Конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2019"

Шатилова Светлана Алексеевна

Материалы, представленные на конкурс

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

                                                                 Учителя, в учениках вы отражаетесь
                                                                И продолжаетесь в своих учениках…

          Очередной  школьный день неожиданно подходит к концу… Сижу  в просторном классном кабинете и задумчиво смотрю в окно… Кап-кап, кап…кап… Неуместный зимний дождь за окном навевает разные мысли… Зима – это всегда немного грустно.  Чистый лист… Ручка… В голове столько мыслей и чувств, кажется, что там целый вулкан!  И все это вызвано необходимостью рассказать о том, что «я - учитель». Склонившись над тетрадью, мучительно пытаюсь найти нужные слова …

       Почему я стала учителем? Одного известного актёра спросили, как он пришёл в свою профессию. Он ответил: «Моя профессия была предопределена - ведь я родился за кулисами театра». Так вот и я почти родилась в школе: моя мама - учитель!

        Когда я делала свой выбор, мне было всего семнадцать, и перед моими глазами возникал образ мамы: всегда доброжелательной и вместе с тем требовательной и справедливой. Мне так хотелось быть похожей на неё, мне так хотелось  стать учителем! Многие меня отговаривали, пугая предстоящими трудностями, но я обдуманно сделала свой выбор. И вот теперь я - учитель!

         Никогда не забуду свой первый урок и то волнение, с которым я входила в класс. А еще глаза детей… И через несколько минут, я уже понимала, что, придя в школу, я прикоснулась к труду большому, интересному, но  необыкновенно сложному. Да, это был первый урок. Мой урок, мне урок. И он в одночасье изменил многое. Я отчётливо поняла, что нужно искать путь к детям и свой собственный – в выбранной  профессии.

         Вот уже 13 лет  звенит мне звонок на урок – звонкий, настойчивый, тревожный.  Торопливыми шагами спешу в класс. Класс  встречает меня открытой дверью, приглашая на урок. Двое  - трое учеников   - стражи ворот, с широкими улыбками   приветствуют меня. Меня ждали! Но случаются уроки, когда класс встречает  почему-то  закрытой дверью.  И тогда торопливый мой шаг замедляется. Я с тревогой задерживаюсь. Что сейчас происходит в классе? Усердно повторяют тексты, доделывают задание? Приготовили школьную шалость?   Захотели уединиться от школьного мира и  создать свой маленький   ученический остров? Кем стану я на этом острове: одной из них или нежеланным гостем? В такие минуты  я  начинаю себя оценивать. Сомнение охватывает  меня. Зачем пришла? Нужен ли твой урок? Ведь  мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как  я перешагну порог класса. Я  его обдумываю, планирую,  мысленно провожу!  Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы. Ведь я  так хочу, чтобы мои последующие уроки  были лучше  предыдущих. Я учусь, я постоянно учусь… Я твёрдо  уверена, что, например,  урок в  старательном 7А пройдет совсем иначе, чем в шумном и реактивном 7Б. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу ли  я сегодня,  открыв дверь,  пробудить их желание   к познанию?  Но я всё равно открываю дверь! Вот они, мои ученики…. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые...

       Шесть уроков подряд: первый, второй, третий… В классе тишина. Почему так тихо? Дисциплина?   Или совсем неинтересно? Снова сомнения! И я начинаю искать. Искать пути решения проблем, возникающих на уроке, вне урока. Сомневаюсь, но и ищу. Ищу – продвигаюсь вперёд, развиваюсь. Развиваясь,  побеждаю! А победа – это  всегда радость!

           Педагога всегда подстерегает одна опасность – стать «человеком-оркестром», заняться самолюбованием. Это  ведь так просто – показать на уроке себя, такого начитанного, талантливого, а не учеников. Отступить с дирижёрской палочкой в тень и при этом слиться с учениками в единое целое – вот это непросто. Чтобы к этому прийти, надо любить и уважать ребенка, видеть его задатки, чувствовать потребности, становиться его единомышленником. Только тогда зазвучат струны детской души, а урок уподобится стройному исполнению симфонии, а не растает в какофонии наукообразных терминов и модных педагогических методов и приёмов.

       Знает ли кто-нибудь, в чём заключается «золотое правило» педагогики?  А нет никакого правила, поскольку все дети разные. К сожалению, не всех удается зажечь, но если удается – учитель счастлив! Мне повезло: у меня есть ученики, которым я передала факел любви к знаниям, и я горжусь ими!

       Моя профессия  очень  творческая.  Ведь,  чтобы  зажечь  в  глазах детей огонек интереса, нужно придумать,  найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой…

      Я учу детей иностранному языку, немецкому, и очень  хочу, чтобы культура и история страны, язык которой они изучают, стали для них чем-то личным, а не просто растиражированными на открытках городами  и  памятниками.  Они понимают, что у них есть сегодня выбор, где учиться, работать, с кем общаться. Мир изменился. И, может быть, главное не в том, станут ли они переводчиками, учителями иностранного  языка, дипломатами или преуспевающими бизнесменами. Главное, чтобы они стали порядочными людьми, настоящими гражданами своей страны и сохранили теплые чувства и добрые воспоминания об уроках немецкого, а любовь и интерес к иностранному языку смогли передать своим детям. Вот тогда  я вновь улыбнусь и гордо скажу: «Я -учитель»!

      На уроках я - переводчик, актер, помощник, друг. Мы  вместе с учениками учимся учиться. А знаете, как дети с интересом знакомятся с иноязычной речью, с текстами на незнакомом языке. Каждый урок мы постигаем тайны немецкого  языка, окунаемся в чарующий мир чужеземной грамматики. Современное образование позволяет изучить предмет всесторонне. А дети 21 века хотят владеть иностранным языком как родным!

       Мне хочется верить, что мои уроки больше, чем просто уроки иностранного языка. Я надеюсь, что это уроки будущего успеха. Именно на таких уроках, когда учащиеся сами ищут  и находят, ставят цели и достигают их, ошибаются и приходят к правильному решению, рождается Личность, успешная Личность.  А поможет им стать успешными  именно учитель. Новый учитель. Учитель-реформатор.

        Я люблю свою  школу! Люблю такие разные уроки, школьные коридоры, эти стены, окна, парты. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю  днем – собранную, шумную, деловую и веселую. Люблю вечером - немного уставшую, но горделиво  довольную. Люблю длинные тени, которые ложатся на парты, стены, запоздалый звонок, который как-то обиженно прозвенел, словно спрашивая: «Что, никого  уже нет?» Люблю уходить последней, выключать свет, думать о том, что завтра опять будет завтра…

        Великий Шекспир сказал: «Весь мир - театр!». Школьная жизнь – это тоже театр, начинающийся каждый день с первым звонком,  и главное в нём – детские души, восприимчивые ко всему и очень ранимые. По-моему, очень важно, чтобы этот театр не стал «театром одного актёра», а для этого надо дать роль каждому, и  жизнь засверкает незабываемыми  красками!

        Кто же ты, учитель? В чём смысл твоего труда? Пекарь через несколько часов радуется ипечённому хлебу, портной  через несколько дней слышит восторженные отзывы о прекрасно сшитом костюме. А что же учитель? Работа учителя-это скромный подвиг во имя будущего, подвиг, растянутый на десятки лет. Подвиг в такое прекрасное  мирное время, совсем  незаметный на первый взгляд… Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь к детям, преданность делу, влюблённость в свою работу, доброжелательность, человечность.

       И вот непрерывной чередой бегут его уроки, незабываемые уроки   доброты, честности, сопереживания… Эти уроки учат любить, быть верным слову, учат не проходить мимо чужой беды, не очерстветь в трудное время, не поступиться своей честью, а, если потребуется, совершить подвиг, подвиг ради жизни, ради Родины, ради торжества справедливости…

       Каждый день придирчиво смотрю я  в правдивое зеркало с красивым названием «мои ученики», и часто мне, вслед за великим А.С. Пушкиным, хочется сказать: «Себя, как в зеркале, я вижу…», правда, отражение мне  не всегда  нравится. Но это и хорошо… Значит, не превращаюсь я  в ходячую «истину в последней инстанции», значит, способна меняться и – менять…

        Мысли наплывают одна  на другую, как облака на солнце. А в светлом школьном кабинете, как и  много лет назад, опять за столом сидит учительница и, раскрыв очередную  ученическую  тетрадь, задумчиво смотрит в окно: «Завтра новый школьный  день. Каким он будет? Какими выйдут в большую жизнь  мои ученики?  Будут ли они способны совершать добро и не пройдут ли мимо зла?  Все это было  в моих руках…» На этот вопрос она будет отвечать всю свою жизнь!



Предварительный просмотр:

Шатилова Светлана Алексеевна

Конкурсное задание «Методический семинар».

Тема: «Эффективность применения социоигровой технологии на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС»

Пояснительная записка.

В своей практике я часто обращаюсь к такому популярному и доступному виду художественной деятельности как театр, занявшему в нашей стране по праву одну из ведущих позиций не только в мире искусства, но и школьной практике.  (слайд 2) Не случайно В. Букатов и А.Ершова сказали: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда участникам хочется доверять друг другу и своему опыту, в результате чего происходит добровольное обучение и тренировка»

Театральная педагогика – это целостная  система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия.

Любимое занятие ребенка – это игра. В основе игры лежит действие. Современный ребенок хочет действовать.

Методы театральной педагогики, которые я применяю на своих уроках, воздействуют на эмоционально чувственную сферу ребёнка, дают высокий результат в области развития у всех детей без исключения коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в развитии самовосприятия и самооценки. Именно театральная педагогика позволяет мне сделать урок действенным, эффективным, а моё общение с учениками живым. Ведь иностранный язык – это, прежде всего, средство общения.

В моей практике принципы продуктивного действия, продуктивного партнёрского общения являются основополагающими. При организации образовательного процесса с соблюдением этих принципов знания, умения и навыки приходят как результат собственного открытия.

Ведущая концепция школьной театральной педагогики в настоящее время «социоигровая». Ее авторы, кандидат педагогических наук А. П. Ершова и доктор педагогических наук В.М. Букатов. Социоигровые тенологии - это развитие ученика в игровом общении со сверстниками. Стиль работы в этой технологии предполагает работу в микрогруппах. Занятия организуются как игра-жизнь между микрогруппами учеников и в то же время в каждой из них.

Моя профессия очень творческая. Ведь, чтобы зажечь в глазах детей огонёк интереса, нужно придумать, найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой. Я учу детей немецкому языку и очень хочу, чтобы культура и история страны, язык которой они изучают, стали для них чем-то личным, а не просто растиражированными на открытках городами и памятниками. Они понимают, что у них сегодня есть выбор, где учиться, работать, с кем общаться. Мир изменился. И, может быть, главное не в том, станут ли они переводчиками, учителями иностранного языка или дипломатами. Главное, чтобы они стали порядочными людьми, настоящими гражданами своей страны и сохранили тёплые чувства и добрые воспоминания об уроках немецкого, а любовь и интерес к иностранному языку смогли передать своим детям.

На уроках я переводчик, актер, помощник, друг. Мы вместе с учениками учимся учиться. Каждый урок мы постигаем тайны немецкого языка.

Школьная жизнь - это театр, начинающийся каждый день с первым звонком, и главное в нём - детские души, восприимчивые ко всему и очень ранимые. По-моему, очень важно, чтобы этот театр не стал "театром одного актёра", а для этого надо дать роль каждому, и жизнь засверкает незабываемыми красками! (слайд 3)

Если при работе с младшими классами необходимо создать игровое пространство, это проще всего сделать с помощью игрушек. Больше всего дети любят игровое общение с использованием кукол. Удобны в этом плане куклы-рукавички, которые легко "оживают" в руках учителя.
Куклы хорошо удерживают внимание, помогают  наладить с учеником контакт. С куклой легко импровизировать, а деятельность детей становится более мотивированной, ведь они верят кукольному персонажу и с удовольствием вступают в общение с ним, даже скучают, если он вдруг не приходит.  Куклы можно использовать для создания всевозможных ситуаций, при обучении разным видам речевой деятельности:

при введении новой лексики;

для активизации лексического и грамматического материалов;

для создания ситуаций при обучении диалогической речи;

Обучающиеся младшего школьного возраста всегда с удовольствием наблюдают за действиями кукол, слушают, сопереживают. И процессы аудирования и активизации словарного запаса проходят на более высоком эмоциональном уровне.

Этот игровой приём вовлекает детей в активную деятельность, так как удовлетворяет их интересы, социальные потребности. Я иногда тоже извлекаю из него пользу для себя. Например, в начале обучения, когда необходимо запомнить имена учеников помогает игра "Забывчивый львёнок". Кукла-рукавичка неверно "называет" какого-нибудь ученика: "Das ist Sascha!" Дети с удовольствием отрабатывают конструкцию "Nein, das ist ...!", называя правильное имя, а я получаю возможность прочно запомнить имена своих учеников.

Игровое пространство не обязательно создавать с помощью игрушек, часто хватает продуманных мелочей, чтобы пробудить бурю детской фантазии или устроить праздник в будни. А уж в ожидании зимнего волшебства детей особенно не хочется разочаровывать. (слайд 4). Они так радуются снегу, им бы побежать на улицу, поиграть в снежки. Но в расписании снова немецкий, и... мы играем в снежки в классе. Образование сложных существительных перестаёт быть скучным занятием.

Без достаточного словарного запаса невозможно сформировать навыки говорения. Каждому учителю приходится решать сложный вопрос, с помощью каких средств и методов будет вводиться и закрепляться лексический материал. Я подхожу к решению этого вопроса творчески.
Игры, направленные на запоминание лексического материала, становятся  хорошими помощниками, дают лучший результат, чем механическое запоминание и поддерживают интерес к изучаемому предмету.

Я часто на этапе закрепления лексического материала использую приём "видимо-невидимо" (на доске вывешивается плакат, на котором написано 15 - 20 слов, через минуту плакат закрывается, участники игры по цепочке  воспроизводят слова, которые запомнились). Данный приём может использоваться как в среднем звене, так и в старших классах.

А младшим школьникам хочется волшебства, поэтому с ними мы с "волшебной палочкой» в руках учимся быть волшебниками, а вместе с эти пополняем лексический запас (палочка передается в классе в произвольном порядке, что сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу).

Самая любимая лексическая игра у моих учеников -  "угадайка" (отгадывать задуманное, задавая вопросы, на которые даются краткие ответы "да"/"нет"). В эту игру с удовольствием включаются обучающиеся всех возрастов.

При работе над текстом хорош приём "шапка вопросов". Каждый участник пишет свой вопрос по тексту или изучаемой теме, вопросы перемешиваются, по очереди ученики выбирают вопрос и отвечают на него). (слайд 5)

Драматические игры также становятся эффективными методами обучения иностранному языку. Драматические игры – это вид театральной деятельности, в котором на первый план выходят игра и импровизация, а не репетиционный процесс; игровое пространство, а не сцена; процесс совместного игрового творчества, а не спектакль для зрителя. Материалом для драматических игр может служить тест сказки или истории, любая тема учебной  дисциплины, тема, заданная одним словом, музыка, стихотворение и многое другое. Драматической импровизацией стало, например, карнавальное шествие, куда были включены различные импровизационные игровые моменты.  Незаменимой вещью на таких праздниках, да и на обычных уроках становится рождественский календарь, который скрывает в себе загадки, смешные задания (обязательно связанные с двигательной активностью), сладкие призы для самых находчивых и изобретательных. (слайд 6)

Здорово, что ребята, с радостью возвращаются на уроках к полюбившимся героям, фаворитам карнавального шествия, Бременским музыкантам. Продумывают для них костюмы, пытаются определить внутренние качества персонажа и подобрать соответствующий стиль одежды.

В рамках внеурочной деятельности находится время и для различного рода инсценировок. Ребятам особенно полюбились инсценировки стихов и песен. (слайд 7)

Золотыми правилами социоигрового стиля обучения является двигательная активность обучаемых, смена мизансцен,  работа учеников малыми группами. (слайд 8)

Стимулировать двигательную активность можно игровыми приёмами на разных этапах занятия. На карнавальном шествии даже рефлексия была проведена в танцевальном ритме. Ребятам было предложено присоединиться к танцующей толпе, если хотелось бы активно принимать участие в подобных мероприятиях, встать около своих мест, если больше нравится наблюдать за происходящим со стороны, и остаться сидеть на стуле, если мероприятие не понравилось. Как нетрудно заметить, сидеть никому не захотелось, а значит, будем импровизировать ещё. (слайд 9)

Самым любимым игровым приёмом, который я использую как физкультминутку в среднем звене, является "пёстрые слова". Ребята группами собирают карточки, расставленные повсюду в классе. Нужно не ошибиться и собрать только карточки своей группы (у каждой группы свой цвет), а затем рассортировать их так, чтобы остались только карточки со словами по изучаемой теме. Отлично это задание вписалось в тему "Охрана окружающей среды", ребята постарались и рассортировали лексику, обозначающую отходы, по разным "мусорным" контейнерам не хуже, чем бы это сделали немцы.

У Вас может возникнуть опасение, что игровое задание превратит урок в беззаботное развлечение. Сохранять и поддерживать деловую направленность обучения мне помогают три премудрости театральной режиссуры: 1) смена темпа и ритма; 2) смена лидерства, ролей и функций; 3) смена мизансцен. Тогда игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности социоигрового стиля бучения.

Если на уроке ученику предложить задание, которое ему захочется выполнить, – такая учительская стратегия, пожалуй, будет более удачной. Если ход урока спровоцировал ученика выполнить ту работу, от которой он до этого отказывался, значит, мы ему помогли сдвинуться с мертвой точки. Когда мне  открываются глубины понимания моих профессиональных проблем, тогда и ученикам становится понятен механизм моей взрослой  арифметики.

Предел мечтаний любого педагога — умение учеников вполне осознанно двигать себя, видеть себя, слышать себя. Результат этот «многослойный», и возникает он не сразу и не вдруг. Сначала нужно дать некий выход личным непроизвольным побуждениям учеников, затем обеспечить возможность непроизвольного восприятия каждым из учеников работы других. Вот тогда даже самые слабые ученики начнут довольно складно и бойко отвечать и так же ловко и увлеченно показывать. А все потому, что по особому, своему собственному замыслу начнут и двигать, и видеть, и слышать самих себя.

И результат не заставит себя долго ждать: варианты их личных толкований вызовут неподдельный и вполне деловой интерес у окружающих сверстников — даже у тех, которые, казалось бы, по успеваемости гораздо сильнее. Моменты такого единения учеников на школьном уроке очень важны для осознания каждым из них своей принадлежности к поколению сверстников.

Социоигровой стиль помогает повысить интерес обучающихся к иностранному языку. Занятия, выстроенные по принципам социоигрового стиля, позволяют более прочно запомнить учебный материал. Ведь решающим для хранения и организации информации в мозге является то, что она воспринимается в контексте, который важен для человека и обеспечивает высокое эмоциональное участие. Все, что нас глубоко затрагивает, будет прочно сохранено в памяти. Работа в малых творческих группах, являющаяся основой формой взаимодействия в социоигровом стиле, активизирует взаимный интерес детей друг к другу, открывает для них возможности взаимного обучения. (слайд 10)

Не столь важно, какой технологией пользуется в своей практике учитель, главное, чтобы она помогала не только повысить эффективность обучения, но и привить любовь к предмету, сделать школу домом радости, тепла и взаимопонимания.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Учитель: Шатилова Светлана Алексеевна, МОУ СОШ № 16 г. Балашова

Учебный предмет: немецкий язык

Класс: 9 

Автор УМК: И.Л. Бим

Тема урока: "Будущее начинается сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?"

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение знаний по изученной теме, формирование профессионального самоопределения, оказание практической помощи в осознанном выборе профессии.

Задачи: - систематизировать лексический материал,

- совершенствовать коммуникативные умения (навыки аудирования, устной речи по теме «Выбор профессии»,

 Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

Представляется, настраивает на работу. Предлагает прослушать песню и определить тему урока.

Подводит к формулировке цели урока.

(звучит театральная мелодия перед началом спектакля) Guten Tag, liebe Freunde! Ich bin Deutschlehrerin, ich heiβe Schatilova Svetlana Aleksejevna. Ich bin froh heute mit euch zusammen zu arbeiten!Ich hoffe, unsere Arbeit wird uns Spaβ machen. Ihr werdet eure Arbeit selbst einschätzen. Dafűr habt ihr Blätter fűr Selbstkontrolle. Beginnen wir unsere Arbeit mit einem Lied.

Dieses Lied hilft  uns unser Thema zu bestimmen. Was fűr ein Thema besprechen wir heute?

Учащиеся слушают песню, объясняют, как поняли тему песни, пытаются сформулировать  тему и цель урока.

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта,

- определять и формулировать проблему.

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других,

- строить понятные для собеседника высказывания, анализировать и делать выводы,

- воспринимать информацию на слух,

- дополнять и уточнять высказанные мнения.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой,

- принимать и сохранять учебную задачу,

- оценивать правильность выполнения действий,

- самостоятельно формулировать цель урока.

Личностные:

- формирование дружелюбного отношения, уважения к личности,

- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Проводит речевую разминку, активизирует употребление лексических единиц с названиями профессий.

Ohne Wortschatz geht das nicht. Wiederholen wir die Wȍrter zum Thema “Berufe”. Machen wir das mit dem Spiel.

Habt ihr den zukunftigen Beruf gewählt?

Schätzt bitte eure Arbeit ein!

 Игра домино, отгадывают загадки, отвечают на вопросы о выборе профессии, выполняют самооценку

Познавательные: умение задавать вопросы.

Коммуникативные:

- формирование ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания;

- уважение интересов партнёра;

- умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Регулятивные:

- организация своей учебной деятельности: определение цели действий и учебной задачи, планирование как последовательность шагов к конечному результату, прогнозирование (предвидение) результата и уровня усвоения знаний за определенный период времени, контроль с целью выявления отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия, оценка качества того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. 

Личностные:

Формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, приобретение таких качеств, как целеустремлённость, эмпатия, дисциплинированность, готовность отстаивать общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (25 мин)

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Предлагает для просмотра видеоматериал, организует краткое обсуждение. Предлагает организовать центр помощи подросткам с выбором профессии. Предлагает для выполнения задания:

-cоставьте из частей предложений вопросы и ответы, которые могли бы прозвучать в этом центре. Объедините их в связный диалог,

- соотнесите специализацию и действие, напишите о своих интересах и сильных сторонах.

Anna hat ihren zukűnftigen Beruf noch nicht gewählt. Schauen wir an. (демонстрация видео)

Stellt ihr vor, dass ihr die Mȍglichkeit habt, das Gespräch mit dem Berufsberater zu haben. Stellen wir einen Dialog zusammen.

Schätzt bitte eure Arbeit ein!

Um den passenden Beruf zu wählen, muss man eigene Interesse und Stärke kennen. Ordnet bitte die Spezialisierung und die Tätigkeiten. Wählt die Spezialisierung, die mit euren Interessen űbereinstimmt. Schreibt das in euren Blätter.

Schätzt bitte die Arbeit der anderen Gruppe und eure Arbeit ein!

Смотрят видео, составляют диалог, выполняют задания, взаимопроверка, кратко вносят информацию о профессиональных предпочтениях группы в бланк ответов, самооценка.

 Познавательные:

- анализировать, сравнивать, группировать, различные объекты,

- формировать навык учебного сотрудничества.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- осуществлять работу в группе, выполнять различные роли в группе,

- представлять результаты своего труда.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполненных действий,

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности,

- коррекция знаний, способов деятельности.

Личностные:

- жизненное самоопределение,

- творческая самореализация.

4. Этап включения изученного в систему знаний (8 мин)

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Выполните тест, выпишите профессию из списка, которая вам больше понравилась.

Обсудите в группах, что у вас получилось, озвучьте свои предпочтения в профессии,

Осуществите самооценку.

Оцените работу друг друга.

Macht bitte einen Test “Was sind Sie?” Wählt bitte eine Figur, von der ihr sagen kȍnnt: “Diese Figur symbolisiert mich!” Zeichnet diese Figur in euren Blättern. Und jetzt, Ergebnisse des Tests: Berufe, die jeder Figur entsprechen. Wählt einen Beruf, der euch am besten gefällt. Schreibt das in euren Blättern und äuβert eure Berufswűnsche in der Gruppe.

Um Erfolg zu haben, muss ein Mensch bestimmte Eigenschaften haben.

Welche? (показывает карточки с качествами, выкладывает на доске по первым буквам названных качеств слово театр)

Выполняют тест, результаты вносят в рабочий лист, самооценка.

Говорят по образцу о качествах успешного человека.

Познавательные:

- анализировать и систематизировать,

- заполнять рабочие листы,

- обобщать изученное.

Коммуникативные:

- строить устное высказывание, в соответствии с коммуникативной задачей,

- формировать умение учебного сотрудничества.

Регулятивные:

- самостоятельно контролировать время при выполнении заданий,

- осуществлять взаимный контроль и анализ учебного материала.

Личностные:

- формирование дружелюбного отношения, уважения к личности,

- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира.

5. Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин)

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Das Theater ist ein Symbol der Kunst. Unser Leben ist ein Theater. So, wie wir heute ein Theater in der Stunde gebaut haben, bauen wir unser Leben. Und die Zukunft beginnt schon jetzt.

Schätzt bitte unsere Stunde ein! Wie war es?

Am Ende des Theaterstűcks stehen die Zuschauer gewȍhnlich auf und applaudieren. Ihr wart heute Schauspieler, wenn euer Spiel schȍn war, steht, bitte, auf und applaudiert. Просит учеников высказать мнение, что было интересно, что сложно, и оценить свою работу на уроке, сказать достигнута ли цель занятия.

Критерии оценивания работы:

Был лидером в групповой работе, справился с заданием, помогал другим – 3 балла,

Справился с заданием частично, активности не проявлял – 2 балла,

С заданием справился с помощью других, в групповой работе был пассивен – 1 балл,

Не справился с заданием – 0 баллов.

от 2 – 5 баллов – «3»,

от 6 – 10 баллов – «4»,

от 11 – 12 баллов – «5».

Театр – символ творчества. Наша жизнь – театр. Точно так же, как мы строили этот театр на нашем уроке, строим мы нашу жизнью Помните, будущее начинается уже сегодня.

Подводят итоги занятия, высказывают впечатление от урока.

Коммуникативные:

- строить устное высказывание, в соответствии с коммуникативной задачей

Регулятивные:

- оценивать правильность выполненных действий,

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности,

Личностные:

- жизненное самоопределение,

- творческая самореализация.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Wählt eine von diesen Aufgaben.

Домашнее задание:

Разноуровневое задание, предлагается на выбор: написать сочинение по теме «Что для меня важно в выборе профессии?», устное сообщение «Der zukunftige Beruf», поработать над проектом «In der Welt von Berufen».

Liebe Freunde! Ich hoffe, dass ihr heute die richtige Berufswahl gemacht hat. Vielen Dank fűr eure Arbeit!

Записывают задание



Предварительный просмотр:

Шатилова С.А., учитель немецкого языка

  1. МОУ «СОШ №16 г. Балашова Саратовской области»

Самоанализ урока по немецкому языку,

по теме «Будущее начинается сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?».

Вашему вниманию был предоставлен урок немецкого языка в 9 классе по теме "Будущее начинается сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?" 

В группе немецкого языка 8 обучающихся, с разной учебной мотивацией, со средними речевыми и языковыми способностями.

Целью данного урока является: обобщение знаний по изученной теме, формирование профессионального самоопределения, оказание практической помощи в осознанном выборе профессии.

Были определены следующие задачи урока:

- систематизировать лексический материал,

- совершенствовать коммуникативные умения (навыки аудирования, устной речи по теме «Выбор профессии».

По типу урока - урок общеметодологической направленности.

Данный урок соответствует требованиям ФГОС, т.к.

- ориентирован на  новые образовательные результаты

 - нацелен на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: 

ученик научится

- работать по алгоритму

ученик получит возможность научиться:

- выбирать средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств.

личностные: ученик

- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- понимает причины успеха в учебной деятельности  и т.д.

метапредметные: ученик

- ориентируется в своей системе знаний,

-  осознает необходимость нового знания.

На уроке проводилась работа по формированию универсальных учебных действий:

Регулятивных: ученик

 - определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 -  учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательных: ученик

-  делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-  составляет алгоритм под руководством учителя;

Коммуникативных: ученик

- слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 Личностных –   доброжелательного отношения, уважения и толерантности к одноклассникам, проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- понимает причины успеха в учебной деятельности.

 

 На уроке были использованы следующие методы:

 словесные ( беседы на различных этапах урока), наглядные,  практические ( работа в группах), проблемно – поисковый метод.

Образовательные технологии: информационно – коммуникативные здоровьесберегающие,  социоигровая, личностно –ориентированные.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - групповая, фронтальная.

Средства обучения: наглядные материалы, дидактические материалы.

Оборудование: мультимедийный  комплекс.

 

В ходе урока была организованна  опора на предыдущие знания обучающихся, так как данный урок является обобщающим  в разделе «Выбор профессии»

Это тема актуальна так как обучающимся 9 класса предстоит выбор их жизненного пути.

 

Структура урока полностью соответствует  заявленному  типу  урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения ранее изученного материала по теме. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведённом уроке. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, применение словесных, визуальных методов, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

УУД

Деятельность учителя, ученика

  На этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, целью которого являлась выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

   у учащихся формировались УУД

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта,

- определять и формулировать проблему.

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других,

- строить понятные для собеседника высказывания, анализировать и делать выводы,

- воспринимать информацию на слух,

- дополнять и уточнять высказанные мнения.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой,

- принимать и сохранять учебную задачу,

- оценивать правильность выполнения действий,

- самостоятельно формулировать цель урока.

Личностные:

- формирование дружелюбного отношения, уважения к личности,

- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира.

Предлагает прослушать песню и определить тему урока.

Подводит к формулировке цели урока.

Учащиеся слушают песню, объясняют, как поняли тему песни, объявляют тему урока.

На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, целью которого является закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Формировались УУД:

Познавательные: умение задавать вопросы.

Коммуникативные:

- формирование ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания;

- уважение интересов партнёра;

- умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Регулятивные:

- организация своей учебной деятельности: определение цели действий и учебной задачи, планирование как последовательность шагов к конечному результату, прогнозирование (предвидение) результата и уровня усвоения знаний за определенный период времени, контроль с целью выявления отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия, оценка качества того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. 

Личностные:

Формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, приобретение таких качеств, как целеустремлённость, эмпатия, дисциплинированность, готовность отстаивать общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Проводит речевую разминку, активизирует употребление лексических единиц с названиями профессий.

 Обучающиеся играют в лексическое домино, отгадывают загадки, отвечают на вопросы о выборе профессии, выполняют самооценку

На этапе закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, группировать, различные объекты,

- формировать навык учебного сотрудничества.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- осуществлять работу в группе, выполнять различные роли в группе,

- представлять результаты своего труда.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполненных действий,

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности,

- коррекция знаний, способов деятельности.

Личностные:

- жизненное самоопределение,

- творческая самореализация.

Предлагает для просмотра видеоматериал, организует краткое обсуждение. Предлагает организовать центр помощи подросткам с выбором профессии. Предлагает для выполнения задания:

-cоставьте из частей предложений вопросы и ответы, которые могли бы прозвучать в этом центре. Объедините их в связный диалог,

- соотнесите специализацию и действие, напишите о своих интересах и сильных сторонах.

Обучающиеся  составляют диалог, выполняют задания, взаимопроверка, кратко вносят информацию о профессиональных предпочтениях группы в бланк ответов, самооценка.

Этап включения изученного в систему знаний

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Познавательные:

- анализировать и систематизировать,

- заполнять рабочие листы,

- обобщать изученное.

Коммуникативные:

- строить устное высказывание, в соответствии с коммуникативной задачей,

- формировать умение учебного сотрудничества.

Регулятивные:

- самостоятельно контролировать время при выполнении заданий,

- осуществлять взаимный контроль и анализ учебного материала.

Личностные:

- формирование дружелюбного отношения, уважения к личности,

- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира.

 Выполните тест, выпишите профессию из списка, которая вам больше понравилась.

Обсудите в группах, что у вас получилось, озвучьте свои предпочтения в профессии,

Осуществите самооценку.

Оцените работу друг друга.

Выполняют тест, результаты вносят в рабочий лист, самооценка, oтчет творческих групп.

Этап рефлексии учебной деятельности Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Коммуникативные:

- строить устное высказывание, в соответствии с коммуникативной задачей

Регулятивные:

- оценивать правильность выполненных действий,

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности,

Личностные:

- жизненное самоопределение,

- творческая самореализация.

Просит учеников высказать мнение, что было интересно, что сложно, и оценить свою работу на уроке.

Критерии оценивания работы:

Был лидером в групповой работе, справился с заданием, помогал другим – 3 балла,

Справился с заданием частично, активности не проявлял – 2 балла,

Домашнее задание

Домашнее задание:

Разноуровневое задание, предлагается на выбор: написать сочинение по теме «Что для меня важно в выборе профессии?», устное сообщение «Der zukunftige Beruf», поработать над проектом «In der Welt von Berufen».

    На моём уроке не было отдельного этапа проверки домашнего задания. Этот урок общеметодологической направленности, обобщения. Домашним заданием у ребят было повторение лексического материала по данной теме. В течение всего урока учащиеся  демонстрировали свои знания лексики для решения коммуникативных задач.

   На  данном  уроке  мною применялся лист самооценки, который являлся способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося на каждом этапе урока. Максимальное количество баллов за задание - 3. В зависимости от активности, самостоятельности и правильности выполнения заданий ученики ставили баллы за задание, а сумма всех баллов определила их оценку за урок.

 Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать  урок динамичным и способствовало реализации здоровьесберегающих технологий.  

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.  Я считаю, что выбранная форма организации  учебной деятельности учащихся была достаточно эффективна. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».

По моему мнению, урок прошёл успешно, реализованы все поставленные дидактические  цели и задачи урока. Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. Считаю, что  цель урока была достигнута.



Предварительный просмотр:

Конкурсное задание "Мастер-класс" на тему: "Эффективность арт-технологий в формировании коммуникативной компетенции"

Учитель: Шатилова Светлана Алексеевна, МОУ СОШ № 16

Уважаемые члены жюри, тема моего мастер-класса "Эффективность арт-технологий в формировании коммуникативной компетенции". (слайд 1)

Ещё в начале моей педагогической деятельности мне запомнилась фраза: "В любой профессии есть место для творчества. Искусство и творчество тесно связаны, поэтому было бы замечательно, если бы каждое образовательное учреждение стало родным домом для искусства, таким, как, например, театр. Искусство для меня верный помощник в преподавании. Я часто использую арт-технологии на уроках, потому что в них есть огромный потенциал как для развития личности, так и для достижения предметных результатов.

(слайд 2)

Сегодня я хотела бы показать такой приём арт-технологии как использование музыки на уроке иностранного языка. Ведь трудно не согласиться с мнением К.Д. Ушинского, который считал, что совместное пение на уроке - это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет, воспитывает чувства.

Тема, которая внесёт яркость в эти зимние дни, называется "Мечты". Давайте помечтает вместе. (слайд 3)

Для того, чтобы снять лексические трудности в нашей дальнейшей работе, постараемся запомнить следующие слова и выражения. Пожалуйста, повторяйте за мной, представляя при этом образ, который близок и понятен Вам.

Давайте послушаем короткий диалог и песню, которая является его продолжением, и постараемся понять их общий смысл.

Вы поняли, о чём прослушанная песня и диалог?

(слайд 4) Сейчас мы поработаем над лексическим материалом, чтобы в дальнейшем использовать его в разговорной речи. Я попрошу повторять за мной отдельные слова и фразы, делать мы это будем под музыку, чтобы не сбивать ритм, пожалуйста, начинайте одновременно по моему сигналу. Попробуйте продолжить и прочитать самостоятельно под музыку, каждый - по строчке. (раздаточный материал)

(слайд 5) С помощью нашей фантазии давайте перенесёмся на остров, где можно отдохнуть от суеты. Новую порцию лексического материала мы будем отрабатывать точно таким же способом: сначала повторяете за мной, затем читаете самостоятельно.

Давайте закрепим всё фразы, которые мы пытались запомнить. Выбирайте предложение на русском и выразите эту же мысль на немецком. (раздаточный материал)

Вы отлично справились, и думаю, уже готовы к выполнению нащего творческого задания. Составьте диалог по теме, используя тот лексический материал, который мы закрепили, и подключив к этому все свои артистические способности. (слайд 6)

Чтобы вы не скучали, уважаемые члены жюри, я приготовила задание и для вас. Я прошу вас составить историю в картинках в виде комикса и к каждой картинке подобрать соответствующую подпись. (раздаточный материал)

Я прошу вас подвести итог нашего мастер-класса и дать ему оценку на немецком языке. Вы можете использовать для этого готовые фразы, смайлики вам помогут понять смысл каждой из них. Для избежания фонетических ошибок, повторите сначала за мной под музыку все фразы, а затем по цепочке каждый произнесет ту фразу, которая, по его мнению, оценивает нашу с вами совместную работу.

Продемонстрированную арт-технологию я часто использую на уроках. И, хочется отметить, что детям это очень нравится. Это не случайно, ведь научно доказано, что выполненное с удовольствием лучше запоминается. А музыка - это не только ритм, но ещё и яркие образы. Дети любят петь, поэтому такие уроки вызывают интерес к языку. Ведь так важно не только сформировать коммуникативную компетенцию, но и показать красоту языка.