Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организацит

Даниленко Марина Геннадьевна

Принимаю активное участие в работе методического объединения и в проведении мероприятий методической направленности в рамках круглых столов, семинаров, конференции, консультаций, разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш»

Консультация для педагогов на тему:

«Активизация речевого развития детей через словесные игры нейроупражнения»

Составитель:

Даниленко М.Г.

Сургут 2022

Активизация речевого развития детей через словесные игры (нейроупражнения)

«Маленькие дети… играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место». (Н. К. Крупская)

 Действительно, вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну очень интересную игру!» Использование занимательной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. 

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам

Об особенностях проведения словесных игр

Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

 Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал»

Средний дошкольный возраст

Добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое», «Назови лишнее слово»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде», так же можно использовать  договаривание  детьми слов, недосказанных воспитателем) и пр.

Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.

Хотелось бы особенно отметить словесные игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой».  

  В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе применяют четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К.

 Словесные игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми используют игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).
 С этой целью необходимо проводить вечера-досуги «Отгадай загадку»

Словесные игры можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребенка. Применяю следующие виды игр с мячом:

 1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию). 5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш»

Консультация для педагогов на тему:

«Активизация речевого развития и мелкой моторики детей через нейроупражнения»

Составитель:

Даниленко М.Г.

Сургут 2022

Активизация речевого развития и мелкой моторики детей через нейроупражнения (словесные игры)»

 «Маленькие дети… играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место». (Н. К. Крупская)

 Действительно, вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну очень интересную игру!» Использование занимательной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. 

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам

Об особенностях проведения словесных игр

Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

 Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал»

Средний дошкольный возраст

Добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое», «Назови лишнее слово»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде», так же можно использовать  договаривание  детьми слов, недосказанных воспитателем) и пр.

Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.

Хотелось бы особенно отметить  словесные игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой».  

  В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе  применяют четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К.

 Словесные игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми  используют игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).
 С этой целью необходимо проводить  вечера-досуги «Отгадай загадку»

Словесные игры можно проводить с мячом. Это помогает  удержать внимание ребенка. Применяю следующие виды игр с мячом:

 1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию). 5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш»

Консультация

для педагогов на тему:

«Нейролепка как средство развития моторики, фантазии и творческого мышления».

Воспитатель:  

Даниленко М.Г.

Сургут  2023

Консультация для педагогов на тему:

«Нейролепка как средство развития моторики, фантазии и творческого мышления».

Нейролепка - уникальная методика, которая совмещает собой занятия и игры с пластилином. Нейролепка развивает: мелкую моторику, речь, межполушарные связи, образное мышление, усидчивость, снимает стресс.

 Нейролепка гармонично развивает все три основные формы мышления: 1. наглядно - действенное; 2. наглядно - образное; 3. словесно - логическое. Это три кита для успешной работы в школе.

Нейролепка: модное слово или новое направление?

Сейчас очень часто стал использоваться термин «нейролепка», даже предлагают пройти обучающие курсы по ней. Давайте разбираться, что это такое, и чем она отличается от обычной лепки.

Если вам говорят, что нейролепка развивает моторику, фантазию, усидчивость, творческое мышление и т.д., то возникает вопрос: разве это делает не любая лепка? Лепка из любого материала и в любых техниках работает именно так!

В чем же отличие обычной лепки от нейролепки?

В психологии есть понятие нейрогимнастики, основной принцип которой - выполнение разных действий двумя руками сразу (например, одна рука показывает знак «Ок», другая «Класс» и надо быстро менять руки несколько раз).

Нейролепка может быть отдельным занятием, направленным на развитие межполушарных связей и иметь свою структуру и определенные задачи:

Первый вариант: когда при выполнении нейрогимнастики вы используете глину или пластилин (например, одна рука катает шарик, другая колбаску).

Второй вариант: на обычное занятие лепкой вы добавляете несколько нейро упражнений (можно с глиной/пластилином или без них) в начале или середине занятия.

Нейрогимнастика для детей

В пользе утренней зарядки или, например, суставной гимнастики никто не сомневается; а в последнее время особую популярность приобрела также нейрогимнастика для детей и взрослых. Специалисты обещают, что всего несколько упражнений, выполняемых ежедневно, помогут улучшить память, концентрацию внимания, самоконтроль и многое другое.

Мы выяснили, кому показаны нейроупражнения и как они работают, а также подобрали простые и эффективные комплексы для детей разного возраста.

Что такое нейрогимнастика?

Вопреки расхожему мнению, улучшить работу мозга одним только чтением или углублённым изучением точных наук не получится: нейропсихологи утверждают, что развитие межполушарных связей — ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности. Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой мозга».

Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон.

Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:

развивает речь и мышление;

улучшает кровообращение;

улучшает память и внимание;

помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);

повышает скорость обработки информации;

развивает общую и мелкую моторику и т.д.

Зачем детям нужна нейрогимнастика?

Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.

Нейроупражнения активно применяются и в работе с детьми с различными нарушениями в развитии: по наблюдениям педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ, регулярные занятия помогают добиться положительной динамики в развитии речи, самоконтроля, ощущении собственного тела и пространства вокруг.

Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.

Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания: многие родители в профилактических целях включают нейроупражнения в ежедневный распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе или в начальных классах. К тому же современные дети зачастую ведут малоподвижный образ жизни и редко участвуют в активных дворовых играх, благодаря которым нейрокоррекция проходит самым естественным образом.

Но бывают и случаи, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к детскому неврологу:

ребёнок постоянно рассеян, испытывает трудности с концентрацией внимания;

он быстро устаёт;

у него проявляются признаки гиперактивности;

он очень плохо запоминает новую информацию и испытывает сложности с освоением школьной программы;

ребёнок плохо ориентируется в пространстве, не может запомнить дорогу домой, путает левую и правую стороны;

он отстаёт от сверстников в развитии;

испытывает сложности с социализацией и адаптацией в коллективе;

у него плохо развита мелкая моторика — всё буквально валится из рук;

он часто выходит из себя и испытывает сложности с выражением эмоций.

Если вы заметили у ребёнка один или несколько таких тревожных симптомов, после выяснения точной причины их появления специалист, вероятно, подберёт для вашего ребёнка оптимальный комплекс упражнений для нейропсихологической коррекции.

Классификация упражнений для мозга

Комплекс гимнастики для развития памяти и мышления включает в себя несколько видов нейроупражнений; в зависимости от проблем, которые необходимо решить в процессе занятий, и возраста ребёнка могут добавляться разнообразные упражнения:

дыхательные — снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями;

двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;

глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы;

растяжка — снимает напряжение, тонизирует и помогает подготовить руку к письму;

для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта;

артикуляционные — для детей с задержкой речевого развития;

массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.

Лучшие нейроупражнения для детей

Нейрогимнастика для малышей (до 3-х лет)

Элементы нейрогимнастики могут присутствовать даже в занятиях с самыми маленькими: в 2–3 года у детей активно развивается речь, поэтому игры и упражнения для крупной и мелкой моторики и правильной артикуляции важны уже в этом возрасте.

Если у малыша не получается повторить все движения, не расстраивайтесь: возьмите его ладошки в свои руки и выполните все движения вместе. Когда ребёнок запомнит порядок действий, можно попробовать сесть напротив него и выполнить их одновременно.

«Ладушки»

С этой игрой знакомы все родители: начиная с классического варианта (хлопок — хлопок двумя руками с партнёром — хлопок — хлопок правой рукой с правой рукой партнёра и наоборот), можно наращивать сложность и добавлять новые комбинации (например, перекрёстные хлопки обеими руками с партнёром).

Ещё одна интерпретация любимой всеми игры — «Ладошки и хлопок». Это упражнение можно выполнять в одиночку: хлопки в ладоши чередуются с поворотами кистей рук (одна рука расположена ладонью к лицу, вторая — тыльной стороной, затем после хлопка необходимо поменять руки).

«Клювики»

Руки малыша — «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом повторяем предыдущее движение, сменив руки.

«Ухо-нос»

Одной рукой ребёнок берётся за мочку уха, второй — за кончик носа, затем меняет руки.

«Змейка»

Соединяем ладони и двигаем ими, изображая ползущую змею.

«Ладонь-локоть»

Правую руку, согнутую в локте, поднимаем вверх; ладонь сжата в кулачок. Ладонь левой руки тыльной стороной прижимаем к локтю правой руки. Обе руки образуют прямой угол. Затем меняем руки. Чтобы усложнить упражнение, добавляем хлопок.

«Канатоходец»

Разложите на полу верёвку; предложите малышу представить, будто он канатоходец в цирке, а канат натянут в воздухе. Нужно пройти по верёвке, аккуратно переставляя и плотно прижимая к ней стопы.

Нейроупражнения для детей 4–5 лет

Для детей этого возраста предыдущие примеры упражнений не утрачивают своей актуальности: их можно усложнять и наращивать темп. Однако появляются и более сложные и разнообразные задания для развития межполушарных связей, памяти и внимания.

«Нос-пол-потолок»

Взрослый поочерёдно указывает пальцем на свой нос, пол и потолок комнаты, проговаривая при этом то, на что он показывает. Ребёнок повторяет движения. Затем взрослый начинает путать ребёнка, время от времени указывая не на те объекты, которые называет вслух. Задача малыша — показать на верные объекты. Постепенно скорость выполнения упражнения увеличивается.

«Кулак-ребро-ладонь»

Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.

«Капитан»

Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавив хлопок.

«Слон»

Упражнение выполняется стоя. Голова наклонена вправо, ухо касается плеча. Указательным пальцем вытянутой вперёд правой руки ребёнок рисует в воздухе любой объект — восьмёрку, животное, геометрические фигуры и т.д. Глазами необходимо следить за движениями пальца. Повторив рисунок несколько раз, меняем сторону.

«Пинг-понг»

Это упражнение выполняется в паре. Представьте, что ваш стол — игровое поле, и мысленно разделите его на две половины (или используйте цветной скотч). Положите на середину шарик для настольного тенниса или просто смятый листок бумаги. Задача каждого игрока — сдуть шарик на сторону противника, чтобы он упал на пол.

«Барабанные палочки»

Руки сжаты в кулачки; на одной руке вытянут указательный палец, на другой — указательный и средний. Указательным пальцем одной руки слегка ударьте по пальцам другой руки, затем хлопком смените руки.

Нейроупражнения для дошкольников (6–7 лет)

В старшем дошкольном возрасте возрастает учебная нагрузка — детсадовцы учатся читать, писать и считать; а многие ещё и посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Поэтому дошкольникам просто необходимы упражнения для развития мелкой моторики и активации работы мозга.

«Колечко»

Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.

«Хлопок-кулак-щелчок»

Хлопаем в ладоши, затем стучим кулачками друг о друга, и по очереди щёлкаем пальцами обеих рук. Выполняем упражнение несколько раз.

«Путаница»

Одной рукой массируем живот, совершая круговые движения ладонью вокруг пупка. В это время ладонью второй руки похлопываем или поглаживаем себя по голове. Затем меняем руки.

«Перекрёстные шаги»

В положении стоя ребёнок поднимает правое колено и касается его локтём согнутой левой руки. Чередуя ноги и руки, ребёнок «марширует» таким образом 1–2 минуты.

«Мячик-счёт»

Для выполнения этого упражнения понадобится мячик: его необходимо катать по столу круговыми движениями одной руки, при этом считая до пяти и разгибая соответствующее количество пальцев другой руки. Затем ребёнок повторяет упражнение, сменив руки.

«Двойные каракули»

Упражнение выполняется стоя или сидя; руки вытянуты перед собой. Задача ребёнка — рисовать в воздухе любые фигуры, от абстрактных каракуль до сложных фигур, одновременно обеими руками. При этом движения обеих рук должны быть зеркальными. Рисовать можно не только руками, но и стопами, сидя на стуле.

«Коза и заяц»

Одной рукой ребёнок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.

«Воздушный шарик»

Ребёнок лежит на полу, расслабив мышцы живота. На вдохе он медленно раздувает живот, как воздушный шарик, затем ненадолго задерживает дыхание и на выдохе медленно сдувает его, втягивая живот.

Выполняйте упражнения ежедневно. Хорошее настроение ребёнка — обязательное условие: если малыш не в духе, перенесите занятие на другое время.

Обязательно демонстрируйте все упражнения и помогайте ребёнку правильно выполнять их.

Перед сном заниматься не стоит: нейрогимнастика бодрит. В остальном время и место не имеют большого значения. Упражнения на растяжку и расслабление можно выполнять в перерывах между занятиями в школе и дома, а некоторые упражнения можно делать даже на прогулке или в общественном транспорте.

Если какое-то упражнение даётся ребёнку легко — пришло время усложнить его и ускорить темп или добавить дополнительные движения.

Занимайтесь не дольше 7–10 минут в день в зависимости от возраста ребёнка. Всего в комплексе должно быть не больше 5–6 упражнений.

Время от времени меняйте упражнения, чтобы занятия не наскучили ребёнку.

Нейрогимнастика — не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который подходит как взрослым, так и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного времяпрепровождения, своеобразный ежедневный ритуал.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш»

Консультация для педагогов на тему:

«Пластилинография как инструмент нейролепки в работе с детьми с нарушением зрения»

Составитель:

Даниленко М.Г.

   

Сургут 2022

У детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм и др.) снижена острота зрения, зрительное восприятие носит фрагментарный характер, у многих наблюдается недоразвитие мелкой моторики, навыков ориентировки в окружающем пространстве.

Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения, является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечеткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний. Особенности зрительного дефекта и вторичных отклонений накладывают свой отпечаток на изобразительную деятельность детей с нарушением зрения. Из-за отсутствия понимания полноты и глубины окружающего мира снижается возможность самостоятельного и наиболее точного отображения предметов. Бедность практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза накладывают свой отпечаток на овладение ручными навыками и творческую деятельность детей.

Именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившийся новый жанр (вид) в изобразительной деятельности.

Этот жанр создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Рекомендации в работе с пластилином:

  • Твердый пластилин можно разогреть
  • Использовать в работе не бумагу, а  плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.
  • Поверхность картона можно покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен.
  • Можно покрыть готовую работу бесцветным лаком. Изделие становится более прочным и сохраняет яркость.
  • На столе должна быть доска, влажная салфетка. После работы вымыть рук

Работу с детьми нужно начать с  того уровня упражнений, который будет получаться  и доставлять удовольствие.

- Выполнение упражнений должно быть регулярным.

- Очень  важно ободряющее поведение взрослого.

- Ребёнку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом  выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной

Главное значение пластилинографии состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.  Ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Использование игровых приёмов обеспечивает динамичность процесса образования, максимально удовлетворяет потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление,  творческое воображение, образное мышление.

В интересной игровой форме обогащает словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Техника доступна детям любого возраста. Она позволяет быстро достичь желаемого результата, делает творчество детей интересным и увлекательным

Дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы, чувствуют веру  свои силы и возможности. Своими поделками, дети украшают интерьер группы,  изготавливают игрушки – забавы, подарки и сувениры дарят малышам и родителям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пластилинография и дети с нарушением зрения» Консультация для педагогов Подготовила: Даниленко Марина Геннадьевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш» г. Сургут

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский

Слайд 3

Особенности развития детей с нарушением зрения Трудности формирования образа окружающего мира: отсутствие целостности нечеткость фрагментарность Причины затрудненного овладения ручными навыками: небольшой практический опыт слабая моторика несогласованность действий рук и глаз

Слайд 4

Изобразительная деятельность Способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаз и рук, совершенствовании координации гибкость, сила и точность движений коррекции мелкой моторики

Слайд 5

Пластилинография

Слайд 6

Основной материал – пластилин! Основной «инструмент» – руки! Пластилинография

Слайд 7

Рекомендации по работе с пластилином разогреть пластилин использовать плотный картон покрыть картон скотчем покрыть работу бесцветным лаком использовать доску и влажную салфетку

Слайд 8

Важные компоненты успешного занятия пластилинографией регулярное выполнение упражнений поддержка со стороны взрослого простые, короткие и точные инструкции

Слайд 9

Достоинства пластилинографии повышается умелость рук укрепляется сила рук согласовываются движения движения пальцев дифференцируются

Слайд 10

Пластилинография и игровые приемы Использование игр помогает: активизировать деятельность детей развивать познавательную деятельность повышать наблюдательность, внимание улучшать память, творческое воображение

Слайд 11

Пластилинография и игровые приемы Игровая форма : стимулируется речевая активность используется речевое подражание формируется и активизируется словарь

Слайд 12

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации и сенсомоторной координации доступна детям любого возраста приносит радость от самостоятельно выполненной работы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 «Крепыш»

«Родительская гостиная»

Представление опыта работы для воспитателей ДОУ

группы «Золотой петушок»

Составитель:

М.Г.Даниленко

«Родительская гостиная»

Представление опыта работы для воспитателей ДОУ

Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе.

В каждой семье свои подходы к воспитанию, но все родители, так или иначе, нуждаются в квалифицированной педагогической помощи. При этом не каждый родитель эту помощь готов принять. Поэтому наша задача – привлечь семьи воспитанников к сотрудничеству. Некоторые родители сознательно стремятся переложить свои обязанности по воспитанию на педагогических работников детского сада. Они в первую очередь заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, а от процесса воспитания уклоняются.

Закон об образовании закрепляет за родителями преимущественное право на обучение и воспитание своих детей. В связи с этим работники дошкольных образовательных организаций могут выступать только в роли помощников родителей в воспитании и обучении ребенка, укреплении его здоровья, развитии личности и коррекции нарушений.

Требования к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования отводят особую роль совместной педагогической деятельности педагогов и родителей, личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия родителей, педагогов и детей.

Сотрудничество родителей с педагогами помогает детям комфортнее чувствовать себя в детском саду. Принимая участие в образовательном процессе, родители повышают свою психолого-педагогическую грамотность, знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка, изнутри наблюдают за деятельностью дошкольной организации.

Специалисты дошкольного учреждения при условии грамотного построения взаимодействия имеют уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребенок - детский сад».

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в ДОУ, но и не посредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, мы организовали клуб для родителей «Родительская гостиная».

Клуб осуществляет свою деятельность на основе разработанного положения и плана работы.

Целью деятельности клуба является повышение уровня педагогической грамотности родителей путем их педагогического просвещения при использовании различных форм взаимодействия (традиционных и нетрадиционных).

Свои отношения с семьями воспитанников выстраиваем на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения, обратной связи.

Повышая интерес и активность к оздоровлению, образованию и воспитанию детей, мы определили следующие приоритетные направления работы клуба:

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение их к участию в жизни МБДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Заседания клуба посещают все желающие родители наших воспитанников. Ответственными за организацию клуба являются воспитатели. К работе привлечены разные специалисты МБДОУ (педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях семейного воспитания.

Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, индивидуальные беседы и др., с помощью которой также выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания.

Как молодых, так и опытных родителей, волнуют такие актуальные вопросы, как, адаптация ребенка к условиям детского сада, социализация ребенка, развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, формирование основ здорового образа жизни, подготовка ребенка к школе и др.

На основе этих данных составляется тематический план работы клуба, который в течение учебного года корректируется и обновляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Заседание клуба регулярно организуется (в музыкальном или физкультурном зале в зависимости от тематики и содержания встреч) в вечернее время не реже одного раза в квартал.

Положение

о клубе «Родительская гостиная»

1. Общее положение

1.1. Клуб «Родительская гостиная» (далее – клуб) является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги группы «Непоседы» могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

1.2. Участниками клуба являются воспитатели, учителя-логопеды, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, медицинская сестра, родители воспитанников.

1.3. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1.4. Положение о клубе обсуждается на родительском собрании

2. Основные направления деятельности клуба.

2.1. Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

2.2. Пропаганда положительного семейного воспитания.

2.3. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.

2.4. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.

2.5. Оказание помощи семье в выполнение воспитательной функции.

3. Содержание работы клуба.

3.1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

- сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

- достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

- принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;

- сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

3.2. Задачами клуба являются:

- изучить динамику детско-родительских отношений и развития ребенка в условиях реализации новых форм общественно-семейного взаимодействия;

- убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;

- познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии;

- оказывать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольников.

4. Организация деятельности клуба.

4.1. Работа клуба осуществляется в группе.

4.2. Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей.

4.3. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях.

4.4. План утверждается на родительском собрании.

4.5. Формы организации работы клуба: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, презентации по организации жизни детей в ДОУ.

5. Права и обязанности участников клуба.

5.1. Родители (или законные представители) имеют право на:

- получение квалифицированной конструктивной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развитие и адаптации ребенка в ДОУ;

- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

- высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.

План работы клуба «Родительская гостиная»

на 2022 – 2023 учебный год

Сентябрь

Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы «Родительской гостиной» и успешного опыта семейного воспитания. Отв. Воспитатели групп

Октябрь

Беседа «Родитель — это звучит гордо»

Знакомство с планом работы клуба.

Отв. Воспитатели

День открытых дверей (презентация ДОУ)

Отв. Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ

Участие родителей в конкурсе «Огородная фантазия»

Отв. Воспитатели

Консультация «Растим ребенка здоровым»

Отв. Старшая медсестра

Ноябрь

Мастер-класс «Веселые лопаточки»

Отв. Воспитатели

Круглый стол «Поговори со мною, мама» (о развитии речи)

Отв. Учитель-логопед, воспитатели группы

Декабрь

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования пластилином «Зимушка – зима»

Отв. Воспитатели

Участие родителей в конкурсе «Мастерская Деда Мороза»

Отв. Воспитатели

Январь

Телефон доверия

Отв. Педагог-психолог

Февраль

Семинар-практикум «Чистая речь – кладовая знаний»

Отв. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог

Март

Деловая игра «Игра в жизни ребенка»

Отв. Воспитатели

Апрель

Активная консультация «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики)

Отв. Воспитатели

Май

Круглый стол «Презентация опыта семейного воспитания». Итоги работы «Родительской гостиной»

Отв. Воспитатели

В течение года

Занятия с элементами нетрадиционной техники рисования пластилином

Отв. Воспитатель