Формирование здорового образа жизни у школьников в условиях семьи и школы

Скрипко Елена Валерьевна
Изменения, которые происходят в обществе оказывают прямое влияние на уровень здоровья подрастающего поколения, как
В ежегодных докладах «О положении детей и семей, имеющих детей, в Краснодарском крае» приведены следующие цифры. Общая заболеваемость детей до 14 лет на конец 2016 г. составила 1605,8, в 2015 г. – 1652,6, в том числе первичная заболеваемость – 1230,8 (в 2015 г. – 1284,2). По данным проводимой диспансеризации здоровы 2,6% детей (113), имею небольшие отклонения в состоянии здоровья 16,4 % (714), хроническая патология у 81% (3520).
Согласно статистическим данным Краснодарского края заболеваемость относительно возрастных категорий 0-14 и 15-17 лет ежегодно снижается. Однако указываемый показатель рассчитывают на 100 тыс. чел. населения региона, а не детей. Мной было проведено дополнительное исследование (по данным показателей базы официальной статистической информации – ЕМИСС), результатом которого стал динамический ряд заболеваемости тем же возрастным группам в расчете 100 тыс. чел. детей (по тем же возрастным группам) (рис. 1).
Полученные расчетным методом результаты доказывают, что в целом по возрастной группе 0-17 лет уровень заболеваемости за последние 10 лет вырос на 22,78%. В связи с выявленными региональными негативными тенденциями здоровья детей особую актуальность приобретает комплексный сбалансированный подход к проблеме здравоохранения подрастающего поколения, где особое место должно отводится образовательным учреждениям. С учетом того, что понятие «здоровье» многокомпонентное, необходим системный подход в решении проблемы здоровьесбережения школьников, что и лежит в основе предлагаемого продукта – Программы реализации здоровьесберегающих технологий.
Методология реализации Проекта базируется на лично-деятельностном подходе, который заключается в том, что ученики должны не просто усваивать материал о культуре здоровья, сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему, а должны находится в активной деятельностной позиции, воспринимая полученную информацию в качестве индивидуально-личностной ценности и руководствуясь ими в жизнедеятельности.
Использование предлагаемого Проекта позволяет в полной мере реализовать здоровьесберегающие функции: 
– формирование образовательной среды, безопасной для здоровья учеников;
– включение в образовательных процесс здоровьесберегающих технологий;
– саморазвитие в сфере здоровья, как профессионального, так и индивидуального как детей, так и самих педагогов.
Научная новизна разработанной Программы заключается в структуризации и представлении конкретных здоровьесберегающих мероприятий относительно классификации здоровьесберегающих технологий.
Практическая значимость Программы заключается в том, что путем педагогического эксперимента, в ходе которого совершена апробация предлагаемого продукта, доказана ее эффективность.
Актуальность применения разработанного проекта применения системы здоровьесберегающих технологий (с конкретизацией мероприятий регионального и предметного характера, а также выделением форм деятельности (урочной и внеурочной)) на базе школы – как социального института здоровья,  обусловлена информационными перегрузками школьников, повышенным уровнем стрессогенности, снижением двигательной активности современных детей и подростков, которые, в свою очередь, замедляют и психическое, и физическое здоровье человека, вызывая, в ряде случаев, девиантное поведение.
Здоровье – высшая ценность, базис активной и творческой жизни каждого человека. В условиях социальной нестабильности, ежегодного ухудшения экологической обстановки значимость здоровья возрастает. Особенно важно осознание проблемы здорового образа жизни подрастающего поколения. Ведь именно оно является определяющим фактором будущего нашей страны и генофонда нации.
В своем Послании Федеральному собранию Президент РФ также отмечает актуальность осознания здорового образа жизни молодым поколением: ««… И результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физкультурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех. Его личный спех…»
Проблема. Согласно данных Минздравэкономразвития РФ из 13,4 млн. школьников у 53% – ослабленное здоровье, у 2/3 детей по достижении 14 лет имеются хронические заболевания, лишь 10% выпускников образовательных учреждений являются абсолютно здоровыми. 
Период с 2012 по 2017 гг. характеризуется ростом общей заболеваемости детей на 16%, а поколения 15-18 лет – на 18%.
Современные образовательные учреждения слабо используют свои потенциальные возможности в укреплении здоровья и формировании ценностного отношения к нему. В связи с этим, необходимо развивать культуру бережного отношения к здоровью у школьников, что возможно путем систематизированного применения здоровьесберегающих технологий.
С учетом того, что Устав Всемирной организации здравоохранения гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», формирование культуры здоровья у школьников должно протекать одновременно в трех указанных областях, что возможно при реализации всей совокупности здоровьесберегающих технологий.
В связи с данными фактами Е.В. Скрипко была разработан Проект здоровьесберегающих технологий, обладающий универсальностью и простотой использования, направленный как на укрепление всех составляющих здоровья, так и на формирование его культуры, который носит материально-вещественную форму – «Программу по реализации здоровьесберегающих технологий».
Доступность и универсальность методов и средств разработанной программы 
Цель – разработать программу (комплекс практических рекомендаций) с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий, направленных на успешное формирование культуры здоровья школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
1) на основании результатов теоретического анализа проблемы, включающего структурирование здоровьесберегающих образовательных технологий, разработаны основные направления, позволяющие повысить уровень культуры здоровья учеников;
2) проведен формирующий эксперимент, по итогам которого сделан вывод об эффективности и результативности предлагаемой разработки.
Объект исследования – здоровьесберегающие технологии в современной образовательной системе.
Предмет исследования – процесс и условия реализации здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы.
Гипотеза. Предполагается, что разработанная Программа, базирующаяся на реализации интегрированных различных видов здоровьесберегающих технологий, наиболее эффективна в повышении уровня культуры здоровья учащихся и их родителей.
Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми методами. В предлагаемом инновационном продукте представлена Программа реализации здоровьесберегающих технологий на базе ОУ как социального института здоровья. Образовательная среда и атмосфера на сегодняшний день не являются абсолютно безопасными для здоровья учащихся и педагогов. В связи с чем, как педагогический состав ОУ, так и административный в своей деятельности должны руководствоваться здоровьесберегающим правилом «не навреди».
Для правильной интерпретации данного высказывания, сотрудники ОУ должны знать классификацию технологий здоровьесбережения, формы их реализации и условия их эффективности. Одним из базовых условий является повышение культуры здоровья самого педагога и его саморазвитие в сфере здоровья, как личностное, так и профессиональное.
Формирование культуры здоровья должно происходить не только в информационно-просветительском и пропагандистском ключе, а посредством реализации личностно-деятельностного подхода, на что и нацелен разработанный инновационный Продукт.
Комплексное решение проблемы сохранения и улучшения уровня здоровья населения реализовано в разработанной Программе здоровьесберегающих технологий, основанной на обеспечении взаимодействия всех субъектов системы «учитель-ученик-семья».
План реализации Проекта. 
Планируемый срок реализации Программы с целью выявления и окончательного подтверждения ее эффективности 2018-2023 г.г.
Фактический срок реализации Программы (на базе экспериментального класса) – 6 месяцев (сентябрь 2017–февраль 2018).
Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории. В рамках данного пункта предлагается использоваться следующие средства и институты, которые обеспечат достижение целей и задач.
Для полноценного использования Программы, положительно влияющей на все составляющие здоровья учеников, была произведена структуризация различных видов здорвьесберегающих технологий, совокупность реализации которых необходима в образовательных учреждениях (рис. 2).
Важно не только теоретическое знание, но и практические (апробированные) приемы использования разных видов здоровьесберегающих технологий системно и в совокупности на базе личностно-деятельностного подхода:
а) медико-гигиенические (проведение бесед с родителями и учениками о пользе горячего питания, о пользе закаливающих процедур, о взаимосвязи гигиены, эстетики и здоровья, о правилах содержания классного кабинета; генеральная уборка классного кабинета с письменного согласия родителей учеников во внеурочное время экологически безопасными чистящими средствами; организация классных часов со школьным медицинским работником);
б) физкультурно-оздоровительные (организация и координация детей на совместное участие в таких конкурсах, как «А ну ка парни!», «А ну ка девочки!»; вовлечение детей в спортивные секции; проведение совместных (родители и дети) спортивно-развлекательных мероприятий «Семейные старты», Мама, папа, я – спортивная семья; подготовка к конкурсу «Смотр строя и песни»;
в) экологические (уборка пришкольного участка; совместные выезды на природу; экскурсии и туристические походы экологической направленности; создание и уход за уголком природы класса; выезды с классом в парки «Дендрарий», «Сафари-парк»; сбор макулатуры);
г) технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (формирование культуры безопасности учеников; изучение схемы эвакуации, правил поведения в чрезвычайных ситуациях; разработка индивидуально с каждым ребенком карты безопасного маршрута в школу; оформление уголка безопасности; соблюдение мер безопасности на переменах; проведение инструктажей по ПДД и профилактике безнадзорности с приглашенными гостями (уполномоченными лицами);
д) образовательного характера:
организационно-педагогические (соблюдение структуры учебного процесса и выполнение необходимых педагогических условий, например, соблюдение последовательности этапов структуры урока (с учетом физкульминуток); применение метода групповой работы; использование интерактивного метода деятельности; формирование положительной психологической атмосферы; активность всех участников);
психолого-педагогических (благоприятное воздействие (информационное, психологическое и биоэнергетическое) педагога на уроке);
учебно-воспитательные (выполняются как в урочное, так и внеурочное время – мотивация к ЗОЖ в ходе отступлений и экскурсов на уроках (апробировано на уроках русского языка и литературы), предупреждение вредных привычек посредством классных часов и родительских собраний (апробировано посредством игровых технологий, изодеятельности и театрализованных представлений).
Эффективность реализации Программы возможна при следующей структуре работы и выполнении следующих условий (рис. 3).
Также определены основные формы и средства реализации Программы (рис. 4). 
 
Управление и оценку эффективности Проекта планируется осуществлять на следующих уровнях:
а) локальном (единичный социальный институт – общеобразовательное учреждение) путем анализа динамики определенных критериев эффективности между параллельными классами;
б) местном (МО г.Краснодар) путем анализа динамики определенных критериев эффективности между параллельными классами и в целом по общеобразовательному учреждению дифференцированно по начальному, среднему и старшему звену.
Критерии оценки эффективности проекта.
Целевые индикаторы Программы:
1. Доля поставленных на питание детей.
2. Число детей, посещающих спортивные секции и ведущие активный образ жизни.
3. Уровень информированности школьников о ЗОЖ (Вредных привычках).
Ожидаемые конечные результаты и показатели эффективности:
– прирост числа детей с активной деятельностной и жизненной позицией;
– повышение уровня информированности школьников о ЗОЖ и пагубности вредных привычек;
– формирование культуры здоровья учащихся и их семей;
– снижение уровня заболеваемости школьников.
Настоящий проект возможно использовать на любом типе образовательного учреждения, вне зависимости от географического положения организации, типа учреждения и вида финансирования.
Ресурсное обеспечение.
Организационно-управленческие. Администрация МО г.Краснодар, Административный аппарат образовательного учреждения, руководители методобъединений.
Кадровые ресурсы. Задействование всего Педагогического коллектива образовательного учреждения будет способствовать наиболее эффектной реализации Программы.
Научно-методические. Для повышения квалификации педагогического состава в области здоровьесберегающих технологий требуется проведение семинаров, круглых столов, вебинаров, интернет-форумов, а также разработка учебно-методического материала.
Материально-технические. Компьютерное и мультимедийное оборудование.
Инфраструктурные. Учебный класс, аудитории, залы.
Информационные. Информационные стенды, сайты сети интернет, информационные каналы для родителей (родительские собрания, совместные классные часы с детьми).
Финансовые. В основу разработанных проектов положена минимизация затрат денежного характера. В связи с чем достаточно финансирования образовательного учреждения в рамках выделяемых субсидий.
Информационное сопровождение проекта в социальных сетях, наличие собственных информационных ресурсов.
Необходима распространение практики реализации системы здоровьесберегающих технологий педагогическим и управленческим составом посредством освещения информации в различных социальных сетях и публикациях.
Реализация данного проекта публикуется на сайте образовательной организации, на сайте конкурса и личном сайте.
Порядок контроля и оценки результатов проекта.
Оценку планируется проводить итогам полугодий учебного года, что позволит оценить эффективность реализации здоровьесберегающих технологий именно в ходе учебного процесса.
Динамики результатов оценки эффективности применения совокупности здоровьесберегающих технологий по ряду критериев на примере экспериментального класса под руководством Е.В Скрипко:
1. Прирост объема поставленных на питание детей в экспериментальном классе (рис. 5).
2. Увеличение количества учеников 5 «В», занимающихся в спортивных клубах, школах, и различными формами активной деятельности (танцы, туризм, конный спорт и др.).
3. Прирост числа детей с высоким уровнем информированности о вредных привычках в экспериментальном классе. 
Результаты повторной диагностики уровня информированности о вредных привычках представлены на рис. 6.
Таким образом, в целях апробации данного проекта в других классах и образовательных учреждениях считается возможным и эффективным реализация разработанной Программы.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon risunok_1-6.pdf203.24 КБ

Предварительный просмотр: