Моя педагогическая находка

Матыенко Наталья Петровна

Моя педагогическая находка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль макетирования в развитии детей дошкольного возраста.

«Скажи мне - и я забуду,

 покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

Конфуций.

Как известно, игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми. Познает окружающий мир, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того, чтобы она получила свое развитие, малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет.

Вряд ли найдется человек, который не любит смотреть, как едет поезд по игрушечной железной дороге. Это зрелище не только возвращает нас в детство, а также погружает в интересный, волшебный микро-мир. Нам нравиться смотреть не только, как стуча колесами, по рельсам торопиться паровоз, но и изучать, рассматривать мельчайшие детали. Вот паровозик проехал сигнальный светофор, заехал в туннель и взобрался на мостик над маленькой речушкой, а мимо его окон мелькают миниатюрные березки, ели и кустики с крохотными ягодками. Все это завораживает нас, а воображение помогает представить, кто мог бы жить в домиках, ходить по узким улочкам. Мы бы с легкостью могли представить себя в этом микро-мире. Человек, преследуя те или иные цели, постоянно пытается воссоздать реальный мир в миниатюрном виде, такова сущность макета.

            В энциклопедии, дано следующее определение слова  макет – в переводе с франц. maquette, от итал. Macchietta – набросок, объёмно-пространственное изображение (из гипса, дерева, пластмассы, картона и других материалов) уже построенного или проектируемого здания, архитектурного ансамбля, города. Макеты выполняются в различных масштабах. Он воспроизводит оригинал либо во всех деталях - (модель), либо приблизительно. Конечно же, такое определение понятия «макет», трудно применить к игровым макетам используемых в детских садах, но задачи макета не меняются, а наоборот расширяют его возможности при работе с детьми.

           В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны  и реализации партнерского  взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.

                                          Технология макетирования

Макетирование - это метод конструирования объектов, при помощи которого создают пространственные трехмерные модели (макет). Впервые методология макетирования была применена в 1980 году, для создания модели продукта. В настоящее же время метод макетирования используется для различных целей. Макетирование –  процесс объемного проектирования изделий, их частей  и деталей, направленный на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде макета. Современные методы визуального моделирования находят все более широкое применение в образовательной деятельности. В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.

С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно - игровой среде.

В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм сюжетной игры.

Ж.Пиаже  обращает внимание на то, что   «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».

Макет, как познавательный элемент моделирования неотделим от развития знаний во многих областях педагогики. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение макета. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с макетами, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения.

Метод макетирования мы применяем для замещения реальных предметов и объектов в виде макетов, дополняя их схематическими изображениями, знаками, символами.

По мнению Л.С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т.д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников. Одной из целей макетирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей  для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности  сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые  контексты. Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это,  прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения),  как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого

Пространственное творчество - фантастическая вещь, заставляющая поверить в свои силы, в возможность творить, преобразовывать мир. Невозможно передать восторг, который ощущаешь, превращая плоский лист бумаги в волшебный замок или современную архитектуру, или создавая зверушек из сказки с их собственным миром.

Дети - великие фантазеры, но их фантазии не всегда можно описать словами, да и не всегда нужно, ведь есть множество других способов реализации.  Придуманное  можно нарисовать, слепить, склеить. 
          В процессе макетирования развивается:

- объемно-пространственное и абстрактное мышление, 
- мелкая моторика, 
- внимание, 
- логическое мышление. 

Создание макетов ориентируют детей на развитие творческого созидательного потенциала, личностных качеств творцов.

 
           Работа направлена на то, чтобы  давать возможность развиться от самых простых заданий к действительно высокому уровню. Кроме красивых поделок ребенок получает бесценный опыт макетирования и очень высокий уровень развития пространственного мышления, который поможет как в точных и пространственно ориентированных науках в школе, так и вполне может стать базой для выбора профессии архитектора, дизайнера, модельера и тд.



Предварительный просмотр:

Ссылка на видео «Эйфелева башня» педагогическое мероприятие с детьми

https://youtu.be/3jGa-6OFZDw