Рекомендации учителя-логопеда

Усачева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

произносимые буквы звучали без дребезжания.

        Другие методики восстановления связок

        Чтобы восстановить связки, для начала следует снять напряжение и расслабить их. Для этого используется специальное упражнение, получившее название «Зевающего льва».

Во время проведения этой процедуры необходимо запрокинуть голову назад и широко открыть рот, после этого нужно постараться издать звук, похожий на громкое зевание, при этом должна изменяться его тональность. Именно зевание, по  мнению специалистов, является лучшим способом расслабить гортань, в которой и находятся голосовые связки.

       Ещё одним эффективным способом расслабить связки является снятие напряжения с диафрагмы, именно по этой причине у многих людей возникают проблемы с голосом. В таком случае применяют специальные методики дыхательной гимнастики, среди них особое место занимает система Стрельниковой. Эту методику используют в ведущих клиниках и центрах нашей страны для лечения других заболеваний дыхательной системы.

Как можно укрепить связки

        Кроме специальной гимнастики для голосовых связок и назначения прочих процедур фониатром, вернуть голос и улучшить состояние пациента помогут и средства, предлагаемые народной медициной.

       Хорошим средством для укрепления связок является полоскание горла отваром из трав, для его приготовления нужно взять: цветки ромашки, календулы и листья эвкалипта.

   Отличным способом укрепить связки является приём смеси из растёртых с сахаром и     

сливочным маслом сырых желтков куриных яиц.

        Медики при охриплости голоса рекомендуют через каждые два часа полоскать горло раствором фурациллина, морской соли или настойки прополиса. Часто их чередуют с приёмом антибактериальных препаратов, в случае, если причиной афонии или охриплости голоса являются инфекции, это позволяет улучшить состояние больного.      

При проведении лечебной гимнастики и других процедур для восстановления голосовых связок необходимо по возможности исключить все факторы, способствующие раздражению гортани, в частности, отказаться от продолжительных разговоров по телефону. Это, по мнению специалистов, сильнее раздражает голосовые связки, чем обычное живое общение. Нежелательно также выходить из тёплого помещения на холод. Кроме того, следует избавиться от курения, так как вдыхание никотина раздражает связки.

        При чрезмерном напряжении на связках образуются узелки, которые представляют собой наросты, они и будут создавать помеху для нормального звучания вашего голоса.

Для укрепления связок нужно произносить слова только на выдохе. Улучшить звучание или полностью восстановить утерянный голос можно только при чётком соблюдении рекомендаций врача и регулярном проведении назначенных методик лечения, в том числе и точного выполнения дыхательной гимнастики.

Учитель-логопед Усачева Наталья Владимировна

8 928 113 33 65

МБОУ АСОШ №2 г. Аксая

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Восстановление и укрепление голосовых связок

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Mar/27/f1b93652855e78783c1069d366dc7159/2.jpg

2018г.https://st.depositphotos.com/1526816/2282/v/950/depositphotos_22822024-stock-illustration-a-boy-dancing-in-the.jpg

         

       Голос у человека является одним из главных средств для общения с окружающими людьми. Именно поэтому его потеря создаёт массу неудобств и проблем. За наличие голоса отвечают голосовые связки – они представляют собой две эластичные мышцы, которые расположены в гортани и крепятся к хрящам гортани. Для появления звука необходимо, чтобы связки полностью смыкались.

        Основные причины потери голоса

        Существуют множество причин, которые приводят к потере голоса, основными из них являются:

  • Различные инфекционные болезни дыхательной системы в частности - гортани, такие как тонзиллит, фарингит, ларингит.
  • Постоянные нагрузки на голосовые связки – у преподавателей, военных, певцов.
  • Воздействие пыли, дыма, холодного воздуха и напитков.
  • Ожоги как химические, так и термические.
  • Опухоли гортани.
  • Параличи или парезы связок.

        Симптомы при потере голоса

        Существуют определенные симптомы, которые характерны для заболеваний, сопровождающихся потерей голоса, к ним относят:

  • Появление охриплости.
  • Постепенно человек переходит на шёпот.
  • Полная афония – то есть отсутствие голоса.
  • У детей основной причиной утраты голоса могут стать папилломы – доброкачественные опухолевидные новообразования, которые необходимо как можно раньше удалять.

   Основным признаком при этом заболевании является непрекращающаяся охриплость голоса.

Методики лечения

        Главным фактором в определении методов лечения при потере голоса является выяснение причины данного состояния. Очень часто лечение заключается в устранении симптомов основного заболевания, которое и привело к поражению голосовых связок и потере голоса.

        На сегодняшний день для разработки голосовых связок применяют специальные комплексы упражнений. В основном они разрабатывались фониатрами (так называют специалистов, которые занимаются восстановлением голоса), поэтому являются достаточно эффективными. Однако зачастую добиться полного восстановления голоса можно только при проведении комплексного лечения, которое назначает врач.

        Главное, на что следует обратить внимание– это соблюдение молчания. Ни в коем случае не следует надрывать связки и говорить через силу, это может привести к афонии, после которой восстановить голос в полном объёме будет очень сложно. Кроме того, необходимо избегать употребления горячей, острой, соленой и холодной пищи. Также нужно будет забыть о кислых фруктах, например, цитрусовые следует полностью исключить из рациона.

        Способы восстановления голоса

        Как указывалось выше, для восстановления утраченного голоса назначаются специальные дыхательные

 упражнения. На сегодняшний день существуют различные комплексы, которые помогают восстановить голос и улучшить его звучание.  

        Для людей с частично утраченным голосом полезны следующие упражнения:

  • Вначале необходимо присесть на корточки, при этом расстояние между коленями должно составлять не больше размеров 1–2 кулаков. Спина при этом должна оставаться ровной, руки нужно положить на колени. Находясь в таком положении нужно сделать выдох, максимально напрягая руки, горло и шею. Через 6-10 секунд можно расслабиться, и сделать несколько обычных вдохов-выдохов и повторить глубокий выдох.

Подобные упражнения следует сделать 6-10 раз, их можно повторить через пару часов.

  • Сначала необходимо лечь на спину и делать вдохи таким образом, чтобы в них участвовал живот, затем нужно будет задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося при этом звук «С», это упражнение делается около 5 минут. После этого на выдохе следует произносить звуки «З» и «Ш».
  • Следующим этапом этого комплекса упражнений является произношение звука «М» на выдохе, положения тела при этом остается таким же, как и во время выполнения предыдущего упражнения.
  • После этого, попытайтесь напевать букву «М», делая каждый звук наиболее длинным. Продолжительность этого упражнения составляет не менее 5 минут.
  • Затем следует с открытым ртом тянуть звук «Н», при этом следите за тем, чтобы



Предварительный просмотр:

   

     Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые  заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
     Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

   

 

      Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Ребенок к трем годам:

  • выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
  • знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы),  фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
  • употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
  • прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  • наречия  (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
  • умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
  • умеет отвечать на вопросы взрослого.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА

Отгадай загадку и раскрась отгадку. Не забудь, что его хвост должен быть разноцветным.

Кто заливается, поёт

О том, что солнышко встаёт?

http://razvitierebenka.info/wp-content/gallery/petushok/raskraska_petushok_no_10.jpg

Дети должны знать:

  • понятие "домашние птицы";
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются, как зовут их детенышей;
  • названия частей тела птицы, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц и их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека.

Ребенок к четырем годам:

  • правильно произносит все звуки родного языка.
  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти года :

  • правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
  • употребляет в речи простые и сложные предложения.
  • пользуется прямой и косвенной речью.
  • поддерживает непринужденную беседу.
  • составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Консультация логопеда

«Нормы речевого развития дошкольников»

Ребенок к шести годам:

  • может произносить все звуки
  • владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
  • составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д.

Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

0-2

года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

Звуки

а о э

п б м

и ы у

в ф

д т н

к г х й

с з ц

ш ж

ч щ

л р



Предварительный просмотр:

Как делать логопедический массаж, при короткой уздечки языка у детей?

Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

Массаж для растяжки подъязычной связки:

Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт.  Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.

Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними.

 Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.

Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

       

  На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Правила, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.https://www.syl.ru/misc/i/ai/169111/637315.jpg

В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

  • Звуки как [ч], [л], [щ], [д], [т] следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
  • Звуки [р], [ш], [ж] — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.

Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

  • регулярно;
  • с максимальной отдачей;
  • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

http://medicspravki.ru/uploads/images/child-grinding-teeth.jpg

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

 «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться.

 «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы [Д]. Выговаривать ее необходимо как можно более четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет.

Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.

«Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

МБОУ АСОШ №2 г. Аксая

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Упражнений для растяжки уздечки языка

http://www.centromut.ru/_tbkp/20162/3/12547_html_m4206438.png

2017г.

 «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.

«Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.

«Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.

«Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.

 «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.

«Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем лучше.

В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.



Предварительный просмотр:

7 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ:

1. Лaдoшки лeжam нa сmoлe. Рeбeнoк пoднимaem пaльцы пo oднoму снaчaлa нa oднoй pукe, зameм нa дpугoй. Пoвmopяюm эmo упpaжнeниe в oбpamнoм пopядкe.

2. Лaдoшки лeжam нa сmoлe. Рeбeнoк пooчepeднo пoднимaem пaльцы сpaзу нa oбeиx pукax, нaчинaя с мизинцa.

3. Рeбeнoк зaжимaem pучку или кapaндaш сpeдним и укaзameльным пaльцaми. Сгибaem и paзгибaem эmи пaльцы, слeдя зa meм, чmoбы pучкa (или кapaндaш) нe oпускaлaсь нижe бoльшoгo пaльцa.

4. Нa сmoлe лeжиm 10-15 кapaндaшeй или счemныx пaлoчeк. Однoй pукoй нaдo сoбpamь иx в кулaк (чmoбы oни лeжaли всe внуmpи oднoй лaдoшки), бepя пo oднoй шmукe, зameм maк жe пo oднoй пoлoжиmь нa сmoл (упpaжнeниe выпoлняmь, нe пoмoгaя вmopoй pукoй).

5. Рeбeнoк зaжимaem pучку или кapaндaш вmopыми фaлaнгaми укaзameльнoгo и сpeднeгo пaльцeв и дeлaem «шaги» пo пoвepxнoсmи сmoлa. Шaги дeлaюmся maк, чmoбы кapaндaш нe упaл и пpoчнo дepжaлся мeжду пaльчикaми.

 6. Один кoнeц pучки или кapaндaшa нужнo зaжamь сpeдним и укaзameльным пaльцaми пpaвoй pуки. Пpи эmoм дpугoй кoнeц pучки дoлжeн быmь нaпpaвлeн om гpуди. Нужнo, пepeвepнув pучку, влoжиmь ee в лeвую pуку свoбoдным кoнцoм. Зameм oчepeдным пoвopomoм вклaдывaeм pучку в пpaвую pуку. И maк пoвmopяeм нeскoлькo циклoв движeний.

7. Рeбeнoк пpeдсmaвляem, чmo у нeгo в pукax мячик, и дeлaem движeния, имиmиpующиe пoвopaчивaниe мячикa в paзныe сmopoны.

https://i.mycdn.me/image?id=860025579770&t=3&plc=WEB&tkn=*tHgK_Eu6m7xYp1DmFJhg5GcTH2k


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://i.mycdn.me/image?id=864438102277&t=3&plc=WEB&tkn=*59tgcniaCHqb0QJXARpJo0s6_YA



Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

I. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО  ДЫХАНИЯ

Цель: цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1.Вдох и выдох через нос. Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю - выдох через другую. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчка ми. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

2.Вдох через нос, выдох через рот. Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

ВариантыВдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю - выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

3.Вдох через рот, выдох через нос. Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох толчками — выдох толчками. Вдох быстрый - выдох медленный.

4.Вдох и выдох через рот. Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

5.Комбинированный вдох. Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

II. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1 этап. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

1. «Цветочек».  Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат). 

2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе).  Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.

3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху с закрытыми глазами.

4. «Свеча»  («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

5. «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?». Ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

6. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

7. «Султанчик». Детям предлагаете долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метелочки и т.п.

8. «Чья птичка дальше улетит?». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола. Ребенок садится напротив птички и дует на нее. Продвигать птичку нужно на одном выдохе.

9. «Покатай карандаш». Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, катушку ниток и т.п.).

10. «Трубочка». Предложить ребенку подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты или фольги и т.п., дуя на них через трубочку. Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.

11. «Бурлящая вода». Нужно подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный.

12. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?

13. «Кто забьет больше голов?». Ребенок задувает мяч -шарик из ваты (фольги) - в ворота.

14. «Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика.

15. «Надуй шарик». Ребенку предлагается надувать воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

16. «Губная гармошка».

2 этап. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4раза): а-э, о-у, и-ы, э- и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о,  о-у-и, о-у-а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у, а-о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам - труба гудит: у-у-у-у-у;

предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа;пароход гудит: у-у-у-у-у;

животным - медведь ревет: а-а-а;голодный волк: у-у-у;

явлениям природы -ветер (вьюга) воет: у-у-у;

людям – девочка плачет: а-а-а.

8.«Эхо». Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи).Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

9.«Вьюга». Перед детьми – сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение - дети говорят тихо, руки вверх - усиление голоса, руки вниз - уменьшение силы голоса.

10.«В лесу». Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: «О-о-о!». Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ay ay ay!». Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют.).

3 этап.  Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)

1.Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

2.Произношение двух согласных на одном выдохе: ф - с, с ш, ш - с, х - ф и др.

3.Произношение трех согласных на одном выдохе: ф - с - ш и др.

4.Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф-с-ш-х и др.

5.Произношение согласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з; ревет трактор: р-р-р; качает насос: ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с); животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р-р-р; комар (оса) летит: з-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш; злая собака рычит: р-р-р); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в);   людям («не шумите» - тс-с-с-с).

6.«Каша кипит».Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф (3-4р.)

7.«На турнике».Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, произносить: ф-ф-ф (3-4 раза).

8.«Гуси шипят».Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз).

9.«Шар лопнул».Ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны - вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш (5-6 раз).

10.«Насос».Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с-с (руки скользят вдоль туловища) (6-8 раз).

11.«Дует ветер».Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Вечером дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный   ветер:   В-В-В-В-В   (произносится громко). Как дует сильный ветер?». (Дети громко повторяют.)

4 этап.  Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т.д.

1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па;

                        пап, пап-пап, пап-пап-пап, пап-пап-пап-пап;

                        ana, ana-ana, ana-na-na, ana-ana-ana-ana.

2.     Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, то-по;

                        та-па-ва, ти-пи-ви, то-по-во;

                        та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.

3.Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу-пу, па-па-па-пу-пу-пу;

                        па-no, па-по-пу, па-по-пу-пы;

                       па-no, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи;

                       па-по-пу, па-по-пи, па-по-па, па-по-пы;

                       па-по-по-по, пу-пи-пи-пи, по-пу-пу-пу, пэ-пе-пе-пе.

4. Повторение слогов с разными гласными и разными согласными: па-па-та,па-па-то, па-па-ту, па-па-бу;

            па-то-ту-пи,па-по-ту-ти, та-по-пу-ти, та-то-пу-пи;

            па-то, па-то-ту, па-то-ту-пу.

5. Произнесение слогов в звукоподражаниях:

музыкальным инструментам (барабан: там-там-там, колокольчик: динь-динь-динь, дудочка: ду-ду-ду);

предметам (стучит молоток: тук-тук-тук, сигналит машина: би-би-би, идут часы: тик-так,тик-так, косит коса: вжик-вжик-вжик, фотографирует   фотоаппарат:   чик-чик-чик);

животным (кошка: мяу-мяу-мяу, курица: ко-ко-ко, гусь: га-гага);

явлениям природы (капает водичка: кап-кап-кап, булькает водичка: буль-буль-буль);

людям (укусила оса: ой-ой-ой).

6.«Часики».Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.

7.«Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку.

8.«Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

9.«Партизаны». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 1-2 - вдох, на 6-8 - выдох с произнесением слова тиш-ш-ш-ше.

10.«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

11.«Лови мяч». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное ух-х-х-х (5-6 раз).

12.«Вырасти большой».Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить: ух-х-х (4-5 раз).

13.«Маятник».Стоя, ноги на ширине плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, при наклоне - выдох, произносить:ту-у-у-у-ух (3-4 наклона в каждую сторону).

14.«Гуси летят».Медленная ходьба в течение 1 -2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносить: гу-у-у-у.

15.«В зоопарке».Логопед предлагает вспомнить, кого дети видели в зоопарке, показывает картинки с изображением зверей и птиц, просит назвать их и сказать, как они кричат, - тигр рычит: р-р-р, ворона каркает: кар-р-р, кар-р-р, ежик фыркает: фр-, фр-р, сорока трещит: тр-тр-тр и т.д.

16.«Лесенка».Перед детьми на доске - картинка или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и за лаяла (дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал (дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж). На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку (дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з)».

17.«Кто это?».Логопед держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребенок вытягивает одну картинку, так чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети угадывают, какое это животное.

5 этап.  Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.

Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговаривания.

1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; пака, пока, кипа, пика и т.д.

2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль,март и т.д.

4. Перечисление времен года: зима; зима, весна; зима, весна, лето; зима, весна, лето,осень.

5. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1-й этаж, и 2-й этаж, и 3-й этаж» и т.д. Кто поднимется выше?

6.«Позовем животных». Логопед показывает картинки, на которых изображены животные, и предлагает подозвать их. Дети подзывают животных, произносят междометия или клички животных. Например, кошку: кис, кис, кис; корову: Майка, Майка, Майка; щенка: Шарик, Шарик, Шарик и т.д. Подзывают животных ласково, доброжелательно, призывно, много кратно повторяя слова.

7.«Кто за кем или за чем следует?». Логопед подбирает предметы  и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. Дети называют предметы, перечисляя их на одном выдохе. Затем порядок предметов меняется, некоторые добавляются или убираются. Дети произносят названия предметов группами или по одному (на одном выдохе).

Вариант игры.

Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе.

8.Упражнение на счет. И.п. - встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую - на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет 1-2(про себя), задержка дыхания на счет (про себя), плавный выдох на счет 1-10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать счет до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. (Считать надо  спокойно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.)

6 этап.  Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

• Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй - еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

• Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Саша любит дудочку». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.

• «Цветы»Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную
фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

1.  Ответы на вопросы.

(Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

• Какой сегодня день недели? (Сегодня...)

• Какой завтра день недели? (Завтра...)

• Какой день недели был вчера? (Вчера...)

• Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник...)

• Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)

• Какой второй месяц зимы? (Второй...)

• Какой третий месяц зимы? (Третий...)

• Сколько всего зимних месяцев? (Всего три зимних месяца: декабрь...)

(Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.)



Предварительный просмотр:

https://i.mycdn.me/image?id=856690780675&t=3&plc=WEB&tkn=*HSKBcxR8oyBFhl87y34utWc64kM

https://i.mycdn.me/image?id=856690780419&t=3&plc=WEB&tkn=*n7oS_JNUjkJMRI63ecHe2qg1eRU

https://i.mycdn.me/image?id=856690780163&t=3&plc=WEB&tkn=*fvCZhl1ATLr5MxjBP5wfdRWELWk

https://i.mycdn.me/image?id=856690779907&t=3&plc=WEB&tkn=*PLMPN7z3rFHzoVzytbhoD5GIXdA



Предварительный просмотр:

Развитие общей моторики.

Упражнения на повышение уровня активации

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

  1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.
  2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
  3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.
  4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.
  5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
  6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

  1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
  2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
  3. Исходное положение - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.
  4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.
  5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". От сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.
  6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.
  7. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.
  8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.
  9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.
  10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен

Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ  своего тела и его положения в пространстве.

  1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
  1. 3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.       Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.
  1. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
  2. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.
  3. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
  4. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).
  5. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").
  6. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.
  7. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
  8. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.
  9. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.
  10. Исходное положение - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.
  11. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.
  12. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя).

Упражнения для развития пространственных представлений.

  1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).
  2. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
  3. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).
  4. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
  5. Графические диктанты на листочках в клеточку.
  6. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.
  7. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

Пассивная гимнастика (массаж) .

Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

  • ПОГЛАЖИВАНИЕ: совершается в разных направлениях.
  • РАСТИЯРАНИЕ: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
  • ВИБРАЦИЯ: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).
  • МАССАЖ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНОГО МЯЧИКА: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться,  тогда возможно СГИБАНИЕ-РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец  По-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

            Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

            Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Развитие мелкой моторики рук или несколько идей, как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

  1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
  2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
  3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
  4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
  6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
  7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
  8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
  1. Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
  1. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
  2. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

            Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

           Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольников.

           Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные).

           Предлагаемая далее пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов – пять недель).

            Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки.

            Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА .

  1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
  2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
  3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
  4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
  5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
  6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
  8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
  10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
  11. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  12. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  13. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
  14. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
  15. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
  16. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
  17. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
  18. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
  19. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  20. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
  21. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").
  22. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
  23.  Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
  24.  Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
  25.  Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешки.

1.Потешка - "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ".

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

2.Потешка  - "БЕЛКА".

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

3.Потешка - "ЭТОТ ПАЛЬЧИК".

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

4.Потешка - "БРАТЬЯ".

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

 



Предварительный просмотр:

Упражнения для нижней челюсти

  • Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  • Жевательные движения.
  • Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для губ и языка

«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы. 
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. 

«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

 

  Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

 

 Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе.

   

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

   Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

 «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.  

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку. 

«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

 «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

 «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

 «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

 

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
  • Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
  • В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
  • Прежде чем начать занятия, вспомним названия  артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).
  • Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
  •  Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть  свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

МБОУ АСОШ №2 г. Аксая

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Артикуляционная гимнастика

https://okartinkah.ru/img/kartinki-dlya-logopeda-2264/kartinki-dlya-logopeda-12.jpg

2018г.

  • Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

(выполняются с закрытым ртом)

  • Опускание головы вниз;
  • Запрокидывание головы назад;
  • Поворот головы вправо-влево;
  • Наклоны головы вправо-влево;
  • Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  • Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук. 

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки

  • Позевывание;
  • Глотание капелек воды, слюны; 
  • Полоскание горла;
  • Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  • Покашливание. 

Упражнения для щек

  • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно
  • Перегонка воды из одной щеки в другую
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами