Мои статьи

Усачева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

14.29.29: Специальные школы и дошкольные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедические пункты. Логопедия

СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ЕГО СЕМЬИ НА БАЗЕ ПОЛИКЛИНИКИ

Усачева Наталья Владимировна

Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет

          В статье описана организация взаимодействия специалистов поликлиники и семьи детей, имеющих ТНР, с целью ее активного включения в единый, совместный со специалистами процесс коррекции речи ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

           Ключевые слова: организация психолого-педагогическое сопровождения, дети  с тяжелыми нарушениями речи, социальная адаптация и интеграция, специалисты поликлиники, логопед, комплексный подход, взаимодействие с семьей, медицинские рекомендации.

 

THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF A CHILD WITH SEVERE SPEECH DISORDERS AND FAMILY-BASED CLINICS

Usacheva Natalia Vladimirovna

Russia, Rostov-on-don, southern Federal University

           The article describes the organization of interaction of experts of polyclinic and family of children with TNR, for its active inclusion in the unified, joint with experts the process of correcting the child's speech and creation on this basis of a single correction and development space.

            Key words: organization of psychological and pedagogical support, children with severe speech disorders, social adaptation and integration, specialists, clinics, speech therapist, integrated approach, interaction with family and medical recommendations.

           Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи и его семьи на базе поликлиники вызвано желанием помочь успешной адаптации в социуме не только детей, страдающих той или иной речевой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Данная форма коррекционной работы поможет успешно преодолеть многие проблемы родителей, а также способствовать адаптации детей  с ТНР в процесс социализации в современное общество. [1]

           В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного генеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Причины, обуславливающие тяжелое нарушение речи (далее- ТНР)  у детей, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг ребенка (преимущественно на стадиях перинатального и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка. [2]       

           Говоря о тенденции к увеличению количества детей с нарушениями в развитии речи, отметим, что такие дети все чаще входят в группу со сложной структурой дефекта. У большинства детей проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, которые дети могут получить лишь на базе медицинских учреждений. 

           Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи,  в условиях  лечебных учреждений характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционных мероприятий, направленых на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Успех данной работы с детьми с речевой патологией, так же во много зависит и от слаженности в работе всех участников процесса сопровождения ребенка, специалистов поликлиники, родителей. [2]

         Именно поэтому перед нами стоит задача о необходимости внедрения в практику детской поликлиники эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в единый, совместный со специалистами процесс коррекции речи ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в поликлиники, так и в домашних условиях. [3]

          Комплексный  подход к коррекции нарушений речи у детей  и совместная работа логопеда и узких специалистов: ортодонтов, хирургов, стоматологов, отоларингологов, неврологов, врачей ЛФК  очень актуальны в нынешнее время, так как  большая часть детей имеет тяжелые нарушения речи: дизартрию, ринолалию, алалию, заикание. Многое в работе специалистов поликлиники усложнено еще и тем, что зачастую нарушения у детей являются сочетанными (интеллектуальное недоразвитие, ЗПР, детский церебральный паралич, нарушение слуха и зрения, эмоциональные расстройства и т.д.). Именно поэтому, очень важно, чтобы логопед и врачи, работающие с данной категорией детей владели технологией экспресс-обследования, в которую входило бы выявление и анализ генетических, физиологических, социальных, психологических и других факторов развития ребенка.[3]

           Зачастую  логопед  является первым  специалистом, к которому обращаются родители, заметив у детей речевое недоразвитие. Поэтому, самое нужное и важное для логопеда в момент первого знакомства, первого обследования- разъяснить родителям комплексную первопричину речевых нарушений и убедить их первоначально показаться узким специалистам. [3]

           По итогам обследования и заключения всех узких специалистов больницы, родители получают подробные медицинские рекомендации. Логопедом проводится консультация для родителей ребенка с ТНР. При необходимости, в течение десяти дней логопед проводит занятия с ребенком, имеющим тяжелый речевой дефект, на которых обязательно должны присутствовать родители. В процессе занятий родители получают необходимые инструкции и рекомендации. По истечению десяти дней, логопед разрабатывает  индивидуальный маршрут – сопровождение для ребенка с ТНР с различными нозальностями и подробным коррекционно- развивающим планом действий. [2]

           В периоды 6 и 12 месяцев, рекомендовано повторное обследование детей с ТНР, с целью отслеживания динамики развития. Реализация предложенной системы сопровождения узкими специалистами поликлиники будет способствовать эффективности восстановительного процесса преодоления первичных и вторичных причин нарушения у данной категории детей.

           Список литературы

  1. Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Ушакова Е. В., Гусейнова А. А.Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса. - М.: МГПУ, 2012
  2. Семаго Н. Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие // Инклюзивное образование. Выпуск 3 / Под ред. Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  3. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2003.



Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ШКОЛЕ

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит уровень реализации личности. Без речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти, а также поведение в социуме.

Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу. Для эффективности и качества обучения учащихся помощь логопеда предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. В связи с этим в начале учебного года все дети начальной школы проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы. С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий по группам и индивидуально.

Каковы же основные проблемы логопедической помощи в условиях школьного логопункта, а также перспективы ее дальнейшего совершенствования в рамках действующей системы помощи детям с нарушениями речевого развития на сегодняшний день? Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку младших школьников особенно актуальна на современном этапе. Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, так как у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма. Специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, исчезают, когда ребенок полностью овладеет навыками звуко-буквенного анализа слова.

Но, решая проблемы нарушения в развитии устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутри личностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемости детей.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении.

Помощь ребенку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию. Именно для этого и нужны квалифицированные специалисты в области коррекционно-развивающего образования. Хорошо спланированная, систематическая, своевременная и совместная работа учителей, специалистов и семьи может решить актуальную проблему речевого развития ребенка.

Учитель-логопед Усачёва Н.В.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА БАЗЕ ПОЛИКЛИНИКИ

Усачева Наталья Владимировна

Магистрант 1 курса

Южного федерального университета

г. Ростова- на- Дону

rousachev@yandex.ru

ESCORT OF CHILDREN WITH HEAVY SPEECH VIOLATIONS ON THE BASIS OF POLICLINIC

Natalya Usacheva

Undergraduate of 1 course

Southern Federal University

Rostov- on- Don

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности организации процесса сопровождения детей с тяжелыми речевыми нарушениями на базе поликлиники.

ABSTRACT

In article features of the organization of process of escort of children with heavy speech violations on the basis of policlinic are considered.

Ключевые слова: сопровождение  детей, дети с тяжелыми нарушениями речи, организация системы.

Keywords: escort of children, children with heavy violations of the speech, the organization of system

       Особую тревогу в современном обществе вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (далее: ТНР). Причины, обуславливающие ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

       Дети  с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни. Для них  наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи.

       Дети с ТНР не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития.

       Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и своевременной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого  коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: учителя-предметники, педагог-психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.  Таким образом, мы видим, что тема нашего исследования «Сопровождение детей с тяжелыми речевыми нарушениями на базе поликлиники» является актуальной.

       Говоря о тенденции к увеличению количества детей с нарушениями в развитии речи, отметим, что такие дети все чаще входят в группу со сложной структурой дефекта. У большинства детей проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, которые дети могут получить лишь на базе медицинских учреждений.

       Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

       Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

       Исходя из выше сказанного, мы можем определить научный аппарат нашего исследования.

       Объект исследования – процесс организации сопровождения детей с тяжелыми речевыми нарушениями

       Предмет исследования – организация работы специалистов в поликлинике как часть структуры, реализующая работу по сопровождению детей с нарушениями речи.

       Цель исследования: разработка и обоснование содержания работы по эффективной и своевременной организации сопровождения детей с различными речевыми нарушениями на базе поликлиники.

       Изучение состояния организации процесса сопровождения в специализированной научной и практической литературе мы можем выдвинуть следующую гипотезу – эффективность осуществления сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи зависит от соблюдения следующих условий:

- систематическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи специалистами поликлиники, с целью контроля динамики изменений происходящих в состоянии  их здоровья;

- организация системы на базе поликлиники, частью которой является логопедическая помощь детям с ТНР. В данной системе учитель-логопед, выступает как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь детям и их семьям.

       В соответствии с поставленными целью и гипотезой, были определены следующие задачи:

1.Проанализировать  научно- методическую литературу по данной проблеме.

2.Определить направления работы специалистов поликлиники с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

3.Выявить эффективность системы работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи.

4.Определить рекомендации для специалистов поликлиники и родителей детей с тяжелыми нарушениями речи.

       База исследования МБУЗ «Детская городская поликлиника №17 г. Ростова- на- Дону».

       Организация и основные этапы исследования:

Первый этап (январь 2016 г.):

-научно-исследовательский анализ литературы, и уточнение собственного подхода к данной проблеме;

-определение цели, объекта, гипотезы и задач исследования;

-теоретическое изучение опыта сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в России и за рубежом.

Второй этап (февраль 2016 г. – июль 2016 г.):

- анализ методик коррекционно- педагогической работы;

- изучение характеристик детей со сложным недоразвитием речи, участвующих в исследовании (связи между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития, речевой активности, особенности восприятия и воспроизведения речи и т.д.);

- разработка программы по эффективной и своевременной организации сопровождения детей с различными речевыми нарушениями на базе поликлиники;

- разработка основных концептуальных положений и методического обеспечения исследования;

-проведение констатирующего эксперимента.

В ходе проведения констатирующего эксперимента (апрель 2016 г. – июль 2016 г.) планируется систематизировать и адаптировать диагностические методики в исследуемой  группе, подвести  количественный и качественный анализ констатирующего этапа эксперимента.

Третий этап (2016- 2017г.г.):

- в процессе формирующего эксперимента (август 2016 г. – апрель 2017 г.) планируется организовать работу по разработке и апробации системы  организации сопровождения детей с тяжелым нарушением речи на базе поликлиники, способствующей достижению цели экспериментального исследования;

- в ходе контрольного эксперимента (май – июнь 2017 г.) планируется выявить эффективность предложенной системы.

Четвёртый этап (июль- август 2017 г.) - обобщение результатов исследовательской работы, разработка методических рекомендаций по организации сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи на базе поликлиники.

Список литературы

1. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 1998. – С. 4–6.

2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2008.

3. Слюсарева Е.С.Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Фундаментальные исследования № 2, 2015



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, СЕМЬИ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Н. В. УСАЧЕВА

ЮФУ (Ростов- на- Дону)

         Семья является важнейшим фактором для развития человечества. Она играет немаловажную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

         Среди разнообразных функций семьи первоочередное значение, бесспорно, имеет воспитание нового поколения. Практика семейного воспитания показывает, что каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом, который включают в себя совокупность характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи. И от того, насколько умело и грамотно родители используют воспитательный потенциал, зависят результаты воспитания.

         Особо уязвимыми в этом отношении оказываются семьи, воспитывающие ребенка с особыми образовательными потребностями. Жизненные трудности, которые постоянно испытывает семья с ребенком имеющим отставание в развитии, принципиально отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая ребенка с  нормативным развитием.  

         С рождением такого ребёнка семья подвергается риску возникновения проблем финансового характера, осложнения  взаимосвязи семьи и общества,  появляются внутрисемейные конфликты. Ситуацию усугубляется отсутствием  или недостаточностью социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Семьи, оказавшиеся в такой ситуации, как правило, становятся беспомощными и социально уязвимыми.                        

        Многие ученые выделяют основные причины, которые могут быть связаны с проблемами воспитания и обучения детей с ОВЗ:

- психологические и физические особенности ребенка;

- эмоциональные и стрессовые нагрузки семьи;

- материальные трудности;

- медико- социальные проблемы;

- отношение общества к детям с ОВЗ и их семьям.

         Одной из первоочередных задач для родителей является включение детей в социум. Очень часто родители рассматривают необходимость обучения в образовательных учреждениях не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.

         Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из важных аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов 24 сентября 2008 года. 

         В связи с этим, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ОВЗ. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми с особыми образовательными потребностями (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте.

         Благодаря Федеральной целевой программе «Доступная среда», многие образовательные учреждения уже сегодня оснащены специальным оборудованием и приспособлениями: пандусы,  сенсорные комнаты, аппараты обратной биологической связи (лого-Бос и  психо-Бос), которое позволяет оказывать квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам. Большинство детей с особыми образовательными потребностями интегрированы в общеобразовательные классы и обучаются по общеобразовательным программам.  Для оказания таким детям своевременной помощи, в отношении их организовано психолого-педагогическое сопровождение. Для этих целей в образовательных учреждениях свою деятельность осуществляют учителя -логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи, медицинские работники.

         Работники социальных служб являются связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики . В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

         Эффективность работы в данном направлении, прежде всего, зависит от своевременной, систематической помощи и единого  подхода общественных организаций различных уровней с семьей ребенка.

         В заключение хотелось бы отметить, что деятельность специалистов, проводимая в рамках программы «Доступная среда», может рассматриваться как одно из направлений работы по социальной адаптации семьи в основных аспектах жизнедеятельности,  особенностей семейного функционирования на различных возрастных этапах. Это позволит специалисту свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее комфортные для каждого этапа работы стратегии оказания помощи и коррекции. Последовательная реализация этих этапов, поможет осуществить качественные изменения, которые повлекли бы за собой улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1.Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59.