Диагностика

Солодовникова Наталья Викторовна

1.     Диагностика: упражнения и задания для оценки психомоторики старших дошкольников перед обучением в школе.

2.     Диагностика уровня тревожности. Методика «Ступени»

3.     Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

4.     Тест «Эмоциональное развитие ребенка»

5.     Тест для дошкольников «Цифры» (для оценки кратковременной зрительной памяти)

6.     Тест «Дом, дерево, человек»

7.     Проективная методика рисунок дерева

8.     Тест «Несуществующее животное»

9.     Тест Люшера

10.   Тест «Кактус»

11.   Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

12.   Тест для дошкольников (уровень развития мышления): «Времена года»

13.   Тест Вартегга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика: упражнения и задания для оценки психомоторики старших дошкольников перед обучением в школе.

Вопросы развития моторики детей старшего дошкольного возраста привлекают внимание психологов и педагогов при разработке оптимальных способов организации начального этапа обучения. Значительное количество разработанных технологий обучения - от традиционной к развивающей строятся на изучении микродвижения (движений руки) при формировании навыков письма, тогда как макродвижения (движения всего тела, жесты, пантомимика) остаются прерогативой физического воспитания. Таким образом, нарушается целостность психомоторного действия, при сводит к разрыву между познавательной и двигательной деятельностью.

Дети 6-7летнего возраста, которые сейчас пойдут учиться в 1 классе, переживают это явление особенно болезненно, поскольку их организм нуждается в адаптации к статическому положению тела во время выполнения микродвижения - позы сидения.

В последнее время в психологии становится актуальной идея целостности телесного пространства ребенка в познании, который имеет в себе черты интегрального сенсорного образования - важного источника информации. Образ тела имеет признаки умственного и эмоционально-чувственной активности, которая отображается в индивидуальной схеме тела ребенка. Совершенно очевидно, что формирование высшей формы мышления у младших школьников происходит в соответствии с законом гармонического единства макро - и микродвижения в схеме тела: первые создают условия для активизации эмоционально-чувственного, а вторые - умственного уровня активности. 

С целью выявления важнейших характеристик психомоторной организации ребенка, необходимых для успешного обучения в начальной школе, можно проводить предварительное обследование детей 6-7 лет, перед поступлением в 1 класс.

Успешность подготовки к обучению детей 6-7 летнего возраста определяется, главным образом, по состоянию произвольной регуляции познавательной активности. Прежде всего, сюда относятся наличие мотивации к обучению, а во-вторых - способность выполнять психомоторные действия в соответствии с речевой инструкцией и внутренним стимулом к действию. Кроме этого, важными характеристиками детей, поступающих в 1 класс, является культурно-слуховая память, наглядно-образное мышление, организация микродвижения обеих рук.

Для исследования психомоторной организации первоклассников можно применять диагностическую систему упражнений и заданий.

1. Анализ детских рисунков - «комиксов», объединенных одним сюжетом. Рисунки выполняются черным карандашом в тетради, лист которого разделен на 4 части.

Анализируются также продукты деятельности: рисунки, аппликации и т. п.

Необходимо также изучение умений детей при написании элементов букв, цифр и выполнения упражнений зрительно-слухового диктанта.

2. Формирование действий по языковой инструкции: «На один стук подними правую руку, на два - левую», а также другие действия по заданной двигательной программе в схеме тела.

3. Исследование пространственной координации с помощью карточек с изображениям движений по инструкции: «Сделай так же».

4. Дорисовывание деталей предметов на готовых рисунках.

 диагностика дошкольников, дошкольная подготовка, тестирование перед школой, тесты перед обучением в школе, предшкольная диагностика дошкольников

«Покажи движениями форму буквы».

6. Рисование ноликов правой и левой руками в течение 15 секунд.

Результаты оцениваются по следующим показателям: 10-15 нулей - высокий уровень; 7-9 нулей - достаточный уровень. Сравнение результатов для левой и правой рук осуществляется с целью определения особенностей двигательной активности и регуляции действий правым и левым полушариями головного мозга. Дети выполняют задания на листе не разлинованной бумаги размером половины стандарта А4.

7. Запоминание 10 слов: мяч, сон, тень, флаг, игра, сосна, река, свет, собака, смех.

8. Сложение предметов из геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг) по образцу.

9. Распределение предметов в группах в соответствии с составом числа; обозначение состава чисел; рисование схемы состава чисел на заданной форме.

Контрольная работа

1. Состав чисел.

диагностика дошкольников, дошкольная подготовка, тестирование перед школой, тесты перед обучением в школе, предшкольная диагностика дошкольников 

2. Состав числа 7.

диагностика дошкольников, дошкольная подготовка, тестирование перед школой, тесты перед обучением в школе, предшкольная диагностика дошкольников 

Согласно выполненных заданий определяется психомоторный тип готовности детей к обучению: дети, готовые к обучению; дети, которые условно готовы к обучению; дети, которые не готовы к обучению.

Дети, которые готовы к обучению

Потребность в общении, внимание к вопросам и задачам, активность и старательностью во время выполнения задач, адекватность эмоциональных реакций и поведения. В рисовании уверенно вырисовываются линии: вертикальные, горизонтальные, округлые, зигзаги, волнистые и тому подобное. Четкость линий и нажима карандаша во время выполнения рисунка свидетельствуют об уверенности и силе руки. В рисунках, выполненных в цвете, преобладают насыщенные цвета, охвачена вся цветовая гамма, передаются величина, пространственные отношения и сюжет. Элементы букв и цифр выполнены согласно поданным образцами. Безошибочное выполнение макро и микродвижений по словесной инструкции. Умение организовывать движения в пространстве тела по образцу в зеркальном отражении. Отсутствие ошибок в дорисовывании деталей на рисунках. Умение показать в динамике движения заданный образ буквы или цифры, изображения с помощью жестов формы предметов. Рисование нулей правой и левой руками с достаточным нажимом, идентичность срисовывание элементов букв. Заучивания слов за 3-5 попыток. Способность составлять конструкции предметов по образцу, умение выполнять конструктивные действия. Понимание состава числа из двух меньших, умение показать это на разных формах, описать.

Таким образом, у детей, готовых к обучению, наблюдается хорошо выраженная мотивация к активному сотрудничеству со взрослыми при выполнении задач, развитая психомоторная активность, культурно-слуховая память. Однако, может отмечаться недостаточная сформированность невербальных способов познавательной активности (мимики, жестов) наглядно-образного мышления и скорости пространственных действий.

Дети, которые условно готовы к обучению.

Имеют хорошую мотивацию, стабильность и точность выполнения задач, но необходимо наличие определенного количества попыток и движений с помощью взрослого, которые «подводят» к правильному выполнению задач. В рисовании доминирует четкость выполнения прямых линий, нажим карандаша в округлых линиях уверенный. Цветовая гамма беднее, есть цвета, которые передают эмоциональную возбудимость и неуравновешенность; сюжетная линия рисунков прослеживается не всегда, но размер и расположение предметов сохраняются. Элементы букв передаются с пространственными нарушениями; в тетрадях с образцами красного цвета они вырисованы лучше, чем в печатных прописях. Это свидетельствует об эмоциональной нестабильности. Выполнение движений по инструкции происходит после дополнительных повторений. Зеркальное отражение движений после 2-3 попыток. Умение изобразить жестами слова и числа после дополнительной инструкции и разъяснения. Рисование нулей правой и левой руками со средней скоростью, но без соблюдения линии и с нарушением размера нулей. Так же нарушается размер при срисовывании элементов букв. Заучивание слов в среднем за 9 попыток, причем во время запоминания вплетаются другие слова, возникают побочные ассоциации. Умение составлять конструкцию предмета с помощью взрослого, благодаря наводящим вопросам. То же касается определения состава числа, группировка элементе в числа и названия смежных чисел.

Итак, дети, условно готовые к обучению, при хорошей мотивации и познавательной активности имеют недостаточную направленность психомоторных действий, нарушения культурно-слуховой памяти, выраженную потребность в дополнительных стимулах деятельности, которую предоставляет взрослый в различных формах (поощрение, образное сравнение, эмоциональная поддержка).

Эти дети проявляют неравномерность результатов, не зависит от сложности задач: двигательные ответы тормозились, рука останавливалась, не окончив движение с последующим продлением действия. Такой тип исполнения задач свидетельствует о дезорганизующем влиянии психоэмоциональных состояний (тревоги, неуверенности и т.п.).

На наш взгляд, дети, условно готовые к обучению, имеют типологические характеристики, которые проявляются в различных видах психомоторной активности. Это дети с эмоционально-чувственными и образно-эмоциональными особенностями психомоторных действий. Выполнение учебных заданий для детей, которые условно готовы к школе, будет успешным тогда, когда учитель будет осуществлять индивидуальный подход на основе учета особенностей психомоторной организации и подбирать стимулы (слово, образ, чувство).

Дети, которые не готовы к обучению.

Дети имеют мотивацию к выполнению задач, но в большинстве случаев не могут это сделать без помощи взрослого. Двигательные действия выполняются по стереотипам, дети могут перестроить программу движений, словесные инструкции воспринимают плохо, но способны повторить движение, которое выполняет взрослый. В рисовании доминируют нечеткие линии, напор слабый, неуверенность в описании округлых форм, линии прерывистые, цветовая гамма однообразная, содержит 2-3 цвета. Неспособность самостоятельно передать сюжет, пространственные отношения и величину предметов. Отмечается беспомощность при выполнении задач, сопровождается словами: «не могу», «не умею», «не знаю». Рисование элементов букв и цифр связано с техническими трудностями: дети неумело координируют движения рук, концентрируют мышечные усилия на кончике карандаша. Выполнять макро- и микродвижения могут, только повторяя показанное взрослым, могут передать с помощью жестов и телодвижений форму и содержание. С графическими попытками не могут справиться, допускают нарушения в передаче пространственных отношений: уменьшение размера и количества элементов букв. Запоминание слов возможно после длительных упражнений, но содержание в памяти всего 6-7 слов из 10. Рисование нулей правой рукой замедленное, количество - 2-3, а левой рукой писать не пробуют. На первое место у детей этой группы выходит недостаточная познавательная активность как в вербальной, так и в невербальной формах, проявляется в отсутствии произвольной регуляции психомоторных действий.

Психомоторное обследование позволяет провести анализ составляющих познавательной деятельности 6-7 летних дошкольников, выявить детей, не готовых к обучению в школе, дифференцировать детей с различными психомоторным возможностями, дать прогноз успешности обучения на ближайший период школьного обучения и составить программу индивидуального психомоторного развития с использованием упражнений и заданий двигательного содержания.



Предварительный просмотр:

Тест Вартегга

Внимание. Ради сохранения психического здоровья Ваших детей результаты теста может интерпретировать только опытный психолог!

Данный тест направлен на исследование многих факторов: самооценки, социальных навыков; амбиций, активности и способов достижения цели; внутренней устойчивости; особенностей личностных взаимоотношений; отношение к страхам.

Автор теста – немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован в 1963г, в России появился в 2004г благодаря В.К. Калиненко в его книге «Рисуночный тест Вартегга».

Сам тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Вы можете самостоятельно сделать бланк для теста, распечатав эту таблицу в формате А4.

тест вартегга бланк, тест вартегга, рисуночный тест вартегга

Задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получился законченный рисунок. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета. Затем подпишите рисунки.

Интерпретация теста Вартегга

При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:

- смысловое содержание рисунка,

- особенности графики (нажим, штриховка, расположение),

- порядок заполнения квадратов.

Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, то есть является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти «черточки и точечки» не случайны, а являются результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, которые изучали коллективное бессознательное.

Квадраты № 1, 2, 7 и 8 – это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.

Квадраты № 3, 4, 5 и 6 – это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неодушевленные предметы, созданные человеком.

Если вы заметили отклонение от этого правила – ищите в этом квадрате (теме) проблему.

Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае – самого себя, то есть представление о себе и свое место в мире.

Квадрат №2: волнистая линия – это зародыш, а пространство вокруг – мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.

Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.

Квадрат №4: черный квадрат – это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным препятствиям, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.

Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, препятствие на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.

Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или отдаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.

Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость к внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, «толстокожесть».

Квадрат №8: дуга – символ гармонии и защиты. В рисунке означает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы – уход в себя в качестве защиты.

Особенности графики:

Чтобы оценить нажим, нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квадраты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, то есть являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате).

Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части – на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку – зависимость и поиск поддержки, в центре – адекватную самооценку и уверенность в себе.

Преобладающие линии: горизонтальные – слабость, вертикальные – решительность, штриховка – тревожность.

Размер рисунка: сверхбольшие – демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие – подавленность, скромность.

Отношение к исходным данным: «линии и точки»:

Ребенок игнорирует их, то есть рисунок исследуемого не связан с ними – сосредоточен на себе, своем «Я», погруженность в «свой мир»;

Ребенок учитывает их в своем рисунке, но не полностью – изобретательность;

Учитывает все – концентрация на конкретном, важном, существенном;

Создает целостные интересные образы – творческие способности.

Порядок заполнения квадратов: ребенок обычно начинает с тех квадратов, которые ему «нравятся», «легкие», «понятные», то есть из тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые «не нравятся», «какие-то непонятные», «сложные», оставляет на потом, то есть те темы, в которых он испытывает затруднения.

 тест вартегга бланк, тест вартегга, рисуночный тест вартегга

Пример интерпретации данного рисунка с тестом Вартегга ниже.

Ради сохранения психического здоровья Ваших детей результаты теста может интерпретировать только опытный психолог!

Тест исполнил 11-летний Никита.

1 квадрат: “Крестик, пересечение дорог”. В данный момент Никита действительно находится на распутье: в какую сторону пойти – какое увлечение (хобби) выбрать, а от какого отказаться.

2 квадрат: “Ворона, которая говорит: Потребительское отношение к окружающим.

3 квадрат: “Кардиограмма”. Последний столбик был дорисован позже, стремление к успеху неустойчивое: то “боевой настрой”, то “руки опускаются”.

4 квадрат: “Испуганное лицо работа”. Стремление скрыть свой страх, не проявлять его внешне.

5 квадрат: “Молоток”. Если добавить молотку движение, то он опустится вниз, то есть преграда не будет преодолена, несмотря на наличие внутренней силы.

6 квадрат: “Прямоугольник”. Нормальное стремление к объединению с близкими.

7 квадрат: “Смайлик, улыбка”. Дети часто используют символ

смайлика в этом тесте, скорее всего, чтобы избежать более личностного ответа. Со слов Никиты, этот смайлик про “счастье окружающих”.

8 квадрат: “Смайлик, грусть”. Стремление к уходу в уныние и подавленность в случае неудач. Напор слабый, рисунки маленькие – неуверенность в себе,

сниженный эмоциональный фон.

Исходя из порядка заполнения квадратов, наиболее актуальным для Никиты сейчас является самоопределение, поддержка близких, смена побед и неудач, уход в подавленность. У Никиты действительно сейчас тяжелый период жизни: последний год он терпит неудачи в спорте, поэтому очень нуждается в поддержке близких и переориентации своих интересов.

Но! Так как мы занимаемся арт-терапией, а не просто тестируем, то не останавливаемся на интерпретации теста Вартегга, а идем дальше. Объяснив смысл каждого квадрата Никиты, можно предложить ему изменить и дополнить свои рисунки.

В квадрате №3 был сразу дорисован еще один столбик – новый подъем мотивации и веры в себя!

В квадрате №1 были подписаны “пути”: обучение, развлечения, спорт, творчество. Каждому был отмерен свой отрезок. Больше всего времени Никита сейчас хотел бы уделять развлечениям, меньше – учебе. Нет, он не ленивый. Это усталость в конце учебного года (сейчас идет последняя четверть).

В квадрате №5 с помощью уже имеющегося молотка Никита стал преодолевать различные препятствия (жук, кость, холодильник, забор, а на нем лев), чтобы в итоге попасть на футбол, который оказался в том самом правом верхнем углу.

Таким образом, мы провели не только диагностику и выявили основные проблемы Никиты, но и сразу сделали несколько шагов навстречу их решению. Сначала – на бумаге, потом – в голове (основной принцип арт-терапии). Если бы Никита был постарше, можно было бы спросить: “А что в жизни может стать для тебя таким молотком?” – И тем самым перебросить мост в реальность. Но это уже совсем другая история!



Предварительный просмотр:

Тест для дошкольников (уровень развития мышления): «Времена года»

Целью проективной методики «Времена года» является исследование уровня развития мышления ребенка-дошкольника 3-4 лет.

Процедура проведения теста:   Психолог показывает ребенку рисунок и инструктирует его о способе выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Внимательно посмотри на этот рисунок и скажи, какое время года изображено на каждой из его частей, объясни, почему ты считаешь именно так. Если все понятно, начинай!»

За 2 минуты ребенок должен не только назвать определенное время года, но и обосновать свое мнение, объяснить, почему он так считает, указать признаки, которые по его мнению свидетельствуют о том, что на рисунке изображено именно это время года, а не другое.

Рисунок к выполнению методики «Времена года».

тесты для дошкольников, тесты для дошкольников 3 4 лет, тесты развитию дошкольников, тест на развитие мышления

Интерпретация теста.

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все рисунки с временами года, указав к каждому из них не менее двух признаков (Всего 8 признаков).

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех рисунках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех рисунках времена года, но указал только 3-4 признака.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одном-двух рисунках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не смог назвать точно ни одного признака (разное количество баллов от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы

10 баллов - очень высокий уровень развития мышления ребенка.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.



Предварительный просмотр:

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

тесты на детские страхи тест страхи в домиках, тест страхи домиках панфиловой, тест м панфиловой страхи в домикахДанная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.

Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.

Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Инструкция по проведению: Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».  (Список страхов можно скачать внизу материала) (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься ...».

Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» - «не боюсь».

Особенности проведения тестирования.

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам"

Страхи

Ты боишься:

1 когда остаешься один;

2 нападения;

3 заболеть, заразиться;

4 умереть;

5 того, что умрут твои родители;

6 каких-то детей;

7 каких-то людей;

8 мамы или папы;

9 того, что они тебя накажут;

10 Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У

школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи

сказочных персонажей);

11 перед тем как заснуть;

12 страшных снов (каких именно);

13 темноты;

14 волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15 машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16 бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17 когда очень высоко (страх высоты);

18 когда очень глубоко (страх глубины);

19 в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20 воды;

21 огня;

22 пожара;

23 войны;

24 больших улиц, площадей;

25 врачей (кроме зубных);

26 крови (когда идет кровь);

27 уколов;

28 боли (когда больно);

29 неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30 сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31 опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:  медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

 страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт,

неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

 страх смерти (своей);

 боязнь животных ;

 страхи сказочных персонажей;

 страх темноты и кошмарных снов;

 социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий,

одиночества;

 пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка – это показатель преневротического состояния.

Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:

выраженные страхи у девочек у мальчиков

страх одиночества в 100% случаев 90%

страх смерти родителей 100%     70%

страх умереть 100%       30%

страх родителей 60%      90%

страх снов 100%              80%

страх войны 70%             90%

страх темноты 90%         60%

страх перед животными 90%     70%

страх чудовищ 40%         60%

страх высоты 70%           40%

страх глубины 30%          30%

страх замкнутого пространства 30%       40%

страх огня и пожара 100%       70%

страх перед врачами 20%       20%

страх крови 50%         30%

страх перед уколами 50%       30%

страх боли 40%                  50%

страх резких звуков 30%       30%

Для детей подготовительной группы (5-7 лет ) характерны такие страхи:

выраженные страхи у девочек у мальчиков

страх перед нападением 70%       90%

страх умереть 100%      50%

страх смерти родителей 100%     60%

страх перед папой и мамой 90%     90%

страх наказания 70%        100%

страх чудовищ 50%      80%

страх глубины 90%      40%

страх перед стихией 80%      60%

страх высоты 90%     40%

страх пожара 100%     60%

боязнь врачей и боли 80%     50%

боязнь крови 100%     20%

боязнь уколов 90%     40%

страх перед неожиданными звуками 100%      60%

страх темноты 60%     40%

страх увидеть страшные сны 70%     40%

страх замкнутого пространства 70%      20%

страх войны 70%      60%

страх огня 60%      60%

страх больших улиц 20%    20%

Возрастные особенности появления страхов

Младший дошкольный возраст

Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст

Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.

Младший школьный возраст

Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст

Страх смерти родителей, страх войны.

Возрастные нормы (по А. И. Захарову)

Среднее число страхов

В дошкольном возрасте: - у девочек =10,3; - у мальчиков - 8,2;

В школьном возрасте: - у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.

Возраст Мальчики Девочки

3                    9              7

4                    7              9

5                      8             11

6                      9             11

7                      9              12

7                     6                 9

8                     6                 9

9                    7                 10

10                   7              10

11                 8                 11

12                 7                 8

13                  8                9

14                   6                9

15                  6                   7