Патриотическое воспитание

Скрипко Елена Валерьевна
Актуальность. В истории развития общества есть времена, когда в основу мировоззрения клали идеи и образы, которые были обращены к Родине. Это – эпохи национальных испытаний и возрождений, переломные этапы в политической жизни страны. Сегодня, во времена смены ценностных ориентаций, когда трансформируются положение и интересы всех групп населения, патриотизм выступает тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы социума. Именно он придает смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться и, в значительной мере, определяет успех развития нашей страны. По мере дальнейшего развития России понадобятся значимые проекты, содержащие планирование и виденье оптимистичного будущего. Решение этих задач ляжет на плечи сегодняшнего молодого поколения. Именно поэтому их знания, активная гражданская позиция, стратегические способности мыслить и любовь к Родине составляют фундамент будущего сильной нации. Актуальность проблемы патриотизма для современного общества находит подтверждение в работах философов сегодняшних дней. Ученые указывают на то, что распад старой системы воспитания 80-х гг. привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма, молодое поколение сформировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма, что привело к деградации нравственных ориентиров российского народа.
Цель – воспитание у школьников чувств гражданственности и патриотизма, выступающими важнейшими социально-нравственными и духовными ценностями, и активной гражданской позиции средствами патриотического воспитания, формирование конституционного правосознания и глубокого понимания воинского долга. 
Для достижения цели необходимо решать такие задачи: 
1. Првивать ценностное отношение к Родине, краю, национальному наследию;
2. Углублять знания о таких понятиях, как «защита Отечества», «конституционный долг», «обязанности гражданина», «патриот».
3. Расширять знания о национальных героях на трех уровнях (страна, регион, семья);
4. Формировать представление о профессии военнослужащего и положительное отношение к военной службе;
5. Развить чувства благодарности и гордости к защитникам Отечества;
6. Развивать УУД посредством патриотического воспитания и реализации важнейшей педагогической функции – активного взаимодействия учащихся, родителей и учителей.
В целом структурно вся деятельность, направленную на формирование патриотического воспитания и гражданственности, включает урочную и внеурочную (рис. 1). Патриотическое воспитание в урочной деятельности осуществлялось посредством образовательного процесса на уроках русского языка и литературы. Необходимо отметить, что мной не выделялся в данной сфере какой-либо класс или параллель.
Особенности воспитание патриотизма на уроках литературы Е.В. Скрипко. В целом уроки литературы несут в себе богатейшую и ценнейшую информацию, которая способствует подъему патриотических настроений, так как художественная литература является одним из основных средств патриотического воспитания. 
На уроках литературы провожу работу по формированию у учеников чувства гордости за Россию и за нацию, прививая уважение к великим подвигам и свершениям русского народа, обогащая знания детей нравственными представлениями и понятиями. 
Для достижения целей воспитания патриотизма, чувства гражданственности и любви к Родине, ценностям отечественной культуры духовно развитой личности, формирования гражданского сознания мной используются различные методики: исторические экскурсы и отступления, использование литературного материала военной истории России (М.Ю. Лермонтов «Бородино», И.А. Крылов «Волк на псарне», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»). Программа 5 класса (по ред. В.Я. Коровиной) представляет собой богатейший материал в данной сфере. Сюда включены блоки стихотворений и прозы русских писателей и поэтов о Родине, родной природе, о Великой Отечественной войне. 
Особенности формирования патриотического воспитания и гражданственности на уроках русского языка Е.В. Скрипко. Уроки русского языка несут в себе огромную ценность: прививается любовь к родному языку, осмысление человеческих ценностей, а также происходит воспитание личности с высоким чувством патриотизма. 
Для достижения данных целей в практической работе на уроках русского языка использую материалы следующего характера «Общие сведения о языке», дидактический (сочинения, изложения, выполнение упражнений).
Любовь к русскому языку является проявлением патриотизма, работу над формированием которого провожу в каждом классе в зависимости от общей подготовки учеников, программного материала и межпредметных связей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon risunok_1.pdf159.77 КБ

Предварительный просмотр: