Педагогические / образовательные технологии

Шожоева Маргарита Дугар-Сыреновна

Мои педагогические/образовательне технологиии

 

Важнейшим условием достижения результативности обучения является выбор образовательной технологии. В своей педагогической деятельности я использую такие технологии, как проектная технология, интерактивная технология, технология проблемного обучения, компьютерная технология, здоровьесберегающая технология и другие. Использование разнообразных технологий помогает учитывать возрастные особенности учащихся, удовлетворять их интеллектуальные запросы.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, при обучении в начальной школе применяю игровую технологию, которая повышает мотивацию и интерес учащихся к изучению бурятского языка. Обучение аудированию хорошо проводить в ходе увлекательной  игры. Аудитивные игры являются своеобразной проверкой способности воспринимать речь, но и умения одновременно с восприятием услышанного совершать мыслительную операцию. Такие игры как, «Музыкальная шкатулка» («Хүгжэмэй хайрсаг»), “Хлопки” (“Альга ташалга”), “Снежный ком” (“Саһан монсогор”), “Сломанный телефон” (“Эбдэрхэй телефон”), «Тоонууд» и т.д.

Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Вследствие этого личностно - ориентированное обучение, лежащее в основе проектной технологии, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель - ученик, субъект - объект на схему партнерского учебного сотрудничества субъект - субъект. Используя проектную технологию, я заметила, что у учащихся появился интерес к изучению бурятского языка, и они с увлечением берутся за выполнение нового проекта. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Примером использования данного метода являются учебно-исследовательские работы Халтановой Баярмы, которая занималась исследовательской и поисковой работой, начиная с 6 класса на протяжении всего школьного курса.  В настоящее время она успешно учится в   БГУ.   Наглядный пример как работать с информацией, выбирать необходимый материал, решать проблему средствами проекта это проект «Золотые россыпи Тункинский долины». Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению бурятским языком.

Метод проектной деятельности не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения.

Применение интерактивной технологии, а именно ролевые и деловые игры способствуют развитию коммуникативных навыков, так как язык хорошо осваивается в речевой деятельности. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Учащимся нравится выступать в роли репортеров, корреспондентов, телеведущих. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.  Особенно эффективно его применение на этапе закрепления нового материала, а также на контрольно-оценочном этапе. В 8-9 классах по некоторым разделам разработаны ролевые игры в различной форме. Например, по теме «Моя малая родина» предлагается учащимся провести пресс-конференцию. Учащиеся распределяют роли, составляют вопросы, учатся выражать свое мнение, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

Технология проблемного обучения активизирует деятельность учащихся и способствует творческому овладению знаниями и умениями, развивает мыслительные способности.

Важным в своей педагогической деятельности считаю применение здоровьесберегающей технологии. Проведение физкультурных минуток, гимнастики для глаз способствует укреплению здоровья учащихся, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами релаксации. При изучении темы «Традиции моего народа» ведется работа по пропаганде здорового образа жизни (беседы, составление памяток на родном языке и др.). Мною разработана «Веселыея физминутки» с музыкальным сопровождением для учащихся начальных классов.

Модульно-компетентностная технология обучения реализована в построении учебных блочно-модульных программ. В представленных блочно-модульных программах, блок строится из нескольких модулей и объединяет относительно автономные темы, которые, при необходимости, варьируются в своей последовательности. Совокупность модулей обеспечивает формирование этнокультурного компонента в содержании образования.

Актуальным в работе педагога стало применение электронных учебников, электронных словарей, компьютерного тестирования, создание мультимедиа презентаций, Интернет-ресурсов. Их использование формирует информационную компетенцию учащихся. Электронный учебник «Буряад хэлэн» помогает организовать работу при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также для коррекции знаний слабоуспевающих учеников. Он дает возможность ученикам экспериментировать и наглядно видеть свои первые успехи, повышает интерес и мотивацию к изучению бурятского языка. Экономия времени, необходимого для изучения учебного материала, благодаря использованию электронного учебника в среднем составляет до 30%, а приобретенные знания сохраняются значительно дольше, так как визуальный метод получения информации человеком воспринимается легче, чем вербальный, и запоминается на более длительное время. Также с учениками среднего и старшего звена организована работа по поиску информации на таких сайтах, как www.mou.Ulan-Udewww.vip-buryatiawww.nomoihan.org. Здесь учащиеся имеют возможность познакомиться с онлайновой библиотекой бурят-монгольской литературы, с новостями столицы, республики, найти материал по материальной и духовной культуре бурятского народа. На основе полученной информации создают электронные образовательные проекты, которые применяются для защиты научно-исследовательских работ, на уроках для презентации проектного продукта. Созданные проекты используются для обмена среди учащихся. Темы проектов берутся из области литературы, страноведения, межкультурной коммуникации. Учащимися разработаны следующие электронные проекты: «Путеводитель по культовым местам Тункинского района», «Народные игры и обряды» и т.д.

Компьютерный словарь-толи применяется для работы над языковым материалом, развития основных видов речевой деятельности, построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося. Также при обучении бурятскому языку используются видеофрагменты, как средство закрепления мотивации. Кроме того, учащимся рекомендую дополнительную и справочную литературу по культуре и истории бурятского народа. В целях оптимального оснащения учебного процесса, его оптимизации мною ведется систематическая работа по оснащению разнообразными наглядными средствами обучения. Систематизированы следующие материалы для обучения по бурятскому языку: Плакаты, таблицы и раздаточный материал по бурятскому языку; КИМы, банк тестовых заданий; тематические альбомы по литературе (в том числе созданные школьниками в результате проектной деятельности); учебные словари и справочники; электронные базы данных (презентации, аудио- и видеоматериалы, проекты, фотографии, анимация, таблицы). Материалы опубликованы на образовательном портале http://profistart.

Информационно-коммуникативные средства обучения ориентируют на организацию деятельностного подхода к процессу обучения, а также на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, и обобщенных способов деятельности. В процессе работы над проектами, составлением презентаций у учащихся развиваются навыки работы со справочной литературой, коммуникативные и регулятивные навыки.

Сама в совершенстве владею компьютерными программами Microsoft Office. Мною создаются мультимедиа презентации по различным темам как «Животный мир», «Домашние животные», «Профессии», «Моя родословная», «Семь чудес Бурятии», «Сопоставь пары»; Игры: «Шэдитэ тала», «Сэсэн бэрхэ», «Своя игра», «Звездный час» и т.д., которые помогают на уроках бурятского языка организовать лексико-грамматическую работу, способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Использование развивающих технологий позволило подготовить контингент учащихся, имеющих возможность обучаться на повышенном уровне требований. Ученики старших классов активно участвуют в исследовательской работе. Применение технологии коммуникативного обучения Пассова, диалога культур способствует развитию   коммуникативных, социокультурных компетенций.

Использование данных технологий вовлекает обучающихся в активную поисково-исследовательскую деятельность, формирует готовность и способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. И не случайно китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. В результате использования современных образовательных технологий повысилось качество обучения и мотивация учащихся, стабилизировалась результативность обучения в целом. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Балданов Доржо -Проба пера40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Про Тунку много сказано слов,

Льются песни мелодией века,

Но тебе посвящается вновь

Строки простого поэта.

(Сыбенова Н.)

Введение

Я родился у самого подножья завораживающих Саянских гор в селе Тагархай Тункинского района. Любовь к чтению я перенял от своей мамы. С малых лет мы вместе читали сказки, учил я добрые стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, и конечно же читал стихи бурятских поэтов Дондока Улзытуева, Баира Дугарова, Бориса Сыренова …

Стихи я начал писать с 6 класса. Когда в школе объявили конкурс «Проба пера», я решил попробовать написать, и у меня получилось. Тогда я понял, что, оказывается, могу облекать свои мысли в рифмованные строчки. Так я впервые сочинил стихотворение «Мой Тагархай». В том же году я написал 5 стихотворений и оформил их в буклет.

С тех пор в минуты грусти, счастья поэтические струны овладевают мною. Через свои стихи я пытаюсь найти ключ к своей душе, понять себя, познать большой яркий мир. Может быть, поэтому я дал общее название своим несмелым строчкам «Ключ моей души».

Стихи собственного сочинения я читал на уроках русской и бурятской литературы, иногда – на концертах, к некоторым из них я делал зарисовки. Принимал участие в районных конкурсах чтецов своих стихов на бурятском и русском языках. Ребята радовались моему успеху.

«Все, что может трогать сердце, наполнять и возвышать душу, есть поэзия», - считал замечательный русский поэт и декабрист Н.А. Бестужев. Именно с этих великолепных слов мне хочется начать рассказ о своих стихах. Их я объединил в четыре цикла:

  1. Стихи о родном крае «Край мой навек любимый»
  2. О родной природе «Картины родной природы»
  3. О друзьях и школе «Прекрасен наш союз!»
  4. Стихи на родном языке «Дууланаб шамаяа Түнхэмни!»

Край мой навек любимый

Я горжусь тем, что живу в одной из самых прекрасных долин на свете, которая зовется Тункой. Недаром ее в народе называют второй Швейцарией. С большой радостью воспеваю величественные ее просторы, могущественные Саяны, необычайную их красоту, выражаю огромную любовь и восхищение ею. Это, пожалуй, единственный в России край, где сосредоточено столько минеральных источников, приносящих здоровье людям. Край этот славен замечательными людьми, многие из которых известны не только в Республике Бурятия, но и в нашей стране. Обо всем этом я написал в своих стихах, посвященных родному краю.

Мой край родной

Мой край родной,

Нет лучше и краше тебя!

Запах твой лесной

Пьянит и манит меня.

Люблю твои богатые леса,

Широкие, просторные луга,

Яркие краски цветов полевых,

Разноцветье трав луговых.

Люблю твои горы,

Стоящие на страже,

И нет лучше на свете,

            Ближе их и краше.

Мой Тагархай

Родина моя – мой Тагархай!

Здесь я родился и живу.

Потомками прославится край,

И это всё люблю я и чту.

Отсюда родом наш герой,

Великим снайпером его зову.

Люблю всем сердцем и душой

Природы дивной красоту –

Зеркал Койморских чистоту,

Папий, Обо и Субаргу,

И это все мой Тагархай,

Мой дивный край, родимый край!

Тагархай

У подножья Золтых гольцов

Обрамленный кругом тайгою,

Раскинулся мой Тагархай,

Сотворенный в легендах Коймора.

Меня окружают аршаны, озера,ю

Тайною покрыт Чингисов престол,

Вечная память герою Жамбылу,

Который прославил родной аул.

А за лесом сияют Саяны

Куполами зеркальных вершин.

Здесь мой род, мой дом, мое тоонто,

Здесь прекрасна природа и жизнь!

Престол Чингис - хана

У подножья Восточных Саян

Есть место святое.

Его освятил сам Чингис – хан,

Мечом изрубив глыбу-камень.
Престолом хана величают его.

Поклониться престолу –

Дело святое.

Когда – нибудь дойду я до него,

Прикоснусь рукою к престолу,

Почувствую силу хана самого,

И буду я счатлив безбрежно.

Пестол Чингис –хана –

Великая сила, забвенье

От всех болезней и невзгод.

Так давайте помолимся

Чингисову камню

 И будем здоровы

На многие годы!

Аршан

Рвется Кынгарга с ущелья Саян,

Бежит и гремит, как барабан.

Как же здесь дивно и так легко!

Исцеляет людей источник Аршан,

Силу и мощь дает, как шаман.

Испить той водицы желаю я всем!

Приезжайте к нам в гости,

Где источник аршан.

        Величественные Саяны – символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого тункинца. Чтобы сосредоточить внимание на этом, я использовал следующие изобразительно-выразительные средства:

инверсии – край родной, родина моя, природы дивной, зеркал Койморских;

эпитеты – зеркальных вершин, природы дивной, золотых гольцов – показывают красоту Саянских гор;

повтор – край, люблю;

сравнение – бежит и гремит, как барабн, силу и мощь дает, как шаман.

Рвется Кынгарга, бежит и гремит – глаголы движения показывают стремительность горной реки, ее быстрое течение.

Картины родной природы

        Люблю я писать и о природе, ведь как говорил В. Гете, «природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание». Мы не всегда замечаем ее красоту – наше бесценное богатство, я думаю, что не каждый из нас сможет красиво рассказать об окружающей нас природе.

        Я надеюсь, что тот, кто прочитает мои стихи о природе, почувствует, как пленительна смена времен года, как прекрасны наши леса, поля, рощи, через которые, меняясь, проходят весна, лето, осень, зима. Наблюдая за сменой времен года, передаю свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям. Тон моего повествования жизнерадостный, даже осень изображается мной в золоте листьев. Мы любуемся легкими шагами осени, золотым листопадом, но ощущаем приближение зимы и холода, хотя еще лес багряный и румяный. В небольшом стихотворении «Зима» мороз указывает на приближение Нового года, поэтому настроение мое становится радостным, приподнятым. Хочется отметить изобразительно –выразительные средства, употребленные в переносном значении: «В гости осень к нам пришла», «В гости нас зовет», «Голубая речка вдаль бежит звеня», «Горы – исполины смотрят на меня», «Речка с землею играя, течет», «Желтый лист летит со мной, зимушку встречая», «Кусты оживают, деревья, трава» и др. олицетворения;

эпитеты – гостья золотая, лес румяный, дождевой метлою, голубая речка и т.д.;

сравнения – «небо над Аршаном словно бирюза», «твои дожди, как будто слезы. Гром и молнии, как гнев. Цветочки, словно алмазы» и т.д.

Осень

В гости осень к нам пришла

Легкими шагами,

Листопадом все вокруг

Кружится, желтеет.

Лес багряный и румяный.

В гости нас зовет.

До чего ж хороша

Гостья золотая,

Желтый лист летит со мной,

Зимушку встречая …

Зима

В гости зимушка пришла,

Как же ты хороша!

Для меня и для тебя

Будет зимушка краса.

Новый год хотим встречать,

Старый будем провожать,

И с друзьями веселиться,

Бегать, прыгать и играть.

Погода в Аршане

Солнышко летнее светит мне в глаза,

Голубая речка вдаль бежит звеня.

Небо над Аршаном словно бирюза,

Горы – исполины смотрят на меня.

Но туча закрывает синий небосвод.

Ветер налетает и деревья гнет.

Дождевой метлою чистится Аршан.

Словно замирает – это ураган!

Вдруг глазам не верю:

Тучи нет, как нет …

За окном разлился теплый солнца свет.

Прекрасен наш союз!

        Тематика стихов о друзьях и школьных учителях под названием «Прекрасен наш союз!» пронизана светлым настроением, связанным со стремлением дорожить дружбой, ненужностью блеска и золота, а необходимостью в постоянной истинной дружбе, радостью и гордостью за успехи своей одноклассницы Виктории Харитоновой, мастера спорта по стрельбе из лука.

        Любовью отличаются строки и о своей любимой школе и об учителях, работающих в ней. Школа для меня, живущего в пяти километрах от нее, действительно является вторым моим домом. Когда повзрослею, с радостью буду вспоминать об этой беззаботной, веселой поре и выражаю надежду на постоянную встречу в будущем со своими друзьями и учителями.

Друзья

Друзья, мои друзья!

Как же вы дороги для меня!

Без друзей никак нельзя,

Как же дружба дорога!

Дорожить ведь ею надо,

В этом слове – сила, честь …

Дружба, друг – моя награда,

И не надо блеска, злата,

Мои друзья – моя отрада.

Гимн победителю, честь и хвала Харитоновой Виктории

Гордость за Вику, слава, почет

Тебе говорим мы, тебя восхваляя!

Трудом и упорством вперед ты идешь

Навстречу нелегкой победе.

Ведь имя «Виктория» -

Подтверждение твое

Везде и во всем добиваться!

На пьедестале Европы

Уже ты стоишь

Ведь это много значит,

Это первый итог!

За тебя гимн российский звучит,

И поднимается гордый триколор!

Так вдохни ты, Виктория

Воздух Аршана

Прояви свой характер и напор!

Удача, успех пусть с тобою идут

Для дальнейших побед и высот!

Пусть твоя сила будет расти,

Пусть меткость переходит все грани

Желаем по карьерной лестнице идти

И новых побед достичь!

Слава! Слава! Слава!

Учителям (посвящается Дню учителя)

Есть осенью прекрасный день,

Прекрасный и незабываемый,

Когда мы вспоминаем учителей,

Вспоминаем, чтим и любим.

Но не только в этот день

Мы помним вас,

Мы помним с той поры чудесной,

Когда вошли в просторный класс,

И стало все так интересней.

Спасибо вам, УЧИТЕЛЯ,

За вашу любовь и терпенье,

Поклон вам низкий, учителя,

За вашу доброту и уменье!

Мини – зарисовки

Учительница

Она учит нас, знакомит, творит,

Удивляет, как много она знает!

Весь мир она нам открывает,

Удачи нам всем желает …

И все мы желаем от сердца,

Чтоб долго ты с нами была,

Терпенья, здоровья желаем

На долгие дни и года!

Школа

Школа любимая, родная,

Ты мой дом второй,

Буду помнить через годы я

О той поре, веселой, озорной …

        Для того чтобы передать чувство радости, восхищения жизнью, использую

эпитеты: прекрасный день; с той поры чудесной; родная школа; о поре, веселой, озорной …;

        обращения: Друзья, мои друзья! Спасибо вам, Учителя! Поклон вам низкий, учителя; школа любимая, родная;

        восклицательные предложения, которые передают мое восхищение друзьями, учителями;

        анафора: Мы помним вас, Мы помним с той поры …

Лирические мини – зарисовки

Этюды «Любимые времена года»

        Весна

Солнце сияет, радость дает.

Речка, с землею играя, течет.

Кусты оживают, деревья, трава,

Начался день, день родимой весны,

Мир пробуждается, кончились сны.

        Весна – мое любимое время года. Все весенние дни до единого необыкновенны. Серебряные облака плывут по небу, золотое солнце смотрит на меня и как будто улыбается мне. А березка слышит, как журчит капель, шевелит веточками, с нее падают редкие капли, как слезы.

        А мне хочется на простор… Прекрасное зрелище предстает передо мной … Небо голубое, а ветерок доносит аромат первого цветка.

Лето

Твои дожди, как будто слезы,

Гром и молнии, как гнев.

Цветочки, словно алмазы,

Убранством ярким украшают степь.

        Лето – прекрасная пора. Его приход означает для меня долгожданные каникулы. Я стараюсь почаще бывать на своем любимом месте. Оно находится на берегу прекрасной озорной речки, которая шаловливо играет со мной. Вокруг кустарники и целое море жарков. Сидишь на берегу, слушаешь, как поет речка, как шелестят беспечные кустарники, шевеля перламутровыми листиками. Лазурь неба, убаюкивающая песня реки, золотые лучи солнца сливаются воедино с огненными жарками. Это полыхающее пламя цветов заворожит любого, кто увидит его. Очаровывает таинственная музыка, состоящая из шума листьев. Слышу пение березки, ее тихий прохладный напев. А тут заливается тополек: листья шуршат так, будто очень хотят обратить внимание на себя. Величественная сосна лениво шепчет бесшумную мелодию сна.

        Хотите побывать на моей полянке? Приезжайте, любуйтесь!

Стихи на бурятском языке

«Дууланаб шамаяа, Түнхэмни!»

В моем крае живут люди, которыми я горжусь. Это мои предки и земляки, сохранившие для меня этот красивый целебный уголок природы. В такое сложное время природа помогает нам сохранить чистоту и доброту. Я убежден, что человек в детстве должен видеть ее удивительную красоту, встречать удивительных людей. Познав добро, будет творить его сам.

Я люблю читать стихи моих земляков о природе на родном бурятском языке. Много таких у Лопсона Тапхаева. Он мой любимый поэт. Многие его сборники стихов переведены на русский язык. Его стихи то грустные, то радостные, он гордится своими земляками, любуется горами, реками, он поет о Тунке. И я решил посвятить свои строки своему родному уголку Земли - Тунке.

Түрэл минии Түнхэн

Түрэл минии Түнхэн

Буряад оронойм шэмэг юм.

Арюун тунгалаг аршаанаараа

Аяар холуур суутай юм.

Аба эжын хэшэг буянтай,

Ая гангын, арсын дайда,

Баян үльгэр түүхэтэй

Хонгоодор буряадуудай үлгы тоонто.

Дууша, ажалша мэргэн солоороо

Дуулим Буряадтаа суутай юм.

Түмэн жэлнүүдтэ мандыш амгалан

Түрэл минии Түнхэн нютаг!

Хоймор

Хойморой нуурта ошоходо

Ямар гое гээшэб даа!

Халуун наранай элшэ доро

Ялалзан байна нуурай уһан,

Ямар гое нютагтайбиб даа!

Аршааншье, нууршье, хадашье бии,

Хойморой хүнүүд золтой даа!

Арюун һарьдагта дасаншье бии.

Хойморой нуурай дубуунһаа

Харан шэртэн байнаб даа.

Һаргама сэлмэг нютагтайб даа,

Хододоо һалбаран байгыш даа!

Владимир Жамбалович Тулаев - член «Союза писателей РФ», член «Союза журналистов РФ», «Заслуженный работник культуры РБ», награжден Почетной грамотой  Президиума Верховного Совета РСФСР.  

В 2015 году Владимир Жамбалович Тулаев, сын Героя Советского Союза Жамбала  Ешеевича Тулаева, отметил свой 75-летний юбилей со дня рождения.    

Владимир Жамбалович Тулаевай

75 жэлэй ойн баярта зорюулагдана

Үндэр Саяанай хормой эзэлһэн

Үзэсхэлэн һайхан Таһархай нютагта

Уянхан сэдьхэлтэй Володя хүбүүн

Үхибүүн наһаяа үнгэргөө бэлэй.

Дайнай үеын хатууе мэдэһэн,

Эсэгэеэ хүлеэжэ һанаагаа зобоһон,

Хойморой сабшалан дээрэ түрүүлэн ябадаг,

Үльгэр түүхэ Шалдуунайһаа шагнажа,

Ажалай дүршэл танижа ябаа бэлэй.

Он жэлэй эрьен ошохые

Оройдоошье мэдэнгүй үнгэргэжэ,

Жаргалта нангин харгыда орожо,

Ажалай жолоо шангаар барижа,

Соелой алдар солодо хүртэжэ,

Эсэгынгээ нэрэ дээгүүр үргэжэ,

Түрэл Түнхэнөө суурхуулжа,

Арад зондоо һайшагдахаар

Аша туһаяа дамжуулжа,

Нэрэ түрэеэ үргэжэ

Ерэн наһанай жаргалые

Үзэхэ буянтай байхатнай болтогой!

В моем родном селе Тагархай в 1917 году был построен большой дацан «Дечен Равжалин», при нем жили более 300 лам. Это был один из самых первых храмов во всем районе, куда приходили десятки верующих. Но в трудные годы гонений религиозных деятелей случилась беда. В 1937 году храм разрушили идеологи коммунизма. От святых построек не осталось ничего, многие ламы были убиты и репрессированы. 

Спустя десятки лет мои земляки решили восстановить дацан. Инициативу выдвинуло местное ТОС «Амаргол». Народ откликнулся, и методом народной стройки с октября 2010 года построили новый большой дацан. 

Агван Доржиевай заабаряар

Хандагайтын үндэрэй хормойдо,

Амгалан байдалтай талада

Мамба-дасан баригдаһан бэлэй.

Түбэд эмшэлгын гуримаар

Хүн зониие эмнэжэ,

Бурханай номуудые үзэжэ.

Эрдэмтэй ламанар байдаг бэлэй.

Гушаад онуудай харшалтаар,

Ноедой тэнэг баалалтаар.

“Дасан хэрэггүй” -гэлдэжэ

Олон ламанарые тушаажа,

Дасанай досоохи бурхадые,

Ехэ олон номуудые

Урижа хаяһан гэдэг.

Хэды олон жэл соо

Зоной дурасхаалдаа таһарангүй

Хандагайтын ехэ дасан

Мүнхын зула мэтэ ялараал.

95 жэл боложо

Амар Голой зон сугларжа,

Лобсан-багшын хүтэлбэри доро

Хандагайтын дасанай һуурида

Дуган гээшые бодхообо.  

Зоной хүсэн ехэл даа!

Түрэлтэ ламанарай мүнхэ дурасхаалда.

Таһархайн зоной сэдьхэл

Ялас гэмээр гэршэлнэ!

Школа, дорогая! Ты первая ступень в жизни каждого человека по пути к взрослой жизни, самая замечательная, интересная, волнующая и интригующая. Ты как богиня мудрости, создана для открытия таинственного мира науки и знаний. Всегда удивляешь и чаруешь своим волшебством. Спасибо тебе за то, что как родная мать, ты тихонечко и непринужденно ввела каждого за руку во взрослую жизнь! С этим радостным Юбилеем!

Минии һургуули

Түрэл минии һургуули

Түбхинэжэ байхашни

                                         болтогой!

Олон хүүгэдые һургажа,

шото замдаа гарахашни

                                         болтогой!

Ерэн табан жэлээ угтан,

Ехэ боложо байхашни

                                          болтогой!

Аршаан нютагаа сурхуулан,

Арюун замтай байхашни

                                           болтогой!

Һурагшадаар олон боложо,

Эрдэмэй далай шудалжа,

Түрын эрхэтэн болохошни

                                           болтогой!

Заключение

Сочинять стихи – это иногда трудная, но в то же время интересная работа. Стихотворная речь особенная, она отличается четким ритмом, краткостью. Ритм создает определенное настроение, явление ритма окружают нас всюду: ритмично бьется наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года, ритмично идет праздничная колонна под звуки оркестра …

        Булат Окуджава в свое время сказал: «Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить, так природа захотела. Почему - не наше дело, для чего – не нам судить». Не мне судить о том, хорошие мои стихи или плохие. Мне важно то, что я не могу их не писать, они сами собой напрашиваются, и мне очень хочется верить, что с помощью моих стихов удастся заставить людей проникнуться еще большей любовью к своим родным местам и желанием сохранить красоту природы своего края для будущего поколения.