Использование интеграции с информационно-коммуникационными технологиями на урока первой ступени обучения как средство повышения мотивации учения

Макарова Марина Анатольевна
   Введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интегрированные уроки31.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Все в мире цепью связано нетленной,

                                                               Все включено в один круговорот:
                                                             Сорвешь цветок,
                                                             А где-то во Вселенной
                                                             В тот миг звезда взорвется и умрет…

План.

  1. Актуальность разработки.
  2. Оригинальность и новизна подхода.
  3. Практическая значимость разработки.
  4. Системность, целостность и научная обоснованность.
  5. Информационное решение (структура, оригинальность информационного наполнения).
  6. Творческое использование современных информационных технологий.

1. Обоснование актуальность разработки:

  • Построение современной образовательной среды;
  • Повышение качества образования;
  • Достижение педагогических целей;

Слайд 2.

   В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.

   Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителю начальных классов просто необходимо использовать различные инновационные технологии в  дополнение к стандартным урокам. Учитель вынужден использовать так называемые нестандартные формы уроков, с целью разнообразить и обогатить учебный процесс. Использование подобных уроков необходимо не только для того, чтобы повысить культуру взаимного общения обучающихся, стимулировать их интерес к изучаемым предметам,  или повысить их познавательную активность,  но и для того, чтобы научить школьников использовать полученные умения и навыки в нестандартных ситуациях. Итак, что же это за уроки?

    Начать, пожалуй, нужно с того, что данная тема совсем не нова. Над вопросами нетрадиционного обучения работали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, И.С. Якиманская и др. Однако, вопросы применения нетрадиционных форм обучения остаются актуальными и сейчас. Несомненно, нельзя заменить классические стандартные уроки на нестандартные полностью, в таком случае будет утеряна обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности.

   Необходимость применения нестандартных уроков обусловлена рядом причин: одна из них -  падение у детей интереса к учебе. Когда ребенок впервые приходит в школу у него горят глаза, он находится в ожидании чего-то нового, необычного, но со временем интерес к учебе падает, мотивация к обучению существенно снижается. Именно применение нестандартных уроков способно остановить этот процесс и подогреть интерес обучающихся к учебно-познавательной деятельности. Еще одна важная причина состоит в том, что даже успешные ученики, которые прекрасно справляются со стандартной учебной программой, оказавшись в нестандартной ситуации, показывают полное неумение решать необходимые задачи. В этом случае нестандартные уроки также способны помочь учителю разнообразить учебный процесс и предложить ученикам различные ситуации применения своих знаний и навыков.

 Слайд 3.

Дать определение нестандартного урока весьма сложно, это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру, но отличить нестандартный урок от стандартного способен каждый. В чем же заключаются эти отличия? На стандартном уроке ученик знает чего ожидать от каждого этапа. Нестандартный урок хорош тем, что он имеет эффект неожиданности и непредсказуемости, ученики с интересом воспринимают информацию преподнесенную в виде игры, сказки, лотереи и т.д., удивляются, когда учитель представляет им материал из другого предмета переплетая его с содержанием урока. Все это способствует более эффективному усвоению изучаемого материала, повышению мотивации, снижению утомляемости во время обучения.

      Слайд 4.

Любой современный урок предполагает использование учителем различных средств, для раскрытия всех возможностей ученика, активизации его умственного роста, процесса глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования его нравственных качеств. И именно организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для достижения этих целей. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, вносят в урок оживление, повышают интерес учеников к знаниям. Современный учитель просто обязан сделать серьезный процесс обучения занимательным и продуктивным, однако, не стоит забывать, что игровые задачи должны полностью совпадать с учебными и обязательно быть адаптированы с учетом возраста детей.

   Слайд 5.

В педагогической литературе можно найти десятки различных типов нестандартных уроков: уроки-семинары, конкурсы, путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки, тематические игровые уроки и т.п.

Хочу обратить ваше внимание на интегрированный урок с использованием информационных технологий.

Уроки с использованием ИКТ

Урок-презентация, урок-защита электронных проектов, уроки с применением электронной доски для выполнения учащимися различных творческих заданий.

Уроки интегрированные

Уроки сочетающие в себе несколько дисциплин изучение которых предусмотрено учебным планом.

               Слайд 6.

После проведения всероссийской программы компьютеризации школ я имею широкую возможность использовать новые технологии на уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.

    Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Использование компьютерных технологий позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности

    Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это – «Использование интеграции с  информационно-коммуникационными технологиями на уроках первой ступени обучения как средство повышения мотивации учения».

    Задачей учителя  является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Увеличение умственной нагрузки на уроках  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

          Слайд 7.

Я уделяю особое внимание  интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей.

     На интегрированных уроках с использованием ИКТ дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал.  Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

    Технология интеграции связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности.

Традиционно, понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире (исходя из такого раскрытия этой категории, интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний (в таком понимании интеграция является средством обучения).

   Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Так же интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.

Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы.

Задачи:

1. образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;

2. воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;

3. развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

4. информационная: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями;

5. коммуникативная: различных способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе;

6. учебно-познавательная: включать элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка.

   Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

1.Методологическая.

     Формирует у учащихся современные представления изучаемых дисциплин.

2.Образовательная. 

      Способствует усвоению учащимися определённой системы знаний, формированию на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков. 

3.   Развивающая.

     Развивает познавательную активность, преодоление инертности мышления, расширяет кругозор.

4.Воспитывающая.

     Воспитывает умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

5.Конструктивная.

     Совершенствует содержание учебного материала,

     методов и форм организации обучения.

    Слайд 8.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

 -логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют один или два урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому очень важно не  допускать перегруза.

       Слайд 9.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

• Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

• Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

      За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность зависят от многих условий.

   С учетом того или иного распределения обязанностей между учителем и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

   Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителем и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

   Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

   Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

           Слайд 10.

   Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.   Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.

    В свою очередь интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

   Интегрированные уроки с использованием компьютеров снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

   Как вести работу по созданию интегрированных уроков. Предлагаю такой путь:

    1. Выделить в программе по каждому предмету сходные или единые темы, продумать общее и различное в раскрытии этих тем; связи, противопоставления; провести сопоставление. Это потребует перестройки последовательности и почасовой разбивки программы.

    2. Определить, как будет проходить интеграция: эпизодически; на определенном этапе обучения (тема, раздел).

    3. Затем можно планировать полную интеграцию, что позволит установить

смысловое соответствие при центральной идее, просматривающейся по всему объёму учебного материала каждого отдельного предмета, даст свободу объединения тем, перераспределения часов внутри общего курса.

    В интеграции преподавания возможны различные уровни: от проведения отдельных уроков различных типов до создания интегрированных курсов. В основе многих уроков лежит принцип краеведения, это объединяет темы, предметы. У детей возникает чувство любви к своей малой родине, гордость за неё и желание узнать как можно больше о своём крае.

    Интегрированные уроки могут быть одним из нестандартных и в то же время не травмирующих детей методов проверки знаний и умений, поскольку именно здесь видны области, требующие доработки.

         Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал.

Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна.

   Слайд 11.

Для работы на уроках  я так же использую образовательные платформы Учи.ру. Это Российская онлайн- платформа, где учащиеся изучают предметы в интерактивной форме. Демонстрацию можно проводить , как на слайдах, так и путем раздачи заданий по сети, что дает дополнительные возможности для работы с одаренными и слабоуспевающими детьми. ТеsтEdu.ru. Современный учительский портал , в программе MYTest создаю тест для проверки знаний на различных этапах урока.

    В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, т. е. совокупность объединяемых компонентов;

- ведущий системообразующих и вспомогательных компоненты;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру (последовательность) расположения материала;

- методы и приёмы его предъявления;

- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

- способы увеличения наглядности учебного материала;

- критерии оценивания эффективности урока;

- форму записи подготовленного урока;

- формы и виды контроля облученности учащихся на данном уроке.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка».

Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом, способствуют развитию критического мышления и позволяют повысить интерес ученика, как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

         Слайд 12.

Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, дети работают активно и с легкостью усваивают обширный по объему материал, чем рассмотренные на традиционных уроках.

    Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

   Выполнение контрольных заданий по таким темам 100%, а качество колеблется от 80% до 92%. Это говорит о том, что интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

           Заключение

    Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

   Введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

     Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

    Желание любого учителя воспитать ученика обладающего высоким уровнем знаний, умеющего мыслить самостоятельно, способного задавать вопросы и находить на них ответы, ставящего перед собой задачи и умеющего находить способы их решения. И именно использование нестандартных интегрированных уроков помогают педагогу претворить все это в жизнь.

           Слайд 13.

    Современные реалии диктуют нам определенные правила. Мир меняется с огромной скоростью и задача учителя состоит в том, чтобы воспитать из своих учеников людей способных быстро приспосабливаться к любым меняющимся условиям, успешно справляться с любой поставленной задачей, обладающих высоким интеллектом и всеми необходимыми навыками и качествами. Именно применение нестандартных форм обучения способно помочь педагогу в этом вопросе.

            Слайд 14.

 Отбросьте сомнения! Пробуйте, творите, интегрируйте! И самой главной наградой будут горящие глаза детей, их восторг и радость от маленьких открытий, которые они сделают на ваших необычных и интересных уроках!