Дополнительная общеразвивающая программа "В стране знаек". 1-4 класс.

Быргазова Татьяна Николаевна

Программа кружка «В стране знаек» реализует социально-гуманитарную направленность дополнительного образования в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Тайшета.

Принятана на заседании

педагогического совета

МКОУ СОШ №2 г.Тайшета

Протокол № 1

от «29» августа 2022г.

Утверждена

приказом  директора

МКОУ СОШ №2 г. Тайшета

№63/3-ОД

от «31» августа 2022г.

                                                     

                                                       Дополнительная

общеразвивающая программа

«В стране знаек»

(направление «общеинтеллектуальное»)

для  1-4 классов

                                                                                               

                                                                        Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года.

Автор: Быргазова Т.Н., учитель начальных классов.

.                                                                

                                                             

2022 год

                                                                 СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Пояснительная записка…………………………………………… 3-4
  2. Основные формы, методы работы, объём………………………..4
  3. Планируемые результаты………………………………………….5-8
  4. Формы, периодичность и порядок текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации…………………….9

  1. Тематическое планирование с содержанием курса……………..9-15        
  2.  Список литературы ………………………………………………16

                                                       

        Пояснительная записка.

Программа кружка «В стране знаек» реализует социально-гуманитарную направленность дополнительного образования в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Состав группы постоянный, до 30 человек.

Связь с другими программами.

Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». Основные виды деятельности на занятиях кружка: игровая, познавательная. Разделы, составляющие программу, повторяются каждый год обучения и построены по принципу «от простого к сложному».

 Дополнительная общеразвивающая программа «В стране знаек» разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2018 г. N 52831, редакция от 30.09.2020 г);

- Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области //Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская.– Иркутск. -2016-С.21;

- Положения о дополнительной общеразвивающей программе МКОУ СОШ № 2 г. Тайшета;

- Положения о деятельности школьного кружка МКОУ СОШ № 2 г. Тайшета  

Цель программы: создание условий для развития абстрактного мышления у обучающихся необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.

Задачи программы:

Способствовать формированию мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

Помочь развитию приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

Создать условия для формирования образного мышления, развития речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;

Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Срок реализации программы: 4 года.

2.         Основные формы и методы работы:

Формы занятий:  коллективная, групповая; практикум, тренинг, интеллектуальная и деловая игра;  вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Указанные формы работы представляют собой определѐнную систему взаимосвязанных мер, взаимодополняющих друг друга, объединѐнных общей целью воспитания личности.

С целью усиления развивающего эффекта всех названных форм организации работы с учащимися программа предусматривает методы активизации познавательной деятельности юннатов:

- проблемные вопросы;

- проблемные ситуации.

Вся работа с учащимися по данной программе строится на следующих основных принципах:

 - взаимоуважение;

-активность–учащиеся принимают активное участие в процессе обучения;

-системность и последовательность в обучении–материал преподносится учащимся от простого к более сложному;

- наглядность;

-доступность–занятия проводятся соответственно опыту и возрасту учащихся;

-учѐта индивидуальных, возрастных и физических особенностей учащихся;

-результативность (знания оцениваются через итоговые занятия, диагностику, продуктивную деятельность, итоговую аттестацию);

-единство обучения и воспитания – через ознакомление с природой; учащимся прививается любовь к ней, бережное отношение к себе и окружающему миру;

 - связи теории и практики.

На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьѐзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.  

Объем, содержание программы 

В 1-4 классах в общем объеме 135 часов. Количество часов за год: 1 класс–33часа, 2 класс -34 часа, 3 класс -34 часа, 4 класс -34 часа. 5 Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40 минут, в 1 классе – 30 минут.        

  1. Планируемые результаты.

                                                            1 класс

Личностные результаты

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение (версию);

-учиться работать по предложенному педагогом плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

-учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

-учиться выражать свои мысли;

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

-сравнивать предметы по заданному свойству;

определять целое и часть;

-устанавливать общие признаки;

-находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

-определять последовательность действий;

-находить истинные и ложные высказывания;

-наделять предметы новыми свойствами;

-переносить свойства с одних предметов на другие

                                                            2 класс

Личностные результаты:

-учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

-учиться выражать свои мысли, аргументировать;

-овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

-учиться отличать факты от домыслов;

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

-овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

-перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

-развивать доброжелательность и отзывчивость;

-развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

-применять правила сравнения;

-задавать вопросы;

-находить закономерность в числах, фигурах и словах;

-строить причинно-следственные цепочки;

-упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

-находить ошибки в построении определений;

-делать умозаключения.

                                                                  3 класс

Личностные результаты:

-уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

-сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

-формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

-овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

-соблюдать нормы этики и этикета;

-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-учиться аргументировать, доказывать;

-учиться вести дискуссию.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

-выделять свойства предметов;

-обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

-сопоставлять части и целое для предметов и действий;

-описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

-приводить примеры истинных и ложных высказываний;

-приводить примеры отрицаний;

-проводить аналогию между разными предметами;

-выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

-рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

                                                               4 класс

Личностные результаты:

-развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

-формировать личностный смысл учения;

-формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

-осваивать способы решения проблем поискового характера;

-определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

-осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД;

-осознанно строить речевое высказывание;

-овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

-учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

-учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

-формировать мотивацию к работе на результат;

-учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

-определять виды отношений между понятиями;

-решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

-находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

-устанавливать ситуативную связь между понятиями;

-рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

-решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Метапредметные результаты 

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления.  

владение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.  

использовать знаково-символические средства представления информации  для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.  

использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных  технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.  

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом  учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением.  

владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  

слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.  

определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  

владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в  соответствии с содержанием учебных предметов.  

владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими  существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  1. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Проводятся три вида контроля:

  1.  вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);
  2. промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра;
  3.  итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).

Критерии оценки:

 высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания программы курса;

 средний уровень – успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания программы;

низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания программы.

Результаты освоения программы фиксируются в диагностических картах, картах индивидуального развития и портфолио учащихся.

Промежуточная аттестация обучающихся проводиться на занятии объединения в конце учебного года.

Методы отслеживания: наблюдение, проверка знаний на карточках.

                          5.        Тематическое планирование с содержанием курса

                                                                     

1 класс

Перечень разделов и тем

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

Тест способностей.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры.

1

2.

Знаете ли вы себя?

Ответы на вопросы о строении человеческого тела.

Практическое задание: показать на себе спрашиваемые части тела.

1

3-7.

Игры с фигурами Дьенеша.

Игры с геометрическими фигурами: цвет, форма, размер, величина. Объединение по группам.

Практическое задание: вырезание фигур, придумать свой вариант объединения предметов.

5

8.

В сказочном городе. Бегите ко мне.

Объединение предметов по признакам.

Игра на развитие внимания.

Практическое задание: изобрази животное.

1

9.

Братцы – кролики. Живые группы.

Объединение предметов по признакам.

Практическое задание: игра на умение группироваться по признаку.

1

10.

А, ну-ка собери.

Объединение предметов по тематическому признаку.

1

11.

Подбери картинки. Составь пары.

Объединение предметов по тематическому признаку.

Разработка  в приложении 2

1

12.

Домино.

Объединение предметов по тематическому признаку.

1

13-14.

Логический поезд.

Упражнения на развитие логической связи. Проектная работа: составить свой «логический поезд».

2

15-17.

Логические задачи.

Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать задачу.

3

18.

Конкурс эрудитов.

1

19.

Найди пирамидку. Забей гвоздь.

Упражнения на развитие логического мышления.

Исследовательская работа: «если», «то»

1

20.

Продолжи логический ряд.

Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд

1

21.

Назови одним словом.

Объединение предметов по признаку и его название.

1

22.

Найди общий признак. Загадочный ряд.

Проанализировать данные предметы и назвать признак.

Практическая работа: придумать свой признак объединения предметов.

1

23.

Догадайся и дорисуй.

Найти правило по которому объединены предметы и нарисовать недостающий предмет.

Подготовительная работа с матрицами Равена.

1

24.

Что лишнее и почему?

Найти правило по которому объединены предметы и найти лишний  предмет.

1

25.

Найди логическую пару.

Найти логическую связь между предметами. Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару.

1

26.

Что сначала, что потом?

Разложить карточки по порядку и объяснить, почему так.

Творческая работа: самостоятельно составить свою схему.

1

27.

Шумящие коробочки. Корешки и вершки.

Посредством слуха определить, какой предмет в  коробочке.

1

28.

Поиск по признакам. Раздели по группам.

По данному признаку, продолжить ряд. Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры.

1

29.

В мире животных.

Земля, вода, воздух, какие животные  живут на суше, в воде, в воздухе.

1

30.

Так бывает или нет?

Игра.

Проектная работа совместно с родителями: придумать продолжение игры.

1

31.

Что это? Загадки.

Назвать предмет по его признакам. Исследовательская работа. (Виды загадок, формы, назначения и т.д.)

1

32.

Назови одним словом. Лишнее слово.

Назвать предмет по его признакам.

Практическая работа: из предложенных предметов найти лишнее и объяснить почему.

1

33.

Природа и предметный мир. Истина или ложь. Тест достижений.

Из предложенных вариантов предметов найти логическую связь между ними. Подвести итоги года.

1

                                                               

                                                                 2 класс

Перечень разделов и тем

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

Тест способностей.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий.

Интеллектуальные игры.

1

2-3.

Литературная викторина.

Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено литературным произведениям. Назвать авторов, объяснить название произведения и др.

2

4.

Сказка.

По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

1

5.

В мире слов.

Найти общее определение, скажи по-другому, с каким предметом ассоциируется, подбери подходящее по смыслу слово.

Творческая работа: составление загадок.

1

6.

Растения.

Найди логическую связь и назови одним словом. Объясни название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение.

1

7-8.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

Закончи рифму. Объедини слова в пары, объясни выбор. По признакам назови предмет.

Творческая работа: опиши предмет.

2

9.

Логические задачи.

Упражнения на развитие логической связи и мышления.

Компьютерные игры.

1

10.

Явления природы.

Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания.

Творческая работа: продолжи песенку.

1

11.

Животный мир.

Назови одним словом группу предметов. Раздели по признаку. Кто где живет. Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего.

1

12.

Домашние животные.

Упражнения на развитие логического мышления. Слуховая зарядка. Творческая работа: разгадывание загадок.

1

13.

Птицы.

Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей.

 Творческая работа: лепка птиц.

1

14.

Урок творчества.

Проектная работа: составление игр.

1

15.

Человек и его дело.

Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения. Произведения о профессиях. Найдите связь между словами.

1

16.

Семья.

Решение простых логических задач. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей.

Проектная работа совместно с родителями: моя семья

1

17.

Мир предметов и вещей.

Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами.

Разработка в приложении 3

1

18.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру»

Применение знаний по предмету математика.

1

19.

Вещи вокруг нас.

Назови одним словом. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации.

1

20

Конкурс эрудитов.

1

21.

Игра. Спорт.

Кто есть кто? Подбери пару. Практическая работа: разучивание новых игр.

1

22.

Транспорт.

По какому признаку объединили? Развитие образного мышления: на что похож предмет?

Творческая работа: продолжи рифму.

1

23.

Родной край.

Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др.

Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе.

1

24.

Урок творчества.

Составление разных лабиринтов.

1

25.

Человек и его поступки.

Развитие речи. Скажи наоборот.

 Решение логических задач.

1

26.

Разноцветный мир.

Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. Творческая работа: волшебные кляксы.

1

27.

Ориентировка во времени.

Развитие временного мышления. Назови одним словом.

Практическая работа: решение ребусов, логических задач.

1

28.

Форма. Направления.

Развитие мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Назови противоположные по смыслу слова.  Развитие образного мышления. На что похоже.

1

29.

Количество и счет. Величина.

Развитие внимания и памяти. Математические задачки.

 Компьютерные игры.

1

30.

Ото всюду обо всем.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций. Отвечай быстро.

1

31.

Буквы.

Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус.

1

32.

Школа.

Продолжи закономерность. Расшифруй.

1

33.

Логические задачи.

Решение логических задач.

1

34.

Итоговое занятие. Тест достижений.

Подвести итоги кружка. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д.

1

                                                                     3 класс

Перечень разделов и тем

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Тест способностей.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий.

Интеллектуальные игры.

1

2-5.

Матрицы Равена

Развивать умение последовательного рассуждения.

Разработка в приложении 4

4

6.

Командные игры

Групповая работа с матрицами. Коллективное принятие решения.

1

7-11.

Зрительно-пространственные тесты

Графические матрицы: изобрази недостающий предмет.

5

12.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру»

Применение знаний по предмету русский язык.

1

13-14.

Составление матриц

Творческое задание. Каждый ребенок составляет собственную графическую матрицу.

2

15-19.

Словесные тесты.

Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры.

5

20.

Цепочки.

Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д.

1

21.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру»

Применение знаний по предмету математика.

1

22-23.

Анаграммы.

Составить новое слово, поменяв буквы местами.

Творческая работа: придумать анаграмму.

2

24-25.

Числовые тесты

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест.

2

26

Конкурс эрудитов

1

27-28.

Числовые ребусы.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел.

Творческая работа: составить числовой ребус.

2

29.

Триады.

Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку.

1

30-33.

Логические задачи

Решение логических задач, задач на смекалку.

4

34.

Выпуск стенгазеты. Итоговое занятие. Тест достижений

Самостоятельная работа.

Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?

1

                                                        4 класс

Перечень разделов и тем

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Тест способностей.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий.

Интеллектуальные игры.

1

2.

Периферическое зрение.

Упражнения на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте».

Практическая работа: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз.

1

3.

Маргинальный прием.

Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста.

1

4.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

Упражнения на развитие умения слушать.

Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий)

1

5.

Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны?

Упражнения на развитие восприятия.

Проектная работа: составление своего рисунка.

1

6.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру»

Применение знаний по предмету ОБЖ

1

7.

Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет».

Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание.

1

8-9.

Матрица Ландольта.

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

2

10-11.

Двухцветные цифровые таблицы.

Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц.

2

12.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру»

Применение знаний по предмету русский язык

1

13.

Вербальная фантазия.

Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая  работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе.

1

14.

Методика «Рисунок»

Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика.

1

15-16.

Методика «Скульптура»

Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки.

2

17.

Слуховая и зрительная память.

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

Разработка в приложении 5

1

18.

Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры.

Упражнения на развитие памяти.

1

19.

Структурирование. Кодировка. Ассоциации.

Практическая работа: упражнения на развитие памяти.

1

20.

Участие во всероссийской олимпиаде «Учи.ру»

Применение знаний по предмету информатика.

1

21.

Стенография. Мнемонология.

Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания.

Проектная работа: придумать свой шифр.

1

22.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру»

Применение знаний по предмету математика.

1

23.

Устный счет.

Упражнения на развитие мышления.

1

24.

Конкурс эрудитов.

1

25.

Кубик Рубика

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа: сборка кубика.

1

26.

Змейка. Треугольник.

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления.

1

27.

Словограммы. Логогрифы.

Игры со словами. творческая работа: придумать словограммы, логогрифы.

1

28.

Матрицы Равена.

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления.

1

29.

Триады.

Упражнения на развитие и активизацию мышления. Проектная работа: составить триады, защита работы.

1

30.

Назови слова.

Игра для определения активного словарного запаса.

1

31.

Понятия.

Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий.

1

32.

Подробное описание.

Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ.

1

33.

Интеллектуальные игры.

Компьютерные игры.

1

34.

Тест достижений.

Итоговое занятие.

Подвести итог кружка

1

Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2- х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 21
  4.  Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  5. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.