребята, Звездочет предлагает нам немного отдохнуть! Давайте разомнемся!

Физминутка

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим.

Самым дружным будет наш,

Развеселый экипаж!

Ждет нас новая ракета,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим –

На такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет!

Воспитатель: Ребята, скажите, кто создает ракеты?

Предполагаемые ответы детей: Инженер - конструктор.

Воспитатель: сегодня каждый из вас станет инженер-конструктором, сделает свою ракету. Проходите на свои места. (Воспитатель предлагает пройти к столам, где лежат коробки с ТИКО конструктором и схемами – помогалочками)

Воспитатель: Давайте перед работой мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ракета».

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимать, разжимать ладони)

Космонавт летит в ракете. (Приставить ладони к голове)

Сверху видит он (Приставить пальцы козырьком к глазам)

Поля, (Провести горизонтальные лини руками в воздухе)

Реки,

Горы

И моря.

Видит он весь шар земной, (Подвигать плавно кистями рук «волны»)

Шар земной – наш дом родной. (Развести руки в стороны)

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами конструкторы и построим ракеты для Незнайки и его друзей!

Воспитатель: сейчас я вам расскажу и покажу, как мы будем конструировать наши ракеты. Корпус мы делаем из деталей квадратной и прямоугольной формы, а также из деталей квадратной формы с круглым отверстием. Для этого нам необходимо соединить детали со всех сторон между собой. (Воспитатель показывает детям изготовление корпуса ракеты).

Воспитатель: Корпус готов!

Воспитатель: займёмся носовой частью. Скрепляем детали треугольной формы в виде конуса. (Воспитатель показывает детям изготовление носовой части ракеты).

Воспитатель: после чего необходимо скрепить носовую часть ракеты с корпусом.

Воспитатель: В нижнюю часть корпуса мы добавляем детали треугольной формы. Далее нам снова необходимо добавить детали треугольной формы, которые точно так же соединяем между собой.

Воспитатель: Ракета готова!

Воспитатель: можете приступать к работе.

(Дети конструируют ракеты; воспитатель оказывает помощь нуждающимся).

Практическая часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо постарались! Звездочет, тебе нравятся ракеты, которые сконструировали дети? (Незнайка рассматривает работы детей)

Воспитатель: Ребята, а вам понравились?

Предполагаемые ответы детей: да!

Воспитатель: у нас получилось много красивых ракет, теперь все наши герои могут отправиться в космос.

 Итог занятия.

-Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? Где помогали?

-Как мы помогли Незнайке?

-Что вам показалось трудным?

-Чему научились?

Воспитатель: теперь пора возвращаться домой. Занимайте свои места в поезде.

(На экране появляется видео движение поезда; звуковое сопровождение).



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Знакомство с конструкторами «ТИКО»

Воспитатель: Байер А. В.

Пойковский

2020 год.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО- моделированию.

Задачи:

  • знакомство педагогов с конструктором «ТИКО»
  • обучение участников мастер-класса навыкам применения конструктора «ТИКО»
  • формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности с детьми конструктора «ТИКО»

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, схемы и технологические карты по работе с конструктором «ТИКО», конструктор «ТИКО»

Планируемый результат:

 информирование педагогического сообщества о системе работы по «ТИКО» - конструированию для детей дошкольного возраста;

 сформированность представлений педагогов о возможности работы «ТИКО»- конструктором.

Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:

 теоретическую,

 практическую,

 заключительную.

Ход мастер-класса:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации.

Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

     В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно- педагогической поддержки ребенка.

     Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором «Тико». Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.

  Задачи конструкторов «ТИКО»:

Образовательная:

•        систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

•        способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

•        формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

Развивающая:

•        улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

•        развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

•        прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательная:

•        воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

•        тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

•        стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

 Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», или «двери». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

С этим конструктором можно не только играть, но и обучаться. Развиваться с конструктором «ТИКО» могут дети любого возраста. Трансформируемый      Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 12 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста. Каждый набор имеет методичку для работы с конструктором.

Разработчики ТИКО предлагают объединить для второй младшей группы конструкторы «Малыш» и «Фантазер». Вместе с ними мы научим детей фантазировать, выучим названия цветов, геометрических фигур, научимся считать и конструировать много игровых поделок.

Для детей средней группы к «Фантазеру» добавляются еще «Арифметика», «Геометрия» и «Азбука». С этими конструкторами начнем собирать геометрические тела и их развертки. Конструктор «Арифметика» идеально подходит для подготовки детей к школе и для школьного обучения курса математики, с ним мы обучаем детей счету, составлению примеров и задач. Набор «АЗБУКА» поможет в изучении букв, обучении чтению и развитию словотворчества! С набором "АЗБУКА" Вы сможете составлять любые слова на заданную тему. Можно составлять кроссворды.

Для детей старшей группы к конструкторам «Фантазер», «Арифметика», «Геометрия» добавляются «Грамматика», «Архимед» и «Шары». Теперь вы сможете собрать мячи различного размера – от теннисного мяча до футбольного. Набор «Архимед» - это новейшая разработка Трансформируемого Игрового Конструктора для Обучения (ТИКО)! Единственный набор, в составе которого трапеции и параллелограммы, что существенно расширяет возможности для игры и обучения. Он позволит Вам сконструировать различные фигуры обтекаемой формы – космические корабли, звездолеты, летающие тарелки, самолеты, автомобили будущего.

Для детей подготовительной группы ко всем известным конструкторам добавляется «Школьник», который поможет Вам собрать множество геометрических и игровых фигур большого размера.

Также имеются наборы  «Английский язык» Вместе с конструктором «ТИКО» изучение английского языка для самых юных лингвистов будет легким, забавным и веселым. В набор входят различные обучающие элементы, которые позволят ребенку быстро выучить английский алфавит и научиться читать на иностранном языке. Конструктор будет способствовать развитию языковых навыков, логического мышления и памяти у ребенка.

Набор «Пингвин» предлагаем собрать объемного пингвина или другие фигуры на плоскости и в 3D. В набор вложена листовка с примерами сборки фигур на плоскости и объемных конструкций. Все фигуры набора "Пингвин" подобраны по цвету.

А также новинка в ТИКО конструкторе – колеса. Теперь при конструировании можно не только экономить время на сборке колес, но и придумывать новые вращающиеся конструкции.

В каждый набор входят различные геометрические фигуры (многоугольники), которые отличаются не только по форме, но и по цвету:

Этот конструктор позволяет ребенку наглядно видеть процесс перехода фигуры из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Также ТИКО позволяет нам вместе с детьми конструировать плоскостные и объемные фигуры, отрабатывать основные приемы конструирования, такие как:

  • конструирование по полной схеме
  • конструирование по контурной схеме
  • конструирование с помощью слухового диктанта
  • конструирование по образцу
  • конструирование по технологической карте
  • конструирование по собственному представлению.

А сейчас нас ждёт практическая часть мастер- класса. Мы будем конструировать плоскостные и объёмные фигуры, используя основные приёмы конструирования.

  1. Практическая часть.

А. «Собрать из ТИКО-деталей дом!»

На столе разложены ТИКО-детали маленького размера для сборки дома. Работа выполняется по схеме.

В. «Собрать из ТИКО-деталей цветную дорожку!»

Необходимо найти в контейнере все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку.

С. «Собрать из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур!» Контейнер с плоскими фигурами. Собрать фигуру

D. «Собрать фигуру по словесной инструкции»

Цветок. Детали: шестиугольник – 1, треугольник остроугольный – 1, ромб – 2, треугольник равносторонний маленький – 5.

Задание: 1. К шестиугольнику снизу прикрепите остроугольный треугольник. 2. К треугольнику слева и справа прикрепите по одному ромбу. 3. К каждой стороне шестиугольника прикрепите по равностороннему треугольнику.

  1. Заключительная часть:

И на прощание я предлагаю собрать чемодан в дорогу.

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Я узнала что…

Я убедилась в том что…

Мне было интересно…

Мне не понравилось…

Для меня было новое…

Все участники мастер –класса получают бланк с незаконченным предложением. Закончив предложение, кладут бланк в «чемодан» .

- Благодарю всех за работу!

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Мастер-класс подошёл к концу. Вы вернетесь к своим детям. Возник ли у вас интерес к использованию конструирование конструктором ТИКО в рамках учебно-воспитательного процесса? Что вы узнали полезного для себя на этом мастер-классе? Что вам хочется отметить особо?

Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?

         В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!